МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

 

ПИСЬМО

от 26 апреля 1984 г. N 55

 

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "МЕТОДИКИ УЧЕТА ИНВАЛЮТНЫХ

РАСХОДОВ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ СОВЕТСКИХ СУДОВ НА СТОЯНКАХ

В ИНОСТРАННЫХ ПОРТАХ"

 

В целях совершенствования учета инвалютных расходов по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах, обеспечения единства его организации и технологии, внедрения типового проекта комплекса задач "Учет инвалютных расходов по обслуживанию советских судов в иностранных портах (на основе дисбурсментских счетов)" Министерством утверждена "Методика учета инвалютных расходов по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах".

Предлагаю:

1. С 01.06.84

ввести в действие в пароходствах "Методику учета инвалютных расходов по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах".

2. Пароходствам обеспечить внедрение типового проекта комплекса задач "Учет инвалютных расходов по обслуживанию советских судов в иностранных портах (на основе дисбурсментских счетов)" в сроки, установленные планом внедрения НИР по теме 1.4.3 "Автоматизированная система учета и анализа деятельности морских пароходств".

3. Контроль за введением Методики и внедрением типового проекта на предприятиях и организациях Минморфлота возложить на ПВФУ, Центральную бухгалтерию и ГВЦ.

 

Заместитель Министра

В.М.НИКОЛАЙЧУК

 

 

 

 

 

 

Приложение

к письму ММФ СССР

от 26 апреля 1984 г. N 55

 

Срок введения в действие

установлен с 1 июня 1984 года

 

Вводится впервые

 

МЕТОДИКА

УЧЕТА ИНВАЛЮТНЫХ РАСХОДОВ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ СОВЕТСКИХ

СУДОВ НА СТОЯНКАХ В ИНОСТРАННЫХ ПОРТАХ

 

Разработана     Отраслевой научно-исследовательской лабораторией

                автоматизации управления морским транспортом

                Научный руководитель проблемы     Е.Н. Воевудский

                Заведующий ОНИЛ АУМТ              А.В. Яценко

                Ответственный исполнитель         В.Ф. Дашук

 

Согласована     Главным управлением перевозок, эксплуатации флота

                и портов ММФ

                Начальник Главфлота ММФ           В.С. Збаращенко

                Плановым и валютно-финансовым управлением ММФ

                Заместитель начальника ПВФУ ММФ   В.М. Михайлик

                Центральной бухгалтерией ММФ

                Главный бухгалтер ММФ             В.Н. Медов

                Главным вычислительным центром ММФ

                Начальник ГВЦ ММФ                 В.Д. Таран

                Государственным институтом "Союзморниипроект"

                Заместитель директора             В.Д. Левый

                Всесоюзным объединением по фрахтованию и

                обслуживанию судов - В/О "Совфрахт"

                Заместитель председателя          П.Я. Сенько

                Балтийским морским пароходством

                Заместитель начальника БМП

                по экономике                      Е.Н. Шереметьева

                Черноморским морским пароходством

                Заместитель начальника ЧМП

                по экономике                      А.Ф. Луговцов

 

Настоящая Методика предназначена для ведения бухгалтерского учета фактических инвалютных расходов по обслуживанию советского транспортного флота на стоянках в иностранных портах. Она обосновывает и устанавливает:

- принципиальную структуру системы учета инвалютных расходов по обслуживанию советских судов в иностранных портах;

- состав статей расходов по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах;

- состав, содержание и форму представления входной информации;

- учет инвалютных расходов по законченным и переходящим рейсам;

- распределение инвалютных расходов по рейсам, видам перевозок, группам фрахтователей на основании дисбурсментского счета;

- учет скидок и комиссионных вознаграждений;

- накопление данных об инвалютных расходах по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах в единой информационной базе;

- системную технологию процесса выполнения учета инвалютных расходов по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах;

- состав, содержание и форму представления выходной информации.

Настоящая Методика может быть также использована для учета инвалютных расходов по обслуживанию на стоянках в иностранных портах судов, работающих в бербоут-чартере, с отражением ряда соответствующих особенностей.

Методика является обязательной для использования в автоматизированной системе учета и анализа деятельности пароходства.

 

1. Общие методические положения системы учета

 

1.1. Предметом рассмотрения данной Методики является организация бухгалтерского учета фактических инвалютных расходов по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах в условиях АСУ.

1.2. Производимые на стоянках технологические операции, связанные с комплексным обслуживанием судов в порту (погрузочно-разгрузочные, коммерческое обслуживание, материально-техническое снабжение и др.), инициируют одну или группу хозяйственных операций.

1.3. Хозяйственные операции, отражающие движение денежных средств, происходящее в результате выполнения отдельных технологических операций во время стоянки судна в иностранном порту, являются основными объектами бухгалтерского учета, на которые распространяется действие данной Методики.

1.4. Каждая хозяйственная операция с помощью двойной записи отражается на бухгалтерских счетах в соответствии с Унифицированным планом счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности эксплуатационных предприятий и организаций морского транспорта и инструкций по его применению.

1.5. Учетным регистром по форме представления, обеспечивающим отражение хозяйственных операций на бухгалтерских счетах в виде двойных записей (дебет-кредит) является документ "Контировочная ведомость", формируемый программно. За основу контировочной ведомости принят мемориальный ордер, разработанный ОНИЛ АУМТ и внедренный в Черноморском морском пароходстве в 1979 году. Однако, учитывая разнообразность форм мемориальных ордеров в различных пароходствах, в каждом отдельном случае форма данного документа может быть привязана к условиям конкретного пароходства с выполнением необходимой корректировки алгоритма выдачи контировочной ведомости.

1.6. Данная Методика обеспечивает ведение бухгалтерского учета инвалютных расходов по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах как по планово-учетным календарным периодам (месяц, квартал, год), так и по технологическим циклам работы судов - рейсам.

1.7. Информация о расходах, понесенных советскими судами на стоянках в иностранных портах, поступая в систему учета основной деятельности пароходства, позволяет вести как синтетический учет расходов, так и аналитический по судам, рейсам, фирмам, группам валют, регионам, видам плавания, группам фрахтователей и в других необходимых разрезах бухгалтерского учета.

1.8. Расходы в инвалюте по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах представляют собой сборы, взимаемые с судна по портовым правилам и платы за все оказанные судну услуги с момента его ввода в порт и до момента вывода из порта.

1.9. По своему эксплуатационно-экономическому содержанию все возможные сборы и платы, связанные со стоянкой судна в иностранном порту, подразделяются на следующие укрупненные группы:

- портовые сборы;

- стивидорные расходы по погрузке;

- стивидорные расходы по выгрузке;

- расходы по агентированию (агентское вознаграждение, транспорт, брокерская комиссия, комиссионные за экспедирование и бронирование груза);

- расходы по судну;

- разное.

1.10. Источником информации о расходах в инвалюте по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах является агентская фирма, производящая обслуживание судов.

1.11. Программно реализуются следующие учетные операции:

- перевод инвалюты в инвалютные рубли;

- распределение расходов по рейсам, видам перевозок, группам фрахтователей;

- формирование бухгалтерских записей;

- определение курсовой разницы;

- учет рекламаций по фирмам;

- учет скидок и комиссионных вознаграждений по фирмам и группам валют;

- отчисления в пользу В/О "Совфрахт" 10 процентов от общей суммы скидок и комиссионных вознаграждений;

- ведение синтетического и аналитического учета инвалютных расходов по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах;

- формирование формы Б-3 и приложений к ней.

 

2. Входные документы системы учета инвалютных

расходов по обслуживанию советских судов на стоянках

в иностранных портах и технология их обработки

 

2.1. Входными документами системы учета инвалютных расходов по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах являются:

- дисбурсментский счет;

- ярлык;

- контировочная ведомость.

2.2. Дисбурсментский счет является основным первичным документом, отражающим инвалютные расходы по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах.

За основу дисбурсментского счета принята унифицированная проформа, утвержденная Приказом Минморфлота от 19.10.73 N 172 (приложение 1) <*>. Последняя усовершенствована с учетом современных требований контроля и обработки на ЭВМ, более полного использования информационных возможностей дисбурсментских счетов, а также с учетом того, что проблема учета инвалютных расходов по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах решается в составе автоматизированной системы учета и анализа результатов деятельности морского пароходства.

--------------------------------

<*> Не приводится.

 

Заголовок дисбурсментского счета, заполняемый в пароходстве, сохранен, однако его заполнение не обязательно, так как все реквизиты находятся в базе данных.

Состав статей расходов расширен за счет расходов, связанных с обработкой контейнеров в порту захода, относимых к данному судну (погрузка и/или выгрузка).

В колонке 6 указываются суммы, не прошедшие акцепт, в колонке 7 указывается дополнительная информация, необходимая для программного учета скидок, слежения за движением рекламаций и др.

В соответствии с пунктом 2 Приказа N 172 от 19.10.73 на основании унифицированной проформы привязке к практике работы каждой конкретной агентской фирмы или региона предлагается разработать локальные формы дисбурсментских счетов, в табличную (расходную) часть которых включаются только те расходы, которые фактически возникают по условиям работы данной фирмы. При этом обязательным условием является сохранение последовательности реквизитов в заглавной части документа и сохранение кодов статей расходов, указанных в проформе.

Ряд возможных локальных форм, разработанных ЧМП, приведен в приложении 3 <*>.

--------------------------------

<*> Не приводится.

 

2.3. Агент, обслуживающий советские суда, на основании оправдательных документов от субагентов, за оказанные судну услуги заполняет документ "Дисбурсментский счет", отражающий в полном объеме понесенные судном расходы в данном порту. Дисбурсментские счета, сформированные агентом в пачки по нескольким судозаходам, вместе с оправдательными документами поступают в пароходство непосредственно от инофирм или через В/О "Моринрасчет" для последующей их обработки.

В пароходстве каждый дисбурсментский счет проверяется на правильность начисленных сумм расходов, в него вносится необходимая дополнительная информация (суммы, не прошедшие акцепт; скидки и др.). Оформление банковских документов осуществляется по поступившей пачке документов в целом.

2.4. "Ярлык" заполняется в ФВО пароходства на основании сопроводительных писем, перечней или других документов, сопровождающих пачку дисбурсментских счетов, и содержит ряд реквизитов, одинаковых для каждого документа из пачки (фирма, валюта, номер письма, номер банковского документа и др.).

Ярлык вместе с пачкой поступает в отдел АСУ для ввода в систему.

2.5. Контировочная ведомость является промежуточным документом, заполняемым в ФВО пароходств; служит для учета расходов, скидок, рекламаций и прочее, которые не отражаются в дисбурсментских счетах. Контировочная ведомость также поступает в отдел АСУ для ввода в систему.

Формы входящих документов представлены в приложении 1.

 

3. Выходные документы системы учета инвалютных

расходов по обслуживанию советских судов на стоянках

в иностранных портах

 

3.1. Накапливаемая в базе данных информация о расходах в инвалюте по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах служит для формирования и выдачи следующей выходной информации:

- бухгалтерские проводки, сформированные программным путем на основе дисбурсментских счетов, формируются в выходную форму "Контировочная ведомость", код документа - МОС2, периодичность выдачи - ежедневно, по мере обработки пачек документов;

- информация о скидках, предоставленных агентскими фирмами, формируется в выходные формы:

"Ведомость предоставленных скидок по агентским фирмам за _____ квартал нарастающим итогом с начала 198__ года", код документа СКА1, периодичность выдачи - один раз в квартал;

"Ведомость предоставленных скидок по группам валют за _____ квартал 198__ года", код документа - СКВ, периодичность выдачи - один раз в квартал;

- информация о рекламациях, удержанных при оплате (по которым не формируются бухгалтерские проводки) в разрезе фирм формируется в выходную форму "Ведомость движения рекламаций, удержанных при оплате за ___________ месяц 19__ г.", код документа - ДРФ, периодичность выдачи - один раз в месяц.

Формы выходных документов представлены в приложении 4 <*>.

--------------------------------

<*> Не приводится.

 

3.2. Накопленная в ЭВМ информация о расходах в инвалюте по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах кроме того используется для формирования и выдачи форм бухгалтерской отчетности: оборотных и сальдовых ведомостей, ведомостей оквитованных и несквитованных сумм, которые выдаются при решении комплекса задач "Ведение сводного аналитического и синтетического учета и формирование годовой и периодической отчетности".

3.3. На основании информации, поступающей в систему учета основной деятельности пароходства, предусматривается расширение выходных форм документов, а также реализации ответов на запросы, формируемых в различных разрезах: по типам судов, по группам фрахтователей, по видам плавания, по линиям и направлениям, по фирмам, по укрупненным статьям и др., по требованиям различных служб пароходства.

3.4. Организационно-технологическая схема процесса учета инвалютных расходов по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах представлена в приложении 5 <*>.

--------------------------------

<*> Не приводится.

 

4. Специальные методические положения системы

учета инвалютных расходов по обслуживанию советских

судов на стоянках в иностранных портах

 

4.1. Порейсовый учет расходов

4.1.1. Учет инвалютных расходов по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах осуществляется порейсово.

4.1.2. Реализация порейсового учета обеспечивается:

наличием в системе учета информации, описывающей технологический процесс работы судна (рейс) и его элементы, в частности технологические операции, производимые на стоянках в иностранных портах;

использованием в системе учета унифицированных документов (дисбурсментских счетов), содержание которых позволяет распределять расходы по технологическим элементам (погрузка-выгрузка) ввод-вывод судна в/из порта).

Распределение расходов по дисбурсментскому счету осуществляется в соответствии с пунктом 4.2.

4.1.3. Дисбурсментские счета поступают в пароходство оплаченными в безакцептном порядке или оплачиваются после акцепта независимо от того, закончился рейс или нет.

4.1.4. Установление факта окончания рейса выполняется программно.

4.1.5. Группировка расходов по признакам законченного и незаконченного рейса и соответственно формирование развернутого сальдо по счету N 22 осуществляется ежемесячно при своде расходов транспортного флота.

4.1.6. Если в отчетном периоде рейс завершен, но документы, отражающие фактические расходы, не поступили, то сумма начисленного резерва фиксируется в базе данных и хранится там до поступления дисбурсментских счетов и сторнирования ранее начисленных сумм.

4.2. Распределение расходов по дисбурсментскому счету

4.2.1. Дисбурсментский счет может включать расходы в иностранной валюте по одному или двум рейсам, нескольким видам перевозок внутри рейса и группам фрахтователей внутри каждого вида перевозок.

4.2.2. Распределение инвалютных расходов по дисбурсментскому счету производится в тех случаях, когда в данном порту заканчивается предыдущий рейс и начинается последующий, за исключением случаев последующего ремонта, сдачи в аренду или тайм-чартер в данном порту.

Балластные переходы, как правило, присоединяют к последующему рейсу. Исключением являются относимые к выполненным рейсам балластные переходы:

1. Судов, меняющих вид плавания (с заграничного на каботаж).

2. Судов специализированного флота, перевозивших экспортные наливные или навалочные грузы и возвращающихся в советские порты для погрузки.

3. Совершаемые после арктического (антарктического) рейса или рейса большого каботажа до первого порта погрузки.

4. В советский порт после перевозки грузов между иностранными портами.

5. Для постановки на ремонт или отстой независимо от вида плавания.

6. Перед сдачей в аренду или тайм-чартер.

В указанных случаях все расходы по дисбурсментскому счету относятся на предыдущий рейс.

4.2.3. Распределению по рейсам, видам перевозок и группам фрахтователей подлежат дисбурсментские расходы, которые отражают затраты по рейсу, а именно: портовые сборы, грузовые расходы, агентские, отдельные статьи группы "расходы по судну".

4.2.4. В дисбурсментский счет включаются также расходы, которые не имеют непосредственного отношения к данному рейсу и носят случайный или эпизодический характер (расходы по рекламе, ремонту и др.), а также расходы, которые еще не могут учитываться, как фактически произведенные до момента их списания (расходы на топливо, продовольствие, техснабжение и др.). Эти затраты накапливаются на соответствующих счетах и в дальнейшем распределяются по итогам календарных периодов.

4.2.5. По расходам, подлежащим распределению, в зависимости от способа их начисления, значимости в общей сумме расходов предусмотрены следующие способы распределения:

0 - распределение не производится;

1 - отнести в полной сумме на предыдущий рейс;

2 - отнести в полной сумме на последующий рейс;

3 - отнести на два рейса пропорционально количеству выгруженного-погруженного груза (в тоннах);

5 - отнести на оба рейса пополам (пр. 50%);

6 - отнести на оба рейса пополам (по 50%), если в дисбурсментском счете (в колонке "7") по данной строке не указан конкретный рейс (1 или 2), на который необходимо отнести расходы в полной сумме.

Соответствие каждой статьи расходов конкретному способу распределения приведено в приложении 6 <*>.

--------------------------------

<*> Не приводится.

 

4.2.6. Если за рейс перевозятся грузы разных видов перевозок или разных фрахтователей, то портовые сборы, грузовые расходы, агентирование, подлежащие распределению статьи расходов по судну следует распределять пропорционально количеству переработанного в порту груза, относящегося к данному виду перевозки или данному фрахтователю (в тоннах).

4.2.7. Вся дополнительная информация, необходимая для распределения расходов, которая отсутствует в дисбурсментском счете, накапливается и хранится в базе данных в результате решения комплекса задач "Учет и анализ использования бюджета времени судов".

4.3. Формирование бухгалтерских проводок

4.3.1. Бухгалтерские проводки по учету инвалютных расходов по обслуживанию советских судов на стоянках в иностранных портах формируются программно.

4.3.2. С этой целью в дисбурсментском счете каждой группе расходов и внутри нее каждой статье присвоен соответствующий код, необходимый для машинной обработки документов (приложение 6).

4.3.3. Каждая конкретная статья расходов является хозяйственной операцией, которая в свою очередь отражается на определенном счете бухгалтерского плана счетов.

4.3.4. Определение каждого бухгалтерского счета в процессе автоматизированной контировки осуществляется по НСИ по каждой конкретной статье расходов в соответствии с ее кодом. Соответствие статей расходов бухгалтерским счетам приведено в приложении 6.

4.3.5. Каждой хозяйственной операции соответствует определенный состав характеристик и порядок их расположения в соответствии с предложенными правилами заполнения контировочной ведомости, (приложение 7) <*>.

--------------------------------

<*> Не приводится.

 

4.3.6. Корреспондирующий счет определяется в зависимости от способа взаиморасчетов между пароходством и агентской фирмой и указывается на промежуточном документе "Ярлык".

4.3.7. В случае, если возникают дополнительные статьи расходов, требующие отдельного учета, то каждой из них присваивается свой собственный код, который вносится в НСИ с нужными сопоставлениями (согласно приложению 6). При этом в дисбурсментском счете данная статья расходов показывается с тем же кодом.

4.3.8. Контировки по рекламациям, возвращаемым агентской фирмой, а также по взаиморасчетам с В/О осуществляется программно. Каждой из этих операций присваивается свой код внутри соответствующей группы расходов в соответствии с приложением 8 <*>.

--------------------------------

<*> Не приводится.

 

4.3.9. Для учета расходов на бункеровку в дисбурсментском счете следует показывать расходы на бункеровку по отдельным родам топлива, присваивая им соответствующие коды статей расходов, согласно приложению 8.

4.3.10. Перевод инвалюты в инвалютные рубли по всем статьям расходов, включая продовольствие и наличные деньги, осуществляется по курсу, указанному в расчетных документах, выставляемых В/О "Моринрасчет" при поступлении дисбурсментских счетов в пароходство в безакцептном порядке или по курсу, используемому на день проверки документов, указанному в Бюллетене курсов валют Госбанка СССР, при поступлении дисбурсментских счетов пароходство непосредственно от инофирм на оплату. Во втором случае возникает курсовая разница, связанная с разрывом во времени между датой проверки дисбурсментских счетов в пароходстве и датой оплаты, производимой В/О "Моринрасчет". На сумму курсовой разницы делается дополнительная проводка в корреспонденции с расчетным счетом В/О "Моринрасчет".

В случае, если при сопоставлении сумм по отдельным статьям (продовольствие, наличные деньги), поступившим в систему из других документов (кассовые, продовольственные отчеты), суммы в инвалюте совпали, то расхождение сумм в инвалютных рублях программно относится на курсовую разницу.

4.3.11. Бухгалтерские проводки по учету скидок, предоставляемых судовладельцам агентскими фирмами в счет уменьшения дисбурсментских счетов, формируются программно в соответствии с письмом ЦБ N 9/19 от 24.01.80 пункт 4.4.

4.4. Учет скидок

4.4.1. Для учета скидок и комиссионных вознаграждений, получаемых от инофирм, на счета N 22 введена статья N 81 "Скидки и комиссионные вознаграждения".

4.4.2. Если иностранные фирмы, предъявляя пароходствам дисбурсментские счета, минусуют сумму скидок в счете, то пароходства, при проверке дисбурсментских счетов, расходы по всем статьям затрат флота отражают без уменьшения на сумму указанных скидок.

В этом случае скидки и комиссионные вознаграждения, указанные в счетах, отражаются по кредиту счета N 22 статье "скидки и комиссионные вознаграждения" в корреспонденции с субсчетом 66,5 "Расчеты с В/О "Моринрасчет" или счетом 62.

4.4.3. Одновременно с отражением в бухгалтерском учете сумм скидок и комиссионных вознаграждений производится начисление 10% от полученных скидок, подлежащих перечислению В/О "Совфрахт". Эта операция оформляется в учете пароходств по дебету счета 22, статье "Скидки и комиссионные вознаграждения" в корреспонденции с субсчетом 66,6 "Расчеты с В/О "Совфрахт".

4.4.4. При составлении периодической и годовой бухгалтерской отчетности сальдо по статье "Скидки и комиссионные вознаграждения" отражаются в форме Б-3 в уменьшение суммы по строке 400 "Навигационные расходы, судовые сборы и агентирование".

 

Начальник ПВФУ ММФ

Г.Д.ГЕРАСИМЧУК

 

Главный бухгалтер ММФ

В.Н.МЕДОВ

 

Начальник ГВЦ ММФ

В.Д.ТАРАН

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования