СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 1987 г. N 354

 

О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС

И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 17 ИЮЛЯ 1987 Г. N 823

"О ПЕРЕСТРОЙКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ

СФЕРЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В НОВЫХ

УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ"

 

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в Постановлении от 17 июля 1987 г. N 823 (СП СССР, 1987, N 38, ст. 122) отметили, что управление сферой материального производства по отраслевому принципу обеспечило на определенном этапе развития народного хозяйства последовательное укрепление экономического и научно - технического потенциала, рост благосостояния народа, повышение обороноспособности и экономической независимости страны.

В соответствии с решениями июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС существенно изменяются роль и функции министерств и ведомств в управлении отраслями народного хозяйства. Проведение в жизнь экономической стратегии партии по ускорению социально - экономического развития страны, соединение достижений научно - технической революции с плановой экономикой должны осуществляться министерствами и ведомствами преимущественно экономическими методами, путем эффективного применения нового хозяйственного механизма, положений Закона СССР о государственном предприятии (объединении).

Система отраслевого управления складывалась постепенно, обретала свои черты в течение нескольких десятилетий. Однако накопившиеся негативные явления и недостатки в организации и методах деятельности министерств и ведомств сдерживают увеличение вклада отраслей в развитие единого народнохозяйственного комплекса, не обеспечивают наиболее полное удовлетворение народнохозяйственных потребностей и спрос населения.

В этом звене системы управления в наибольшей мере проявились бюрократические и узковедомственные методы и стиль руководства, жестко ограничивались права и самостоятельность предприятий и объединений, в результате принципы хозяйственного расчета в основном звене были лишены реального содержания. Взяв на себя функции предприятий, министерства оказались не способными решать свои главные задачи.

Министерствами и ведомствами не обеспечиваются передовые позиции отраслей в научно - техническом развитии. Неудовлетворительно используются имеющийся в них крупный научный потенциал, а также современные формы интеграции науки с производством; эффективность и практическая отдача отраслевой науки остаются низкими. Следствием этого явилось все более заметное отставание в техническом уровне, технологии и качестве продукции от современных требований. Инвестиционная политика не была сориентирована на рациональное использование капитальных вложений. Вместо планомерного проведения технического перевооружения и реконструкции предприятий в неоправданно широких масштабах велось новое строительство.

Крайне неудовлетворительно министерства и ведомства осуществляли работу по росту эффективности производства, повышению рентабельности, сокращению убыточности. Обновление основных производственных фондов происходило недопустимо медленно, уровень использования фондов и коэффициент сменности работы оборудования систематически снижались. Важнейшие технико - экономические показатели работы отраслей - производительность труда, материалоемкость и энергоемкость продукции, ресурсосбережение значительно уступают зарубежному уровню.

Министерства и ведомства не удовлетворяют возрастающие потребности народного хозяйства и населения в продукции отраслей, нередко выступают лишь пассивными исполнителями плановых заданий. Они не добились приоритетного развития новых видов оборудования, изделий и материалов, обеспечивающих высокую эффективность их применения в народном хозяйстве. Увеличение выпуска продукции осуществлялось преимущественно на основе экстенсивных методов развития производства.

Крупным недостатком в деятельности министерств и ведомств является слабое внимание к укреплению в отраслях материальной базы социальной сферы, и прежде всего к ускорению жилищного строительства. Как следствие этого, развитие многих предприятий осуществлялось некомплексно, строительство и расширение производства не сопровождалось созданием объектов социального назначения. В решении этих вопросов не обеспечено эффективное взаимодействие министерств и ведомств с органами управления на местах. В результате возникли диспропорции в формировании производственной и социальной сфер.

В деятельности министерств и ведомств преобладают административные методы руководства, детальное планирование работы предприятий, вмешательство в их оперативную деятельность, что принижает роль предприятий, сдерживает развитие демократических начал в деятельности трудовых коллективов, приводит к неоправданному разбуханию аппарата министерств, дроблению его по отдельным видам производств и функциям, сдерживает развитие инициативы и предприимчивости трудовых коллективов. Структура отраслевого управления стала сложной, громоздкой и многоступенчатой, потеряла свою гибкость. Экономические методы управления реализуются неоправданно медленно. Работа центрального аппарата министерств и ведомств все еще не нацелена на последовательное проведение в жизнь принципов полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления.

В руководстве отраслями недостаточно используются демократические формы, значительно снизилась роль коллегий министерств и ведомств. Они не оказывают заметного воздействия на решение принципиальных вопросов развития отраслей и научно - технического прогресса, подбор, расстановку и использование кадров, на ускорение перестройки работы аппарата.

Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС определил основные принципы перестройки отраслевого управления, меры по коренному улучшению деятельности министерств, их место и роль в целостной системе руководства народным хозяйством.

Во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 823 Совет Министров РСФСР постановляет:

1. Министерствам и ведомствам РСФСР сферы материального производства считать главной задачей неуклонное проведение в жизнь экономической стратегии партии на основе ускорения социально - экономического и научно - технического развития отраслей, удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в высококачественной продукции, работах и услугах, повышения эффективности производства и увеличения вклада в рост национального дохода республики, комплексного решения социальных задач. Во всей своей деятельности использовать преимущественно экономические методы управления вместо преимущественно административных, создавать условия для проявления инициативы и предприимчивости трудовых коллективов, развития хозяйственной самостоятельности предприятий, всемерного использования принципов полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Для выполнения этой задачи коренным образом перестроить деятельность, изменить роль и функции министерств и ведомств РСФСР в управлении отраслями, устранить мелочную опеку предприятий, сосредоточив работу прежде всего на следующих основных направлениях:

проведение прогрессивной научно - технической и инвестиционной политики, обеспечивающей решение крупных приоритетных технических проблем отрасли, организацию разработки и применения принципиально новых техники, технологии и материалов, революционизирующих производство, их высокий научно - технический уровень, качество и конкурентоспособность, повышение эффективности деятельности отраслевой науки, укрепление ее связей с производством;

осуществление сбалансированного и пропорционального развития отрасли, рационального размещения производства, его комбинирования, определение прогрессивного профиля предприятий отрасли, дальнейшее повышение уровня концентрации, специализации и кооперирования производства, активизация внешнеэкономической деятельности;

эффективное решение межотраслевых задач на основе тесного взаимодействия с заинтересованными министерствами и ведомствами, Советами Министров автономных республик, исполкомами Советов народных депутатов и иными органами территориального управления.

 

РОЛЬ И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ РСФСР

В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

2. Министерствам и ведомствам РСФСР:

строить свою деятельность на основе государственного пятилетнего плана экономического и социального развития как важнейшего инструмента реализации экономической политики Партии и Правительства;

на основе преимущественного использования экономических методов управления последовательно проводить в жизнь принципы, определенные Законом СССР о государственном предприятии (объединении), содействовать развитию самоуправления трудовых коллективов;

осуществлять управление деятельностью подведомственных предприятий, используя исходные данные планирования в качестве основы для формирования пятилетнего плана: контрольные цифры, государственные заказы, долговременные экономические нормативы и лимиты. При этом обеспечивать строгую увязку между собой устанавливаемых предприятию исходных данных для планирования;

неуклонно руководствоваться тем, что:

годовые планы разрабатываются и утверждаются предприятиями самостоятельно исходя из их пятилетних планов и заключаемых хозяйственных договоров. При этом предприятия совместно с министерством, ведомством конкретизируют задания пятилетнего плана, а также решают с соответствующими организациями вопросы материально - технического обеспечения материальными ресурсами и подрядными работами;

проекты пятилетних планов развития отраслей разрабатываются исходя из Основных направлений экономического и социального развития, исходных данных для планирования, доводимых Госпланом РСФСР, а до союзно - республиканских министерств и ведомств РСФСР сферы материального производства - соответствующими министерствами и ведомствами СССР, и на основе планов предприятий (объединений).

Министерства и ведомства РСФСР должны противодействовать монопольным тенденциям в деятельности отдельных предприятий, осуществляя в этих целях мероприятия по преодолению завышения себестоимости и цен, застоя в техническом развитии производства, искусственного ограничения выпуска и сбыта продукции, пользующейся спросом потребителей.

3. В соответствии с основными принципами перестройки отраслевого управления министерствам и ведомствам РСФСР сосредоточить деятельность на выполнении следующих основных функций:

 

в области планирования и экономики

 

участие в подготовке совместно с Госпланом РСФСР, Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами предложений к проекту основных направлений экономического и социального развития отрасли на 15 лет, а также в разработке в установленном порядке проектов контрольных цифр, государственных заказов, долговременных стабильных экономических нормативов и лимитов на предстоящее пятилетие;

разработка для предприятий контрольных цифр, государственных заказов, долговременных стабильных экономических нормативов и лимитов, стимулирующих эффективное использование предприятиями всех видов ресурсов и достижение высоких конечных результатов в целях наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения;

изучение и определение народнохозяйственных и внешнеэкономических потребностей в продукции, работах и услугах отрасли;

разработка долгосрочных прогнозов, определение приоритетных направлений развития отрасли;

разработка схем развития и размещения предприятий;

обеспечение при планировании рационального сочетания государственных интересов с интересами отраслей, регионов и предприятий;

развитие прогрессивной производственной структуры, углубление концентрации и специализации, внутри- и межотраслевого кооперирования, улучшение использования основных производственных фондов и оборотных средств;

обеспечение комплексного решения вопросов, связанных с улучшением условий труда, жизни и быта, более полным удовлетворением материальных и духовных потребностей работников отрасли;

 

в области ускорения научно - технического прогресса,

повышения технического уровня и качества продукции

 

обеспечение научно - технического развития отрасли, разработка принципиально новых видов продукции, в том числе на конкурсной основе, в соответствии с требованиями потребителей к их техническому уровню и качеству;

широкое использование в производстве наиболее важных высокоэффективных технических новшеств, открытий и изобретений, обеспечивающих ускоренный выход отрасли на передовые рубежи науки и техники, высокую конкурентоспособность продукции;

постоянное повышение технологического уровня производства, качества и технического уровня продукции, планирование ее обновления;

организация разработки научно - технических решений по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, применению безотходных технологий, а также организация разработки прогрессивных норм и нормативов;

эффективное использование научно - технического и производственного потенциала, сокращение сроков создания и освоения новой техники и прогрессивных базовых технологий;

постоянное совершенствование управления, повышение эффективности деятельности подведомственных научно - исследовательских, проектно - конструкторских и технологических организаций, укрепление их лабораторно - испытательной и опытно - экспериментальной базы; обеспечение работы межотраслевых научно - технических комплексов;

осуществление работ по стандартизации и унификации продукции отрасли, информационному обслуживанию, а также изобретательской, рационализаторской и патентно - лицензионной работы, изучение и распространение передового опыта;

широкое развитие международного научно - технического сотрудничества, в первую очередь со странами - членами СЭВ;

 

в области капитального строительства

 

проведение эффективной инвестиционной политики в соответствии с задачами развития отрасли, оптимальное сочетание государственных централизованных капитальных вложений и капитальных вложений за счет фондов предприятий для производственного и социального развития;

организация разработки на мировом уровне проектов на строительство новых, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих предприятий и объектов;

планирование и организация строительства в нормативные сроки, своевременный ввод в действие предприятий и объектов и освоение новых мощностей;

развитие, укрепление и модернизация отраслевой строительной базы для осуществления хозяйственным способом работ по техническому перевооружению и реконструкции предприятий, строительству жилых домов и других объектов социального назначения;

 

в области материально - технического

обеспечения и сбыта

 

создание в тесном взаимодействии с Госпланом РСФСР и Госснабом РСФСР (союзно - республиканские министерства и ведомства РСФСР - с соответствующими министерствами и ведомствами СССР), а также с другими министерствами и ведомствами, Советами Министров автономных республик, исполкомами Советов народных депутатов необходимых условий для устойчивого обеспечения материальными ресурсами предприятий отрасли;

развитие оптовой торговли средствами производства, прямых связей потребителей с изготовителями, а также фирменной торговли и сервисного обслуживания;

организация работы по обеспечению всемерной экономии материальных ресурсов, повышению материальной заинтересованности трудовых коллективов в бережном и наиболее рациональном расходовании ресурсов, снижении их потерь, широком вовлечении вторичных ресурсов в хозяйственный оборот;

 

в области финансов, кредита и цен

 

повышение уровня финансово - экономической работы в отрасли, укрепление финансового положения предприятий на основе последовательного развития принципов хозяйственного расчета и самофинансирования, повышения эффективности производства;

осуществление мер по полному устранению убыточности предприятий и обеспечению уровня рентабельности, необходимого для их работы на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, создание условий для увеличения их участия в формировании доходов государственного (в том числе местного) бюджета;

эффективное использование централизованных фондов и резервов министерства, ведомства и концентрация их на приоритетных направлениях научно - технического прогресса развития отрасли;

повышение эффективности использования предприятиями банковских кредитов;

проведение государственной политики ценообразования, повышение экономической обоснованности устанавливаемых централизованно, договорных и утверждаемых министерством, ведомством цен и тарифов, усиление контроля за соблюдением государственной дисциплины цен;

анализ результатов производственно - хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятий, контроль соблюдения ими государственной финансовой и расчетной дисциплины;

 

в области внешнеэкономических связей

 

разработка предложений по основным направлениям экономического и научно - технического сотрудничества с зарубежными странами на перспективный период;

осуществление в установленном порядке мер по дальнейшему развитию и совершенствованию торгово - экономических и валютно - финансовых связей с зарубежными странами в целях ускорения развития отрасли;

развитие новых прогрессивных форм внешнеэкономических отношений с зарубежными странами, активное содействие установлению прямых производственных и научно - технических связей предприятий и организаций отрасли с предприятиями и организациями других стран, созданию и обеспечению деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций;

углубление экономической интеграции со странами социалистического содружества, обеспечение перехода от преимущественно торговых связей к глубокой специализации и широкой производственной кооперации, организация выполнения заданий Комплексной программы научно - технического прогресса стран - членов СЭВ;

разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности экспорта и сокращение нерационального импорта;

 

в области кадров, труда и социального развития

 

проведение активной кадровой политики в условиях выборности руководителей на предприятиях, формирование резерва кадров на выдвижение, организация эффективной системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров и укрепление материальной базы этой системы;

совершенствование форм и методов организации производства, труда и управления, заработной платы, системы материальных и моральных стимулов;

всемерное содействие развитию социалистического соревнования, совершенствованию его форм и методов в соответствии с новыми условиями хозяйствования, широкому распространению и использованию передового опыта;

разработка и реализация мер по внутри- и межотраслевому перераспределению высвобождаемых работников в связи с внедрением достижений научно - технического прогресса и применением новых условий хозяйствования.

Вопросы труда и социального развития министерства и ведомства РСФСР рассматривают и решают в установленном порядке совместно или по согласованию с Советами Министров автономных республик, исполкомами Советов народных депутатов, а также с соответствующими ЦК профсоюзов.

4. Всю свою деятельность министерства и ведомства РСФСР осуществляют на основе социалистической законности, принимают меры по ее укреплению, решительно борются с любыми проявлениями ведомственности и местничества, обеспечивают сохранность и приумножение социалистической собственности.

 

ПЕРЕСТРОЙКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ,

СТИЛЯ И МЕТОДОВ РАБОТЫ АППАРАТА

 

5. Министерствам и ведомствам РСФСР осуществить в 1987 - 1988 годах глубокий анализ состава и структуры подведомственных предприятий, производственных и научно - производственных объединений, научно - исследовательских, проектно - конструкторских и технологических организаций, уточнить их профиль и специализацию, выявить малоэффективные, укрепить их, а где необходимо, преобразовать или ликвидировать. Усилить работу по концентрации производства, формированию крупных объединений, способных самостоятельно решать задачи расширенного воспроизводства и социального развития трудовых коллективов, осуществлять весь цикл "научные исследования и разработки - инвестиции - производство - сбыт - обслуживание", проводить активную работу по интеграции науки с производством.

Исходя из специфики производственно - хозяйственной деятельности, стоящих перед отраслями задач, достигнутого уровня специализации и кооперирования, создавать в установленном порядке на отраслевой и региональной основе новые формы объединений: промышленно - торговые, проектно - промышленно - строительные, агропромышленные и другие, а также инженерные и сервисные центры, внедренческие организации и иные мобильные и гибкие организации, обеспечивающие повышение эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и качества продукции, работ и услуг.

Министерства и ведомства РСФСР обязаны способствовать созданию и развитию кооперативов, расширению индивидуальной трудовой деятельности при подведомственных предприятиях.

6. Министерствам и ведомствам РСФСР в связи с перестройкой их деятельности в новых условиях хозяйствования осуществить:

коренную перестройку и упрощение организационной структуры центрального аппарата, ликвидацию внутриминистерской ведомственности и параллельно действующих подразделений, преобразование и слияние дублирующих и мелких звеньев, существенно сократить численность аппарата министерств, ведомств и обслуживающих их организаций;

укрепление функциональных подразделений центрального аппарата, сосредоточение их работы на новых функциях министерств и ведомств, использовании преимущественно экономических методов управления, анализе и оценках состояния развития отрасли, а также на создании условий для эффективной деятельности предприятий.

7. В целях углубления демократизации и привлечения представителей трудовых коллективов к делам управления отраслями, более эффективного сочетания принципов единоначалия и коллегиальности в управлении образовать в министерствах и ведомствах РСФСР советы отраслей как совещательные органы. В состав совета отрасли, возглавляемого Министром, руководителем ведомства РСФСР, могут включаться директора ведущих предприятий, передовые рабочие, представители отраслевых профсоюзов, крупные ученые и специалисты. Совет отрасли проводит свои заседания не реже двух раз в год и рассматривает узловые вопросы экономического, научно - технического и социального развития отрасли, дает оценку итогам ее работы, вырабатывает рекомендации по дальнейшему повышению эффективности производства в отрасли и распространению передового опыта.

8. Повысить роль коллегий министерств и ведомств РСФСР в принятии важнейших решений по деятельности отраслей, сосредоточив их внимание на вопросах широкомасштабного использования научно - технических достижений, качественного преобразования производственной базы и структуры отрасли, развитии межведомственных связей. Коллегия несет ответственность за эффективность работы отрасли и ее конечные результаты, при принятии решений руководствуется общегосударственными интересами.

Министерствам и ведомствам РСФСР практиковать проведение выездных заседаний коллегий и совместных заседаний коллегий смежных министерств и ведомств.

9. Министерствам и ведомствам РСФСР, руководствуясь решениями январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, совершенствовать стиль и методы работы аппарата, обеспечить его формирование из инициативных высококвалифицированных работников с учетом возрастающих требований к управлению современной экономикой, решительно пресекать волокиту и бюрократизм, факты противодействия перестройке, всемерно способствовать повышению роли трудовых коллективов в управлении производством.

Министрам и руководителям ведомств РСФСР добиваться, чтобы на всех участках - как в центральном аппарате, так и на предприятиях в условиях выборности руководителей - смелее выдвигались молодые, перспективные работники, постоянно улучшалась работа по подготовке надежного резерва кадров. Особое внимание уделять подбору и воспитанию компетентных, инициативных и творческих руководителей, умеющих работать с коллективами и способных в новых условиях хозяйствования обеспечить достижение передовых рубежей научно - технического прогресса, коренное улучшение качества выпускаемой продукции, высокую эффективность производства. Целенаправленно пополнять состав руководящих кадров свежими силами с тем, чтобы процесс обновления не прерывался, преемственность не нарушалась. Обеспечить овладение работниками аппарата экономическими методами руководства, добиться демократизации стиля, повысить гласность в работе.

10. Обязать министерства и ведомства РСФСР:

проводить работу по перестройке управления отраслями организованно, планомерно и в сжатые сроки;

четко определить в каждой отрасли этапы проведения в жизнь намечаемых мер с учетом реальной подготовленности предприятий и объединений к работе в условиях полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления, осуществления мероприятий по перестройке общегосударственной системы планирования, материально - технического обеспечения, ценообразования, финансов и кредита, статистики и учета.

Перестройка управления должна быть предметом детального рассмотрения коллегий министерств и ведомств РСФСР, советов отраслей, трудовых коллективов на широкой демократической основе, с тем чтобы исключить необоснованную поспешность в реорганизации, не допуская при этом сбоев в устойчивой работе отраслей. Эти меры должны стать понятными каждому сотруднику центрального аппарата министерств и ведомств РСФСР, всем работникам отрасли.

11. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам завершить все организационные и экономические мероприятия по перестройке управления отраслями материального производства в 1987 - 1988 годах.

12. Комиссии Президиума Совета Министров РСФСР по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма оказывать помощь министерствам и ведомствам РСФСР в комплексном осуществлении работ по перестройке управления отраслями, установить систематический контроль за ходом этих работ.

 

Абзац первый, абзацы первый - пятый подпункта "а" пункта 13 не приводятся, как воспроизводящие нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 823 "О перестройке деятельности министерств и ведомств сферы материального производства в новых условиях хозяйствования".

 

13. а) (Абзац шестой) Министерствам и ведомствам РСФСР сферы материального производства:

осуществить в установленном порядке укрупнение действующих и создание новых объединений, а также образование там, где это необходимо, государственных производственных объединений;

на основе укрупнения действующих и создания новых объединений разных типов, интеграции науки с производством сократить звенность в управлении отраслями.

Положить в основу управления отраслями функциональный принцип и осуществить переход, как правило, на двухзвенную систему руководства предприятиями.

Признать целесообразным ликвидировать промежуточные звенья отраслевого управления - республиканские промышленные объединения. По мере концентрации производства, создания крупных объединений и перехода предприятий на полный хозяйственный расчет и самофинансирование министерствам и ведомствам РСФСР приступить к постепенному упразднению главных управлений по руководству подотраслями как составной части центрального аппарата министерств;

 

Подпункты "б" - "е" пункта 13 не приводятся, как воспроизводящие нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 823 "О перестройке деятельности министерств и ведомств сферы материального производства в новых условиях хозяйствования".

 

 

*         *

*

 

Совет Министров РСФСР выражает твердую уверенность в том, что министерства и ведомства РСФСР, руководствуясь решениями июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС и сознавая свою ответственность за их практическую реализацию, проявят максимум настойчивости и инициативы в осуществлении поставленных партией задач по коренной перестройке управления экономикой, станут активными проводниками экономической стратегии партии, увеличат свой вклад в ускорение социально - экономического развития советского общества.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования