ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РСФСР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 1986 г. N 1

 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ РСФСР

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРАВОСУДИЯ В СВЕТЕ РЕШЕНИЙ

XXVII СЪЕЗДА КПСС

 

Заслушав и обсудив доклад Председателя Верховного Суда РСФСР т. Мальшакова Н.П. о совершенствовании деятельности судов РСФСР по осуществлению правосудия в свете решений XXVII съезда КПСС, Пленум полностью одобряет и принимает к руководству и неуклонному исполнению принципиальные требования партии о решительном повышении уровня работы судов, их роли и ответственности за претворение в жизнь стратегического курса на ускорение социально-экономического развития страны путем более полного использования силы советских законов в борьбе с преступностью и другими правонарушениями, строжайшего соблюдения демократических принципов правосудия, дальнейшего усиления охраны социалистической собственности, интересов государства, прав и законных интересов советских граждан.

Оценивая работу судов за истекшее пятилетие, Пленум отмечает, что несколько активизировалась их деятельность по укреплению правопорядка и законности в Республике. Большинство уголовных и гражданских дел рассмотрено своевременно и в строгом соответствии с материальным и процессуальным законодательством. Больше стало уделяться внимания возмещению материального ущерба, причиненного преступлением, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений.

Вместе с тем в работе судов имеются еще серьезные недостатки. При рассмотрении уголовных дел суды не всегда принимают предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. Имеются факты необоснованного осуждения, неправильной квалификации преступных действий и нарушения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания.

По делам о хищениях, взяточничестве, частнопредпринимательской деятельности, спекуляции и других корыстных преступлениях не всегда выявляются с исчерпывающей полнотой причины и условия, способствовавшие преступлениям, и все лица, в той или иной мере причастные к преступлениям, не вскрываются конкретные недостатки и упущения в организации производства, учете материальных ценностей, работе контрольно-ревизионного аппарата.

Работа судов, связанная с разрешением <...> в полной мере отвечает задачам по выполнению Продовольственной программы СССР. Сталкиваясь при рассмотрении конкретных дел с бесхозяйственностью при уборке, транспортировке, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции, с преступно-небрежным использованием и хранением сельскохозяйственной техники, суды не всегда остро ставят вопрос об ответственности виновных в этом лиц.

Не по всем делам принимаются предусмотренные законом меры к полному возмещению материального ущерба, причиненного государственным и общественным организациям в результате преступления; остаются без должного реагирования факты невыполнения органами дознания и предварительного следствия норм процессуального законодательства по обеспечению возмещения материального ущерба, а также случаи несвоевременного принятия ими мер обеспечения гражданского иска и конфискации имущества; нередко допускается необоснованное оставление гражданских исков в уголовном деле без рассмотрения.

В практике рассмотрения дел о преступлениях против личности не используется еще в полной мере вся сила действующих законов в борьбе с посягательствами на жизнь и здоровье, честь и достоинство советских граждан, их покой и неприкосновенность.

Нуждается в решительном улучшении качество работы судов по разрешению гражданских дел, в частности по спорам, вытекающим из трудовых, жилищных, брачно-семейных отношений и связанных с открытиями, изобретениями, рационализаторскими предложениями.

По этим и другим категориям гражданских дел не всегда обеспечивается надлежащая подготовка их к судебному разбирательству, тщательное исследование доказательств при судебном рассмотрении.

Не реализуются с должной эффективностью имеющиеся у судов возможности для усиления воспитательного и предупредительного воздействия судебных процессов и выносимых решений.

В целях дальнейшего совершенствования деятельности судов Российской Федерации по осуществлению правосудия в свете решений XXVII съезда КПСС Пленум Верховного Суда РСФСР постановляет:

1. Рекомендовать судам Республики принять все необходимые меры к повышению уровня осуществления правосудия, коренному улучшению качества работы. Всей своей деятельностью суды должны способствовать выполнению поставленных задач по ускорению социально-экономического развития страны, проведению в жизнь принципов социальной справедливости, действенному контролю за мерой труда и потребления, воспитанию у советских людей высокой гражданственности, сознательного отношения к труду, общественному достоянию, заботливого отношения к интересам общества и государства, непримиримости к любому нарушению социалистической законности.

2. Во исполнение этих задач судам необходимо постоянно совершенствовать свою практическую деятельность, основываясь на строгом и неуклонном соблюдении требований материального, процессуального законодательства и демократических принципов правосудия. Каждый факт необоснованного осуждения расценивать как грубейшее нарушение социалистической законности и привлекать виновных в этом лиц к строгой ответственности.

Правильное и своевременное рассмотрение уголовных и гражданских дел, высокая культура судопроизводства, широкая гласность выносимых приговоров и решений являются важнейшими условиями повышения воспитательной роли правосудия.

3. Обратить внимание, что важнейшей задачей судопроизводства является усиление борьбы за сохранность социалистической собственности. В связи с этим судам необходимо повысить уровень и качество работы по рассмотрению дел о хищениях государственного и общественного имущества, а также корыстных злоупотреблениях служебным положением, взяточничестве и других должностных и хозяйственных преступлениях.

При решении вопроса о наказании лиц, виновных в совершении корыстных преступлений, последовательно проводить в жизнь положения закона о строгой ответственности организаторов и активных участников этих преступлений и назначать в предусмотренных законом случаях дополнительные меры наказания в виде конфискации имущества и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Важной задачей судов является принятие исчерпывающих мер к полному возмещению ущерба, причиненного этими преступлениями, недопущение необоснованного оставления гражданского иска в уголовном деле без рассмотрения, а также неосновательного исключения имущества из описи по искам заинтересованных в этом лиц.

Судам следует с большей требовательностью и принципиальностью относиться к фактам некачественного проведения по этим категориям дел предварительного следствия, острее реагировать на каждый случай невыполнения следственными органами требований уголовно-процессуального законодательства по выявлению причин и условий, способствовавших преступлениям, обеспечению возмещения материального ущерба и возможной конфискации имущества.

В соответствии с требованиями ст. 21 УПК РСФСР суды обязаны по каждому делу выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, в том числе хищениям, взяточничеству, другим должностным и хозяйственным преступлениям, и при наличии к тому оснований выносить частные определения, обращая внимание на установленные по делу данные о запущенности учета, ненадлежащем хранении материальных ценностей, плохой работе контрольно-ревизионной службы.

Необходимо значительно улучшить качество частных определений и осуществлять более строгий и действенный контроль за принятием по ним мер соответствующими должностными лицами.

В целях повышения предупредительного и воспитательного воздействия судебных процессов и усиления роли трудовых коллективов в борьбе с хищениями, взяточничеством и другими корыстными преступлениями практиковать рассмотрение таких дел на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах, по месту жительства правонарушителей с широким привлечением представителей общественности к участию в разбирательстве дел.

4. Вся деятельность судов, связанная с разрешением дел о преступлениях и иных правонарушениях в агропромышленном комплексе, должна способствовать выполнению Продовольственной программы СССР.

Принимая предусмотренные законом меры к усилению борьбы с любыми посягательствами на государственную и кооперативную собственность в отраслях агропрома, судам необходимо реагировать на каждый случай потери готовой сельскохозяйственной продукции при уборке урожая, транспортировке, хранении и переработке, преступно-небрежного использования и хранения сельскохозяйственной техники; принимать меры к полному возмещению причиненного ущерба, обращая особое внимание на возможность его возмещения в натуре.

При рассмотрении гражданских дел о возмещении ущерба, причиненного сельскохозяйственным предприятиям и организациям, а также споров, вызванных ненадлежащим исполнением договоров, заключенных колхозами с заготовительными и обслуживающими предприятиями и организациями, судам необходимо обеспечивать защиту прав колхозов, совхозов и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса, пресекать случаи бесхозяйственного отношения к расходованию и сохранности сельскохозяйственной продукции, использованию техники, разбазаривания пахотных земель, пастбищ, иных нарушений правил землепользования колхозов и совхозов, отвлечения средств колхозов на цели, не связанные с сельскохозяйственным производством. По каждому делу выяснять причины неисполнения договорных обязательств или планового задания и применять к виновной стороне предусмотренные законом или договором меры имущественной ответственности (штраф, пеня).

Устанавливая факты ненадлежащего учета, хранения, использования материальных ценностей, расточительства и бесхозяйственности, неправильного подбора и расстановки кадров на материально ответственные должности, судам следует частными определениями обращать на них внимание руководителей соответствующих органов и осуществлять строгий контроль за принятием мер по устранению вскрытых недостатков.

5. Исходя из требований XXVII съезда КПСС о коренном улучшении качества продукции и всей работы, суды должны уделять особое внимание правильному применению законодательства об ответственности за выпуск недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции либо выпуск таких товаров в продажу и реагировать на выявленные по делам данные о неорганизованности, бесхозяйственности и нарушениях дисциплины, повлекших брак в работе.

Если выпуск продукции ненадлежащего качества имел место вследствие использования недоброкачественного, нестандартного сырья, материалов или комплектующих изделий, выпущенных и поставленных другими промышленными предприятиями, судам в соответствии с требованиями ст. 256 УПК РСФСР следует решать вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц и этих предприятий.

6. С учетом требований партии по всемерной охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов судам необходимо совершенствовать свою деятельность по применению природоохранительного законодательства, правильно и своевременно рассматривать уголовные и гражданские дела, строго соблюдать принцип неотвратимости наказания всех лиц, виновных в нарушении указанного законодательства, не допускать неосновательного их освобождения от возмещения ущерба или снижения размера сумм, подлежащих взысканию.

При рассмотрении дел этой категории судам следует принимать меры к выявлению недостатков в деятельности органов охраны природы. На установленные факты бездействия и попустительства с их стороны нарушителям указанного законодательства судам надлежит обращать внимание соответствующих государственных органов и должностных лиц, а при наличии оснований возбуждать уголовное дело.

7. Важной задачей судов является повышение качества рассмотрения дел о преступлениях против жизни, здоровья, чести и достоинства советских граждан.

По делам этой категории судам следует принимать все предусмотренные законом меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств совершенного преступления при строгом соблюдении регламентированных процессуальным законодательством прав и обязанностей участников процесса; обеспечить правильную практику назначения наказаний за указанные преступления; не оставлять без реагирования случаи непринятия соответствующими должностными лицами и общественными организациями своевременных и надлежащих мер по предупреждению этих преступлений.

В целях повышения активности участия населения в охране общественного порядка судам необходимо не только обращать внимание общественных организаций и трудовых коллективов на неправильное поведение отдельных лиц, но и доводить до сведения соответствующего предприятия, учреждения или организации о проявленных гражданином высокой сознательности, мужестве при выполнении общественного долга по пресечению или раскрытию преступлений, принимать другие меры к широкой общественной огласке таких примеров.

8. Суды обязаны еще более активно проводить работу по борьбе с пьянством, алкоголизмом, а также с наркоманией, используя при этом всю силу закона и общественного мнения.

При установлении по конкретным судебным делам фактов невыполнения хозяйственными и другими руководителями возложенных на них обязанностей по борьбе с пьянством, а также случаев потворства пьяницам и употреблению спиртных напитков на производстве ставить перед соответствующими должностными лицами вопрос о привлечении виновных к ответственности.

По делам об изготовлении, сбыте, хранении крепких спиртных напитков домашней выработки выявлять всех причастных к преступлению лиц для решения вопроса о привлечении их к ответственности, устанавливать источники приобретения сырья для самогоноварения.

При наличии предусмотренных законом оснований судам следует в каждом случае обсуждать вопрос об ограничении дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и ставящих в связи с этим свою семью в тяжелое материальное положение, и направлять в лечебно-трудовые профилактории хронических алкоголиков, уклоняющихся от добровольного лечения или продолжающих пьянствовать после лечения.

9. В свете поставленных партией задач по утверждению принципов социальной справедливости и усилению борьбы с нетрудовыми доходами суды обязаны повысить качество рассмотрения дел о корыстных преступлениях и использовать всю силу законов и общественного мнения в борьбе с хищениями, спекуляцией, взяточничеством и другими видами незаконной деятельности, имеющей целью получение наживы.

Необходимо сосредоточить внимание на вопросах правильного применения норм закона и формирования судебной практики при рассмотрении таких категорий дел, как занятие запрещенными видами индивидуальной трудовой деятельности, самовольное использование транспортных средств, машин либо механизмов, уклонение от подачи декларации о доходах, скупка в государственных или кооперативных магазинах хлеба и других пищевых продуктов для скармливания скоту и птице.

Наряду с этим следует принять меры к правильному рассмотрению дел о занятии бродяжничеством или попрошайничеством либо ведении иного паразитического образа жизни, не оставляя без реагирования случаи несвоевременного выявления органами внутренние дел лиц, ведущих указанный образ жизни, волокиты с возбуждением уголовных дел, а также факты неоказания таким лицам помощи в трудовом и бытовом устройстве, необоснованного отказа в приеме на работу, непринятия мер со стороны администрации и общественности предприятий, учреждений и организаций к закреплению таких лиц в трудовых коллективах, к организации их профессионального обучения и проведения воспитательной работы.

10. Судам необходимо постоянно совершенствовать практику рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних, повышать требовательность к качеству предварительного следствия по этим делам, обращая особое внимание на то, привлечены ли к ответственности взрослые подстрекатели и организаторы преступлений, установлены ли мотивы преступных действий подростка, соблюдены ли процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего обвиняемого, выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления. По делам данной категории надлежит выяснять условия жизни и воспитания подростка, данные о его личности, обстоятельства, связанные с выполнением родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Особо тщательно следует подходить к решению вопроса о назначении меры наказания подростку, учитывая при этом, что в силу ст. 38 УК РСФСР совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте является смягчающим ответственность обстоятельством и что в предусмотренных законом (ст. 63 УК РСФСР) случаях суд может применить к несовершеннолетним принудительные меры воспитательного характера.

В каждом случае применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера, условного осуждения, отсрочки исполнения приговора или назначения наказания, не связанного с лишением свободы, обсуждать вопрос о необходимости назначения общественного воспитателя.

Привлекать во всех необходимых случаях к участию в судебном разбирательстве представителей предприятий, учреждений и организаций, в которых учился или работал подсудимый, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также представителей общественных организаций по месту работы родителей, опекуна или попечителя подсудимого.

11. Обратить внимание судов, что назначение законного, обоснованного и справедливого наказания является эффективным средством борьбы с преступностью, способствующим исправлению и перевоспитанию осужденных, а также предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами.

Суды обязаны неукоснительно соблюдать требования закона о строго индивидуальном подходе при назначении наказания с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих ответственность.

Существенное значение при этом имеют данные о личности подсудимого, в связи с чем по каждому делу необходимо полнее исследовать сведения о поведении подсудимого на производстве и в быту, его отношении к труду, обучению, общественному долгу, семейном положении, данные о судимости и др.

Надлежит обеспечить неуклонное применение предусмотренных законом строгих мер наказания к лицам, совершившим тяжкие преступления, ранее судимым, упорно не желающим приобщаться к честной трудовой жизни. Вместо с тем следует в полной мере использовать предоставленные законом возможности для назначения наказания, не связанного с лишением свободы, лицам, впервые совершившим преступление, не представляющее большой общественной опасности, и способным исправиться без изоляции от общества.

При разрешении дел суды не должны допускать направление их для производства дополнительного расследования, когда имеются основания для вынесения оправдательного приговора.

12. По делам о преступлениях, совершенных ранее судимыми лицами, надлежит с особой тщательностью выявлять причины и условия, способствовавшие совершению повторного преступления, и обращать внимание соответствующих государственных органов и должностных лиц на факты непринятия мер к трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы, созданию им нормальных жилищных условий, проведению с ними воспитательной работы, обеспечению надлежащего административного надзора и т.п.

Поскольку условно-досрочное освобождение от наказания или замена неотбытой части наказания более мягким наказанием может быть применено к осужденному лишь в том случае, если он примерным поведением и честным отношением к труду доказал свое исправление, а условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду - если дальнейшее исправление и перевоспитание его возможно без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора, - судам необходимо тщательно проверять данные о личности осужденного, его поведении, отношении к труду и обучению в течение всего времени пребывания в исправительно-трудовом учреждении.

13. Судам следует усилить внимание к рассмотрению трудовых споров, имея в виду, что правильное и своевременное их разрешение способствует соблюдению законности в трудовых отношениях, воспитанию граждан в духе сознательного отношения к труду, укреплению организованности и дисциплины, повышению производительности труда.

При разбирательстве трудовых дел обеспечивать защиту прав и законных интересов как рабочих и служащих, так и предприятий, учреждений, организаций, обращая внимание частными определениями на случаи нарушений трудового законодательства, неорганизованности на производстве, на недостатки в борьбе с прогулами и другими потерями рабочего времени.

По делам о возмещении материального ущерба, причиненного рабочими и служащими при исполнении трудовых обязанностей, выявлять всех лиц, виновных в причинении ущерба, и возлагать на них предусмотренную законом ответственность, принимать меры к обеспечению реального возмещения ущерба, глубоко изучать причины его возникновения и добиваться их устранения.

Исходя из задачи создания условий для успешного сочетания материнства с активным участием женщин в трудовой и общественной деятельности, обратить внимание судов на необходимость правильного и своевременного рассмотрения дел, связанных с охраной трудовых прав женщин, соблюдением установленных для них дополнительных льгот и преимуществ.

14. Учитывая важность творческой активности трудящихся в ускорении научно-технического прогресса, судам следует обеспечивать защиту прав и законных интересов изобретателей и рационализаторов при рассмотрении дел по их искам, полнее выяснять причины возникновения споров и добиваться их устранения, реагировать на волокиту с использованием изобретений и рационализаторских предложений, задержку выплаты авторского вознаграждения, ставить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.

Верховным Судам АССР, краевым, областным и соответствующим им судам усилить надзор за правильным применением судами законодательства при рассмотрении дел данной категории, принимать меры к предупреждению судебных ошибок. Учитывая сложность этих дел, чаще принимать их к своему производству по первой инстанции.

15. При разрешении споров, вытекающих из брачно-семейных отношений, следует исходить из поставленной XXVII съездом КПСС задачи о необходимости дальнейшего укрепления советской семьи, усиления охраны материнства и детства, повышения ответственности родителей за воспитание детей.

По делам о расторжении брака судам надлежит неуклонно выполнять требования закона о примирении супругов и удовлетворении исков о расторжении брака лишь в тех случаях, когда дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.

Споры, связанные с воспитанием детей, должны разрешаться в интересах детей.

При разбирательстве дел суды обязаны реагировать на случаи антиобщественного поведения родителей, уклонения их от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, а также на упущения в воспитательной работе с детьми и подростками по месту жительства, учебы, в трудовых коллективах.

16. Судам следует уделять особое внимание жилищным делам, учитывая при этом, что правильное применение жилищного законодательства имеет большое социальное значение и является одной из гарантий реализации программной задачи партии по дальнейшему улучшению условий жизни советских людей.

При разбирательстве жилищных споров судам необходимо обеспечивать защиту жилищных прав граждан, а также прав государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, на которые возложены функции по управлению, эксплуатации и сохранности жилищного фонда. В случаях установления нарушений, допущенных при распределении жилой площади, непринятия мер к сохранности жилого фонда, использования его не по назначению и других нарушений принимать меры к устранению порождающих их причин и привлечению виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности. Не оставлять без надлежащего реагирования вскрытые при разбирательстве дел факты порчи гражданами жилых помещений, оборудования, использования жилой площади с целью извлечения нетрудовых доходов, невыполнения правил социалистического общежития.

17. Верховным Судам АССР, краевым, областным и соответствующим им судам необходимо усилить надзор за правильным применением народными судами законодательства и выполнением ими руководящих постановлений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР при рассмотрении уголовных и гражданских дел. В связи с этим следует постоянно повышать роль и ответственность судов кассационной и надзорной инстанций, поскольку тщательное рассмотрение и правильное разрешение ими дел имеет важное значение в осуществлении целей и задач социалистического правосудия, повышении его уровня и качества.

18. В свете решений XXVII съезда КПСС суды Республики обязаны принять меры к совершенствованию всей своей деятельности, качественно и своевременно рассматривать уголовные и гражданские дела при строгом соблюдении норм материального, процессуального законодательства и демократических принципов правосудия. Укрепляя связи с трудовыми коллективами и общественными организациями, суды должны сделать все необходимое для обеспечения сохранности социалистической собственности, защиты прав и законных интересов граждан, более эффективно вести борьбу с преступностью, пьянством и алкоголизмом, выявлять в каждом случае причины и условия, способствовавшие совершению преступления или иного правонарушения, и добиваться их устранения.

 

Председатель

Верховного Суда РСФСР

Н.П.МАЛЬШАКОВ

 

Секретарь Пленума,

член Верховного Суда РСФСР

В.В.ДЕМИДОВ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования