Утверждаю

Заместитель Министра

Б.Д.НИКИФОРОВ

11 декабря 1988 г. N ЦТ-4710

 

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОКОМОТИВНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ

УНИФИЦИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО

УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ (САУТ-У)

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Инструкция содержит описание устройств САУТ, перечень выполняемых САУТ-У функций и определяет действия машинистов по пользованию локомотивными устройствами САУТ-У.

1.2. САУТ-У предназначена для повышения безопасности движения поездов, увеличения пропускной способности железнодорожных участков, улучшения условий труда локомотивных бригад.

1.3. САУТ-У использует показания локомотивных светофоров типовой системы автоматической локомотивной сигнализации с автостопом. Эксплуатация САУТ-У возможна только при включенных и исправных устройствах АЛСН.

1.4. САУТ-У состоит из локомотивных, путевых и станционных устройств. Путевые и станционные устройства САУТ-У формируют и передают установленным на локомотивах и электропоездах устройствам информацию:

при следовании поезда по перегону о длине впередилежащего блок-участка и длине следующего за ним блок-участка. Информация передается в момент проследования путевого светофора;

при подходе к станции в момент проследования предупредительного светофора о длине впередилежащего блок-участка и о приведенной длине следующего за ним, необходимой для определения допускаемой скорости проследования входного стрелочного перевода станций;

в момент проследования входного и маршрутного светофоров о длине маршрута приема поезда на станцию и допускаемой скорости движения по станционному пути, на который принимается поезд.

Во всех случаях при проследовании путевого светофора на локомотив передается информация о величине приведенного уклона на следующем блок-участке или станционном пути.

Локомотивное устройство САУТ-У автоматически ограничивает скорость поезда, предупреждая ее превышение в зависимости от показаний локомотивного светофора, расстояния до конца блок-участка и допускаемых скоростей движения, и является устройством безопасности, дублирующим действия машиниста по управлению тормозами поезда в указанных в настоящем пункте случаях.

 

2. ОПИСАНИЕ ЛОКОМОТИВНЫХ УСТРОЙСТВ САУТ-У

 

2.1. Локомотивное устройство САУТ-У включает в себя: блок электроники, клеммник, блок защиты, два датчика пути и скорости, приемную антенну, два датчика давления, пульт машиниста, пульт управления и коммутационный переключатель для включения и отключения локомотивных устройств САУТ-У. В зависимости от особенностей конкретных серий локомотивов САУТ-У может быть дополнена приставкой к крану машиниста, блоком управления электродинамическим тормозом, блоком отключения тяги.

Примечание: Количество клеммников, антенн, пультов машиниста, пультов управления и коммутационных переключателей и указанных дополнительных блоков зависит от типа локомотива - однокабинный, например ВЛ11, или двухкабинный, например ЧС2.

2.2. Блок электроники, блок защиты, клеммник установлены в кабине локомотива. Блок электроники осуществляет обработку поступающей информации и выработку команд на управление тягой и торможением.

2.3. Датчики пути и скорости установлены на буксах различных колесных пар.

2.4. Приемная антенна САУТ-У установлена на арматуре правых приемных катушек АЛСН и предназначена для приема информации от путевых устройств САУТ-У.

2.5. Пульт машиниста САУТ размещен в кабине и предназначен для отображения информации о текущем расстоянии до конца блок-участка и резерве скорости по условиям безопасности, а на грузовых локомотивах также для отображения информации об эффективности тормозов в поезде.

2.6. Пульт управления размещен в кабине, содержит кнопки "Подтягивание", "Отправление", "К-20" и предназначен для ввода машинистом дополнительной информации в САУТ-У.

2.7. Датчики давления установлены вблизи тормозных приборов и предназначены для преобразования давления воздуха в тормозной магистрали в электрический сигнал, пропорциональный давлению; приставки к крану машиниста служат для управления пневматическими тормозами поезда с помощью электрических сигналов.

2.8. Коммутационный переключатель установлен в кабине электровоза и предназначен для включения и отключения локомотивных устройств САУТ-У от цепей управления электровозом и цепей АЛСН с автостопом. Коммутационный переключатель (выключатель САУТ-У) имеет два положения: "АЛСН" и "САУТ".

 

3. ФУНКЦИИ, АВТОМАТИЧЕСКИ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ САУТ-У

 

3.1. При следовании поезда с зеленым показанием локомотивного светофора к путевому светофору с зеленым огнем САУТ-У осуществляет контроль допускаемой скорости движения. При этом в пассажирском поезде на электропневматических тормозах по достижению допускаемой скорости (с отклонением до минус 2 км/ч) автоматически происходит отключение тяги и включение вентиля перекрыши электропневматического тормоза, а в пассажирских и грузовых поездах на пневматическом торможении происходит включение приставки к крану машиниста; при этом на типовом приборном щитке электровоза загораются соответствующие сигнальные лампы.

В случае превышения допускаемой скорости движения на 1 - 3 км/ч САУТ-У осуществляет ступень служебного торможения ЭПТ или разрядку тормозной магистрали, на 0,6 - 0,8 кгс/кв. см в зависимости от фактической эффективности его тормозов.

При снижении скорости до величины на 1 - 3 км/ч меньше допускаемой САУТ-У производит отпуск ЭПТ. При пневматических тормозах во всех случаях после торможения от САУТ-У отпуск тормозов осуществляется машинистом вручную постановкой ручки крана машиниста в 1 положение.

3.2. При следовании поезда с желтым показанием локомотивного светофора к путевому светофору с желтым огнем САУТ-У осуществляет контроль максимально допустимой скорости движения в порядке, предусмотренном пунктом 3.1 настоящей Инструкции.

Скорость проследования путевого светофора с желтым огнем зависит от длины блок-участка, который он ограждает, величины приведенного уклона, а на грузовых поездах и от эффективности тормозных средств.

3.3. При проследовании путевого светофора с желтым огнем и появлении на локомотивном светофоре красно-желтого огня САУТ-У будет автоматически служебным торможением снижать скорость до полной остановки поезда перед путевым светофором с красным огнем на расстоянии 10 - 100 м при пневматических тормозах и на расстоянии 30 - 70 м - при ЭПТ.

3.4. После остановки у путевого светофора с красным огнем и последующем движении поезда с красным показанием локомотивного светофора САУТ-У осуществляет контроль допускаемой скорости движения 20 км/ч. При этом по достижению поездом 18 - 20 км/ч автоматически происходит отключение тяги и перекрыша ЭПТ, в случае увеличения скорости до 22 - 24 км/ч - ступень служебного торможения; при ЭПТ в случае снижения скорости до 17 - 19 км/ч происходит отпуск тормозов.

На расстоянии тормозного пути САУТ-У производит отключение тяги, автоматически служебным торможением останавливает поезд перед сигналом на расстоянии 10 - 100 м (30 - 70 м при ЭПТ).

Если за время следования по блок-участку происходит смена красного показания локомотивного светофора на разрешающее (зеленое или желтое), то контроль скорости может быть отменен нажатием кнопки "К-20".

3.5. При следовании поезда с желтым показанием локомотивного светофора к входному светофору с двумя желтыми огнями САУТ-У осуществляется контроль максимально допустимой скорости движения в порядке, предусмотренном пунктом 3.1 настоящей Инструкции, а на расстоянии тормозного пути - отключение тяги и автоматическое снижение скорости движения ступенчатым торможением до скорости проследования входного светофора, определенной автоматически аппаратурой в зависимости от переданной напольными устройствами информации.

3.6. При движении поезда по путям станции после проследования входного светофора САУТ-У осуществляет контроль максимально допустимой скорости, заданной напольным устройством у входного светофора. Контроль осуществляется в порядке, установленном пунктом 3.1 настоящей Инструкции.

3.7. При белом огне локомотивного светофора независимо от показаний путевого светофора САУТ-У осуществляет остановку поезда служебным торможением на расстоянии 10 - 100 м (30 - 70 м при ЭПТ) до светофора. Если при этом выходной светофор открыт и необходимо проследовать станцию без остановки, то машинист нажатием кнопки "Отправление" может отменить остановочное торможение, и в дальнейшем САУТ-У осуществляет контроль максимально допустимой скорости, заданной напольным устройством у входного светофора в порядке, предусмотренном пунктом 3.1 настоящей Инструкции.

3.8. При следовании поезда по белому огню локомотивного светофора на перегоне с автоблокировкой САУТ-У осуществляет контроль допустимой скорости в порядке, предусмотренном пунктом 3.3 настоящей Инструкции, с автоматическим торможением до остановки перед светофором на расстоянии 10 - 100 м (30 - 70 м при ЭПТ).

3.9. При следовании поезда по белому огню локомотивного светофора на перегоне с полуавтоматической блокировкой САУТ-У осуществляет контроль допустимой скорости, а на расстоянии необходимого тормозного пути до входного сигнала - отключение тяги и автоматическое торможение до остановки перед светофором на расстоянии 10 - 200 м.

3.10. Нажатие кнопки "Подтягивание", осуществленное при красно-желтом или белом огнях локомотивного светофора, позволяет произвести машинисту подтягивание поезда к сигналу. САУТ-У обеспечивает контроль максимально-допустимой скорости подтягивания - 20 км/ч в порядке, предусмотренном пунктом 3.4 настоящей Инструкции. САУТ-У разрешает подтягивание на расстоянии 200 м (после установки стрелки индикатора измерителя пути "Расстояние до сигнала" в нуль) с последующим торможением поезда до полной остановки.

3.11. САУТ-У обеспечивает контроль самопроизвольного движения поезда назад при любом показании локомотивного светофора. При нахождении реверсивной рукоятки контроллера машиниста в положениях, соответствующих движению вперед или нулевом, после движения назад на расстояние 3 - 4 м осуществляется ступень торможения. Перед отпуском тормозов машинист должен нажать кнопку "К-20".

3.12. Включенное состояние САУТ-У автоматически вызывает изменение алгоритма проверки бдительности машиниста по сигналам локомотивного светофора, предусмотренного системой АЛСН, и вводит непрерывный контроль скорости проследования светофоров в зависимости от их показаний, длины блок-участков и профиля пути.

3.13. Во всех случаях невыполнения команды служебного торможения, при которых происходит превышение допустимой скорости движения поезда на величину (5 - 7) км/ч, САУТ-У осуществляет экстренную остановку поезда срывом электропневматического клапана в пассажирских поездах на ЭПТ, а в пассажирских и грузовых с пневматическими тормозами - воздействием через приставку к крану машиниста.

3.14. САУТ-У выдает машинисту визуальную информацию.

Стрелочный прибор "Расстояние до сигнала "S" в момент проследования каждого путевого светофора показывает длину блок-участка или маршрута приема на станцию, а при дальнейшем следовании поезда - оставшееся до путевого светофора расстояние.

3.15. Стрелочный прибор "Резерв Скорости" "ДЕЛЬТА V" показывает разницу между допускаемой САУТ-У и фактической скоростью движения.

3.16. При нажатии кнопки "Vр" на пульте машиниста на прибор "ДЕЛЬТА V" выводится информация о величине тормозного нажатия на 100 т веса поезда, измеренного в процессе торможения.

3.17. В случае отказа напольного устройства в САУТ-У автоматически задается длина блок-участка, равная минимальной для всего плеча оборота локомотива.

Такое задание расстояния происходит в начале блок-участка при смене показаний локомотивного светофора с зеленого на желтый, с желтого на красно-желтый, с красно-желтого на красный (после проследования проходного светофора с запрещающим показанием), с желтого на белый (въезд на боковой некодированный путь станции), с белого на желтый или красно-желтый (выезд с бокового некодированного пути станции). В этих случаях САУТ-У останавливает поезд на значительно большем расстоянии от путевого сигнала в зависимости от фактической длины блок-участка, торможение поезда в соответствии с требованиями п. п. 3.2, 3.5 осуществляется до величины скорости движения по красно-желтому огню локомотивного светофора, определенной приказом начальника дороги.

3.18. При сбое кодов и появлении в пути следования на перегоне с автоблокировкой белого огня на локомотивном светофоре САУТ-У осуществляет контроль допустимой скорости в порядке, предусмотренном пунктом 3.3 настоящей Инструкции, с автоматическим торможением до остановки перед сигналом на расстоянии 10 - 100 м (30 - 70 м при ЭПТ). Машинист имеет возможность отменить вынужденное торможение выключением САУТ-У на время сбоя кодов.

 

4. ОБСЛУЖИВАНИЕ И ПОРЯДОК ПРИЕМКИ

ЛОКОМОТИВНЫХ УСТРОЙСТВ САУТ-У

 

4.1. Обслуживание и ремонт локомотивных устройств САУТ-У производится работниками депо в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию и текущему ремонту устройств унифицированной системы автоматического управления тормозами (САУТ-У).

4.2. При приемке локомотива или электропоезда машинист обязан убедиться в наличии записи об исправном состоянии САУТ-У в журнале технического состояния и проверить возможность включения САУТ-У из каждой кабины.

После проверки возможности включения САУТ-У в порядке, указанном в пункте 5.1 настоящей Инструкции, принимающий и сдающий машинисты расписываются в журнале технического состояния. При невозможности включения САУТ-У и обнаружении других недостатков в ее состоянии машинист в журнале делает соответствующую запись.

4.3. Локомотивная бригада обязана:

следить за чистотой и сохранностью устройств САУТ-У;

проверять при осмотрах надежность крепления узлов локомотивного устройства САУТ-У, особенно антенн и датчиков пути и скорости;

при возвращении в депо или в пунктах оборота и подмены локомотивных бригад своевременно доложить дежурному по депо об обнаруженных неисправностях САУТ-У, сделать запись об этом в журнале технического состояния.

4.4. Запрещается выдача подвижного состава из депо на линию с неисправными локомотивными устройствами САУТ-У.

4.5. В случаях отправления и движения по участкам с выключенными в пути следования локомотивными устройствами САУТ-У из-за неисправности машинист должен сделать соответствующею запись в журнале технического состояния локомотива. Неисправности САУТ-У должны быть устранены по прибытию в депо.

 

5. ВКЛЮЧЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ И ВЫКЛЮЧЕНИЕ

ЛОКОМОТИВНЫХ УСТРОЙСТВ САУТ-У

 

5.1. Включение САУТ-У допускается только из той кабины, из которой осуществляется управление подвижным составом. Для включения устройств САУТ-У машинист должен:

включить устройства АЛСН в порядке, предусмотренном "Инструкцией о порядке пользования автоматической локомотивной сигнализацией с автостопом, устройствами проверки и бдительности машиниста и контроля скорости движения поезда (АЛСН)";

установить коммутационный переключатель в положение "САУТ", убедиться, что зажглось освещение пульта машиниста САУТ-У и нет свистка ЭПК, убедиться, что стрелка прибора "S" находится в нулевом положении, прибор "ДЕЛЬТА V" показывает резерв скорости, определяемой показанием локомотивного светофора, и происходит регистрация включения САУТ-У дополнительным писцом регистрирующего скоростемера.

5.2. Для выключения устройств САУТ-У машинист должен установить коммутационный переключатель в положение "АЛСН".

 

6. ПОЛЬЗОВАНИЕ САУТ-У В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ

 

6.1. На участках, оборудованных путевыми устройствами САУТ-У, машинист обязан осуществлять управление поездом в полном соответствии с порядком и правилами, установленными ПТЭ, инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава, инструкцией по сигнализации, инструкцией по движению поездов и маневровой работе, приказами начальника дороги, а также выданными предупреждениями и указаниями сигналов.

6.2. На участках, оборудованных путевыми устройствами САУТ-У, машинист обязан перед отправлением со станции включить локомотивные устройства, а помощник машиниста должен убедиться, что они включены. Кроме того, при белом огне локомотивного светофора машинист перед отправлением должен нажать кнопку "Отправление".

6.3. При необходимости проезда путевых светофоров с красным огнем при красно-желтом или красном показаниях локомотивного светофора в случаях и в порядке, предусмотренными правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, машинист должен нажать кнопку "К-20".

Для отмены ограничения скорости в случае появления на локомотивном светофоре разрешающего огня после проезда запрещающего сигнала необходимо повторно нажать кнопку "К-20".

6.4. При необходимости безостановочного проследования поезда по боковому или главному пути станции при белом огне локомотивного светофора, а также входного светофора на участке с полуавтоблокировкой машинист, убедившись в открытии сигнала, должен нажать кнопку "Отправление".

6.5. При необходимости подъехать к закрытому светофору на расстояние более близкое, чем это позволяет сделать аппаратура САУТ-У, машинист должен нажать кнопку "Подтягивание" и осуществить торможение для остановки поезда перед сигналом.

 

7. ДЕЙСТВИЯ МАШИНИСТА ПРИ НЕИСПРАВНОСТЯХ САУТ-У

 

7.1. В случае срабатывания встроенного устройства контроля исправности САУТ-У (свистит ЭПК) машинист выключает САУТ-У.

7.2. Во всех случаях выключения САУТ-У машинист обязан осуществить повторное включение САУТ-У.

Повторное включение САУТ-У машинист осуществляет следующим образом:

- при наличии на локомотивном светофоре зеленого или желтого огней, если скорость движения поезда менее 50 км/ч;

- при наличии на локомотивном светофоре красного с желтым или красного огней - после остановки поезда у путевого светофора с красным огнем;

- при наличии на локомотивном светофоре белого огня - в порядке, предусмотренном в п. 6.2 настоящей Инструкции.

При невозможности включения, то есть если после перевода коммутирующего переключателя в положение "САУТ" (см. п. 5.1) свистит ЭПК, САУТ-У считается неисправным и больше не включается до возвращения в депо.

7.3. О всех обнаруженных в пути следования неисправностях, нарушениях нормального действия и выключениях устройства САУТ-У машинист обязан сделать соответствующие записи в журнале технического состояния и на обратной стороне скоростемерной ленты после ее снятия указать характер неисправности, перегон и номер путевого светофора или наименование станции с указанием пути.

7.4. Запрещается выключать локомотивные устройства САУТ-У при нормальном действии устройства АЛСН и САУТ-У.

 

Начальник Главного управления

локомотивного хозяйства МПС

А.Н.КОНДРАТЕНКО

 

Заместитель заведующего

Уральским отделением ВНИИЖТ

Ю.Г.КУТЫЕВ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования