ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМИТЕТ РСФСР

N 85

 

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОМИТЕТ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ

АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РСФСР

N 12-2-101

 

УКАЗАНИЕ

от 9 сентября 1986 года

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ГРУППАХ КАЧЕСТВА

В ОБЪЕДИНЕНИЯХ, НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

Госагропром РСФСР и Республиканский комитет профсоюза работников агропромышленного комплекса РСФСР сообщают для сведения и руководства, что Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам, Государственный комитет СССР по стандартам и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов Постановлением от 2 июля 1986 г. N 248/53/15-17 утвердили прилагаемое Типовое положение о группах качества в объединениях, на предприятиях и в организациях.

1. Руководствуясь указанным Типовым положением объединения, предприятия и организации, совместно с комитетами профсоюза:

- разрабатывают положения о группах качества с учетом специфики управления и организации производства;

- организуют обучение руководящих работников и специалистов методам работы групп качества, коллективного решения творческих задач, проблемным вопросам повышения технического уровня и улучшения качества продукции;

- обеспечивают создание в объединениях, предприятиях и организациях постоянно действующих форм обучения членов групп качества, практикуют командировки членов групп на другие предприятия с целью изучения передового опыта;

- предусматривают систематическое проведение научно-практических конференций, семинаров и школ передового опыта по вопросам повышения эффективности работы групп качества на предприятиях;

- организуют проведение смотров и конкурсов на лучшую постановку работы групп качества с присвоением победителям звания "Лучшая группа качества" и награждением почетными дипломами и денежными премиями.

2. Краевым, областным комитетам и советам НТО и ВОИР оказать практическую помощь по созданию групп качества на предприятиях и в организациях, организовать распространение передового опыта работы групп качества.

3. Редакции журнала "Сельское хозяйство России", редакциям зональных журналов систематически освещать передовой опыт работы групп качества.

 

Первый заместитель Председателя

Государственного агропромышленного

комитета РСФСР - Министр РСФСР

В.И.НАУМОВ

 

Секретарь Республиканского

комитета профсоюза работников

агропромышленного комплекса РСФСР

Ю.П.БЕЛОУСОВ

 

 

 

 

 

Приложение

к указанию Госагропрома РСФСР

и Республиканского комитета

профсоюза работников

агропромышленного комплекса РСФСР

от 9 сентября 1986 г. N 85, N 12-2-101

 

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ГРУППАХ КАЧЕСТВА В ОБЪЕДИНЕНИЯХ, НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

И В ОРГАНИЗАЦИЯХ <*>

 

--------------------------------

<*> Далее - "предприятия".

 

Настоящее Типовое положение разработано в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 мая 1986 г. N 540 "О мерах по коренному повышению качества продукции".

 

1. Общие положения

 

1.1. В современных условиях коренное повышение качества продукции является одной из ключевых экономических и политических задач реализации курса XXVII съезда КПСС на ускорение социально-экономического развития страны, важнейшим фактором интенсификации экономики.

1.2. В целях более широкого привлечения трудящихся к решению вопросов повышения качества и совершенствования производства ЦК КПСС и Совет Министров СССР признали целесообразным создавать в трудовых коллективах группы качества как формы конкретного участия и активного воздействия всех трудящихся на всемерное повышение качества выпускаемой продукции и выполняемых работ, придавая этому характер массового общественного движения.

1.3. Группы качества - это общественные формирования рабочих, инженерно-технических работников и служащих, образуемые на добровольной основе на участках, в цехах, отделах и других подразделениях предприятий. Количество и состав работников в группах качества определяется исходя из производственной целесообразности и конкретных условий работы.

1.4. Основными задачами групп качества являются подготовка и внедрение предложений по улучшению качества, совершенствованию технологических процессов, организации труда и производства.

Предложения групп качества призваны обеспечивать: повышение надежности и долговечности изготавливаемой продукции, увеличение выпуска изделий более высоких сортов, марок, высшей категории качества, сокращение брака и рекламаций, рост производительности труда, улучшение ритмичности производства, рациональное и экономное расходование ресурсов.

Особое внимание в работе групп качества должно быть уделено качеству товаров народного потребления. В этих целях могут создаваться комплексные сквозные группы качества из работников предприятий - изготовителей готовой продукции и предприятий-смежников (поставщиков сырья, материалов, фурнитуры, комплектующих изделий и др.), а также работников торговли, домов моделей, конструкторско-технологических и других организаций.

1.5. Группам качества должны быть предоставлены возможности проявлять в полной мере творческую активность, вырабатывать коллективно прогрессивные решения задач повышения качества продукции и эффективности производства, использовать профессиональное мастерство ее членов при реализации предложений на конкретных рабочих местах.

1.6. Организационное обеспечение эффективной деятельности групп качества предусматривается действующими на предприятиях комплексными системами управления качеством продукции.

1.7. На основе настоящего Типового положения разрабатываются положения о группах качества предприятий с учетом специфики и условий их производства.

 

2. Порядок организации и работы групп качества

 

2.1. Администрация предприятий совместно с профсоюзными комитетами и другими общественными организациями:

проводят широкую разъяснительную работу в трудовых коллективах об экономическом и социальном значении деятельности групп качества, о принципах организации, методах их работы, формах материального и морального поощрения активных членов групп;

рекомендуют конкретные участки производства, а также технологические цепочки, комплексы и другие производственные формирования, где в первую очередь целесообразно создание групп качества;

оказывают содействие трудящимся в организации групп качества, в подборе кандидатур руководителей этих групп.

2.2. Состав групп качества обсуждается трудовыми коллективами подразделений, в которых создаются эти группы, и утверждается совместным решением администрации предприятия и профсоюзного комитета.

Руководителя группы качества рекомендуется избирать на собрании группы из числа квалифицированных и инициативных работников (рабочих, инженерно-технических работников, служащих), пользующихся авторитетом, обладающих организаторскими способностями, новаторским подходом.

Руководитель группы обеспечивает активную работу ее членов, деловое обсуждение возникающих проблем, развитие инициативы, уважительное отношение к предложениям членов группы.

2.3. Рабочие заседания и учеба групп качества проводятся, как правило, один раз в неделю в установленные по согласованию с администрацией и профсоюзным комитетом дни и часы как в рабочее (но не более 1 часа в неделю), так и в нерабочее время.

Группы качества:

на основе анализа и выявленных недостатков по качеству продукции, выполняемых работ, организации труда и производства, рекомендованных проблем, предложений советов НТО и ВОИР выбирают конкретные задачи для решения, обращая первоочередное внимание на ликвидацию "узких мест";

обсуждают намеченные задачи, изучают информацию по ним, статистические и другие материалы, графики, приобретают необходимые знания по обсуждаемым вопросам;

коллективно вырабатывают и вносят предложения по решению проблем повышения качества выпускаемой продукции, выполняемых работ, улучшения организации труда, производства и др.;

изучают передовой опыт, новые достижения в технике, технологии, контроле качества продукции и по другим вопросам, входящим в сферу деятельности групп;

заслушивают сообщения кураторов групп, назначаемых администрацией предприятия, о результатах рассмотрения и внедрения ранее поданных предложений;

рассматривают вопросы морального и материального поощрения в соответствии с личным вкладом каждого члена группы.

2.4. Группы качества имеют право требовать от администрации и общественных организаций своевременного рассмотрения всех внесенных и определения сроков реализации принятых предложений, участвовать в их внедрении, обоснования причин отклонения предложений, привлечения к ответственности виновных в срыве сроков их рассмотрения и внедрения.

2.5. Руководители предприятий:

организуют систематическое обучение членов и руководителей групп качества: использованию новейшей техники, технологии, современной организации производства и труда; методам коллективного решения творческих задач, порядку обсуждения выдвинутых предложений, методам контроля и анализа качества продукции, использованию научно-технической и другой информации, оформлению материалов и документации. Обучение проводится по специальным программам, с учетом уровня подготовки и квалификационного состава групп качества;

обеспечивают всестороннюю инженерную поддержку работе групп, своевременно доводят до них техническую, экономическую, статистическую и другую информацию, определяют порядок оказания консультативной помощи специалистами предприятия, а при необходимости - сторонних предприятий и организаций;

определяют подразделение, на которое возлагается оперативная работа по организации, обеспечению и координации деятельности групп качества с учетом специфики управления и организации производства;

назначают кураторов групп (один на несколько групп) для оказания постоянной практической и методической помощи из числа высококвалифицированных инженерно-технических работников, обладающих знаниями в области технологии и организации производства по профилю работы групп качества. Кураторы обеспечивают успешную работу групп, устраняют всевозможные препятствия в их работе, присутствуют на заседаниях групп, проводят консультации с руководителями групп, помогают в привлечении необходимых специалистов и консультантов, анализируют работу и информируют о реализации предложений групп, ведут сбор и обработку информации, осуществляют связь с администрацией и общественными организациями;

разрабатывают перечень проблем, рекомендуемых для решения группами;

обеспечивают рассмотрение всех предложений групп качества в срок до двух недель и информируют о результатах;

определяют сроки и назначают исполнителей, которые несут ответственность за реализацию принятых предложений, информируют о внедрении;

обеспечивают своевременное поощрение членов групп качества и содействующих их работе;

выделяют помещения для работы групп;

устанавливают порядок использования группами материально-технических средств для проведения опытно-экспериментальных работ.

2.6. Ответственность за создание необходимых условий для творческой работы групп качества, их учебы, а также за своевременное рассмотрение предложений трудящихся и систематическую информацию по реализации их предложений возлагается на руководителей предприятий и их структурных подразделений.

 

3. Материальное и моральное поощрение групп качества

 

3.1. Для поощрения групп качества за достижения в улучшении качества, повышение эффективности труда и производства используются действующие на предприятии системы материального стимулирования.

Члены групп качества при внедрении предложений могут премироваться по положениям о премировании, за создание и внедрение новой техники и передовой технологии, содействие изобретательству и рационализации, создание промышленных образцов, за увеличение производства товаров народного потребления на рубль фонда заработной платы и по другим положениям.

Кроме того, администрация предприятий совместно с профсоюзными комитетами могут устанавливать специальные премии для групп качества за высокие показатели их деятельности. Группы качества также могут премироваться за работы, направленные на повышение научно-технического уровня производства и качества выпускаемой продукции, в соответствии с Типовым положением о порядке образования и использования фонда материального поощрения (единого фонда материального поощрения).

Конкретные размеры премий определяются в зависимости от экономического эффекта, полученного в результате внедрения предложений групп качества, объемов их внедрения, степени участия членов групп качества в разработке, внедрении и освоении мероприятий по реализации предложений.

Распределение выделенных группе средств поощрения должно осуществляться между отдельными ее членами в прямой зависимости от трудового вклада каждого работника в конечные результаты работы группы в целом. При этом может применяться коэффициент трудового участия.

Инициативная работа членов групп качества может поощряться также путем повышения размеров премий за основные результаты хозяйственной деятельности и вознаграждения по итогам работы за год.

Результаты творческой деятельности в группах качества учитываются при установлении надбавок к тарифным ставкам рабочих за высокое профессиональное мастерство и качество работы, к должностным окладам инженерно-технических работников и служащих за высокие достижения в труде, а также при присвоении рабочим более высоких тарифных разрядов, при продвижении инженерно-технических работников и служащих по службе.

3.2. В целях повышения эффективности работы групп качества на предприятиях может организовываться социалистическое соревнование, смотры и конкурсы на лучшую постановку работы групп качества. Победителям присваивается звание "Лучшая группа качества" и выплачиваются денежные премии.

3.3. Деятельность членов групп качества учитывается при присуждении званий "Лучший по профессии", "Отличник качества" и др., при занесении на доски и в книги почета предприятий, награждении почетными грамотами, дипломами, общесоюзными знаками "Ударник двенадцатой пятилетки", памятными подарками.

3.4. За выдающиеся достижения в коренном улучшении качества продукции и товаров народного потребления, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение, группы качества могут представляться на единовременные премии министерств и ведомств, выплачиваемых с разрешения Совета Министров СССР, и Государственные премии СССР.

3.5. Достижения групп качества и формы поощрения широко освещаются средствами информации и наглядной агитации, отражаются на специальных стендах с показом эффективности их деятельности. Рекомендуется проводить ежегодные собрания членов групп качества, издавать ежемесячные информационные бюллетени об их работе.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования