ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РСФСР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 1987 г. N 6

 

О ВЫПОЛНЕНИИ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР И ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РСФСР ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И

О ВОВЛЕЧЕНИИ ИХ В ПРЕСТУПНУЮ И ИНУЮ АНТИОБЩЕСТВЕННУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Заслушав и обсудив доклад заместителя Председателя Верховного Суда РСФСР Л.Д. Смирнова по материалам обобщения, проведенного совместно с рядом областных и соответствующих им судов, сообщения председателей Архангельского областного суда А.А. Яшкина и Пермского областного суда П.М. Загвозкина, Пленум отмечает, что судами Российской Федерации принимались необходимые меры, направленные на повышение уровня осуществления правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность. Результаты проведенного изучения свидетельствуют, что большинство дел этой категории рассмотрено в строгом соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального закона.

Вместе с тем в этой деятельности имеются существенные недостатки и ошибки, на необходимость предотвращения которых обращалось внимание судов, в частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. N 16 "О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность" (с последующими изменениями) и в Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 25 июня 1974 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних" (с последующими изменениями).

В некоторых судах при рассмотрении дел данной категории не учитываются их специфика и важность обеспечения такого уровня осуществления правосудия, который в максимальной степени способствовал бы целям исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, предупреждения новых преступлений.

Встречаются факты нарушения установленного уголовно-процессуальным законом порядка предания суду и рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних.

Не во всех судах предъявляется должная требовательность к качеству предварительного следствия, в результате чего к судебному рассмотрению принимаются дела, по которым следствие проведено без всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств и мотивов преступления, причин и условий, способствовавших его совершению, без обстоятельного выяснения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, данных о личности подростка и его родителей, о степени участия взрослых в совершении преступления. Отмечаются случаи нарушения права несовершеннолетнего обвиняемого на защиту.

Суды не всегда учитывают, что мера пресечения в виде заключения под стражу может применяться к несовершеннолетним лишь в исключительных случаях. Об этом свидетельствуют материалы обобщения, из которых видно, что по некоторым делам мера пресечения применялась к несовершеннолетним неосновательно, однако в стадии предания суду она не отменялась и не изменялась.

Несмотря на значительное число несовершеннолетних, совершающих преступления в состоянии опьянения, не все суды выполняют требования соответствующих постановлений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР о необходимости выяснения обстоятельств, связанных с приобретением и употреблением спиртных напитков и наркотических средств, решения вопроса о привлечении виновных взрослых лиц к административной или уголовной ответственности.

Отдельными судами не выполняются содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. N 16 рекомендации о целесообразности рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних в судах первой инстанции под председательством одних и тех же судей, обладающих наибольшим опытом.

Немало ошибок допускается судами при назначении наказания несовершеннолетним вследствие нарушения принципа строго индивидуального подхода к избранию вида и размера наказания виновным. До сего времени из практики отдельных судов не изжиты факты необоснованного назначения подросткам лишения свободы за преступления, не представляющие большой опасности, когда их исправление и перевоспитание могли быть достигнуты без изоляции от общества.

Изучение показало, что суды при наличии к тому оснований весьма редко используют предоставленное им ст. 10 УК РСФСР право применять к несовершеннолетним принудительные меры воспитательного характера, предусмотренные ст. 63 УК РСФСР.

При условном осуждении несовершеннолетних либо применении к ним отсрочки исполнения приговора суды не всегда разъясняют осужденным и их законным представителям существо приговора и условия неприведения его в исполнение.

Серьезные недостатки имеются в деятельности судов по профилактике преступности среди несовершеннолетних. Не по всем делам глубоко выясняются причины преступлений и условия, способствовавшие их совершению.

Некоторые суды недооценивают роль общественности в перевоспитании несовершеннолетних, осужденных с применением ст. ст. 44 или 46.1 УК РСФСР, не обсуждают вопрос о возложении на трудовые коллективы или конкретных лиц, с их согласия, обязанности по наблюдению за осужденными и проведению с ними воспитательной работы. Иногда такие обязанности возлагаются на трудовой коллектив или конкретное лицо без получения их согласия на это. В отдельных случаях обязанность по контролю за несовершеннолетними возлагается судами на органы, на которые она возложена законом.

При рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, которые ранее по приговору были переданы на перевоспитание и исправление трудовому коллективу или общественной организации, суды редко выясняют, какие меры фактически принимались к перевоспитанию таких несовершеннолетних и предупреждению совершения ими нового преступления, осуществлялся ли контроль и проводилась ли с ними индивидуальная профилактическая работа в инспекциях и комиссиях по делам несовершеннолетних.

При применении условного осуждения или отсрочки исполнения приговора несовершеннолетнему, а также мер наказания, не связанных с лишением свободы, или принудительных мер воспитательного характера, суды не всегда направляют копию приговора или определения в комиссию по делам несовершеннолетних и орган внутренних дел по месту жительства подростка, а также руководителю предприятия, учреждения или соответствующей общественной организации по месту работы или учебы несовершеннолетнего.

Пленум Верховного Суда РСФСР находит нынешний уровень осуществления правосудия по делам этой категории не отвечающим в полной мере требованиям, предъявляемым к судам в условиях происходящей в стране перестройки, и недостаточным для успешной реализации указаний партии о необходимости усиления внимания к проблемам молодежи.

Пленум Верховного Суда РСФСР постановляет:

1. Обратить внимание судов Российской Федерации на необходимость устранения отмеченных недостатков, неукоснительного выполнения законодательства, а также соответствующих постановлений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних и вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность.

Осуществляя правосудие по делам данной категории, суды должны максимально способствовать предупреждению и искоренению преступности среди несовершеннолетних, воспитанию их в духе уважения и сознательного исполнения советских законов.

2. В целях совершенствования судебной практики и повышения ее эффективности судам необходимо, в частности:

обеспечить выполнение рекомендаций, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. N 16 "О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность" (с последующими изменениями), в том числе реализацию п. 22 этого Постановления о целесообразности рассмотрения дел данной категории под председательством одних и тех же судей, обладающих наибольшим опытом, и при участии народных заседателей из числа педагогов и иных лиц, имеющих опыт в воспитании молодежи. В таком же составе суда целесообразно рассматривать и материалы об отмене условного осуждения либо отсрочки исполнения приговора в отношении несовершеннолетнего;

при проверке дел в кассационном и надзорном порядке реагировать на каждый случай невыполнения требований закона, в том числе на факты нарушения права несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) на защиту, непринятия мер по выявлению взрослых соучастников преступления и лиц, вовлекших подростков в преступную или иную антиобщественную деятельность, оставления без исследования причин преступлений и условий, способствовавших их совершению, а также на факты, когда по делам не приняты меры предупредительно-воспитательного характера;

работу по профилактике преступлений, исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей осуществлять в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами и общественностью, активно использовать в этой работе средства массовой информации.

3. Суды должны неукоснительно соблюдать установленный законом порядок предания несовершеннолетнего суду, учитывая при этом разъяснения, содержащиеся в соответствующих постановлениях Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР. Исключить из практики случаи формального, поверхностного отношения к проведению распорядительных заседаний.

Указать судам на их обязанность выяснять по каждому делу, правильно ли избрана мера пресечения в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, имея в виду, что в соответствии со ст. 393 УПК РСФСР и согласно разъяснению, данному в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 25 июня 1974 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних", заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть избрано несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступления и при наличии оснований, указанных в законе (ст. ст. 89, 91 и 96 УПК РСФСР).

В случае применения органами следствия этой меры пресечения к подростку без достаточных к тому оснований суд должен отменить ее либо изменить на более мягкую.

4. Обратить внимание судов на необходимость обеспечения полной реализации несовершеннолетним обвиняемым (подсудимым) процессуальных прав и, прежде всего, права на защиту. Строго руководствоваться требованиями закона и содержащимися в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. N 16 разъяснениями об участии в судебном заседании законных представителей несовершеннолетнего подсудимого и обеспечении их процессуальных прав.

5. В целях усиления воспитательного воздействия судебных процессов по делам несовершеннолетних, установления причин преступления и условий, способствовавших его совершению, полного выяснения данных, характеризующих личность и поведение подсудимого, условий его воспитания, обучения, работы судам республики следует привлекать к участию в судебных заседаниях представителей трудовых коллективов и учебно-воспитательных учреждений по месту работы или учебы подростка, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а при необходимости также представителей общественных организаций по месту работы родителей, опекуна или попечителя подсудимого, создавая при этом условия для их активного, неформального участия в судебном заседании и выясняя причины неправильного отношения родителей или лиц, их заменяющих, к воспитанию несовершеннолетних.

6. Принимать меры для выявления и привлечения к ответственности взрослых лиц, вовлекших несовершеннолетнего в преступную или иную антиобщественную деятельность, реагировать на каждый факт непринятия таких мер со стороны органов следствия, а в случае установления в этой части существенной неполноты предварительного следствия возвращать дело для производства дополнительного расследования.

7. По делам о преступлениях несовершеннолетних назначение обоснованного и справедливого наказания имеет решающее значение для достижения целей исправления и перевоспитания подростков, предупреждения совершения ими новых преступлений. Должны быть исключены случаи неосновательного назначения лишения свободы за преступления, не представляющие большой общественной опасности, когда исправление и перевоспитание несовершеннолетнего могут быть достигнуты без изоляции от общества. Особое внимание следует уделять использованию возможности применения принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных ст. 63 УК РСФСР.

8. Обратить внимание на то, что по делам данной категории суды, руководствуясь законом и разъяснением, содержащимся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. N 16, могут определить окончательную меру наказания взрослому лицу по совокупности преступлений не только по принципу поглощения менее строгого наказания более строгим, но и в целях повышения предупредительного значения уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность применить принцип полного или частичного сложения назначенных наказаний в пределах, установленных статьей, предусматривающей более строгое наказание.

9. При рассмотрении дела о новом преступлении несовершеннолетнего, к которому ранее применялись условное осуждение либо отсрочка исполнения приговора, наказание, не связанное с лишением свободы, или принудительные меры воспитательного характера, суду необходимо тщательно выяснять, какие меры фактически принимались к перевоспитанию такого подростка и предупреждению совершения нового преступления, проводилась ли с ним надлежащая индивидуальная работа; остро реагировать на факты формального отношения комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних к выполнению возложенных на них законом обязанностей, невыполнения трудовым коллективом или конкретным лицом взятых на себя обязательств по наблюдению за несовершеннолетним и проведению с ними воспитательной работы, а также на недостатки и упущения в деятельности государственных органов и должностных лиц, обязанных осуществлять контроль за поведением несовершеннолетних правонарушителей.

10. Верховным Судам АССР, краевым, областным, Московскому и Ленинградскому городским судам, судам автономных областей и автономных округов усилить контроль за единообразным применением народными судами законодательства и выполнением ими постановлений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних; следует регулярно анализировать практику применения судами законодательства при рассмотрении дел данной категории; по материалам профилактической деятельности судов ставить на разрешение соответствующих местных органов вопросы о необходимости устранения причин преступности среди несовершеннолетних.

Систематически оказывать судам практическую помощь в правильном рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних и в повышении эффективности их профилактической работы.

 

Председатель

Верховного Суда РСФСР

Е.А.СМОЛЕНЦЕВ

 

Секретарь Пленума,

член Верховного Суда РСФСР

В.В.ДЕМИДОВ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования