ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 1983 г. N 4

 

О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

 

Советское государство придает большое значение охране окружающей среды. В ст. 18 Конституции СССР указано, что в интересах настоящего и будущих поколений в нашей стране принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.

В последние годы приняты меры по дальнейшему совершенствованию природоохранительного законодательства. Одним из важных средств, обеспечивающих его выполнение, является правильное рассмотрение судами дел о загрязнении водоемов и воздуха, порче земли, незаконной порубке леса, его уничтожении или существенном повреждении, незаконном занятии рыбным и другими водными добывающими промыслами, незаконной охоте, возмещении материального ущерба, причиненного указанными противоправными действиями.

Пленум Верховного Суда СССР, обсудив вопрос о выполнении судами законов об охране природы, а также соответствующих руководящих разъяснений Пленума, отмечает, что суды в основном правильно разрешают дела данной категории. Вместе с тем в их деятельности еще имеются существенные ошибки и недостатки: не всегда выявляются и привлекаются к ответственности все лица, в частности организаторы, подстрекатели и пособники, виновные в совершении таких преступлений; допускаются послабления в наказании виновных; несмотря на наличие оснований, не решается вопрос о лишении их права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Неправильное исчисление размера ущерба, причиненного указанными правонарушениями, приводит к ошибочной квалификации преступных действий, неполному его возмещению. Для разрешения вопросов, требующих специальных познаний, в ряде случаев не привлекаются соответствующие специалисты.

Некоторые суды не придают должного значения выявлению и устранению причин и условий, способствовавших нарушениям законодательства об охране природы, не используют такую важную форму профилактики, как выездные заседания.

Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1. Обратить внимание судов на то, что строгое выполнение законодательства об охране земли, ее недр, лесов и вод, животного и растительного мира, атмосферного воздуха, бережное, рациональное использование природных ресурсов является одной из важнейших государственных задач, от решения которой зависит здоровье и благосостояние людей, а также успешное выполнение планов экономического и социального развития. В связи с этим судам необходимо всемерно совершенствовать свою деятельность, устранить имеющиеся недостатки при разрешении конкретных гражданских и уголовных дел, усилить предупредительно - воспитательное воздействие судебных процессов.

2. Судам надлежит полно и всесторонне исследовать обстоятельства каждого дела, обращая особое внимание на то, чтобы все лица, виновные в нарушении правил охраны природы, были привлечены к ответственности, установленной законодательством.

В целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний, судам следует привлекать к участию в рассмотрении дел в качестве специалистов или экспертов гидрометеорологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, ботаников, лесоводов, охотоведов, землеустроителей и других.

3. Рассматривая дела, связанные с нарушением законодательства об охране природы, судам надлежит принимать меры к выявлению лиц, приобретавших или сбывавших заведомо добытое преступным путем (рыбу, мясо диких животных, птицу, древесину и т.п.), и в зависимости от конкретных обстоятельств решать вопрос о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 208 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, либо о применении иных мер воздействия.

Судам следует иметь в виду, что заранее обещанное приобретение добытой заведомо преступным путем продукции либо систематическое приобретение ее от одного и того же правонарушителя лицом, которое сознавало, что своими действиями дает возможность право нарушителю рассчитывать на содействие в сбыте этой продукции, должно квалифицироваться как соучастие в преступлении в форме пособничества.

4. Разъяснить судам, что за загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, в частности, путем эксплуатации на предприятиях, коммунальных и других объектах неисправных очистных сооружений и устройств, отключения очистных сооружений и устройств на какой-либо срок, нарушений правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и других препаратов, повлекших или могущих повлечь загрязнение атмосферного воздуха и воды, административную или уголовную ответственность в предусмотренных законом случаях несут как должностные, так и иные виновные лица. Такие действия могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами (выше предельно допустимых концентраций) надлежит рассматривать при наличии к тому оснований как нарушение правил охраны труда.

5. Если ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других объектов без очистных сооружений и устройств допущен в результате злоупотребления властью или служебным положением, халатности либо совершения другого должностного преступления, если при этом причинен существенный вред государственным или общественным интересам (например, когда это привело к запрещению или временному приостановлению эксплуатации объекта, повлекших срыв выпуска продукции, действия виновных должностных лиц следует квалифицировать по статьям УК, предусматривающим ответственность за указанные преступления, а в случаях, когда это повлекло загрязнение или засорение вод либо загрязнение атмосферного воздуха, - также и по ст. 223 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

6. Разъяснить судам, что ответственность за действия, предусмотренные ст. 223 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, наступает в случаях, когда концентрация загрязняющих веществ в водоемах, водных источниках и атмосфере, а также уровень вредных физических воздействий на атмосферный воздух, где это предусмотрено законодательством союзных республик, превышают установленные нормативы, в результате чего причинен или мог быть причинен вред здоровью людей, сельскохозяйственному производству, рыбным запасам, животному и растительному миру.

Под причинением существенного вреда здоровью людей, являющимся квалифицирующим признаком ч. 2 ст. 223 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик, следует понимать заболевания людей, опасные для жизни или соединенные со стойкой утратой трудоспособности или длительным расстройством здоровья.

7. По смыслу ст. 230 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик под природными объектами, взятыми под охрану государства, понимаются предусмотренные "Типовым положением о государственных памятниках природы", утвержденным Постановлением Госплана СССР и Государственного комитета СССР по науке и технике от 27 апреля 1981 г. N 77/106, такие природные объекты, которые представляют собой небольшие урочища (рощи, озера, участки долин и побережий, достопримечательные горы) и отдельные объекты (редкие и опорные геологические обнажения, водопады, пещеры, минеральные источники и т.п.), а также природные объекты искусственного происхождения (старинные аллеи, парки, пруды и т.п.), которые решениями соответствующих органов отнесены к государственным памятникам природы.

8. Учитывая, что по смыслу ст. 50 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик порубка является одним из способов уничтожения либо повреждения деревьев и кустарников, действия лиц, виновных в незаконной порубке защитных или озеленительных древесно - кустарниковых насаждений, не входящих в государственный лесной фонд (например, в городах и других населенных пунктах, на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов), надлежит квалифицировать по ст. 169 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

9. Под производством рыбного, звериного и других водных добывающих промыслов, ответственность за которые предусмотрена ст. 163 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, следует понимать лов рыбы и добычу водных животных с нарушением установленных законодательством правил, то есть ведение промысла без надлежащего на то разрешения, либо в запретное время, либо в недозволенных местах или недозволенными орудиями, способами и приемами. По указанной статье следует квалифицировать и действия лиц, которые имели разрешение на промысловую добычу рыбы и водных животных, но производили ее в запрещенное время либо в недозволенных местах.

Судам следует иметь в виду, что перечень ценных пород рыб, морских млекопитающих и водных беспозвоночных, незаконный промысел которых влечет ответственность по ст. 163 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, содержится в Постановлении Совета Министров СССР от 25 октября 1974 г. N 833 "Об усилении охраны запасов ценных видов рыб, морских млекопитающих и водных беспозвоночных в рыбохозяйственных водоемах СССР", а также в соответствующих постановлениях Советов Министров союзных республик.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 163 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, следует считать оконченным с момента начала незаконного промысла, независимо от того, были ли фактически добыты рыба или водные животные.

Если при незаконном промысле использовалось орудие, специально предназначенное для лова ценных пород рыб, действия виновного должны рассматриваться как покушение на совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 163 УК РСФСР и соответствующим статьями УК других союзных республик, а при наступлении последствий, указанных в данной статье, - как оконченное преступление.

10. Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых колхозами, совхозами, другими предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладение рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, или находящимися в питомниках и вольерах дикими животными, птицей подлежат квалификации как хищение государственного или общественного имущества.

11. Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 166 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик наступает в тех случаях, когда не истек годичный срок со дня окончания исполнения административного взыскания за первое правонарушение. Материалы о первом правонарушении подлежат исследованию судом, о чем должно быть указано в приговоре.

12. В случаях применения при незаконной охоте катеров, моторных лодок, вертолетов и других механических транспортных средств ответственность должна наступать по ч. 2 ст. 166 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

13. Действия лиц, которые добыли (отстреляли, выловили и т.п.) зверей, птиц, рыб, морских млекопитающих, водных беспозвоночных сверх количества, указанного в лицензиях и других специальных разрешениях, должны в этой части расцениваться как незаконная охота или незаконное занятие рыбным или другими водными добывающими промыслами, ответственность за которые наступает в административном либо, при наличии к тому оснований, в уголовном порядке (ст. 163 или ст. 166 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик).

14. Решая вопрос о том, является ли ущерб, причиненный незаконным рыбным и другими водными добывающими промыслами, охотой и порубкой леса, крупным (существенным или значительным), судам следует исходить из стоимости, экологической ценности, количества добытого, поврежденного или уничтоженного, а также размера вреда, нанесенного растительному и животному миру. К такому ущербу следует, в частности, относить ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом или уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу СССР, Красную книгу соответствующей союзной республики.

15. Действия лиц, виновных в незаконном занятии рыбным и другими водными добывающими промыслами, незаконной охоте, незаконной порубке леса, использовавших путем обмана или злоупотребления доверием государственный или общественный транспорт, следует квалифицировать по совокупности статей УК, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства об охране природы, и по ст. 94 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, либо по статье УК союзной республики, специально предусматривающей ответственность за незаконное использование такого транспорта.

Должностные лица, незаконно использовавшие в указанных целях находящийся в их распоряжении государственный или общественный транспорт, в результате чего причинен существенный вред, должны нести ответственность за злоупотребление властью или служебным положением, а также по соответствующим статьям УК за нарушение законодательства об охране природы.

16. Судам надлежит учитывать, что действия работников природоохранительных органов, милиции, народных дружинников и граждан, выполняющих свой служебный или общественный долг по охране природы, направленные на пресечение общественно опасных посягательств, а также на задержание правонарушителя в целях пресечения такого посягательства, являются правомерными и не влекут уголовной или иной ответственности, даже если ими вынужденно был причинен вред нарушителю, т.к. в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик эти действия должны рассматриваться как совершенные в состоянии необходимой обороны.

17. Суды должны иметь в виду, что действия лиц, виновных в посягательстве на жизнь и здоровье работников органов охраны природы, а также общественных инспекторов этих служб и граждан, выполняющих свой общественный долг, подлежат квалификации по соответствующим статьям УК союзных республик, предусматривающим ответственность за эти деяния (ст. ст. 102, 108, 109 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик).

За угрозу этим лицам или совершение в отношения их насильственных действий в связи с участием в предупреждении, пресечении преступлений или правонарушений виновные несут ответственность по ст. 193 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

Лица, оказавшие сопротивление или посягавшие на жизнь работников органов охраны природы, являющихся одновременно и народными дружинниками, работников милиции, народных дружинников при исполнении ими обязанностей по охране и защите природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства, подлежат ответственности по ст. ст. 191.1 и 191.2 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

Оскорбление работников милиции, народных дружинников при указанных обстоятельствах образует состав преступления, предусмотренный ст. 192.1 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик.

18. В случаях, когда должностное лицо предприятия, учреждения, организации отдает подчиненным по службе работникам незаконное распоряжение, выполнение которого связано с нарушением законодательства об охране природы, действия такого должностного лица следует квалифицировать по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за указанные деяния, а при наличии к тому оснований - и за должностное преступление. При этом ответственность лиц, которые, выполняя распоряжение, непосредственно совершили действия, посягающие на природу, наступает лишь в случаях, когда они сознавали незаконный характер отданного распоряжения и не приняли зависящих от них мер к предотвращению наступившего вреда.

19. Если должностные лица органов охраны природы вступают в преступные сделки с браконьерами, способствуя им в совершении преступления, или сами совершают такие преступления, как незаконное занятие рыбным и другими водными добывающими промыслами, незаконная охота, незаконная порубка леса, они должны нести ответственность за нарушение законодательства об охране природы и соответствующее должностное преступление.

20. Исходя из требования ст. 32 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик суды должны применять строгие меры наказания в отношении организаторов и активных участников преступных групп, а также лиц, неоднократно совершивших преступления, связанные с нарушением законодательства об охране природы. Вместе с тем в отношении граждан, признанных виновными в совершении менее опасных преступлений и способных исправиться без изоляции от общества, следует применять штраф и другие виды наказания, не связанные с лишением свободы.

В тех случаях, когда нарушения законодательства об охране природы совершены лицом с использованием занимаемой должности или при занятии определенной деятельностью, суды, применяя к виновным предусмотренные законом меры уголовного наказания, должны обсуждать вопрос о лишении их в соответствии со ст. 26 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

21. При рассмотрении дел, связанных с нарушением законодательства об охране природы, суды обязаны тщательно выяснять размер материального ущерба, имея в виду следующее:

а) ущерб, причиненный порчей сельскохозяйственных и других земель, в том числе загрязнением их производственными и иными отходами, сточными водами, исчисляется с учетом всех вынужденных расходов по восстановлению плодородных качеств земли, а также доходов, которые были бы получены землепользователем за время до приведения этих земель в состояние, пригодное для использования по назначению;

б) ущерб, причиненный сбросом неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод и других вредных веществ в водные объекты, определяется в соответствии с "Рекомендациями для определения ущерба от загрязнения водных источников", утвержденными Минводхозом СССР 4 апреля 1975 г., "Руководством по определению ущерба от залповых сбросов сточных вод", утвержденным Госводинспекцией Минводхоза СССР 26 июля 1978 г., и "Методикой подсчета ущерба, причиненного государству загрязнением внутренних морских и территориальных вод СССР", утвержденной Приказом Министра мелиорации водного хозяйства СССР от 10 февраля 1981 г.;

в) ущерб, причиненный нарушениями лесного законодательства, исчисляется в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1968 г. N 641 "О порядке и размерах материальной ответственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству" (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1982 г. N 230), а также по таксам, утвержденным Советами Министров союзных республик.

В таком же порядке исчисляется ущерб, причиненный незаконным уничтожением или повреждением полезащитных лесных полос на землях колхозов и совхозов либо иных защитных или озеленительных древесно - кустарниковых насаждений, не входящих в государственный лесной фонд (на землях сельскохозяйственного назначения, на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов, а также в городах и других населенных пунктах), как за уничтожение или повреждение особо охраняемых лесов первой группы, если законодательством не установлено, что причиненный ущерб возмещается в больших размерах, например, на основе балансовой стоимости или стоимости восстановления зеленых насаждений. В случае повреждения полезащитных лесонасаждений скотом или птицей либо проездом на автомобиле, тракторе, комбайне или другой машине, а также на гужевом транспорте материальная ответственность за ущерб наступает в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1955 г. "Об ответственности за потравы посевов в колхозах и совхозах" (с изменениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1982 г.);

г) ущерб, причиненный незаконной добычей рыбы и водных животных, определяется по таксам, предусмотренным Постановлениями Совета Министров СССР от 25 октября 1974 г. N 831 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный ресурсам живых организмов "сидячих" видов, являющихся естественными богатствами континентального шельфа СССР" и N 833 "Об усилении охраны запасов ценных видов рыб, морских млекопитающих и водных беспозвоночных в рыбохозяйственных водоемах СССР", от 8 августа 1977 г. N 723 "О порядке исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный рыбным и другим живым ресурсам в морских районах, прилегающих к побережью СССР", а также по таксам, утвержденным Советами Министров союзных республик;

д) ущерб, причиненный рыбному хозяйству сбросом в водоемы сточных вод и других отходов, исчисляется в соответствии с "Методикой подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате сброса в рыбохозяйственные водоемы сточных вод и других отходов", утвержденной Министерством рыбного хозяйства СССР 16 августа 1967 г.;

е) ущерб, причиненный незаконной охотой, определяется по таксам (расценкам), предусмотренным положениями об охоте и охотничьем хозяйстве или типовыми правилами охоты, утвержденными в порядке, установленном Советами Министров союзных республик.

В случаях, когда порядок исчисления размера ущерба специальным законодательством Союза ССР и союзных республик не регулируется, он определяется в соответствии со ст. 88 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

22. При рассмотрении гражданских дел, а также исков в уголовных делах о возмещении ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране природы, суды обязаны исходить из того, что закон предусматривает полное возмещение ущерба. Уменьшение размера возмещения допускается лишь в исключительных случаях в зависимости от установленного судом имущественного положения правонарушителя, с обязательным приведением мотивов принятого решения.

На основании ч. 4 ст. 29 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик вопрос о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, связанным с нарушением законодательства об охране природы, суд вправе решить независимо от предъявления иска.

23. Обратить внимание судов на то, что в силу ст. 455 ГК РСФСР и соответствующих статей ГК других союзных республик лица, совместно причинившие вред природным объектам, несут солидарную ответственность. В отдельных случаях суд вправе возложить на виновных долевую материальную ответственность, если такой порядок взыскания соответствует интересам истца и обеспечивает полное возмещение причиненного ущерба.

24. В соответствии с действующим законодательством незаконно добытая продукция (звери, птица, рыба, древесина, пушнина и др.) подлежит изъятию у нарушителя. Суммы, вырученные в случае реализации этой продукции, зачету в счет возмещения ущерба не подлежат. Если таковая продукция была изъята у правонарушителя и реализована до судебного разбирательства дела, то в приговоре, решении суд должен указать о зачислении вырученной суммы на текущий счет соответствующей организации.

При невозможности изъятия незаконно добытой продукции (использована или реализована правонарушителем, пришла в негодность и т.п.) суд должен решить вопрос о взыскании с осужденного или ответчика в доход государства ее стоимости, исчисленной по установленным ценам (таксам отпуска древесины на корню, государственным розничным, комиссионным, закупочным ценам и др.).

25. Суммы, в возмещение ущерба, причиненного нарушениями законодательства об охране природы, подлежат взысканию в доход государства, если иное не предусмотрено действующим законодательством. При этом судам следует иметь в виду, что суммы в возмещение ущерба, причиненного незаконной охотой, незаконной добычей и уничтожением рыбы и других водных животных, взыскиваются в пользу органов управления охотничьим хозяйством и органов рыбоохраны, которые в установленном порядке перечисляют часть из этих сумм в государственный бюджет.

26. По уголовным делам о незаконной охоте, незаконном занятии рыбным и другими водными добывающими промыслами, незаконной порубке леса орудия преступления, принадлежащие подсудимому, в том числе автомашины, мотоциклы, лодки и иные транспортные и плавучие средства, с помощью которых совершаются или облегчаются преступные действия (вылов рыбы, отстрел зверей и т.п.), подлежат конфискации на основании ст. 86 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик.

27. Рассматривая в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях и в порядке, предусмотренном ГПК союзных республик, дело по жалобе на постановление органа (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде штрафа за нарушение природоохранительного законодательства, суд должен проверить законность и обоснованность этого постановления.

Следует иметь в виду, что в силу ст. 39 названных Основ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в суд в течение десяти дней со дня вынесения постановления. Пропущенный по уважительным причинам срок на подачу жалобы может быть восстановлен по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление.

28. В целях повышения предупредительного воздействия судебных процессов по делам о нарушении законодательства об охране природы суды должны выявлять недостатки в деятельности организаций и должностных лиц и выносить частные определения, направленные на предотвращение таких правонарушений.

Дела о причинении крупного ущерба государству, об истреблении большого числа ценных или редких животных, а также совершении преступления группой, с применением взрывчатых веществ, химикатов и т.п. надлежит рассматривать, как правило, в выездных судебных заседаниях с участием в них представителей органов охраны природы, общественных организаций и трудовых коллективов. О результатах разрешения таких дел широко информировать население, используя при этом средства массовой информации.

29. Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским и окружным судам необходимо систематически обобщать судебную практику по делам об охране природы, шире использовать материалы изучения для устранения причин и условий, способствующих совершению этих правонарушений, а также исправления ошибок, допускаемых судами при рассмотрении уголовных и гражданских дел данной категории.

30. Признать утратившим силу Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 июня 1977 г. N 6 "О практике применения судами законодательства об охране природы".

 

Председатель

Верховного Суда СССР

Л.СМИРНОВ

 

Секретарь Пленума,

член Верховного Суда СССР

А.БЕЛОВ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования