ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

 

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 февраля 1988 г. N 166

 

О ПЕРЕСТРОЙКЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

(с изм. и доп., внесенными Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР

от 11.07.1989 N 557 - СП СССР, 1989, N 28, ст. 100;

от 30.03.1990 N 322 - СП СССР, 1990, N 10, ст. 49)

 

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что реализация выработанного XXVII съездом партии, январским и июньским (1987 г.) Пленумами ЦК КПСС курса на перестройку, ускорение социально-экономического развития страны требует от руководящих работников и специалистов народного хозяйства высокого уровня компетентности, творческой инициативы, современного экономического мышления, овладения новыми методами хозяйствования, навыками работы в условиях полного хозяйственного расчета и демократизации всех сфер жизни общества.

В ходе научно-технической революции, коренной перестройки управления экономикой непрерывное обучение трудящихся становится одним из важнейших факторов обеспечения эффективной деятельности объединений, предприятий, организаций, учреждений, каждого трудового коллектива.

В то же время состояние этой работы в стране, действующая сеть учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов ни по масштабам, ни по качеству обучения не удовлетворяют возросших потребностей народного хозяйства в оперативном обновлении профессиональных знаний работников.

Многие министерства, ведомства, объединения, предприятия, организации и учреждения ослабили внимание к вопросам повышения квалификации и переподготовки работников, к организации систематического экономического обучения кадров, изучения ими прогрессивной техники и технологии, передового производственного опыта.

В организации непрерывного обучения работников не в полной мере используются возможности высшей и средней специальной школы, а также академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, ведущих конструкторско-технологических бюро. Министерство высшего и среднего специального образования СССР слабо осуществляет методическое руководство системой повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства.

Для решения задач по ускорению социально-экономического развития страны, радикальной реформе управления экономикой, проведению в жизнь современной кадровой политики требуется осуществить коренную перестройку системы повышения квалификации и переподготовки кадров народного хозяйства.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, окружкомам, горкомам и райкомам партии, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик осуществить конкретные мероприятия по созданию на новой основе единой государственной системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов, перейти в двенадцатой пятилетке от периодического к непрерывному обучению кадров. Сформировать мобильную и гибкую сеть учебных заведений и подразделений повышения квалификации и переподготовки, развивать различные формы непрерывного производственно-экономического обучения непосредственно на предприятиях и в организациях. В полной мере использовать в этих целях потенциал высших и средних специальных учебных заведений.

Возложить на руководителей министерств и ведомств, объединений, предприятий, организаций, учреждений, совхозов и колхозов персональную ответственность за организацию непрерывного повышения квалификации работников, поддержание их высокого профессионального уровня, своевременную подготовку к новым трудовым функциям как в производственной, так и в непроизводственной сферах.

Считать постоянное повышение квалификации прямой служебной обязанностью каждого руководителя и специалиста.

2. Рекомендовать руководителям министерств и ведомств, предприятий, объединений, организаций и учреждений совместно с партийными и профсоюзными организациями создать действенную систему материального и морального стимулирования непрерывного повышения квалификации, роста профессионального мастерства кадров, повысить личную заинтересованность и персональную ответственность работников за постоянное пополнение и обновление знаний. Должностные перемещения руководителей и специалистов, установление им соответствующего размера заработной платы должны быть связаны с результатами обучения, практического использования полученных знаний.

Учебным заведениям (подразделениям) системы повышения квалификации и переподготовки кадров осуществлять по итогам обучения слушателей комплексную оценку их профессиональных знаний и деловых качеств и на этой основе вырабатывать рекомендации по дальнейшему использованию работников. Соответствующую информацию передавать руководителям министерств, ведомств, предприятий, объединений, организаций и учреждений, направивших на учебу руководящих работников и специалистов.

Рассматривать рост профессиональной компетентности в качестве важнейшего критерия при аттестации работников. Установить, что сведения о прохождении работниками обучения в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров в течение всей их трудовой деятельности отражаются в квалификационном аттестате единого образца как основном документе, удостоверяющем их профессиональный уровень. Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС и Министерством юстиции СССР разработать и в трехмесячный срок утвердить форму указанного аттестата и порядок его выдачи.

Трудовым коллективам в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) проявлять требовательность и постоянную заботу о неуклонном росте профессионального мастерства кадров, полнее учитывать уровень подготовленности работников при выборах на руководящие должности. Повсеместно создавать обстановку глубокого уважения и авторитета наиболее квалифицированных тружеников, утверждать престиж профессиональной учебы, активного приобретения новых знаний и навыков, овладения передовым производственным опытом. Заслушивать отчеты работников в трудовых коллективах об использовании полученных ими знаний и навыков в повышении качества труда.

3. Установить следующие основные виды обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающие его непрерывность:

систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование) по индивидуальному плану, утвержденному его непосредственным руководителем и выполняемому под его контролем;

участие не реже одного раза в месяц в постоянно действующих семинарах по производственным и экономическим вопросам как по месту работы, так и на других предприятиях и в организациях;

краткосрочное (по мере необходимости, но не реже одного раза в год) обучение по месту работы или в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

длительное периодическое обучение (не реже одного раза в пять лет) в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях, в высших учебных заведениях, в том числе за рубежом;

обучение в целевой аспирантуре, докторантуре по темам, интересующим данную организацию или предприятие;

переподготовка - получение новой специальности в академиях, институтах повышения квалификации, на специальных факультетах вузов и отделениях средних специальных учебных заведений.

Утвердить рекомендации по примерному распределению различных категорий руководящих работников (их резерва) и специалистов по типам учебных заведений согласно Приложению N 1, а также сроки и формы их обучения согласно Приложению N 2.

4. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, руководителям и партийным организациям учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров перестроить учебный процесс, привести его содержание в соответствие с требованиями XXVII съезда партии, январского и июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС. Обеспечить дифференцированный подход к обучению руководящих работников и специалистов с учетом интересов и реальных потребностей в теоретической и практической подготовке каждого работника. Развивать практику индивидуализации обучения работников, в том числе на основе конкретных заданий, утверждаемых руководителями министерств и ведомств, предприятий, объединений, организаций и учреждений.

Обеспечить активное овладение слушателями новейшими методами хозяйствования, глубокое изучение ими вопросов, связанных с перестройкой управления народным хозяйством, переходом отраслей на условия хозяйственного расчета и самофинансирования, реализацией Закона СССР о государственном предприятии (объединении). Вырабатывать у руководящих работников навыки управления трудовым коллективом в условиях демократизации всех сфер общественной жизни. Значительно расширить подготовку в области системного анализа, системотехники, социологии, психологии, права, финансирования, кооперации, внешнеэкономических связей и других важнейших для специалистов и руководителей областях.

Обучение в профессиональной сфере нацелить на оперативное овладение руководящими работниками и специалистами новейшими достижениями в соответствующих отраслях науки и техники, технологии и организации труда, передовым отечественным и зарубежным опытом рационального и комплексного природопользования, бережного использования трудовых и материальных ресурсов. Каждый специалист должен уметь активно применять в работе электронно-вычислительную технику, ориентироваться в современной научно-технической информации, эффективно ее использовать для решения практических задач.

Не допускать включения в учебные планы дисциплин, не связанных с углублением экономических, профессиональных знаний и навыков слушателей, развитием марксистско-ленинского мировоззрения. За актуальность содержания учебных планов и программ несут ответственность министерства, ведомства и учебные заведения (подразделения) системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Шире использовать активные методы обучения, такие, как деловые игры, разбор конкретных ситуаций, коллективный поиск резервов, дискуссии, семинары и школы по обмену опытом, выездные занятия на передовых предприятиях и в организациях. Усилить практическую направленность обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, нацелив его на выработку у слушателей умения и навыков активно использовать полученные знания в работе.

Государственному комитету СССР по науке и технике, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, другим министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик кардинально улучшить использование при обучении руководящих работников и специалистов возможностей Выставки достижений народного хозяйства СССР, а также аналогичных выставок союзных, автономных республик, краев, областей и выставок отраслей народного хозяйства.

Всю работу по повышению квалификации и переподготовке кадров подчинить успешному выполнению планов экономического и социального развития страны и регионов, отраслей народного хозяйства, объединений, предприятий, колхозов и совхозов, ускорению темпов научно-технического и социального прогресса.

5. Постоянным органам Совета Министров СССР, Госагропрому СССР, Госстрою СССР, Советам Министров союзных республик, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, другим министерствам и ведомствам СССР на основе аттестации учебных заведений системы повышения квалификации и переподготовки кадров осуществить в течение 1988 - 1989 годов упорядочение их сети, сочетая отраслевой принцип ее организации с широкой межотраслевой и региональной кооперацией.

Создать в каждой отрасли головной институт повышения квалификации и развернутую сеть учебных заведений (подразделений) по повышению квалификации и переподготовке кадров.

Министерствам и ведомствам через головные институты осуществлять организационно-методическое руководство непрерывным обучением кадров в соответствующих отраслях народного хозяйства. Сформировать в составе этих институтов информационно-справочные и вычислительные центры, редакционно-издательские отделы и другие подразделения, необходимые для эффективного выполнения возложенных на них функций, особенно для организации деловой информации.

Создать межотраслевые институты повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров на базе факультетов по подготовке организаторов промышленного производства, строительства и планирования при вузах согласно Приложению N 3.

Принять предложения Совета Министров РСФСР, Совета Министров Украинской ССР, Совета Министров Казахской ССР, Совета Министров Киргизской ССР, Совета Министров Таджикской ССР, Совета Министров Армянской ССР и Совета Министров Туркменской ССР о создании при Советах Министров этих республик межотраслевых институтов повышения квалификации руководящих работников и специалистов.

Советам Министров союзных республик, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, другим министерствам и ведомствам обеспечить образцовую постановку учебного процесса в межотраслевых институтах повышения квалификации, на специальных факультетах и отделениях при вузах и техникумах, направив их деятельность на обучение кадров прежде всего в области новейших направлений науки и техники. Создать для этих учебных заведений (подразделений) современную материальную базу, поставлять в них первые образцы новой техники, привлекать к учебной работе ее разработчиков, наиболее крупных специалистов в данной области.

Центросоюзу, заинтересованным министерствам и ведомствам организовать широкое обучение руководителей и специалистов кооперативов.

Руководителям учебных заведений системы повышения квалификации и переподготовки кадров, высших и средних специальных учебных заведений организовать проведение консультаций для лиц, повышающих квалификацию самостоятельно. Разрешить создание при этих учебных заведениях хозрасчетных курсов для граждан, желающих получить знания по определенной программе.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с соответствующими министерствами и ведомствами проводить один раз в пять лет аттестацию учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров для комплексной оценки уровня учебной работы в них, качественного состава преподавательских кадров, состояния материальной базы.

6. Признать целесообразным осуществлять учебный процесс в системе повышения квалификации и переподготовки кадров преимущественно силами ведущих ученых, крупных специалистов, партийных, советских и хозяйственных руководителей, разработчиков новейших технических решений, технологических процессов, новаторов производства, привлекаемых на условиях штатного совместительства и почасовой оплаты. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик обеспечить участие указанных специалистов в работе подведомственных учебных заведений (подразделений).

Разрешить руководителям учебных заведений (подразделений), осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров:

привлекать высококвалифицированных работников к выполнению педагогической работы в объеме до 50 часов в год без оформления разрешения с места основной работы, а также на договорных началах для подготовки конспектов лекций, учебных и методических пособий;

засчитывать специалистам народного хозяйства, принятым на преподавательскую работу, в научно-педагогический стаж время их работы в должностях руководителей и ведущих специалистов производства.

Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с Министерством высшего и среднего специального образования СССР разработать предложения о распространении на работников институтов повышения квалификации, занятых обслуживанием электронно-вычислительных машин и другой сложной техники, должностных окладов, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 (СП СССР, 1986, N 34, ст. 179) для соответствующих работников производственных отраслей народного хозяйства.

Министерствам и ведомствам предоставлять право институтам повышения квалификации проводить научно-исследовательские работы в порядке и на условиях, предусмотренных для вузов.

Предоставить право профессорско-преподавательскому составу учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров выполнять научную работу в научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организациях, научных подразделениях вузов.

Разрешить преподавателям вузов и учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров педагогическую работу на условиях штатного совместительства и почасовой оплаты, в том числе в подчиненных и соподчиненных учебных заведениях (подразделениях).

Определять численность профессорско-преподавательского состава учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров, не переведенных на условия хозяйственного расчета, исходя из того, что среднегодовой контингент слушателей, приходящийся на одного преподавателя, должен быть на 25 процентов ниже норм, установленных для вузов, готовящих специалистов данного профиля.

В целях систематического обновления теоретических и практических знаний штатных преподавателей учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров считать необходимым:

организовать их краткосрочное (по мере необходимости), а также длительное периодическое (не реже одного раза в пять лет) обучение в Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР, Планово-экономической академии при Госплане СССР, высших школах управления народнохозяйственных комплексов и других ведущих учебных заведениях на условиях, предусмотренных настоящим Постановлением;

проводить ежегодную стажировку преподавателей на передовых предприятиях и в организациях продолжительностью до одного месяца, а также с их согласия направлять на работу в должностях специалистов на срок до одного года на условиях, предусмотренных для преподавателей вузов.

Предоставить право руководителям предприятий и организаций:

направлять в учебные заведения (подразделения), осуществляющие повышение квалификации и переподготовку кадров, по их заявкам высококвалифицированных специалистов для проведения занятий со слушателями на условиях штатного совместительства или почасовой оплаты труда, в том числе в рабочее время до 4 часов в неделю, с сохранением за ними заработной платы по месту основной работы;

привлекать профессорско-преподавательский состав учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров для консультаций в порядке и на условиях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 20 января 1986 г. N 85;

приглашать на предприятия и в организации для краткосрочного обучения кадров ведущих научных, научно-педагогических и практических работников на договорной основе без оформления разрешения с места основной работы и не считать эту работу совместительством.

7. Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с ЦК компартий союзных республик, крайкомами, обкомами и горкомами партии принять меры к коренному улучшению работы институтов повышения квалификации преподавателей общественных наук высших учебных заведений. Существенно усилить роль этих институтов в научно-методическом обеспечении перестройки преподавания социально-экономических дисциплин.

Направлять один раз в пять лет на общественно-политическую стажировку без отрыва от работы всех преподавателей-обществоведов в партийные, советские, хозяйственные органы, на предприятия и в учреждения сроком до четырех месяцев по месту нахождения учебного заведения. По мере необходимости проводить стажировку преподавателей-обществоведов в партийных комитетах на условиях, установленных пунктом 10 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1987 г. N 327 (СП СССР, 1987, N 24, ст. 85). Наладить оперативное политическое и социально-экономическое информирование преподавателей, постоянно знакомить их с опытом работы партийных, советских и хозяйственных органов, достижениями трудовых коллективов, конкретной обстановкой в данном регионе.

Взять под контроль организацию непрерывного повышения квалификации преподавателей общественных наук непосредственно в учебных заведениях, активизировать в этих целях работу методологических семинаров, проведение дискуссий по актуальным проблемам теории и практики общественного развития, утверждение на обществоведческих кафедрах творческой атмосферы.

8. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик предусматривать в планах международных научно-технических связей командирование руководящих работников и специалистов, а также преподавателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров и вузов на предприятия, фирмы, организации и учебные заведения зарубежных стран для изучения передового опыта в приоритетных областях производства, управления, науки и техники. Шире использовать в этих целях возможности предприятий и организаций, осуществляющих прямые производственные и научно-технические связи с зарубежными партнерами.

Разрешить Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР предоставлять право подведомственным учебным заведениям системы повышения квалификации и переподготовки кадров устанавливать прямые связи с зарубежными партнерами, распространив на них действие Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. N 992.

 

Абзац третий пункта 8 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

9. Усилить роль Министерства высшего и среднего специального образования СССР в проведении единой государственной политики в области повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов, возложив на него организационно-методическое руководство системой повышения квалификации и переподготовки кадров, определение основных направлений ее развития и совершенствования, государственное инспектирование всех видов непрерывного обучения кадров, координацию работы учебных заведений, контроль за содержанием и качеством учебного процесса.

Поручить Министерству высшего и среднего специального образования СССР осуществлять совместно с соответствующими министерствами и ведомствами подбор руководителей учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Разрешить Министерству высшего и среднего специального образования СССР создать научно-методический центр по исследованию проблем и обобщению опыта повышения квалификации и переподготовки кадров в пределах численности работников и фонда заработной платы организаций Министерства высшего и среднего специального образования СССР и учебных заведений этой системы, расположенных в г. Москве.

10. Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР усилить научно-методическое руководство учебными заведениями (подразделениями), осуществляющими повышение квалификации и переподготовку руководящих работников высшего звена государственного управления.

11. Государственному комитету СССР по науке и технике, министерствам и ведомствам СССР осуществлять первоочередное информационное обслуживание учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов, а также обеспечение их изданиями и нормативными документами по приоритетным направлениям развития экономики, науки и техники, другими материалами по отраслевой и межотраслевой проблематике. Теснее увязывать работу этих учебных заведений и отраслевых центров научно-технической информации. Рекомендовать руководителям предприятий и организаций создавать справочно-информационные службы.

Государственному комитету СССР по телевидению и радиовещанию и Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с другими министерствами и ведомствами организовать циклы передач и выпуск учебных видеопрограмм в помощь работникам, повышающим квалификацию.

Важнейшей задачей отраслевых журналов считать изучение и освещение опыта работы по повышению квалификации и переподготовке кадров.

12. В целях усиления ответственности учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов за качество обучения признать необходимым осуществлять начиная с 1988 года их перевод на условия хозяйственного расчета.

Установить, что повышение квалификации и переподготовка руководящих работников и специалистов осуществляются по договорам, заключаемым учебными заведениями (подразделениями) с министерствами, ведомствами, объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями, которые, независимо от их ведомственной подчиненности, производят прямые платежи указанным учебным заведениям за каждого направляемого на учебу работника.

Размеры платежей за обучение работника определяются вышестоящими по отношению к учебным заведениям органами совместно с объединениями, предприятиями, организациями, учреждениями, министерствами и ведомствами, направляющими своих работников на учебу. Считать целесообразным, чтобы указанные платежи производились из централизованных фондов министерств, ведомств и государственных производственных объединений, а также за счет средств фондов развития производства, науки и техники, других фондов аналогичного назначения объединений, предприятий и организаций или целевых ассигнований на подготовку кадров. Разрешить объединениям, предприятиям и организациям направлять в двенадцатой пятилетке в свои фонды развития средства, предусмотренные на повышение квалификации и переподготовку руководящих работников и специалистов.

Предоставить предприятиям и организациям право самостоятельного выбора учебного заведения (подразделения) для повышения квалификации и переподготовки своих работников, а также расторжения договоров с учебными заведениями при низком качестве обучения.

Осуществлять материально-техническое обеспечение учебных заведений системы повышения квалификации и переподготовки кадров, переводимых на условия хозяйственного расчета, в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1986 г. N 398 (СП СССР, 1986, N 18, ст. 94).

Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик пересмотреть с учетом особенностей отраслей порядок планирования и материально-технического обеспечения деятельности подведомственных учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров, переводимых на условия хозяйственного расчета.

13. Министерству высшего и среднего специального образования СССР с участием Министерства финансов СССР и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам в трехмесячный срок разработать и в установленном порядке утвердить положение об образовании и распределении хозрасчетного дохода учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов, предусмотрев при этом создание фондов экономического стимулирования.

14. В целях обеспечения необходимых условий для эффективного непрерывного обучения руководящих работников и специалистов коренным образом улучшить учебно-материальную базу системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Принять предложения министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик о строительстве до 2000 года учебных корпусов и общежитий гостиничного типа для учебных заведений системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов согласно приложению N 4.

Разрешить министерствам и ведомствам осуществлять в порядке долевого участия строительство зданий и оснащение учебно-лабораторным оборудованием учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров независимо от их ведомственной подчиненности.

Государственному комитету СССР по вычислительной технике и информатике предусматривать в годовых планах выделение целевым назначением министерствам и ведомствам средств вычислительной техники для оснащения учебных заведений, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров, за счет фондов соответствующих министерств и ведомств в объеме до 5 процентов этих фондов.

15. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с Министерством финансов СССР и ВЦСПС по представлению Министерства высшего и среднего специального образования СССР с учетом новых задач системы повышения квалификации и переподготовки кадров определить порядок и условия отнесения учебных заведений этой системы к соответствующим категориям по оплате труда работников.

Установить, что структура и штаты учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров, переведенных на условия хозяйственного расчета, утверждаются руководителями этих учебных заведений.

16. Сохранять среднюю заработную плату по основному месту работы за руководящими работниками и специалистами народного хозяйства на время их обучения с отрывом от работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от работы, выплачивать в течение первого месяца командировочные расходы, а в последующий период получающим заработную плату менее 200 рублей в месяц - стипендию в размере 40 рублей. Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, суточных за время нахождения в пути, командировочных расходов, а также выплата стипендии осуществляются за счет министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций по месту основной работы.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 30.03.1990 N 322)

На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием гостиничного типа с платой расходов за счет направляющей стороны. При отсутствии общежития возмещение расходов за проживание в гостиницах производить на условиях, установленных Постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1988 г. N 351.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 11.07.1989 N 557)

17. Министерству высшего и среднего специального образования СССР с участием Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС в трехмесячный срок разработать и по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик представить в Совет Министров СССР проект Типового положения об учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства.

18. Государственному комитету СССР по статистике с участием Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам внести соответствующие изменения в статистическую отчетность, предусмотрев в ней данные по всем видам непрерывного обучения кадров.

19. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, окружкомам, горкомам и райкомам партии, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик сосредоточить внимание партийных, профсоюзных, советских и хозяйственных органов, трудовых коллективов на обеспечении непрерывного обучения работников всех сфер народного хозяйства, поднять ответственность руководителей за создание для этого необходимых условий. Осуществлять повышение квалификации и переподготовку кадров путем органического соединения профессионального обучения с глубоким экономическим образованием, изучением документов КПСС, новейших достижений общественных наук.

 

Пункт 20 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

 

* * *

 

Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают твердую уверенность в том, что партийные, советские, профсоюзные и хозяйственные органы, коллективы объединений, предприятий, организаций и учреждений успешно осуществят перестройку системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства, добьются высоких результатов в хозяйственном и культурном строительстве, в решении поставленных XXVII съездом КПСС программных задач по ускорению социально-экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Постановлению ЦК КПСС

и Совета Министров СССР

от 6 февраля 1988 г. N 166

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕРНОМУ РАСПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ

КАТЕГОРИЙ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ (ИХ РЕЗЕРВА)

И СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТИПАМ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СИСТЕМЫ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

 

┌─────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐

    Категории руководящих          Типы учебных заведений     

  работников и специалистов                                   

├─────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤

│Руководители и работники                                      

│аппарата управления                                           

                                                              

│Руководящие работники        │Академия народного хозяйства     

│министерств, ведомств,       │при Совете Министров СССР,       

│Советов Министров союзных    Планово-экономическая            

│республик, руководители      │академия при Госплане СССР,      

│объединений                  республиканские межотраслевые     

                             │институты повышения квалификации, │

                             │высшие школы правления           

                             │народнохозяйственных комплексов  

                                                               

│Работники центрального       │межотраслевые институты повышения │

│аппарата министерств и       │квалификации и переподготовки    

│ведомств, руководители и     │руководящих кадров при вузах,    

│главные специалисты          │факультеты по подготовке         

│предприятий, организаций     │организаторов промышленного      

│и учреждений, их             │производства, строительства и    

│заместители                  │планирования при вузах, институты │

                             │повышения квалификации, высшие   

                             │школы управления                 

                             │народнохозяйственных комплексов  

                                                              

│Руководители цехов, отделов  │институты повышения квалификации 

│и других структурных         │и их филиалы, факультеты повышения│

│подразделений предприятий,   │квалификации при вузах, курсы    

│организаций и учреждений     │повышения квалификации            

│и их заместители                                              

                                                              

│Начальники участков, смен,   │институты повышения квалификации 

│мастера и другие             │и их филиалы, курсы повышения    

│соответствующие работники    │квалификации, учебные центры     

                                                              

│Специалисты                                                   

                                                               

│С высшим  образованием       │специальные факультеты по        

                             │переподготовке кадров при вузах, 

                             │межотраслевые институты повышения │

                             │квалификации при вузах, институты │

                             │повышения квалификации и их      

                             │филиалы, факультеты повышения    

                             │квалификации при вузах, курсы    

                             │повышения квалификации, учебные  

                             │центры                           

                                                              

│Со средним специальным       │специальные отделения по         

│образованием                 │переподготовке кадров при средних │

                             │специальных учебных заведениях,  

                             │институты повышения квалификации и│

                             │их филиалы, курсы повышения      

                             │квалификации, учебные центры     

└─────────────────────────────┴──────────────────────────────────┘

 

Примечание. Для упорядочения организации обучения руководителей и работников аппарата управления министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик рекомендуется провести с учетом отраслевой специфики и характера решаемых управленческих задач распределение конкретных категорий работников по группам должностей. Формировать для каждой из групп резерв руководящих кадров на основе объективной оценки их деловых, профессиональных и личностных качеств. Проводить обучение руководящих кадров при любых должностных перемещениях: переподготовку - при перемещении или зачислении в резерв более высокой группы должностей; повышение квалификации - при перемещении внутри данной группы должностей.

 

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Постановлению ЦК КПСС

и Совета Министров СССР

от 6 февраля 1988 г. N 166

 

СРОКИ И ФОРМЫ

ОБУЧЕНИЯ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ

В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

КАДРОВ

 

(с изм. и доп., внесенными

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР

от 11.07.1989 N 557 - СП СССР, 1989, N 28, ст. 100)

 

┌──────────────────────┬─────────────────────┬───────────────────┐

      Категории             Повышение        Переподготовка  

│руководящих работников│    квалификации                       

    и специалистов                                           

├──────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────┤

│Руководители и        │до 2 месяцев         │до 5 месяцев      

│работники аппарата    │с отрывом от работы  │с отрывом         

│управления            │и до 6 месяцев       │от работы         

                      │без отрыва от работы │                  

│Специалисты:                                                 

                                                             

│ с высшим             │до 3 месяцев         │до одного года    

│ образованием         │с отрывом от работы  │с отрывом от работы│

                      │и до 6 месяцев без   │и до 2 лет без    

                      │отрыва от работы     │отрыва от работы  

                                                              

│ со средним           │до 3 месяцев         │до 7 месяцев      

│ специальным          │с отрывом от работы  │с отрывом от работы│

│ образованием         │и до 6 месяцев без   │и до 9 месяцев без

                      │отрыва от работы     │отрыва от работы  

└──────────────────────┴─────────────────────┴───────────────────┘

 

Примечания. 1. По приоритетным направлениям науки и техники сроки повышения квалификации специалистов могут быть увеличены по согласованию с Минвузом СССР до 4 месяцев с отрывом от работы и до 10 месяцев без отрыва от работы.

2. При повышении квалификации руководящих работников и специалистов разрешается проводить их обучение с частичным отрывом от работы продолжительностью до 6 месяцев при общем сроке отрыва от работы до 2 месяцев.

3. Министерствам и ведомствам разрешается при необходимости проводить стажировку руководящих работников и специалистов в целях углубленного изучения передового производственного опыта в соответствующих подразделениях министерств, ведомств, объединений и предприятий продолжительностью до 2 месяцев сверх сроков обучения, предусмотренных настоящим Приложением, в порядке и на условиях, установленных Постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1988 г. N 351.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 11.07.1989 N 557)

4. В Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР повышение квалификации руководящих работников осуществляется до 2 месяцев с отрывом от работы; переподготовка - до одного года с отрывом от работы, а по очно-заочной форме обучения - до 2 лет.

5. Краткосрочное обучение проводится продолжительностью до 3 недель с отрывом от работы.

6. При проведении в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров практических, семинарских и лабораторных занятий разрешается деление учебных групп на подгруппы численностью не менее 5 - 6 человек.

 

 

 

 

 

 

Приложение N 3

к Постановлению ЦК КПСС

и Совета Министров СССР

от 6 февраля 1988 г. N 166

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ПРИ КОТОРЫХ СОЗДАЮТСЯ

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ИНСТИТУТЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ

 

Белорусский институт народного хозяйства имени В.В. Куйбышева

Горьковский инженерно-строительный институт имени В.П. Чкалова

Ленинградский инженерно-экономический институт имени Пальмиро Тольятти

Московский институт управления имени С. Орджоникидзе

Харьковский инженерно-экономический институт

Ленинградский финансово-экономический институт имени Н.А. Вознесенского

Московский институт народного хозяйства имени Г.В. Плеханова

 

 

Приложение N 4 к настоящему Постановлению не приводится, как не содержащее норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования