МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР

N 94

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК СССР

N 30

 

ЦЕНТРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

N 26/7

 

ИНСТРУКЦИЯ

от 28 декабря 1977 года

 

О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТОВ ЗА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 09.06.77 N 491 "О мерах по усилению борьбы с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом, с потерями и расхищением автомобильного бензина и других горюче-смазочных материалов и по улучшению работы автозаправочных станций" утверждена настоящая Инструкция, применение которой обязательно для всех государственных, кооперативных, общественных предприятий, организаций и учреждений.

В целях выполнения указанного Постановления Совета Министров СССР устанавливается следующий порядок расчетов за перевозку грузов автомобильным транспортом.

1. Расчеты с автотранспортными предприятиями или организациями за все выполненные ими работы по перевозке грузов, экспедированию, погрузочно-разгрузочным и другим операциям и услугам, связанным с перевозкой грузов, производятся грузоотправителями или грузополучателями - заказчиками автотранспорта в соответствии с правилами Госбанка СССР и настоящей Инструкцией.

2. Расчеты за перевозки грузов с автотранспортными предприятиями и организациями производятся заказчиками автотранспорта по Единым тарифам на перевозку грузов автомобильным транспортом в соответствии с утвержденными в установленном порядке правилами их применения.

3. Перевозка грузов товарного характера автомобильным транспортом в городском, пригородном, включая перевозки в сельской местности, и междугородном сообщениях (в том числе с участием грузовых автостанций органов управления автомобильным транспортом общего пользования союзных республик) осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной, составленной по форме, утвержденной в установленном порядке в соответствии с типовой формой согласно приложению N 1 (не приводится).

4. Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом и состоит из двух разделов:

I - Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;

II - Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей - заказчиков автотранспорта с автотранспортными предприятиями, выполнившими перевозку грузов и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с автотранспортными предприятиями, организациями за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Министерства и ведомства, в случае необходимости, в целях приближения учетных показателей типовой формы Товарного раздела к особенностям бухгалтерского учета материальных ценностей, установленным по отрасли, могут по согласованию с ЦСУ СССР внести в Товарный раздел товарно-транспортной накладной изменения отдельных учетных реквизитов. При этом Транспортный раздел, размещенный на оборотной стороне товарно-транспортной накладной, должен точно соответствовать утвержденной типовой форме и внесения каких-либо изменений в его реквизиты не допускается.

5. Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для полноты и правильности проведения расчетов за работу автотранспорта, а также для описания и оприходования товарно-материальных ценностей.

При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов перевозка оформляется товарно-транспортными накладными, составляемыми совместно автотранспортными предприятиями, станциями железных дорог, пристанями, портами, аэропортами в соответствии с Правилами централизованного завоза и вывоза грузов, утвержденными в установленном порядке в союзных республиках.

6. В условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько партий грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.

При кольцевом завозе товарно-материальных ценностей одним автомобилем в адрес нескольких получателей, подчиненных одному заказчику автотранспорта, порядок выписки товарно-транспортных накладных определяется в соответствии с соглашениями грузоотправителей и заказчиков автотранспорта.

7. Товарно-транспортная накладная должна выписываться в минимальном количестве, как правило в четырех экземплярах, обеспечивающих учет материальных ценностей и работу автотранспорта. При выписке товарно-транспортных накладных в четырех экземплярах:

- первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;

- второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;

- третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются автотранспортному предприятию или организации. Третий, служащий основанием для расчетов, автотранспортное предприятие прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

8. При одновременном предъявлении к перевозке большого количества наименований товарно-материальных ценностей допускается применение вкладышей-продолжений товарно-транспортной накладной, заполняемых по форме листа товарно-транспортной накладной с повторением во вкладышах табличных реквизитов, а также серии и номера заглавного листа товарно-транспортной накладной, указанных в Товарном разделе.

9. По грузам нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, единым перевозочным документом служит акт замера (взвешивания), приложение N 2 (не приводится).

10. Акт замера (взвешивания) перевезенных грузов должен составляться грузоотправителем также в минимальном количестве, обеспечивающем учет работы автомобиля как по сдельной, так и по повременной форме оплаты.

При выписке акта в трех экземплярах:

- первый и второй экземпляры передаются автотранспортному предприятию или организации. Первый экземпляр служит основанием для расчетов автотранспортного предприятия или организации с грузоотправителем и прилагается к счету, а второй прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы;

- третий экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для учета выполняемых объемов перевозок.

11. Товарно-транспортные накладные, а также акты замера (взвешивания) являются документами строгой отчетности, изготовляются централизованно, типографским способом и должны иметь учетную серию и номер однозначный для всех экземпляров, выписываемых для каждой в отдельности ездки грузового автомобиля с грузом.

12. Порядок изготовления и заполнения типовой формы товарно-транспортной накладной и акта замера (взвешивания) устанавливается согласно приложению N 3 (не приводится).

13. Грузоотправителям запрещается предъявлять, а автотранспортным предприятиям или организациям принимать к перевозке грузы товарного и нетоварного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными по грузам товарного характера или актами замера (взвешивания) по грузам нетоварного характера без указанных выше товарно-транспортных документов. Это требование распространяется на все виды перевозок груза, выполняемых грузовым автотранспортом, независимо от условий оплаты за его работу, за исключением перевозок, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "д" пункта 27 настоящей Инструкции.

14. Товарно-транспортные накладные или акты замера (взвешивания) совместно с путевыми листами служат едиными документами для учета транспортной работы, расчетов за перевозки, а товарно-транспортная накладная, выписываемая грузоотправителем, является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского оперативного и бухгалтерского учета.

15. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки товарных и нетоварных грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны заполнять товарно-транспортные накладные или акты замера (взвешивания) на каждую ездку грузового автомобиля и прилагать один экземпляр транспортного документа к путевому листу.

16. Порядок оформления отметок о времени прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и разгрузки при перевозке грузов устанавливается Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными в установленном порядке в союзных республиках, а при осуществлении централизованного завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (пристани) и аэропорты - Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, порты (пристани) и аэропорты.

17. Грузоотправители и грузополучатели несут установленную законом ответственность за достоверность данных о весе (массе) перевозимого груза и количестве грузовых мест, указанных ими в товарно-транспортных документах, а автотранспортные предприятия - за правильность указанных в этих документах расстояний перевозок и тарифного класса груза.

18. Расстояние перевозки и тарифный класс перевозимого груза указываются автотранспортными предприятиями после окончания перевозки груза в третьем и четвертом экземплярах товарно-транспортной накладной.

19. Прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью водителя-экспедитора во всех экземплярах товарно-транспортных документов.

20. Перевозки однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя на одно и то же расстояние, при условии обеспечения сохранности груза, могут оформляться одной товарно-транспортной накладной или одним актом замера (взвешивания) суммарно на всю работу, выполненную автомобилем в течение смены. При этом оформление промежуточных ездок производится выдачей грузоотправителем водителю автомобиля талона на каждую отдельную ездку.

Талон действителен только на день выдачи и заполняется в трех экземплярах, из которых:

- первый остается у грузоотправителя;

- второй - у водителя;

- третий - у грузополучателя.

При перевозке грузов нетоварного характера третий экземпляр талона может не выписываться.

При выполнении последней ездки грузоотправитель вместо выданных талонов оформляет товарно-транспортную накладную или акт замера (взвешивания) на все количество перевезенного груза, а талоны, на основании которых составляется товарно-транспортная накладная или акт замера (взвешивания), подлежат уничтожению.

Реквизиты талона устанавливаются по согласованию между автотранспортным предприятием или организацией, грузоотправителем и грузополучателем и должны содержать сведения, учитывающие количество перевозимого груза и время работы автомобиля, а также время простоя по каждой ездке и другие, необходимые для последующего внесения этих данных в товарно-транспортные документы.

21. При определении объема перевезенного груза по геодезическому обмеру аккордно группой автомобилей, по согласованию сторон заказчик может оформить и выдать автотранспортному предприятию акт замера (взвешивания) на весь объем выполненной работы, без выдачи водителям талонов, а учет работы каждого автомобиля в отдельности в этом случае осуществляется автотранспортным предприятием. При этом оформление актов замера (взвешивания) на вывоз груза должен производиться не реже двух раз в месяц.

22. Основным первичным документом учета работы грузового автомобиля является путевой лист, выдаваемый водителю ежедневно при выпуске грузового автомобиля на линию. Участие водителя в заполнении путевого листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении) автомобиля.

23. Путевой лист является документом строгой отчетности, изготавливается типографским способом с учетной серией и типографским номером. Изготовление и снабжение путевыми листами автотранспортных предприятий, а также организаций и учреждений, имеющих собственный автотранспорт, производится централизованно их вышестоящими организациями в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1968 г. N 598, организация перевозок грузов в междугородных сообщениях, порядок изготовления и выдачи путевых листов для выполнения междугородных перевозок грузов предприятиями, организациями и учреждениями, находящимися на территории союзной республики, устанавливается органами управления автомобильным транспортом общего пользования по согласованию с Госпланом союзной республики.

24. К путевым листам должны быть приложены товарно-транспортные документы, оформленные надлежащим образом. Грузоотправители и грузополучатели несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно-транспортных документах.

Счета и платежные требования, составленные по путевым листам без приложенных к ним товарно-транспортных документов, а также в случаях представления водителями путевого листа с приложением к нему неправильно оформленных (недооформленных) товарно-транспортных документов не должны предъявляться к оплате заказчику за работу автотранспорта, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а", "б", "д" пункта 27 настоящей Инструкции, а также отказа заказчика от перевозки груза и других случаев, предусмотренных уставами автомобильного транспорта союзных республик.

25. Основанием для перевозки автотранспортом личных вещей и грузов граждан является путевой лист с приложением к нему квитанций (приходного ордера) на оплату транспортных услуг и в необходимых случаях транспортной накладной, форма которой утверждается органами управления автомобильным транспортом союзных республик.

26. Формы путевого листа для грузового автомобиля и порядок их заполнения устанавливаются согласно приложению N 4 (не приводится).

27. Применение повременных тарифов по оплате работы автомобиля допускается в случаях:

а) если при перевозке грузов нетоварного характера невозможен учет путем замера, взвешивания, геодезического замера (очистка территории от мусора, перевозка грузов внутри территории предприятий и строек и т.п.);

б) при внутризаводских, внутрипостроечных и внутрискладских перевозках грузов, когда применение отдельных тарифов нецелесообразно;

в) при внутригородских перевозках с заездами не менее чем в 4 пункта за одну ездку, когда применение сдельных тарифов нецелесообразно;

г) при перевозках грузов автомобилем грузоподъемностью до 1 тонны включительно;

д) при использовании автомобиля для обслуживания линий связи и электропередач, нефтегазопроводов, перевозки почты и периодической печати внутри города, а также научно-изыскательских, геологических работах, для киносъемок и при стихийных бедствиях;

е) внутригородских перевозках грузов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, когда применение сдельных тарифов нецелесообразно.

28. При работе автотранспорта по повременной оплате, в актах замера (взвешивания) и товарно-транспортных накладных заказчиком наносится штемпельная надпись: "Почасовая".

29. Данные о работе автомобильного транспорта, оплачиваемого по повременным тарифам, отражаются в путевых листах и приложенных к ним товарно-транспортных накладных при перевозке товарных грузов или в актах замера (взвешивания) при перевозке нетоварных грузов.

30. Запрещается включать в путевые листы перевозки грузов автомобильным транспортом, не подтвержденные товарно-транспортными накладными или актами замера (взвешивания). Перевозки грузов, не подтвержденные товарно-транспортными накладными или актами замера (взвешивания), не могут включаться в отчет о выполненных объемах перевозок.

31. Предприятия и организации - грузоотправители (грузополучатели) обязаны не реже одного раза в квартал производить сверки данных, на основании которых автотранспортные предприятия и организации выписывают счета на оплату перевозок грузов, с фактически перевезенным этими предприятиями количеством груза, а также расстоянием этих перевозок.

Указанные сверки производятся в автотранспортных предприятиях и организациях по графикам утвержденным ими по согласованию с грузополучателями.

Выявленные в ходе сверки суммы, излишне полученные автотранспортными предприятиями в результате приписок при перевозке грузов перечисляются ими в пятидневный срок со дня подписания акта в доход союзного бюджета на раздел 12 § 25 "Прочие поступления".

О фактах выявленных приписок за проверенный квартал участники сверки обязаны сообщить вышестоящим организациям, а также органам ЦСУ СССР и одновременно внести соответствующие изменения в отчетность по выполнению объема перевозок груза, прибыли и другим технико-экономическим показателям.

Форма акта сверки и порядок его составления прилагается (приложение N 5 и N 6 - не приводятся).

32. В связи с изданием настоящей Инструкции считать утратившими силу Инструкцию Министерства финансов СССР, Госбанка СССР и ЦСУ СССР от 27 июня 1959 г. N 183/743/7-305 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" и письмо Министерства финансов СССР, Госбанка СССР и ЦСУ СССР от 17 сентября 1966 г. N 294/1540/7-305.

 

Заместитель Министра

финансов СССР

В.Н.МАСЛЕННИКОВ

 

Заместитель Председателя

Правления Госбанка СССР

П.И.ПЧЕЛИН

 

Заместитель Начальника

ЦСУ СССР

И.А.ПОГОСОВ

 

Согласовано

Заместитель Председателя

Госплана СССР

М.В.РАКОВСКИЙ

 

Заместитель Председателя

Госснаба СССР

Г.Ф.ИВАНОВСКИЙ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования