МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР

 

ПИСЬМО

от 17 июня 1977 г. N 38

 

О МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ СМЕТЫ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ

НАЧАЛЬНЫХ, ВОСЬМИЛЕТНИХ И СРЕДНИХ ШКОЛ

 

Министерство финансов СССР направляет прилагаемое к настоящему письму Методическое пособие по составлению сметы расходов на содержание начальных, восьмилетних и средних школ, переработанное с учетом действующего законодательства и применительно к типовой смете расходов.

С изданием настоящего письма следует считать утратившим силу письмо Министерства финансов СССР "О Методическом пособии по составлению сметы расходов на содержание начальных, восьмилетних и средних школ" от 19 декабря 1966 г. N 394.

 

Заместитель Министра

финансов СССР

М.Л.РЯБОВА

 

Начальник Управления

финансирования культуры

и здравоохранения

В.Г.ИВАНОВА

 

 

 

 

 

 

Приложение

к письму

Министерства финансов СССР

от 17 июня 1977 г. N 38

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ СМЕТЫ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ

НАЧАЛЬНЫХ, ВОСЬМИЛЕТНИХ И СРЕДНИХ ШКОЛ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Средняя общеобразовательная школа является единой, трудовой политехнической школой и в своей работе руководствуется Уставом средней общеобразовательной школы, одобренным Постановлением Совета Министров СССР от 8 сентября 1970 г. N 749.

Единство школы обеспечивается едиными в своей основе учебными планами, программами и педагогическими принципами организации учебно-воспитательной работы. Общеобразовательная, трудовая и политехническая подготовка в школе осуществляется в процессе обучения и общественно-полезного труда учащихся.

Порядок открытия и закрытия общеобразовательных школ определяется Советом Министров союзной республики, а общеобразовательных школ, непосредственно подчиненных министерствам и ведомствам СССР, - этими министерствами и ведомствами.

В зависимости от местных условий могут создаваться отдельно начальные школы в составе I - III (IV) классов, восьмилетние школы в составе I - VIII классов и средние школы в составе I - X (XI) классов при сохранении единства и преемственности всех ступеней общего среднего образования.

Смета расходов начальной, восьмилетней и средней школы является основным плановым документом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета на содержание школы.

Поквартальное распределение намечаемых по сметам школ ассигнований должно составляться с учетом сроков проведения отдельных мероприятий и возможности обеспечения их финансированием.

Расходование бюджетных средств на мероприятия, не предусмотренные сметой, или в суммах, превышающих сметные назначения как в целом по смете, так и по отдельным статьям расходов, производиться не должно.

Смета школы составляется по установленной Министерством финансов СССР типовой форме на календарный год с обязательным заполнением всех предусмотренных этой формой показателей.

По смете школы отражаются все затраты, связанные с обучением учащихся, а также дополнительные расходы на группы с продленным днем и подготовительные классы.

В сметы школ не включаются расходы по содержанию расположенных в их зданиях вечерних (сменных) школ (классов), заочных школ для работающей молодежи и других учреждений, на содержание которых составляются отдельные сметы. Не включаются в сметы школ также расходы по фонду всеобуча, летним оздоровительным мероприятиям, на содержание интернатов при школах и специальным средствам, на которые составляются отдельные сметы.

Смета школы составляется по отдельным статьям расходов бюджетной классификации, утвержденной Министерством финансов СССР. Исчисленные на планируемый год суммы расходов приводятся в смете в сопоставлении с планом, утвержденным на текущий год с учетом внесенных изменений, и с фактическим исполнением за предшествующий период - в зависимости от того, когда составляется смета.

Расходы, включаемые в смету, должны быть обоснованы соответствующими расчетами по каждой статье сметы. Расчеты составляются на основании показателей по числу учащихся, классов, групп продленного дня, педагогических ставок, с соблюдением установленных материальных и денежных норм расходов по отдельным видам затрат, действующих государственных цен и тарифов, а также указаний вышестоящих организаций.

Определение расходов по смете должно производиться исходя из действительной потребности в средствах, с учетом осуществления строгого режима экономии и эффективного расходования материальных и денежных средств.

Смета составляется и подписывается директором школы и бухгалтером, а в случае отсутствия последнего лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При централизованном бухгалтерском учете смета составляется и подписывается директором школы и старшим экономистом (экономистом) и при отсутствии в штатах централизованных бухгалтерий экономистов, бухгалтером централизованной бухгалтерии, которому поручено составление сметы данной школы.

Проект сметы представляется школой в вышестоящую организацию в установленный срок в двух экземплярах, а в необходимых случаях - в трех экземплярах.

Рассмотрение проекта сметы школы вышестоящей организацией производится до утверждения соответствующего бюджета.

При рассмотрении проекта сметы вышестоящая организация должна: тщательно проверить правильность определения основных показателей работы школы; необходимость, целесообразность и обоснованность включенных в смету расходов; соблюдение действующего законодательства и установленных норм расходов; принимать расходы на приобретение мягкого инвентаря и оборудования, исходя из фактической обеспеченности ими отдельных школ, а хозяйственные расходы и расходы по капитальному ремонту - с учетом состояния занимаемых школами зданий, их территориального расположения и других индивидуальных особенностей каждой школы.

После проверки и уточнения расходов намечается поквартальное распределение сумм ассигнований по каждой статье сметы. Это распределение должно учитывать сезонный характер отдельных расходов, в частности, по заработной плате, отоплению, текущему и капитальному ремонту, приобретению оборудования и т.д.

Смета утверждается вышестоящей организацией после утверждения бюджета: по школам, состоящим на союзном бюджете или республиканских бюджетах союзных республик, - в сроки, установленные Советом Министров СССР или Советами Министров союзных республик; по школам, состоящим на бюджетах АССР и местных бюджетах, - в сроки, установленные Советом Министров АССР и исполкомами местных Советов депутатов трудящихся.

При утверждении смет школ вышестоящая организация уточняет ранее намеченные ей годовые и квартальные размеры ассигнований по каждой школе с таким расчетом, чтобы общая сумма расходов по всем сметам школ, а также суммы расходов по заработной плате и другим лимитируемым статьям расходов, размеры которых устанавливаются Советом Министров СССР, Советами Министров союзных республик (АССР) и исполкомами местных Советов депутатов трудящихся, не превышали годовых и квартальных назначений бюджета.

Утверждение сметы оформляется специальной надписью руководителя вышестоящей организации на лицевой стороне сметы. Подпись руководителя вышестоящей организации, утвердившего смету, скрепляется печатью.

Один экземпляр утвержденной сметы направляется школе, второй остается в вышестоящей организации и третий передается, в необходимых случаях, централизованной бухгалтерии.

Изменения в смету расходов школы в процессе исполнения могут вноситься в установленном порядке только вышестоящей организацией, утвердившей смету. Оформление этих изменений производится на основе уведомлений вышестоящей организацией по установленной форме.

Сметы на расходы по организации и содержанию вновь открываемых школ составляются непосредственно вышестоящей организацией на часть года в соответствии с намечаемыми сроками их открытия, исходя из средних плановых расходов, сложившихся по действующим школам данного района или города, с учетом особых условий работы новых школ.

По школам, финансируемым из районных, городских, сельских и поселковых бюджетов и обслуживаемым централизованными бухгалтериями, а также по школам, учет расходов по которым осуществляется отделами исполкомов городских, районных Советов, исполкомами сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов депутатов трудящихся, могут составляться общие сметы расходов.

Общие сметы составляются (в одном экземпляре), рассматриваются и утверждаются в те же сроки, что и сметы расходов по отдельным учреждениям.

Общие сметы составляются централизованными бухгалтериями на основании заявок, полученных от руководителей школ, и данных учета и отчетности, имеющихся в централизованной бухгалтерии, в соответствии с принятыми показателями в народнохозяйственном плане.

Заявки для составления общих смет представляются руководителями школ по формам или перечню показателей, устанавливаемым соответствующими отделами исполкомов Советов депутатов трудящихся и исполкомами сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов депутатов трудящихся.

В заявках должны содержаться примерно следующие данные:

а) натуральные показатели, необходимые для исчисления расходов на отопление, освещение, водоснабжение, с выделением количества топлива, электроэнергии, необходимых для квартир учителей и других работников, которым в соответствии с действующим законодательством предоставляются бесплатные коммунальные услуги;

б) список намечаемого к приобретению оборудования и инвентаря;

в) перечень основных работ по капитальному ремонту;

г) количество учащихся, которым предоставляется бесплатное и льготное питание.

Представленные руководителями школ заявки предварительно рассматриваются централизованными бухгалтериями с участием работников соответствующих школ и учитываются при составлении общих смет.

Ассигнования по общим сметам планируются в целом по группам однотипных школ с выделением в расчетах по каждой школе:

- по статье 3 - натуральных показателей по топливу, электроэнергии, водоснабжению;

- по статьям 12 и 14 - видов и количества приобретаемых предметов.

В расчетах ассигнований по статье 16 показываются объекты, подлежащие капитальному ремонту, с указанием стоимости.

К общей смете прилагаются штатные расписания и тарификационные списки, утвержденные в установленном порядке.

Составленные централизованной бухгалтерией проекты общих смет рассматриваются и утверждаются по принадлежности заведующими отделами исполкома рай(гор)совета депутатов трудящихся и руководителями других организаций, выполняющих функции главных распорядителей кредитов, председателями исполкомов сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов депутатов трудящихся при участии руководителей соответствующих школ.

При представлении руководителями школ заявок и при составлении, рассмотрении и утверждении общих смет должно быть обеспечено:

обоснованность заявок на материальные ценности, а также сумм ассигнований, включенных в общие сметы, соблюдение режима экономии в расходовании денежных и материальных средств;

полное соответствие производственных показателей, принимаемых в расчетах общих смет, с показателями плана развития народного хозяйства;

тщательное рассмотрение замечаний, заявленных руководителями школ по проектам общих смет.

По утверждению общих смет централизованные бухгалтерии сообщают школам, финансируемым по этим сметам:

а) данные о штатах и ставках заработной платы работников школы;

б) производственные показатели (количество учащихся, классов, количество учащихся, получающих бесплатное или льготное питание, количество дето-дней и др.);

в) натуральные показатели по количеству топлива, электроэнергии и воды, выделяемые в планируемом году школе на хозяйственные цели, а также для квартир учителей и других работников, пользующихся в соответствии с законодательством бесплатными коммунальными услугами;

г) перечень приобретаемого оборудования и инвентаря по статьям 12 и 14;

д) перечень основных работ по капитальному ремонту.

Исходя из конкретных условий деятельности школ могут сообщаться и другие показатели.

 

II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ И КЛАССОВ

 

Количество учащихся и классов является исходной базой для исчисления размера ассигнований по основным статьям сметы школы.

Данные о числе классов и учащихся приводятся в смете на две даты: на 1 января и 1 сентября планируемого года. Количество учащихся и классов на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчетную дату с учетом возможного их изменения до конца текущего года.

Число учащихся на 1 сентября планируемого года определяется в соответствии с планом приема и выпуска учащихся. Число детей, которые поступят в будущем учебном году в первые классы, устанавливается по данным специального учета, проводимого школами.

Контингент приема в IV классы равняется, как правило, контингенту выпуска из III классов. Число учащихся IX классов исчисляется исходя из числа учащихся, оканчивающих VIII классы с учетом поступления части их в другие учебные заведения или на работу.

Количество классов на 1 сентября планируемого года определяется по I, IV и IX классам в соответствии с числом детей, подлежащих приему, и установленной наполняемостью классов, а по всем остальным классам - на основании плана перехода учащихся из класса в класс.

Предельная наполняемость классов установлена по I - VIII классам 40 человек и по IX - X (XI) классам - 35 человек.

Число учащихся в каждом классе средних общеобразовательных школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке установлено в 30 человек.

При исчислении количества классов необходимо выявить возможности для ликвидации классов с небольшим числом учащихся путем их объединения с параллельными классами данной школы, а также с одноименными классами близлежащих школ.

Пример. В школе на 1 января планируемого года имеется 22 класса, в которых обучается 844 учащихся. По данным переписи детей дошкольного возраста установлено, что в новом учебном году в первый класс поступит 80 человек. Вместе с тем 35 учащихся после окончания 8 класса поступят учиться в средние специальные и профессионально-технические учебные заведения. Из X класса намечено выпустить 34 учащихся. Исходя из этого, на 1 сентября в школе будет обучаться 855 человек (принято 80 учащихся и выпущено 69 учащихся), а количество классов останется прежним (2 класса принято и 2 класса выпущено). Расчет этих показателей оформляется в смете следующим образом:

 

┌──────────────────────────────┬────────────────┬────────────────┐

           Классы                 1 января       1 сентября  

                              ├───────┬────────┼───────┬────────┤

                              классов│учащихся│классов│учащихся

├──────────────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤

│I                                3     120      2      80  

│II                               3     120      3     120  

│III                              3     118      3     120  

├──────────────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤

│Итого по I - III классам         9     358      8     320  

│Количество классов-комплектов │   9     358      8     320  

│IV                               3     115      3     118  

│V                                2      76      3     115  

│VI                               2      76      2      76  

│VII                              2      75      2      76  

│VIII                             2      74      2      75  

├──────────────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤

│Итого по IV - VIII классам      11     416     12     460  

│IX                               1      36      1      39  

│X                                1      34      1      36  

├──────────────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤

│Итого по IX - X классам          2      70      2      75  

├──────────────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤

│Всего по школе                  22     844     22     855  

└──────────────────────────────┴───────┴────────┴───────┴────────┘

 

Определяя количество классов по начальным школам, следует иметь в виду, что в этих классах часто обучается небольшое число учащихся. Поэтому указанные классы должны объединяться в классы-комплекты, состоящие из нескольких классов. С таким классом-комплектом занятия проводятся одним учителем. Поэтому в смете школы должны указываться не только классы, но и классы-комплекты.

Пример. В школе имеется три класса, в двух из которых наполняемость составляет 16 и 15 человек. Для проведения занятий эти два класса объединены в комплект.

 

┌───────────────────────────────────────────────┬────────────────┐

                   Классы                            Число    

                                               ├───────┬────────┤

                                               классов│учащихся

├───────────────────────────────────────────────┼───────┼────────┤

│I                                                 1      16  

│II                                                1      30  

│III                                               1      15  

├───────────────────────────────────────────────┼───────┼────────┤

│Итого по I - III классам                          3      61  

├───────────────────────────────────────────────┼───────┼────────┤

│Число классов-комплектов                          2      61  

└───────────────────────────────────────────────┴───────┴────────┘

 

Занятия в подготовительных классах (за исключением подготовительных классов, для которых отдельными решениями Правительства СССР определена наполняемость в 25 человек в классе), и I - III классах начальных малокомплектных школ (в том числе национальных), а также в IV классах этих школ, которые не могут быть переведены в восьмилетние и средние школы, проводятся по следующей схеме:

 

┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐

│Количество учащихся при наличии │       Занятия проводят        

            классов                                           

├─────┬────────┬────────┬────────┤                              

│двух │  трех  │четырех │  пяти                                

├─────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────────────────┤

│до 40│до 15   │до 15   │до 10   │один учитель в одну смену     

                                                           

  -  │16 - 25 │16 - 20 │11 - 15 │один учитель в полторы смены  

                                                            

  -  │более 25│более 20│   -    │два учителя в одну смену      

                                                           

  -     -       -    │более 15│два или три учителя (см. приме-│

                             чание)                        

└─────┴────────┴────────┴────────┴───────────────────────────────┘

 

Примечание. Если в начальной школе с пятью классами количество учащихся в трех классах составляет от 16 до 25 включительно, занятия в этих классах ведет один учитель в полторы смены. Если же в трех классах более 25 учащихся, занятия в них ведут два учителя в одну смену, в этом случае в школе работают три учителя.

 

Заработная плата учителям выплачивается за фактическое число часов преподавательской работы в неделю, но не выше, чем предусмотрено по учебному плану.

В восьмилетних и средних школах, имеющих в своем составе малокомплектные подготовительные и I - III классы, занятия проводятся и заработная плата учителям этих классов выплачивается в порядке, указанном выше без дополнительной оплаты за руководство этими классами.

В национальных начальных школах, в которых имеется специальный учитель русского языка, а также в национальных восьмилетних и средних школах, имеющих в своем составе малокомплектные начальные классы, занятия по русскому языку проводятся с каждым классом отдельно.

Учителям русского языка национальных начальных школ заработная плата выплачивается за фактическое число часов преподавательской работы в неделю в соответствии с учебным планом, но не более ставки при наличии до трех классов включительно и не более полутора ставок при наличии четырех и пяти классов, в том числе подготовительного.

Если в школе имеются группы с продленным днем, то число учащихся в них на 1 сентября планируемого года определяется в соответствии с народнохозяйственным планом, а количество групп - исходя из наполняемости групп в количестве 30 - 40 учащихся.

 

III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СТАВОК

 

Количество педагогических ставок определяется на основе двух показателей: числа часов учебных занятий и установленной нормы учебной нагрузки учителей в неделю. Данные о числе педагогических ставок приводятся в смете на две даты: на 1 января и 1 сентября планируемого года.

Уставом средней общеобразовательной школы установлено следующее максимальное количество обязательных учебных часов:

 

    I - IV классов      - 24 часа в неделю

    V - VIII классов    - 30 часов в неделю

    IX - X (XI) классов - 32 часа в неделю с учетом увеличения

                          на 2 часа в связи с введением начальной

                          военной подготовки.

 

В национальных школах РСФСР и школах других союзных республик с десятилетним сроком обучения допускается увеличение учебной нагрузки против указанных выше норм до двух - трех часов в неделю на каждый класс.

Для углубленных знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся в школах проводятся, начиная с VII класса, факультативные занятия по выбору учащихся.

Расчет числа недельных часов составляется исходя из количества классов и числа часов, отведенных на один класс по учебному плану, утвержденному министерством просвещения союзной республики (приложение N 1 <*> к настоящему Методическому пособию).

--------------------------------

<*> Приложения N 1 и 2 не приводятся.

 

Пример. Число часов, включая факультативные часы, в неделю на класс по учебному плану РСФСР установлено следующее:

 

┌──────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐

   Учебные                        Классы:                     

  дисциплины  ├────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┤

              │ I  │ II │III │ IV │  V │ VI │VII │VIII│ IX │  X │

├──────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│Всего часов   │ 24 │ 24 │ 24 │ 24 │ 30 │ 30 │ 32 │ 34 │ 36 │ 38 │

│в том числе:                                         

│пение           1 │  1 │  1 │  1 │  1 │  1 │  - │  - │  - │  - │

│физкультура     2 │  2 │  2 │  2 │  - │  - │  - │  - │  2 │  2 │

│трудовое обу- │                                       

чение           - │  - │  - │  2 │  2 │  2 │  2 │  2 │  2 │  2 │

│иностранный                                          

│язык            - │  - │  - │  - │  4 │  3 │  3 │  2 │  2 │  2 │

│русский язык    - │  - │  - │  - │  8 │  8 │  6 │  5 │  5 │  - │

└──────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘

 

Однако по отдельным классам число оплачиваемых часов занятий в неделю может быть больше, чем предусмотрено в учебном плане. Так, учителям, которым по независящим от них причинам, не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, заработная плата выплачивается в размере не ниже месячной ставки, при условии догрузки до установленной нормы часов какой-либо иной учебно-воспитательной работой, в следующих случаях:

- учителям I - III классов общеобразовательных школ, которые не могут вести уроки физического воспитания по состоянию здоровья, а также уроки пения по состоянию здоровья и другим причинам;

- учителям I - III классов школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке, учителям национальных (нерусских) сельских начальных школ, которые вследствие своей подготовки не могут вести уроки соответственно иностранного языка, русского языка;

- учителям русского языка национальных (нерусских) сельских начальных школ, которым не может быть предоставлена преподавательская работа в объеме четырех часов в день в данной или близлежащих школах, также выплачивается месячная ставка заработной платы.

В сельских восьмилетних школах, не имеющих необходимого количества учебных часов по физической культуре, для установления полной ставки заработной платы вводится должность учителя физической культуры с возложением на него обязанностей по организации внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся.

При определении числа оплачиваемых часов учебных занятий в неделю по IV - X (XI) классам необходимо учитывать, что на занятиях по труду (практическому производственному обучению) и иностранному языку класс может делиться на две группы, если в нем имеется более 25 учащихся. Для деления класса на группы при проведении занятий по иностранному языку требуется, кроме того, наличие квалифицированных учителей иностранного языка и необходимых помещений.

В национальных сельских школах разрешено, начиная с IV класса, деление классов, имеющих более 25 учащихся, на две подгруппы при проведении занятий по русскому языку.

В IX - X (XI) классах занятия по физкультуре проводятся раздельно с мальчиками и девочками при наличии в каждой группе не менее восьми юношей или девушек.

В малокомплектных восьмилетних школах, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов Сибири и Дальнего Востока, а также Карельской и Коми АССР, Архангельской, Вологодской, Кировской, Пермской и Свердловской областей, не имеющих необходимого количества учебных часов по иностранному языку для установления полной ставки заработной платы учителя вводится должность учителя иностранного языка с возложением на него обязанностей по проверке письменных работ и классному руководству. На указанные должности назначаются лица, имеющие высшее специальное образование.

В приведенной выше таблице по учебному плану РСФСР число оплачиваемых часов учебных занятий в неделю в I - III классах будет составлять 27 часов (24 часа - основному учителю и 3 часа - приглашенным учителям).

В других случаях учителя начальных классов, не ведущие уроков физкультуры и пения, оплачиваются только за фактическое число часов занятий. В этом случае число оплачиваемых часов должно точно соответствовать числу часов, предусмотренному учебным планом.

По IV - VIII классам дополнительное число оплачиваемых часов учебных занятий в неделю может составлять (без учета деления классов на занятиях по русскому языку) по V классу - 6 часов, VIII классу - 4 часа, VI, VII классам - 5 часов, IX, X классам - 6 часов.

Чтобы определить общее число часов учебных занятий в неделю, необходимо количество классов умножить на число часов, приводящихся на один класс.

Пример. В школе на 1 января имеется по три класса - с первого по третий, три четвертых класса, по два - с пятого по восьмой и по одному - с девятого по десятый класс. Учителя I - III классов освобождены от уроков физкультуры и пения. В IV - X (XI) классах на занятиях по труду (практическому производственному обучению) и иностранному языку классы делятся на две группы. Уроки физкультуры в IX - X (XI) классах проводятся раздельно с мальчиками и девочками. Число оплачиваемых часов в данном случае составит:

 

┌────────────────────────────┬─────────────┬─────────────────────┐

           Классы           │Число классов│Учебные часы в неделю│

                                         ├─────────────┬───────┤

                                         │на один класс│ всего │

├────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼───────┤

│I                                 3            27       81  

│II                                3            27       81  

│III                               3            27       81  

├────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼───────┤

│Итого по I - III классам          9            x      │ 243  

│IV                                3            26       78  

│V                                 2            36       72  

│VI                                2            35       70  

│VII                               2            37       74  

│VIII                              2            38       76  

├────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼───────┤

│Итого по IV - VIII классам       11            x      │ 370  

│IX                                1            42       42  

│X                                 1            44       44  

├────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼───────┤

│Итого по IX - X классам           2            x        86  

├────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼───────┤

│Всего по школе                   22            x      │ 699  

└────────────────────────────┴─────────────┴─────────────┴───────┘

 

Это число часов принимается при составлении тарификационного списка учителей.

При составлении тарификационного списка учителей школы включаются и учебные часы по предметам, по которым на момент проведения тарификации не было учителей.

Средняя ставка заработной платы в этом случае должна приниматься в минимальном размере.

Количество педагогических ставок определяется путем деления общего числа часов учебных занятий в неделю по каждой группе классов на норму учебной нагрузки учителей. Учебная нагрузка учителям I - III классов установлена в 24 часа, а учителям IV - X (XI) классов - в 18 часов педагогической работы в неделю. В приведенном примере количество педагогических ставок будет равно по I - III классам 10,125 ставок (243 : 24); IV - VIII классам - 20,556 ставок (370 : 18) и IX - X (XI) классам - 4,778 ставок (86 : 18).

 

IV. РАСЧЕТЫ РАСХОДОВ ПО ОТДЕЛЬНЫМ СТАТЬЯМ СМЕТЫ

 

Статья 1. Заработная плата

 

В состав фонда заработной платы школ включаются заработная плата учителей, оплата за проверку тетрадей, заработная плата учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего персонала, дополнительные виды оплаты и прочие виды заработной платы. На каждый из этих видов расходов в смете составляется отдельный расчет.

Ставки заработной платы учителей и других работников школ установлены Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 июля 1972 г. N 522 (приложение N 2 к настоящему Методическому пособию).

Условия оплаты труда учителей и других работников школ установлены Инструкцией "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения".

 

Фонд заработной платы учителей

 

Расходы на заработную плату учителей определяются исходя из количества педагогических ставок и размера средней ставки учителя в месяц.

Средняя ставка заработной платы учителя и число педагогических ставок на один класс исчисляются по данным тарификационного списка учителей. Для этого месячный фонд заработной платы учителей по каждой группе классов, показанный в тарификационном списке, делится на соответствующее этим группам классов количество педагогических ставок, а число педагогических ставок делится на количество классов.

Месячный фонд заработной платы определяется путем умножения средней ставки на количество педагогических ставок, установленное по числу классов, планируемых на 1 января и 1 сентября.

Зная месячный фонд заработной платы учителей, который должен выплачиваться в текущем и будущем учебном году, можно исчислить фонд заработной платы на соответствующее число месяцев и на год (по городским школам - на 8,5 и 3,5 месяца и по сельским школам - на 8 и 4 месяца).

Пример. По тарификационному списку число I - III классов-комплектов составляет 9, количество педагогических ставок - 10,125 и месячный фонд заработной платы учителей этих классов - 1063 руб. В данном случае на один I - III класс-комплект будет приходиться 1,125 ставки учителя (10,125 ставки : 9 классов), а средняя ставка заработной платы учителя в месяц будет равна 105 руб. (1063 руб. : 10,125 ставки).

Чтобы определить число педагогических ставок на 1 января и 1 сентября, надо число ставок, приходящееся на один класс (1,125 ставки), умножить на соответствующее количество классов (1 января - 9 классов, 1 сентября - 8 классов). Оно составит на 1 января 10,125 ставки и на 1 сентября - 9 ставок. Затем путем умножения средней ставки (105 руб.) на число педагогических ставок определяем фонд заработной платы в месяц (1063 руб. и 945 руб.).

После этого, умножив месячные фонды заработной платы на соответствующее число месяцев и сложив полученные суммы, исчисляем расходы на заработную плату учителей I - III классов в год. В таком же порядке определяются фонды заработной платы по IV - X (XI) классам.

Расчет фонда заработной платы учителей в смете составляется по следующей форме:

 

┌─────────────────────────┬────────────────────────────┬─────────┐

       Показатели                   Классы           │Итого по │

                         ├─────────┬─────────┬────────┤  всем  

                         │ I - III │IV - VIII│ XI - X │ классам │

                                             (XI)           

├─────────────────────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│Число педагогических ста-│                                  

вок на класс по тарифика-│                                  

ции                          1,125│    1,869│   2,389│    x   

│Средняя ставка учителя в                                  

│месяц по тарификации (в                                    

│руб.)                      105      112    │ 119        x   

│Число педагогических ста-│                                  

вок на 1 января             10,125│   20,556│   4,778│   35,459│

│Фонд заработной платы на                                  

│1 месяц (в руб.)         │ 1063    │ 2302    │ 569    │ 3934   

│Фонд заработной платы на                                  

│8 месяцев (в руб.)       │ 8504    │18416    │4552    │31472   

│Число педагогических ста-│                                  

вок на 1 сентября            9,000│   22,428│   4,778│   36,206│

│Фонд заработной платы на                                  

│1 месяц (в руб.)           945    │ 2512    │ 569    │ 4026   

│Фонд заработной платы на                                  

│4 месяца (в руб.)        │ 3780    │10048    │2276    │16104   

├─────────────────────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│Итого в год (в руб.)     │12284    │28464    │6828    │47576   

└─────────────────────────┴─────────┴─────────┴────────┴─────────┘

 

Гарантированная часть ставки

 

Учителям, имеющим стаж педагогической работы 25 лет и более, при неполной учебной нагрузке выплачивается гарантированная часть ставки в размере 35 рублей в месяц, а за часы проведенных занятий производится оплата исходя из ставки, уменьшенной на 35 руб. В тех случаях, когда учителя, имеющие стаж педагогической работы 25 лет и более, работают в двух или нескольких учебных заведениях и по всем местам работы (вместе взятым) имеют неполную учебную нагрузку, гарантированная часть ставки выплачивается только по основному месту работы. Оплата за часы проведенных занятий по всем местам работы производится в этих случаях исходя из ставки, уменьшенной на 35 рублей.

Учителям, работающим в разных классах (I - III, IV - XI) гарантированная часть ставки выплачивается, если их заработная плата за общую учебную нагрузку в этих классах меньше месячной ставки.

Порядок выплаты гарантированной части ставки не применяется к работникам, получающим пенсии по старости, инвалидности и по другим основаниям, а также к работникам из числа административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, ведущим в том же учебном заведении преподавательскую работу.

В тарификационном списке гарантированная часть ставки показывается отдельной графой. При определении средней ставки заработной платы учителей в месяц, принимаемой в расчетах к смете, гарантированная часть ставки распределяется по группам классов пропорционально фонду заработной платы учителей, которые получают эту часть ставки, по соответствующим группам классов.

 

Оплата за проверку тетрадей

 

При определении расходов на оплату за проверку тетрадей следует иметь в виду, что учителям I - III классов общеобразовательных школ за проверку тетрадей учащихся производится дополнительная оплата в размере 5 рублей в месяц. Эта оплата производится только основному учителю независимо от объема педагогической нагрузки.

Если в I - III классах уроки по русскому языку в национальных школах и родному языку в русских школах ведет другой учитель, доплата за проверку тетрадей производится в том случае, когда он имеет учебную нагрузку в этих классах в объеме не менее 24 часов в неделю.

В малокомплектных школах учителям I - III классов доплата за проверку тетрадей производится за класс-комплект.

Учителям I - III классов, ведущим индивидуальные занятия с учащимися на дому, в больнице или санатории, дополнительная оплата за проверку письменных работ не производится.

Оплата за проверку тетрадей учителей иностранного языка в I - III классах школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке не установлена. Поэтому, как правило, в этих классах расходы по проверке тетрадей на один класс должны составлять 60 руб. в год (5 руб. x 12 месяцев).

Расчет общего числа часов за проверку тетрадей по IV - X (XI) классам составляется исходя из числа часов, предусмотренных учебным планом на предметы, по которым производится оплата проверки тетрадей (русский, родной и иностранный языки, литература, математика и стенография), и числа классов по такой форме:

 

┌────────────────────────────┬─────────────┬─────────────────────┐

           Классы           │Число классов│    Число часов     

                                         ├─────────────┬───────┤

                                        │на один класс│ всего │

├────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼───────┤

│IV                                3           14         42 

│V                                 2           22         44 

│VI                                2           18         36 

│VII                               2           17         34 

│VIII                              2           15         30 

├────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼───────┤

│Итого по IV - VIII классам       11           x         186 

│IX                                1           14         14 

│X                                 1           14         14 

├────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼───────┤

│Итого по IX - X классам           2           x          28 

└────────────────────────────┴─────────────┴─────────────┴───────┘

 

На основе рассчитанного числа часов в тарификационном списке определяются расходы на проверку тетрадей в месяц по каждой группе классов. Разделив месячные фонды заработной платы на соответствующее число классов, исчисляем средний расход по проверке тетрадей на один класс. После этого путем умножения среднего расхода на число классов (на 1 января и 1 сентября) и на соответствующее количество месяцев определяем общую сумму расходов на проверку тетрадей.

Расчет расходов за проверку тетрадей оформляется в смете следующей таблицей:

 

                                                           (руб.)

┌───────────────────────────────┬────────────────────────┬───────┐

          Показатели                     Классы        │ Итого │

                               ├───────┬─────────┬──────┤по всем│

                               │I - III│IV - VIII│XI - X│классам

                                               │ (XI) │      

├───────────────────────────────┼───────┼─────────┼──────┼───────┤

│Средний расход за проверку тет-│                            

│радей на I класс по тарификации│  5,00 │    7,90 │  5,15│   x  

│Фонд заработной платы в месяц                              

│на 1 января                    │ 45,0     86,9  │ 10,3 │ 142,2 │

│Расходы за проверку тетрадей на                            

│8 месяцев                      │360      695    │ 82   │1137  

│Фонд заработной платы в месяц                              

│на 1 сентября                  │ 40       94,8  │ 10,3 │ 145,1 │

│Расходы за проверку тетрадей на                            

│4 месяца                       │160      379    │ 41   │ 580  

├───────────────────────────────┼───────┼─────────┼──────┼───────┤

│Итого в год                    │520    │ 1074    │123   │1717  

└───────────────────────────────┴───────┴─────────┴──────┴───────┘

 

Фонд заработной платы

руководящих работников, административно-хозяйственного

и учебно-вспомогательного персонала

 

Фонд заработной платы учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала определяется исходя из типовых штатов, утвержденных в установленном порядке и должностных окладов (ставок).

Численность этого персонала на начало планируемого года определяется с учетом фактического наличия и возможности его доукомплектования в пределах типовых штатов, а на конец года - с учетом изменения числа классов, учащихся и других показателей, в зависимости от которых устанавливаются штаты. В смете школы рассчитывается, кроме того, среднегодовое число ставок учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала, которое определяется по городским школам из расчета 8,5 и 3,5 месяца и по сельским школам - из расчета 8 и 4 месяцев.

    Пример. В  сельской  школе  на  1  января  имеется одна ставка

лаборанта,  с 1 сентября  намечается  ввести  еще  одну  должность

лаборанта.  Среднегодовое  число  ставок  лаборантов  будет  равно

               1 став. x 8 мес. + 2 став. x 4 мес.

1,333 ставки  (-----------------------------------).  В  городской

                             12 мес.

школе  при этих же условиях среднегодовое число  ставок лаборантов

                    1 став. x 8,5 мес. + 2 став. x 3,5 мес.

составило бы 1,292 (---------------------------------------).

                                    12 мес.

    Среднегодовое число ставок машинистов (кочегаров) определяется

с учетом продолжительности отопительного сезона. Например, в школе

имеется  4  ставки  машиниста   (кочегара).   Отопительный   сезон

установлен   в   течение   7   месяцев.   На  ремонт  котельной  и

предоставление отпуска указанным работникам предусматривается  еще

1 месяц.  Среднегодовое  число  ставок  кочегаров  в  этом  случае

                        4 став. x 8 мес.

составит 2,667 единицы (----------------).

                            12 мес.

Количество ставок воспитателей в школах и группах с продленным днем устанавливается из расчета одной единицы воспитателя на группу учащихся I - VIII классов.

По вновь открываемым школам необходимо учитывать, что директор школы, помощник директора школы по хозяйственной части (завхоз) и бухгалтер (если нет централизованной бухгалтерии) могут быть зачислены в штат школы не ранее чем за 2 месяца и остальной персонал не ранее чем за 2 - 3 недели до начала работы школы. При этом должны быть учтены реальные сроки открытия школ.

Средняя ставка заработной платы в месяц определяется по каждой группе должностей учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала на основании следующих документов: по персоналу, ставки заработной платы которым установлены в зависимости от объема работы, образования и стажа, - тарификационных списков; по персоналу, должностные оклады которым установлены в твердых, а также в минимальных и максимальных размерах, - штатных расписаний.

Расчет расходов на заработную плату этого персонала составляется в смете раздельно по персоналу, которому ставки заработной платы устанавливаются по тарификации или в твердых размерах, и по персоналу, которому должностные оклады установлены в минимальных и максимальных размерах. При этом должностные оклады последней категории работников должны быть определены в пределах фонда заработной платы, исчисленного по средним окладам схемы должностных окладов данной школы.

При определении должностных окладов учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала необходимо также иметь в виду, что ставки заработной платы работников, для которых должностные оклады в схеме предусмотрены в минимальных и максимальных размерах, устанавливаются в этих пределах в любых размерах, но при условии соблюдения фонда заработной платы, исчисленного по средним окладам схемы должностных окладов данной школы, а работников, для которых должностные оклады в схеме предусмотрены в твердых размерах (один, два, три размера), только в этих размерах.

В IX - X (XI) классах общеобразовательных школ проводятся занятия по начальной военной подготовке.

С девушками-учащимися общеобразовательных школ занятия по основам военного дела и гражданской обороны проводятся в учебные часы, отводимые на начальную военную подготовку, совместно с юношами, а по программе подготовки санитарных дружинниц, отдельно. В этих целях предусматривается деление классов на группы юношей и девушек. На начальную военную подготовку молодежи отводится 140 часов.

В штаты средних общеобразовательных школ введена должность военного руководителя.

В должностные оклады военных руководителей включена оплата за 12 часов педагогической работы в неделю. В эту подготовку входит проведение учебных (в том числе факультативных) занятий по начальной военной подготовке, гражданской обороне в IX - X (XI) классах и проведение тактических занятий с учащимися-юношами.

Кроме того, в обязанности военного руководителя включаются внеклассные занятия по начальной военной подготовке, организационная и военно-патриотическая работа с учащимися, а также выполнение обязанностей по руководству кружками по основам военного дела и заведование военным кабинетом (без дополнительной оплаты).

Если в школе не может быть обеспечена нагрузка в указанной выше норме или военный руководитель не может вести занятия по военно-технической подготовке и санитарному делу, ему выплачивается полный должностной оклад.

Педагогическая работа, выполненная военным руководителем сверх 12 часов в неделю, оплачивается дополнительно. В том случае, если военный руководитель ведет уроки и по другим учебным предметам, ему дополнительно оплачиваются все часы занятий по этим предметам (независимо от объема преподавательской нагрузки по начальной военной подготовке).

В школах, имеющих три и менее классов, в которых проводится начальная военная подготовка учащихся, оплата труда военного руководителя производится в размере 0,5 должностного оклада.

Выполнение педагогической работы по начальной военной подготовке привлеченными специалистами предприятий, учреждений и организаций производится на условиях почасовой оплаты труда.

Педагогическая работа по начальной военной подготовке, выполняемая учителями, преподавателями и другими работниками данной школы, оплачивается в порядке, установленном для учителей.

В средних общеобразовательных школах, в которых вводится обучение учащихся автоделу, предусматриваются должности мастера производственного обучения вождению автомобиля из расчета (примерно) один мастер на 35 учащихся.

Должностной оклад мастера установлен в размере 125 - 135 рублей в месяц, а в городах Москве и Ленинграде - в размере 140 - 150 рублей.

В средних общеобразовательных школах, в которых вводится обучение машинописи и основам современного делопроизводства, предусматривается должность мастера производственного обучения работе на пишущих машинках и другой организационной технике при наличии не менее четырех групп с количеством учащихся 15 - 20 человек в каждой группе.

В обязанности мастера включается проведение учебных занятий по машинописи в указанных четырех группах, а также заведование кабинетом машинописи и делопроизводства (без дополнительной оплаты).

В школах, где введено изучение тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин, а также основ агротехники и животноводства, устанавливается должность мастера производственного обучения работе на сельскохозяйственных машинах из расчета (примерно) один мастер на 35 учащихся.

Ставки заработной платы штатных мастеров по обучению практическому вождению тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин и мастеров по производственному обучению вождению автомобиля устанавливаются из расчета 7 часов ежедневной работы, в том числе 5 часов отводится на практическое вождение машин.

В тех случаях, когда одна или несколько групп учащихся, в каждой из которых не менее 35 человек, не обслуживаются штатными мастерами, в школы могут привлекаться нештатные мастера на условиях почасовой оплаты. Размеры их почасовой оплаты определяются путем деления среднего месячного должностного оклада штатного мастера на 174,6 часа.

Пример. Нештатный мастер в октябре провел 60 часов занятий по обучению учащихся работе на тракторе. Средний месячный оклад мастера - 97 руб. 50 коп. Его месячный заработок будет равен 33 руб. 50 коп. (97 руб. 50 коп. : 174,6 часа x 60 час.).

 

Виды дополнительной оплаты

 

К дополнительным видам оплаты относятся: оплата за руководство начальной школой, за классное руководство, заведование кабинетами, учебно-опытными участками, выполнение обязанностей мастера учебных мастерских, библиотечной работы, делопроизводства и бухгалтерского учета и т.д.

В сметах начальных школ с числом классов-комплектов менее 8 и количеством учащихся - до 240 предусматриваются ассигнования на оплату одного из учителей за заведование школой.

Количество классных руководителей на начало и конец планируемого года устанавливается по числу IV - X (XI) классов.

По смете школы предусматриваются расходы на оплату учебных кабинетов не более 8 кабинетов в каждой средней школе и не более 2-х кабинетов в восьмилетней школе.

Если при школе имеется учебно-опытный участок, то одному из учителей производится дополнительная оплата за заведование им. Указанная доплата выплачивается только в период сельскохозяйственных работ учащихся на этом участке, а школах, имеющих теплицы или парниковое хозяйство, доплата за заведование учебно-опытными участками производится в течение всего года.

Нормы минимальных размеров учебно-опытных участков, за заведование которыми производится доплата, устанавливаются Советами Министров союзных республик.

По сметам восьмилетних и средних школ планируются специальные ассигнования на оплату учителей трудового обучения за выполнение обязанностей мастера учебных мастерских в зависимости от общего числа классов-комплектов в школе (с I по X (XI) включительно) в следующих размерах: при наличии до 10 классов-комплектов - 20 рублей, от 10 до 15 - 30 рублей, 16 и более классов-комплектов - 40 рублей в месяц.

При наличии в школе двух учебных мастерских дополнительная оплата может производиться двум учителям трудового обучения соответственно по 10, 15 или 20 рублей в месяц каждому.

В сметах восьмилетних и средних общеобразовательных школ с 10 и более классами предусматриваются ассигнования на оплату внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся в размере 0,25 ставки заработной платы инструктора по физкультуре, а в школах с 20 и более классами 0,5 ставки в среднем на одну школу.

Учителям, на которых возложена внеклассная работа по физическому воспитанию учащихся, дополнительная оплата производится в пределах предусмотренных ассигнований.

Учителям начальных школ за ведение внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся производится дополнительная оплата в размере 3 руб. в месяц.

В тех случаях, когда в школе ведение делопроизводства и бухгалтерского учета возложены на учителя или другого работника школы, то за эту работу производится дополнительная оплата. Если школа обслуживается централизованной бухгалтерией, доплата предусматривается только за ведение делопроизводства в половинном размере от установленной нормы.

Расходы на оплату за ведение делопроизводства и бухгалтерского учета предусматриваются также по сметам школ, имеющим школьные и межшкольные учебно-производственные мастерские с годовым доходом от реализации продукции менее 5 тыс. руб.

Дополнительные ассигнования на оплату за руководство общешкольными хорами планируются в смете школы только в том случае, если на это имеется специальное разрешение.

В школах, в которых не установлена должность библиотекаря, учителям и другим работникам за ведение библиотечной работы производится дополнительная оплата при условии, если в школе имеется свыше 160 учащихся и не менее 1000 книг <*>.

--------------------------------

<*> Применяется с введением новых условий оплаты труда работников просвещения.

 

Прочие виды заработной платы

 

В прочие виды заработной платы включаются районные коэффициенты и надбавки, установленные за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в высокогорных, пустынных и безводных районах. Расходы на эти цели определяются с учетом отчетных данных за предшествующие годы раздельно по заработной плате педагогического персонала и заработной плате учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего персонала.

После того как будет определена общая сумма фонда заработной платы учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего персонала, из нее вычитается сумма экономии, образующейся в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности в размере до 3% от этого фонда (за исключением фонда заработной платы воспитателей).

Сложив результаты расчетов сумм по фонду заработной платы учителей и по фонду заработной платы административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала, получим общую сумму расходов на будущий год по статье 1 "Заработная плата".

 

Разница в заработной плате

 

В тех случаях, когда с переходом на новую систему оплаты труда вновь вводимые для отдельных работников школы ставки заработной платы (оклады) с учетом установленных коэффициентов, надбавок, доплат и льгот ниже действующих окладов (ставок) с учетом коэффициентов, надбавок, доплат и льгот этим работникам за время их работы в данной школе в той же должности выплачивается соответствующая разница в заработной плате (с учетом льгот).

При определении указанной разницы не учитывается оплата за сверхурочную работу, совместительство, за часы педагогической работы, данные сверх нормы, и вознаграждение за выполнение обязанностей, за которые решениями Правительства СССР предусмотрена доплата к окладу (ставке) в процентах или рублях. Разница устанавливается на дату введения новых условий оплаты труда и может уменьшаться или отменяться при повышении окладов по данной должности в связи со стажем работы, изменением уровня образования, а также при введении или увеличении коэффициента к заработной плате.

Разница в заработной плате показывается в тарификационном списке отдельной графой. При составлении сметы эта разница прибавляется соответственно к месячному фонду заработной платы учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего персонала или к месячному фонду заработной платы учителей. Если учитель ведет занятия в разных группах классов, то разница распределяется пропорционально фонду заработной платы этих учителей по соответствующим группам классов.

 

Фонд заработной платы нештатного персонала

 

В фонд заработной платы по ст. 1 не включается фонд заработной платы нештатного (несписочного) персонала. Этот фонд учитывается в смете по соответствующим статьям расходов в зависимости от характера расходов в пределах лимита, установленного вышестоящей организацией.

За счет нештатного фонда производятся расходы на оплату работ, выполняемых лицами, не состоящими в штате школы. Привлечение таких лиц в школу допускается лишь в случаях крайней необходимости, когда нельзя выполнить эти работы по договорам с соответствующими организациями. В отдельных случаях разрешается расходовать средства этого фонда и на оплату работ, выполняемых работниками, состоящими в штате школы, если эти работы не входят в круг их основных обязанностей и выполняются после рабочего дня.

 

Статья 2. Начисления на заработную плату

 

В эту статью включаются ассигнования на уплату взносов на государственное социальное страхование с заработной платы, учитываемой по статье 1 сметы. Размер этих взносов установлен для школ отделов народного образования в 5,5%, а для школ Министерства путей сообщения СССР - 7,5%.

Начисления на заработную плату нештатного (несписочного) состава, которая выплачивается по другим статьям сметы (кроме статьи 1), относятся соответственно на те же статьи расходов сметы, по которым отражается заработная плата указанных работников.

 

Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы

 

По статье 3 в сметах школ составляются отдельные расчеты на расходы по отоплению, освещению, коммунальным услугам и прочим хозяйственным расходам.

Значительная часть хозяйственных расходов, и в частности на отопление и освещение, определяется в зависимости от кубатуры или площади школьного здания. Поэтому необходимо уточнить кубатуру и площадь тех помещений, содержание которых должно относиться за счет сметы школы. Кубатура зданий, занятых школой, определяется по внешнему обмеру.

    Если в  течение  планируемого  периода   ожидается   изменение

кубатуры   зданий,   то   определяется  среднегодовая  кубатура  в

зависимости  от  того,  с  какого  времени   ожидается   изменение

кубатуры.  Например,  кубатура  зданий  школы  по  внешнему обмеру

на начало  года составляет 15000  куб. м.  С  1 сентября ожидается

ввод  в   действие  пристройки   на   600  куб.  м.  В этом случае

среднегодовая        кубатура       составит:     15200   куб.   м

                     600 куб. м x 4 мес.

(15000   куб.   м  + -------------------).   В  таком  же  порядке

                            12 мес.

определяется среднегодовая площадь.

 

Расчет расходов на отопление

 

Наибольшее место в хозяйственных расходах занимают затраты на топливо. Определение этих расходов производится исходя из внешней кубатуры отапливаемых помещений, установленных норм и действующих цен и тарифов, с учетом фактических расходов.

Расчет потребности в топливе составляется отдельно по каждому зданию, занимаемому школой. При этом исчисление среднегодовой кубатуры отапливаемых помещений производится с учетом продолжительности отопительного сезона.

    Допустим, что в  приведенном  выше  примере  продолжительность

отопительного сезона установлена в 7 месяцев (с 15 октября и по 15

мая).  Тогда  среднегодовая  кубатура  зданий  школы,  принимаемая

в   расчете   расходов   на  отопление,  составит:  15214  куб.  м

                600 куб. м x 2,5 мес.

(15000 куб. м + ---------------------).

                       7 мес.

Расходы на топливо для подогрева пищи и кипячения воды определяются по установленным нормам на одного учащегося.

Общая сумма расходов на топливо определяется путем умножения потребности в топливе на стоимость приобретения, перевозки и разделки одной тонны или одного куб. метра топлива.

Пример.

 

┌────────────────────────────────────────────┬─────┬─────────────┐

                 Показатели                 Всего│В том числе 

                                                 ├──────┬──────┤

                                                 │уголь │дрова │

├────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│Общая потребность в топливе (тонн, куб. м)    x    94,4│ 51,9 │

│Цена за 1 куб. м или тонну (руб.)             x    15,0│  7,0 │

│Цена за перевозку топлива (руб.)              x     1,0│  1,0 │

│Цена за разделку (руб.)                       x     -    0,5 │

├────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│Общая стоимость топлива (руб.)              │1951 │1510  │441  

└────────────────────────────────────────────┴─────┴──────┴──────┘

 

Если здание отапливается теплоцентралью, то расходы на топливо в смете предусматриваются в суммах в соответствии с заключенными договорами.

 

Расчет расходов на освещение

 

Расходы на освещение исчисляются в зависимости от площади здания школы, фактических затрат электроэнергии, действующих местных норм и тарифов.

Расходы на электроэнергию для технических нужд планируются отдельной строкой. Причем в тех случаях, когда не имеется раздельных счетчиков для определения расходов электроэнергии для освещения и для технических нужд, необходимо, чтобы организация, снабжающая школу электроэнергией, совместно с руководством школы определила примерный объем расходуемой электроэнергии для тех и других целей, поскольку существуют разные тарифы на электроэнергию, отпускаемую для освещения и технических нужд.

 

Расчет расходов на предоставление коммунальных услуг

 

В соответствии с законодательством СССР по сметам школ, расположенных в сельских местностях, а в соответствии с законодательством отдельных союзных республик также по сметам школ, расположенных в рабочих поселках, предусматриваются ассигнования на бесплатное предоставление директорам и заведующим школ, их заместителям, учителям и другим педагогическим работникам и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением.

Квартира, а также отопление и освещение предоставляются в натуре по нормам, действующим в данной местности.

За счет сметы школы производится оплата за квартиру, отопление и освещение. Все остальные коммунальные услуги оплачиваются учителем. С учителей и других работников просвещения, проживающих в сельской местности и пользующихся правом на бесплатную жилую площадь, плата за излишки жилой площади не взимается. Работники просвещения сельской местности и совместно проживающие с ними члены их семей, пользующиеся правом на бесплатную жилую площадь, обеспечиваются топливом и освещением исходя из фактического размера предоставляемой жилой площади.

В тех союзных республиках, где предоставление бесплатно квартир с отоплением и освещением установлено для учителей и других работников просвещения, проживающих в рабочих (городских) поселках, эти работники освобождаются также от уплаты за излишки жилой площади.

Работники, проживающие в собственных домах, имеют право на получение бесплатно только топлива и освещения по установленным нормам.

Учителя и другие работники школ, расположенных в сельской местности, но проживающие в городе, имеют право на получение бесплатных квартир с отоплением и освещением лишь в том случае, если исполкомы местных Советов не обеспечили их соответствующей жилой площадью по месту нахождения школы. Если же эти учителя отказались от предоставленных им в сельской местности квартир, то за снятую квартиру они платят сами, однако расходы на отопление и освещение занимаемой ими жилой площади по установленным нормам предусматриваются по смете школы.

Расходы на оплату бесплатно предоставляемых квартир и коммунальных услуг исчисляются в смете на каждого отдельного работника с указанием его фамилии, должности и количества членов семьи, норм и стоимости отдельных видов коммунальных услуг, сумм расходов. При этом следует иметь в виду, что при невозможности предоставления квартир в домах, принадлежащих исполкомам местных Советов или соответствующим государственным учреждениям, жилая площадь предоставляется по нормам, установленным местными Советами, в наемных помещениях. Заключение договоров и расходы по найму квартир производятся исполкомом или школами. При этом стоимость найма квартир оплачивается школой непосредственно лицу, сдавшему в наем жилую площадь.

Денежная компенсация взамен предоставления коммунальных услуг учителям и другим работникам школ не разрешается.

За перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных сельских школ всех типов и за проживающими с ними членами их семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности и в сельских профессионально-технических училищах составляет не менее 10 лет.

Право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется за членами семьи умершего пенсионера, если на момент смерти пенсионера они пользовались этими льготами и после смерти пенсионера получают пенсию, являющуюся для них единственным источником средств к существованию.

За перешедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, находящихся в сельской местности, и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением и в тех случаях, когда они проживают в близлежащих городах и других населенных пунктах, если на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

Льготы сохраняются за педагогическими работниками-пенсионерами и за проживающими с ними членами семей при преобразовании сельского населенного пункта в город или в поселок городского типа (рабочий поселок), а также при переезде пенсионеров на новое место жительства в сельскую местность либо поселок городского типа (рабочий поселок), в котором педагогические работники пользуются этими льготами.

Льготы сохраняются за педагогическими работниками, перешедшими на пенсию, независимо от того, поступили они в дальнейшем на педагогическую или другую работу либо не работают <*>.

--------------------------------

<*> О льготах по коммунальным услугам и некоторых преимуществах для учителей и других работников просвещения сообщено в письме Минфина СССР от 28 мая 1976 г. N 33.

 

Прочие хозяйственные расходы

 

Все остальные виды хозяйственных расходов объединены в группу "Прочие хозяйственные расходы". К ним относятся канцелярские расходы, оплата водоснабжения, канализации и ассенизации, текущий ремонт зданий, содержание в чистоте помещения, двора и улицы, ремонт инвентаря и оборудования и другие хозяйственные расходы.

Для исчисления этой группы расходов необходимо средний расход, сложившийся на 1 кв. м площади, умножить на величину площади школы.

В случае необходимости расчет может быть составлен отдельно по каждому из этих видов расходов. При этом расходы на водоснабжение, канализацию и ассенизацию определяются исходя из среднего расхода на 1 учащегося; расходы на текущий ремонт зданий - из расчета в среднем по 6 коп. на 1 куб. метр; расходы на ремонт инвентаря и оборудования - в размере до 2% от его балансовой стоимости. Канцелярские расходы, как правило, сохраняются на уровне фактически сложившихся расходов за прошлые годы, но не выше утвержденных по смете.

 

Статья 4. Командировки и служебные разъезды

 

По этой статье предусматриваются ассигнования на оплату проезда, суточных и квартирных при служебных командировках, расходы по служебным разъездам, на сессии, съезды, совещания и конференции. Ассигнования на указанную цель определяются, как правило, не выше сумм, запланированных на предшествующий год. При определении средств на оплату расходов по командировкам и служебным разъездам необходимо учитывать возможность дальнейшего сокращения этих расходов в связи с более рациональной организацией командировок, сокращением их числа и продолжительности, а также снижением затрат на оплату расходов по служебным разъездам.

При планировании этих расходов следует руководствоваться Инструкцией о составе расходов на служебные командировки работников, их учете и порядке контроля за правильностью использования средств на эти цели, утвержденной Минфином СССР, Госбанком СССР и ЦСУ СССР от 15 июня 1973 г. N 125/82/13-03 в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 1 марта 1973 г. N 131.

В статью 4 не включаются расходы на выплату подъемных, стоимости проезда и суточных при направлении учителей на работу в школы (ассигнования на эту цель предусматриваются централизованно).

 

Статья 5. Расходы учебные, на производственную практику учащихся, научно-исследовательские работы и приобретение книг для библиотек

 

По этой статье в сметах школ предусматриваются затраты на учебные расходы, на приобретение книг для школьных библиотек, расходы на приобретение запасных частей и горюче-смазочных материалов для автомашин и сельскохозяйственной техники для учебных целей.

Учебные расходы и расходы на приобретение книг и других изданий для библиотек определяются по нормам, установленным на класс.

Пример.

 

┌───┬──────────────────────────┬─────────────────────────┬───────┐

│ N │       Показатели                   Классы         │ Итого │

п/п│                          ├───────┬─────────┬───────┤по всем│

                             │I - III│IV - VIII│XI - X │классам│

                                               (XI) │      

├───┼──────────────────────────┼───────┼─────────┼───────┼───────┤

│1  │Среднегодовое число клас- │                             

   │сов                         8,7    11,3     2,0    22,0 │

                                                          

   │Норма расхода на 1 класс: │                             

                                                          

│2  │По учебным расходам (руб.,│                             

   │коп.)                     │ 18-92 │  62-75  │ 91-89 │   x  

│3  │По приобретению книг                                   

   │(руб., коп.)              │ 15-00 │  15-00  │ 15-00 │      

│4  │Сумма расходов по учебным                             

   │расходам (1 x 2), в руб.    165     709     184  │ 1058 

│5  │Сумма расходов на приобре-│                             

   тение книг (1 x 3), в руб.│  131     170      30    331 

├───┼──────────────────────────┼───────┼─────────┼───────┼───────┤

   │Общая сумма расходов                                   

   │(4 + 5)                     296     879     214  │ 1389 

└───┴──────────────────────────┴───────┴─────────┴───────┴───────┘

 

По смете школы разрешается предусматривать только те периодические издания, которые связаны с организацией и методикой обучения учащихся в строго ограниченном количестве экземпляров.

За счет учебных расходов производится приобретение лабораторной посуды, бумаги, резиновых изделий, химикатов и металлов, материалов для политехнического обучения, классных журналов, программ.

 

Статья 9. Расходы на питание

 

По статье 9 предусматриваются расходы на питание учащихся, находящихся на режиме продленного дня. Эти расходы определяются на основе установленных норм и зависят от числа учащихся, получающих питание за счет средств бюджета, и числа дней питания.

Для учащихся школ и групп с продленным днем за счет средств родителей организуется двухразовое горячее питание из расчета стоимости питания в день: I пояс - 0-53 коп., II пояс - 0-60 коп., III пояс - 0-68 коп. Исполкомам городских и районных Советов депутатов трудящихся разрешено уменьшать с согласия родителей эту стоимость дневного питания учащихся.

Поэтому расход на питание одного учащегося в день за счет средств бюджета по смете определяется по той стоимости, которая в данном случае определена для родителей. Например, если родители вносят за питание 40 коп. в день, то по этой же стоимости должны определяться расходы на питание детей, которые полностью или частично освобождены от платы за питание.

Исполкомам городских и районных, сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлено право освобождать от платы за питание детей из малообеспеченных семей в количестве до 25% к общему составу учащихся школ (групп) с продленным днем, из них до 10% полностью и до 15% - до половины размера платы за питание, т.е. в пересчете на полностью освобожденных от платы, питание за счет бюджета может предоставляться до 17,5% учащихся.

Число дней питания одного учащегося в год исчисляется с учетом отчетных данных за предшествующие годы.

    Например, на  1 января в школе находятся на режиме продленного

дня 70 учащихся.  По решению исполкома  райсовета  освобождены  от

платы за питание:  полностью - 7 человек,  или 10%,  и на 50% - 10

человек,  или  15%.  На  1  сентября  число  учащихся  в   группах

продленного   дня   намечается    довести    до     105   человек.

Среднегодовое  число   учащихся    будет    равно    82   человека

           35 чел. x 4 мес.

(70 чел. + ----------------).

                12 мес.

    Допустим, что  процент  освобожденных  от  платы  за   питание

учащихся  на  1  сентября  не меняется,  тогда среднегодовое число

учащихся, которым будет предоставлено питание  полностью  за  счет

                             82 чел. x 10

бюджета, составит 8 человек (------------) и  на 50% - 12  человек

                                  100

 82 чел. x 15

(------------)  в пересчете на полностью освобожденных от платы за

     100

питание   за  счет  бюджета  будет  предоставляться  14  человекам

          12 чел.

(8 чел. + -------).   Число  дней  питания  одного   учащегося  по

             2

отчетным   данным  составило   210  дней.  Для  определения  общей

суммы расходов на питание школой составляется следующий расчет:

 

┌──────────────────────────────────────────────────────┬─────────┐

                     Показатели                       │Исчислено│

├──────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤

│Среднегодовое число учащихся, освобожденных от платы          

│за питание:                                                   

│полностью                                                  8  

│частично                                                  12  

│в пересчете на полностью освобожденных                    14  

│Число дней питания в год:                                     

│одного учащегося                                         210  

│общее число дней питания                                2940  

│Стоимость питания одного учащегося в день (коп.)          40  

│Сумма расходов на питание в год (руб.)                  1176  

└──────────────────────────────────────────────────────┴─────────┘

 

Статья 12. Приобретение оборудования и инвентаря

 

По этой статье сметы планируются расходы на приобретение инвентаря и оборудования, используемого для учебных и хозяйственных целей, а также транспортных средств, сельскохозяйственной техники, станков и приборов, используемых для учебного процесса. В сметах школ с продленным днем и школ, имеющих группы с продленным днем, на эту статью относятся, кроме того, расходы по приобретению мебели, кроватей, а для вновь организуемых школ и групп с продленным днем также на приобретение кухонных и столовых принадлежностей.

Перечень учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для школ устанавливается приказом Министра просвещения СССР.

Объем затрат на приобретение инвентаря и оборудования устанавливается по смете школы вышестоящей организацией, в пределах ассигнований, предусмотренных на эту цель по бюджету. При этом учитывается наличие имеющегося инвентаря и оборудования, а также рассматривается перечень и стоимость основных предметов оборудования, подлежащего приобретению в планируемом году. Следует иметь в виду, что затраты на доставку этих предметов предусматриваются также по этой статье расходов.

На статью 12 не относятся расходы на приобретение малоценных предметов стоимостью до 2 руб. за один предмет, а также предметов быстроизнашивающихся, служащих менее одного года, независимо от их стоимости. Расходы на приобретение этих предметов относятся на соответствующие статьи расходов.

При определении объема расходов на приобретение инвентаря и оборудования необходимо учитывать возможность его приобретения также за счет доходов, получаемых от школьных мастерских, учебно-опытных участков, а также от шефствующих предприятий и хозяйственных организаций.

Приобретение инвентаря и оборудования для вновь выстроенных зданий школ производится за счет сметы по капитальному строительству.

 

Статья 14. Приобретение мягкого инвентаря и обмундирования

 

По этой статье в школах с продленным днем и школах, имеющих группы с продленным днем, предусматриваются расходы на приобретение постельных принадлежностей для организации сна учащихся I - II классов и учащихся с ослабленным здоровьем.

Расчет ассигнований на приобретение мягкого инвентаря производится по форме, предусмотренной в смете, с учетом степени оснащенности и в пределах ассигнований, выделенных вышестоящей организацией.

 

Статья 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений

 

Ассигнования на капитальный ремонт школьных зданий выделяются вышестоящей организацией на основании специально прилагаемого к смете перечня работ, которые требуют первоочередного выполнения в соответствии с имеющимися дефектными актами и технической документацией.

Следует иметь в виду, что за счет средств, выделяемых на капитальный ремонт зданий и помещений, в установленном порядке может производиться расширение и реконструкция школ, а также пристройка к ним классных комнат.

За счет указанных средств могут осуществляться работы по присоединению школьных зданий и помещений к водопроводу, канализации и электроосветительным сетям, по устройству центрального отопления взамен печного, проведению газификации школ.

 

Статья 18. Прочие расходы

 

На эту статью относятся расходы по организации мероприятий культурно-просветительного характера среди учащихся (елок, вечеров), выдаче учащимся похвальных листов и медалей, а также на проведение спортивно-массовой работы.

Расходы по этой статье определяются на среднегодовое количество классов из расчета: на культурно-просветительные мероприятия по 2 руб., 50 коп., а на спортивно-массовую работу - по 3 руб., на прокат фильмов по 2 руб. 36 коп. в год на один класс.

 

V. ФОНД ВСЕОБУЧА

 

При начальных, восьмилетних и средних общеобразовательных школах создается фонд всеобуча для оказания материальной помощи нуждающимся учащимся I - X (XI) классов (бесплатное питание, обеспечение обувью, одеждой, учебниками и т.д.).

Фонд всеобуча создается:

а) за счет бюджета. Размер ассигнований на эти цели определяется ежегодно при утверждении государственного бюджета в размере не менее 1% от суммы ассигнований, предусматриваемых на текущее содержание I - VIII классов, за исключением ст. ст. 12, 13, 15, 16;

б) за счет поступлений от колхозов, профсоюзных и кооперативных организаций.

Кроме того, в фонд всеобуча выделяется часть средств, получаемых школами, от платных концертов и вечеров, сбора металлолома и других видов вторичного сырья, доходов от пришкольных учебно-опытных участков, подсобных хозяйств и школьных мастерских.

Средства, выделяемые из бюджета в фонд всеобуча, распределяются по школам в зависимости от количества нуждающихся учащихся. На расходование средств фонда всеобуча утверждается смета в порядке, установленном для утверждения сметы специальных средств.

Остатки средств фонда всеобуча на конец года на текущих счетах не закрываются и переходят на следующий год.

 

Начальник Управления

финансирования культуры

и здравоохранения

В.Г.ИВАНОВА

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования