ГЛАВНОЕ АРХИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

 

ПРИКАЗ

от 4 сентября 1989 г. N 57

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ СССР

 

В целях дальнейшего совершенствования организации работы по нормированию труда в учреждениях Государственной архивной службы СССР утвердить Положение об организации нормирования труда в учреждениях Государственной архивной службы СССР (прилагается) и рекомендовать его для внедрения в ЦГА СССР и архивных учреждениях союзных республик.

 

Начальник Главного управления

Ф.М.ВАГАНОВ

 

 

 

 

 

Утверждено

Приказом Главного

архивного управления

при СМ СССР

от 4 сентября 1989 г. N 57

 

Согласовано

с Секретариатом ЦК

профсоюза работников

государственных учреждений

(протокол от 14 августа 1989 г. N 65)

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ СССР

 

Положение разработано Всесоюзным научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела.

Положение предназначается для совершенствования организации работы по нормированию труда в учреждениях Государственной архивной службы СССР.

Настоящее "Положение об организации нормирования труда в учреждениях Государственной архивной службы СССР" подлежит применению во всех государственных архивах, лабораториях, научно-исследовательских учреждениях, научно-производственных объединениях и органах управления архивным делом.

 

1. Организационно-методические основы нормирования труда

 

1.1. Нормирование труда в учреждениях Государственной архивной службы СССР проводится на основании "Положения об организации нормирования труда в народном хозяйстве", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 19 июня 1986 г. N 226/П-6, законодательства Союза СССР и союзных республик о труде и настоящего Положения.

1.2. Нормируется труд руководителей, специалистов, научных сотрудников, технических исполнителей, рабочих и служащих.

1.3. При нормировании применяются следующие виды норм труда: норма времени, норма выработки, нормативы численности, нормы обслуживания.

1.4. Задача нормирования - определение величины трудоемкости операций (работы) и установление численности работников для выполнения необходимого комплекса работ.

1.5. Оптимальная организация труда предполагает создание системы норм и нормативов <1>, обеспечивающих определение трудоемкости работ со всеми видами документов, хранящихся в государственных архивах, по всем направлениям деятельности и установление необходимой численности работников.

--------------------------------

<1> Нормативы по труду - это величины затрат: труда (времени) на выполнение отдельных элементов или комплексов работ, обслуживание структурного подразделения, посетителей и т.д., а также численности работников как по отдельным функциям, так и в целом по всем направлениям работ госархива, лаборатории, органа управления архивным делом.

 

1.6. Норма времени - величина затрат рабочего времени, установленная на выполнение единицы работы одним или несколькими работниками определенной квалификации, при соблюдении необходимых организационно-методических и технических условий труда.

1.7. Норма выработки - это объем работы, который один или несколько работников определенной квалификации обязаны выполнить в единицу рабочего времени (человеко-час, человеко-день), при определенных организационно-методических и технических условиях труда.

1.8. Норматив численности - установленное число работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимое для выполнения объемов работ, управленческих и производственных функций. Разновидность нормативов численности - типовые штаты.

1.9. Норма обслуживания - это количество производственных объектов (единиц оборудования, площадей, посетителей и т.д.), которые работник или группа работников необходимой квалификации должны обслужить в единицу рабочего времени при определенных организационно-технологических условиях.

Разновидность нормы обслуживания - норма управляемости, определяющая число работников, которыми должен руководить один руководитель (количество работников в отделе госархива; секторе, отделе, лаборатории научно-исследовательского института; число рабочих в цехе, на участке, в бригаде лаборатории).

1.10. По степени дифференциации в учреждениях Государственной архивной службы СССР разрабатываются операционные, укрупненные и комплексные нормы. Операционная норма устанавливается на отдельную операцию. Укрупненные нормы устанавливаются на группу взаимосвязанных операций, составляющих вид работ, и ориентированы на планово-учетную единицу работы.

Комплексная норма времени - это общие суммарные затраты времени одного или нескольких исполнителей одинакового или различного профессионально-квалификационного состава, в течение которого должен быть выполнен полный цикл работ и получен конечный результат при определенных организационно-методических условиях.

Комплексные нормы времени разрабатываются только на работы, продолжительные по времени, состоящие из видов работ и операций, (набор и последовательность которых установлены методикой), обеспечивающих достижение конечных результатов, имеющих количественные характеристики, трудоемкость которых находится под влиянием качественных и количественных факторов.

1.11. ВНИИДАД разрабатываются, Главархивом СССР согласовываются с ЦК профсоюза работников госучреждений и утверждаются отраслевые типовые нормы времени и выработки и нормативы. Учреждения Государственной архивной службы СССР разрабатывают местные нормы времени и выработки.

Научно-исследовательская работа нормируется только по местным нормам. Методика ее нормирования изложена в "Типовых нормах времени и выработки на основные виды работ, выполняемых в государственных архивах" (Приказ Главархива СССР от 1 марта 1988 г. N 17).

Типовые нормы труда разрабатывается на работы, выполняемые по типовой технологии и методике, установленной отраслевыми нормативно-методическими документами, с учетом организационно-технических условий, созданных в большинстве учреждений Государственной архивной службы СССР. Типовые нормы носят рекомендательный характер. Местные нормы разрабатываются на отдельные операции и виды работ, когда отсутствуют типовые нормы на эти работы. Местные нормы могут создавать госархивы, лаборатории и другие учреждения Государственной архивной службы СССР, если у них установлены более прогрессивные организационно-технические условия, чем в типовых нормах. Местные нормы затрат труда разрабатываются в соответствии с организационно-техническими условиями, действующими в данном госархиве, лаборатории и т.д. По ним нормируются затраты труда на работах, которые проводит данный госархив, лаборатория. Местные нормы согласовывается с профсоюзным комитетом госархива, лаборатории и утверждаются директором (заведующим) госархива, лаборатории.

1.12. В учреждениях Государственной архивной службы СССР могут разрабатываться временные и разовые нормы. Временные нормы устанавливаются для вновь вводимых работ на период их освоения, но не более трех месяцев. Разовые нормы разрабатываются на единичные внеплановые работы.

1.13. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 14.09.1973 N 674 при использовании труда инвалидов к нормам выработки по согласованию с профсоюзным комитетом разрешено применять понижающие коэффициенты для инвалидов I и II групп до 20%, III группы - до 10%.

1.14. Для учреждений Государственной архивной службы СССР создается перечень норм и нормативов по труду, обязательных для применения. В него включаются отраслевые нормы и нормативы и межотраслевые нормы и нормативы для видов работ, общих с другими отраслями народного хозяйства. Перечень утверждается Главархивом СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников госучреждений и рассылается учреждениям.

1.15. Для нормирования работ по документационному обеспечению управления министерств, ведомств, организаций, предприятий Главархив СССР (сектор нормативных разработок по труду ВНИИДАД) совместно с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам (ЦБНТ Госкомтруда СССР) разрабатывает нормы и нормативы. По согласованию с ВЦСПС их утверждает Госкомтруд СССР.

1.16. Для учреждений Государственной архивной службы СССР разрабатываются технически обоснованные нормы, которые устанавливаются аналитическим методом нормирования в соответствии с достигнутым уровнем организации труда и их технического оснащения.

1.17. Разработка норм труда для учреждений Государственной архивной службы СССР проводится в соответствии с межотраслевыми методическими положениями Госкомтруда СССР <1> и отраслевой методики расчета комплексных норм времени на работы <2>.

--------------------------------

<1> "Методические основы создания базовых нормативов для нормирования умственного труда". М., 1988.

"Межотраслевые методические рекомендации по разработке нормативных материалов для нормирования труда в непроизводственных отраслях народного хозяйства". М., 1988.

<2> Разработка комплексных норм времени на работы, выполняемые в государственных архивах. Методические рекомендации. М., 1989.

 

1.18. Результатом разработки норм труда является нормативный сборник, состоящий из четырех разделов: общая часть, характеристика производственного процесса, организация труда, нормативная часть, содержащая конкретные нормы, нормативы. Нормативные таблицы содержат точное наименование работы, операция, входящие в ее состав, количественный и квалификационный состав исполнителей, таблицы норм (нормативов), поправочные коэффициенты. При разработке местных норм в общей части указываются индексы норм, установленных в соответствии с "Типовыми нормами...", и дается обоснование создания местных норм и их эффективность.

 

2. Порядок разработки, проверки и пересмотра норм труда

 

2.1. Типовые нормы времени, выработки пересматриваются не реже, чем раз в 5 лет.

2.2. С целью повышения качества отраслевых норм и нормативов, сокращения сроков и трудоемкости их разработки применяются ЭВМ. Расчет норм на ЭВМ обеспечивает постоянное совершенствование в уточнение отдельных норм и нормативов.

2.3. Трудовые коллективы и отдельные работники ставятся в известность о введении новых норм труда не позднее чем за один месяц.

2.4. Внедрение вновь установленных норм предполагает приведение организационно-технических условий в соответствие с запроектированными в нормах.

2.5. Отсутствие должного уровня квалификации исполнителей не является основанием для снижения норм на срок более трех месяцев.

2.6. Пересмотру подлежат нормы: устаревшие, неправильно установленные и нормы на работы, по которым изменилась методика и технология работ, осуществлено совершенствование организации рабочих мест, внедрено более производительное оборудование и механизмы.

2.7. Пересмотру нормы должна предшествовать работа по проверке качества норм. С этой целью в архивном учреждении создается аттестационная комиссия, утверждаемая приказом директора (заведующего). Эта работа проводится по результатам анализа уровня выполнения норм. Устанавливается соответствие методики проведения работ и организационно-технических условий запроектированным в норме, определяется уровень квалификации исполнителей. По согласованию с профсоюзным комитетом директор (заведующий) устанавливает сроки пересмотра устаревших норм. Пересмотр ошибочных норм проводится по мере их выявления по согласованию с профсоюзным комитетом.

2.8. Высокий уровень выполнения норм, достигнутый за счет инициативы исполнителей, повышения их квалификации в период между проверками норм, не является основанием для их пересмотра.

2.9. При разработке планов развития архивного дела в госархивах, лабораториях предусматриваются проверки норм не чаще двух раз в пятилетку.

2.10. Проект плана замены и пересмотра норм обсуждается трудовым коллективом, после чего утверждается директором (заведующим) по согласованию с профсоюзным комитетом.

2.11. Пересмотренные нормы подлежат апробации на рабочих местах и последующей доработке по замечаниям исполнителей, согласовываются с профсоюзным комитетом и утверждаются директором (заведующим).

 

3. Контроль, планирование и утверждение отраслевых норм

и нормативов по труду

 

3.1. Главархив СССР совместно с ЦК профсоюза работников государственных учреждений определяет порядок нормирования труда, осуществляет контроль и намечает мероприятия по совершенствованию нормирования труда. Главархивы союзных республик (местные органы управления архивным делом) организуют внедрение типовых норм времени и выработки; осуществляют контроль за разработкой и применением республиканских, местных норм труда совместно с РК профсоюза работников госучреждений.

3.2. Контроль за состоянием нормирования труда в госархивах, лабораториях и др. учреждениях возлагается на администрацию совместно с профсоюзным комитетом с привлечением трудового коллектива. Руководители учреждений, структурных подразделений несут дисциплинарную и материальную ответственность за нарушение порядка нормирования и применения необоснованных норм, недостоверность учета и отчетности по нормированию труда.

3.3. Разработка отраслевых норн и нормативов и участие в межотраслевых разработках по нормированию труда осуществляется по пятилетним и годовым планам научно-исследовательских работ учреждений Государственной архивной службы СССР.

3.4. При утверждении типовых и комплексных норм устанавливается срок их действия не более чем на 5 лет.

За год до истечения срока действия проводится проверка уровня выполнения норм, изменений в организации, методике и технологии работ. На основании результатов проверки Главархив СССР (союзной республики) издает приказ о продлении срока их действия или принимает решение о пересмотре.

3.5. При пересмотре действующих норм и нормативов или создании новых вносятся изменения в "Перечень отраслевых и межотраслевых норм и нормативов по труду, обязательных для применения в учреждениях Государственной архивной службы СССР".

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования