МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР

 

ПРИКАЗ

от 20 февраля 1978 г. N 24

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

Во исполнение Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 г. N 1057 "О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в непроизводственных отраслях народного хозяйства" приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Госкомтрудом СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ, рай(гор)оно, обл(край)оно, министерств просвещения АССР, министерств просвещения (народного образования) союзных республик, районных (городских) методических кабинетов, институтов усовершенствования учителей согласно Приложению.

2. Квалификационные характеристики, утвержденные настоящим Приказом, вводятся одновременно с повышением минимальной заработной платы и увеличением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в непроизводственных отраслях народного хозяйства.

 

Министр

М.А.ПРОКОФЬЕВ

 

 

 

 

 

 

Приложение

к Приказу

Министерства просвещения СССР

от 20 февраля 1978 г. N 24

 

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ

ОБРАЗОВАНИЕМ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

1. Должности руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ.

2. Должности педагогических работников министерств просвещения (народного образования) союзных республик и АССР, облоно, рай(гор)оно.

3. Должности руководящих и педагогических работников институтов усовершенствования учителей, рай(гор)методкабинетов.

 

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

 

Должностные обязанности. Руководит на основе Устава средней общеобразовательной школы всеми видами деятельности школы. Организует педагогический коллектив на достижение высокой эффективности учебно-воспитательной работы, обеспечение единства обучения и коммунистического воспитания учащихся, использование эффективных методов преподавания, научной организации труда в учебно-воспитательном процессе. Обеспечивает всеобщее обязательное обучение детей в закрепленном участке административного района. Осуществляет контроль за выполнением учебных планов и программ, идейно-политической направленностью преподавания, качеством знаний и поведением учащихся, содержанием и организацией внеклассной и внешкольной работы. Организует работу по профессиональной ориентации учащихся. Оказывает помощь и содействие комсомольской и пионерской организациям, ученическому самоуправлению школы. Организует работу школы с родителями учащихся, общественностью и предприятиями, осуществляющими шефство над школой. Обеспечивает правильную расстановку педагогических кадров, создает необходимые условия для повышения идейно-теоретического уровня и квалификации работников, организует и расширяет учебно-техническую и материальную базу школы. Обеспечивает учет и хранение оборудования, его эффективное и педагогически оправданное применение в учебно-воспитательном процессе. Отвечает за соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности. Устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, Правилами внутреннего трудового распорядка и Уставом средней общеобразовательной школы круг обязанностей работников школы. Руководит педагогическим советом, работой библиотеки; организует питание учащихся, подвоз их в школу, летнюю оздоровительную работу. Издает приказы и решает все вопросы, связанные с деятельностью школы, в пределах предоставленных ему прав; распределяет обязанности между заместителями директора и другими членами педагогического коллектива, а также обслуживающим персоналом школы; представляет учителей и других работников школы, особо отличившихся в труде, к поощрениям и наградам, налагает взыскания в пределах своей компетенции. Обеспечивает правильное ведение делопроизводства и школьной документации, своевременную отчетность, сохранность школьного имущества, рациональное использование бюджетных средств.

Должен знать: постановления и решения партии и правительства по вопросам народного образования и коммунистического воспитания молодежи; приказы, инструкции, распоряжения и другие нормативные документы Министерства просвещения СССР, министерств просвещения (народного образования) союзных республик по организации школьного дела, совершенствованию общего среднего образования и коммунистического воспитания молодежи; педагогику и педагогическую психологию; основы экономики народного образования; правила и нормы по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; основы трудового законодательства.

Квалификационные требования. Высшее образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет.

 

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Должностные обязанности. Организует на основе Устава средней общеобразовательной школы учебно-воспитательный процесс в школе. Обеспечивает выполнение учебных программ педагогическим коллективом. Осуществляет внутришкольное руководство и контроль за работой учителей, качеством знаний, успеваемостью учащихся и их поведением, работой предметных кружков и проведением факультативных занятий. Организует работу по оснащению учебных кабинетов наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнение школьных библиотек и методических кабинетов учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами. Участвует в расстановке педагогических кадров. Распространяет передовой педагогический опыт, организует методическую работу по предметам и повышение квалификации учителей. Регулирует учебную нагрузку учащихся, руководит работой классных руководителей и осуществляет контроль за правильностью оценки знаний. Организует подготовку и проведение экзаменов. Составляет отчеты о состоянии учебно-воспитательной работы. Организует работу с родителями, руководит пропагандой педагогических знаний в закрепленном участке административного района.

Должен знать: постановления и решения партии, правительства по вопросам народного образования и коммунистического воспитания молодежи; учебные планы и программы; организацию учебно-воспитательного процесса; приказы, инструкции и другие нормативные документы Министерства просвещения СССР, министерств просвещения (народного образования) союзных республик по вопросам организации школьного дела, совершенствования общего среднего образования и коммунистического воспитания подрастающего поколения; педагогику и педагогическую психологию; основы трудового законодательства; правила и нормы по охране труда, технике безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет.

 

УЧИТЕЛЬ

 

Должностные обязанности. Проводит на высоком идейном, научном и методическом уровне обучение учащихся по соответствующему предмету. Добивается от учащихся прочных и глубоких знаний, формирует у них умение и навыки, готовит к практическому применению полученных знаний. Организует и контролирует самостоятельную работу учащихся. Планирует учебный материал по соответствующему предмету, обеспечивает выполнение учебной программы, участвует в методической работе. Вносит предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, внедряет наиболее эффективные формы, методы и технические средства обучения. Разрабатывает планы оснащения учебного кабинета по соответствующему предмету и пополнения его современным оборудованием. Осуществляет коммунистическое воспитание учащихся. Проводит внеклассную воспитательную работу, факультативные занятия. Руководит предметными и другими кружками. Анализирует успеваемость учащихся, обеспечивает соблюдение ими учебной дисциплины, ведет учет посещаемости занятий. Изучает личные качества учащихся, участвует в работе с их родителями. Контролирует выполнение требований техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации учебного оборудования.

Должен знать: постановления и решения партии, правительства по коммунистическому воспитанию молодежи; предмет, его содержание и практическое применение; место и значение предмета в системе знаний, а также в формировании научного мировоззрения учащихся; советскую педагогику и педагогическую психологию; формы и методы обучения и воспитания учащихся, разрабатываемые советской педагогической наукой; основы трудового законодательства.

Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное образование.

 

ОРГАНИЗАТОР ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

 

Должностные обязанности. Планирует внеклассную и внешкольную воспитательную работу, обеспечивает и контролирует ее выполнение. Организует учебу актива школьников по отдельным видам внеклассной работы. Оказывает методическую помощь учителям, классным руководителям, пионерскому, комсомольскому и ученическому активу в организации внеклассной и внешкольной работы. Организует обмен опытом работы классных руководителей, обобщает и распространяет передовой опыт воспитательной работы. Устанавливает связь с предприятиями и организациями, осуществляющими шефство над школой, внешкольными учреждениями, жилищно-эксплуатационными организациями в целях использования их для проведения воспитательных мероприятий. Организует вовлечение учащихся в различные кружки и секции в школе и во внешкольных учреждениях, поддерживает связь с руководителями этих кружков и секций.

Должен знать: постановления и решения партии, правительства, ЦК ВЛКСМ, приказы, распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов по организации и совершенствованию учебно-воспитательной работы школы; советскую педагогику и педагогическую психологию; содержание и методы воспитательной работы; основы трудового законодательства.

Квалификационные требования. Высшее образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет.

 

СТАРШИЙ ПИОНЕРВОЖАТЫЙ

 

Должностные обязанности. Организует на основе Положения о Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина и Положения о старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина в тесном контакте с организатором внеклассной и внешкольной работы с детьми, учителями школы, работниками внешкольных учреждений, дворцов и Домов культуры, театров и кинотеатров работу пионерской дружины школа. Воспитывает у пионеров преданность и любовь к Советской Родине, Коммунистической партии и народу, любовь к труду, сознательную дисциплину, настойчивость в достижении цели, умение преодолеть трудности. Организует пионерскую работу в школе, по месту жительства детей, в пионерском лагере. Развивает активность, самодеятельность и инициативу пионеров, воспитывает коллектив в духе сплочения и дружбы. Подбирает из числа лучших комсомольцев отрядных пионерских вожатых, руководителей кружков, секций; организует их систематическую учебу; направляет и контролирует их работу. Проводит систематическую учебу пионерского актива; направляет работу пионерских отрядов, актива и совета дружины; совместно с советом дружины подбирает и учит вожатых октябрятских групп и звездочек. Готовит октябрят к вступлению в ряды юных ленинцев и совместно с комитетом комсомола школы - пионеров к вступлению в комсомол.

Должен знать: постановления и решения партии, правительства по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательной работы в школе, руководящие документы ЦК ВЛКСМ по проблемам деятельности комсомола и вопросам пионерского движения; основы советской педагогики и педагогической психологии; содержание, формы и методы работы с пионерами; порядок ведения необходимой документации.

Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное образование.

 

ВОЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

 

Должностные обязанности. Организует, планирует и проводит на высоком идейно-теоретическом и методическом уровне учебные, факультативные и внеклассные занятия по начальной военной подготовке и гражданской обороне. Осуществляет руководство работой преподавателей по военно-технической подготовке, гражданской обороне и подготовке санитарных дружинниц. Ведет учет успеваемости и посещаемости занятий. Вносит предложения по совершенствованию учебно-воспитательной работы, внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства обучения и воспитания. Изучает личные качества и индивидуальные особенности учащихся-юношей, готовит их к службе в Вооруженных Силах СССР. Руководит кружками по изучению основ военного дела, организует проведение военно-спортивных игр. Готовит совместно с учителями физкультуры учащихся к сдаче норм комплекса ГТО по стрельбе, гранатометанию и пребыванию в противогазе. Участвует в планировании мероприятий школы по военно-патриотической работе и осуществлении военно-патриотического воспитания учащихся. Организует шефство воинской части и максимально использует ее помощь в совершенствовании обучения и военно-патриотического воспитания учащихся. Обеспечивает создание и совершенствование учебно-материальной базы по начальной военной подготовке. Ведет учет, организует хранение и ремонт оружия и военного имущества. Осуществляет соблюдение мер безопасности при проведении занятий с оружием, боевой техникой и боеприпасами. Составляет отчетность по установленной форме.

Должен знать: постановления и решения партии, правительства по организации начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания учащихся; Уставы и наставления Вооруженных Сил СССР; материальную часть табельного оружия, приборы, военно-технического учебного имущества, технические средства обучения; формы и методы проведения начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания; основы советской педагогики и психологии; формы и порядок составления учебной и отчетной документации; правила и нормы по технике безопасности, охране жизни и здоровья школьников.

Квалификационные требования. Высшее или среднее военное образование.

 

ЗАВЕДУЮЩИЙ ИНТЕРНАТОМ ПРИ ШКОЛЕ

 

Должностные обязанности. Руководит всеми видами деятельности интерната, направленной на реализацию решений партии и правительства о школе, внедряет в практику учебно-воспитательного процесса нормативные документы Министерства просвещения СССР, обеспечивает всестороннее развитие и культурный досуг учащихся в условиях пришкольного интерната. Отвечает за организацию учебно-воспитательного процесса во внеурочное время и хозяйственно-финансовую деятельность, за создание всех необходимых условий для охраны жизни и здоровья учащихся. Осуществляет контроль за работой воспитателей. Обеспечивает создание необходимых условий быта, правильную организацию питания учащихся, проживающих в интернате. Направляет деятельность воспитателей и младшего обслуживающего персонала на достижение высокой эффективности учебно-воспитательной работы во внеурочное время, обеспечивает единство обучения и воспитания. Способствует развитию творческой инициативы работников и учащихся интерната. Принимает меры по созданию в интернате безопасных для здоровья условий самообслуживающего труда учащихся и младшего обслуживающего персонала, по развитию и совершенствованию материально-технической базы интерната. Осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда, санитарных и противопожарных правил. Организует связь интерната, школы, шефов и родителей. Систематически повышает свой идейно-политический уровень и педагогическую квалификацию.

Должен знать: руководящие документы партии и правительства по вопросам совершенствования учебно-воспитательной работы в системе народного образования; постановления, приказы, распоряжения, инструктивные письма вышестоящих органов народного образования; содержание и методы обучения и коммунистического воспитания молодежи; советское законодательство о труде; правила и нормы по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей; основы организации, управления и экономики народного образования.

Квалификационные требования. Высшее образование, стаж педагогической работы не менее 3 лет.

 

ВОСПИТАТЕЛЬ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА, ИНТЕРНАТА ПРИ ШКОЛЕ,

ДЕТСКОГО ДОМА, ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

 

Должностные обязанности. Организует и проводит воспитательную, внеурочную учебную, общественно полезную и культурно-массовую работу с воспитанниками в тесном контакте с учителями, пионерской и комсомольской организациями, шефами. Планирует воспитательную работу в закрепленной группе, обеспечивает ее выполнение, участвует в методической работе. Вносит предложения по совершенствованию воспитательного процесса. Воспитывает у детей высокие моральные качества, любовь к знаниям, к труду, бережное отношение к общественной собственности и личному имуществу. Проводит работу по профориентации; осуществляет эстетическое воспитание, организует совместно с медицинским работником мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников. Контролирует выполнение воспитанниками режима дня, наблюдает за своевременным приготовлением домашних заданий. Изучает индивидуальные особенности воспитанников, их интересы и склонности. Привлекает к участию в работе с коллективом воспитанников их родителей, представителей общественности. Всю свою работу проводит в тесном контакте с классным руководителем.

Должен знать: постановления и решения партии, правительства по вопросам коммунистического воспитания учащихся; приказы, распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов управления народным образованием по вопросам совершенствования воспитательного процесса; педагогику и педагогическую психологию; школьную гигиену; теорию и методику воспитания школьников.

Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное образование.

 

ИНСПЕКТОР ШКОЛ

(ПО УЧЕБНОЙ, ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ)

 

Должностные обязанности. Осуществляет на основе Положения о школьной инспекции системы Министерства просвещения СССР государственный контроль за выполнением школами и органами народного образования решений партии и правительства в области народного образования, приказов, инструкций и указаний Министерства просвещения СССР, министерств просвещения (народного образования) союзных республик. Инспектирует работу общеобразовательных школ и других учебно-воспитательных учреждений системы просвещения, органов народного образования в целях дальнейшего совершенствования обучения и коммунистического воспитания подрастающего поколения. Контролирует соблюдение органами народного образования, школами и другими учреждениями просвещения Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, Закона о народном образовании союзной республики. Осуществляет проверку выполнения школами Устава средней общеобразовательной школы, учебных планов, программ и других нормативных документов, определяющих содержание образования, организацию и методы учебно-воспитательного процесса. Осуществляет контроль за качеством знаний учащихся, их воспитанием в духе коммунистической морали и нравственности. Проверяет выполнение основных показателей по развитию народного образования, предусмотренных народнохозяйственным планом; обеспеченность органов народного образования и подчиненных им учреждений необходимыми кадрами, подбор и расстановку их; точное соблюдение трудового законодательства и установленного порядка в вопросах назначения, перевода, освобождения от работы, о льготах и преимуществах для работников народного образования всех категорий, состояние работы по повышению квалификации учителей, воспитателей, руководителей школ и других педагогических работников. Обеспечивает контроль за осуществлением всеобщего обязательного восьмилетнего обучения детей и подростков, всеобщего обязательного среднего образования молодежи. Участвует в изучении и внедрении передового педагогического опыта, достижений педагогической науки в практику работы школ и органов народного образования. Принимает меры по совершенствованию внутришкольного руководства и контроля, правильному ведению школьной документации. Вносит предложения по вопросам улучшения работы школ и детских учреждений в местные партийные и советские органы, а также общественные организации. Вносит предложения о поощрении учителей, воспитателей, руководителей школ и других работников народного образования и учебно-воспитательных учреждений. Ставит в установленном порядке вопрос об освобождении от работы в школе и других детских учреждениях лиц, не соответствующих занимаемой должности. Всемерно содействует организации педагогической пропаганды среди родителей учащихся и населения. Осуществляет контроль за соблюдением правил и норм охраны труда. Систематически повышает свой идейно-политический уровень и педагогическую квалификацию.

Должен знать: советское законодательство по народному образованию, важнейшие положения из законодательства о труде, здравоохранении, браке и семье; постановления и решения партии и правительства по вопросам народного образования; постановления, приказы, распоряжения, инструкции и другие нормативные документы вышестоящих органов управления в системе Министерства просвещения СССР; основы педагогической науки и современные требования по обучению и коммунистическому воспитанию детей и молодежи; правила и нормы по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей; основы организации, управления и экономики народного образования.

Квалификационные требования. Высшее образование; опыт работы учителем в школе и на руководящих должностях; стаж педагогической работы 5 - 7 лет (в зависимости от органа народного образования, в котором данное лицо будет работать в качестве инспектора школ).

 

ИНСПЕКТОР-МЕТОДИСТ

 

Должностные обязанности. Организует на основе Положения о министерстве просвещения (народного образования) союзной республики выполнение школами, учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями и органами народного образования решений партии и правительства в области народного образования, приказов, инструкций и указаний Министерства просвещения СССР, министерств просвещения (народного образования) союзных республик. Изучает работу общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений и других учебно-воспитательных учреждений системы просвещения, органов народного образования и научно-исследовательских институтов в целях дальнейшего совершенствования обучения и коммунистического воспитания подрастающего поколения. Изучает обеспеченность органов народного образования и подчиненных им учреждений кадрами, подбор и расстановку их, прием, размещение и правильное использование молодых специалистов в соответствии с полученной специальностью, причины текучести, разрабатывает мероприятия по их устранению. Участвует в работе по контролю за выполнением постановлений, приказов и распоряжений по вопросам народного образования, за соблюдением трудового законодательства и установленного порядка в вопросах назначения, перевода, освобождения от работы педагогических работников. Проверяет и оказывает методическую помощь в работе по повышению квалификации учителей, воспитателей, руководителей школ и других педагогических работников. Осуществляет инспектирование педагогических учебных заведений по вопросам учебно-воспитательной и методической работы. Участвует в изучении и внедрении передового опыта, достижений педагогической науки в практику работы школ и органов народного образования, пропаганде педагогических знаний среди родителей. Вносит предложения по вопросам улучшения работы школ, дошкольных и научно-исследовательских учреждений в местные партийные и советские органы. Участвует в подготовке и контролирует проведение научных конференций, симпозиумов и совещаний. Осуществляет контроль за соблюдением правил и норм охраны труда. Систематически повышает свой идейно-политический уровень и педагогическую квалификацию.

Должен знать: постановления и решения партии и правительства по вопросам народного образования; постановления, приказы, распоряжения, инструкции и другие нормативные документы вышестоящих органов управления народным образованием; основы педагогической науки и современные требования к обучению и коммунистическому воспитанию детей и молодежи; советское законодательство по народному образованию, важнейшие положения законодательства о труде; правила и нормы по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей; основы организации, управления и экономики народного образования.

Квалификационные требования. Высшее образование, опыт работы в школе, в системе Министерства просвещения СССР и на руководящих должностях, стаж педагогической работы 5 - 7 лет.

 

ИНСПЕКТОР ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Должностные обязанности. Отвечает за состояние внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися; организует, направляет и контролирует деятельность городских, районных отделов народного образования, школ, внешкольных учреждений; оказывает им практическую помощь; изучает, обобщает и распространяет опыт учреждений просвещения и общественности по осуществлению внеурочной работы с учащимися. Совместно с областным комитетом комсомола, профсоюзами, органами культуры, спортивными, внешкольными и другими учреждениями и организациями готовит и проводит областные массовые мероприятия с учащимися, а также семинары, совещания, научно-практические конференции педагогов, занимающихся осуществлением внеклассной и внешкольной воспитательной работы, и работников внешкольных учреждений.

Отвечает за подбор и расстановку кадров руководителей областных, городских, районных внешкольных учреждений, организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, старших пионерских вожатых.

Ведет переписку с организациями, учреждениями, гражданами по вопросам, находящимся в служебной компетенции. Осуществляет контроль за соблюдением правил и норм охраны труда.

Должен знать: постановления и решения партии, правительства, комсомольских органов по вопросам коммунистического воспитания молодежи; приказы, инструкции, распоряжения и другие нормативные документы органов народного образования по организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы; программы кружков и методические руководства к ним; основы советской педагогики и педагогической психологии; методику воспитательной работы; правила и нормы по охране труда и технике безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет.

 

ИНСПЕКТОР ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

 

Должностные обязанности. Осуществляет на основе Положения об инспекторе по дошкольному воспитанию системы Министерства просвещения СССР государственный контроль за выполнением дошкольными учреждениями и органами народного образования советского законодательства по вопросам дошкольного воспитания, приказов и инструкций Министерства просвещения СССР, министерств просвещения (народного образования) союзных республик и отделов народного образования. Проводит работу, направленную на дальнейшее развитие и улучшение общественного дошкольного воспитания. Инспектирует работу постоянных и сезонных дошкольных учреждений общего и специального назначения независимо от их ведомственной подчиненности и работу органов народного образования. Контролирует соблюдение органами народного образования, дошкольными учреждениями Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, выполнение "Программы воспитания в детском саду" и других директивных и нормативных документов, определяющих организацию и содержание работы с детьми в дошкольных учреждениях. Следит за правильным размещением сети дошкольных учреждений, принимает меры к ее расширению, организует контроль за строительством и своевременным вводом в действие детских учреждений, проводит работу по выполнению народнохозяйственных планов по контингентам детей учреждений системы Министерства просвещения СССР. Проверяет организацию работы по созданию условий для жизни и воспитания детей в дошкольных учреждениях, способствует укреплению материальной базы, обеспечению детских учреждений мягким, жестким и хозяйственным инвентарем, высококачественными продуктами питания, учебно-наглядными пособиями. Контролирует обеспеченность дошкольных учреждений всех ведомств педагогическими и медицинскими кадрами, подбор и расстановку их; соблюдение трудового законодательства и установленного порядка в вопросах назначения, перевода, освобождения от работы, о льготах и преимуществах для работников народного образования всех категорий; состояние работы по повышению квалификации педагогических и медицинских работников. Принимает меры по улучшению воспитания и организации жизни детей в дошкольных учреждениях, выявляет, изучает и внедряет в практику работы отделов народного образования, дошкольных учреждений лучший опыт, достижения педагогической науки. Организует работу по пропаганде общественного дошкольного воспитания и педагогических знаний среди населения. Координирует деятельность инспекторов ведомств, имеющих дошкольные учреждения. Вносит предложения по вопросам улучшения работы дошкольных учреждений в местные партийные и советские органы, общественные организации. Ставит в установленном порядке вопрос об освобождении от работы в дошкольных учреждениях лиц, не соответствующих занимаемой должности, а также вносит предложения о поощрении и наказании заведующих, воспитателей и других работников дошкольных учреждений и органов народного образования. Осуществляет контроль за соблюдением правил и норм охраны труда. Систематически повышает свой идейно-политический уровень и педагогическую квалификацию.

Должен знать: постановления партии и правительства по вопросам народного образования и дошкольного воспитания; постановления, приказы, распоряжения, инструкции и другие нормативные документы вышестоящих органов управления народным образованием; основы педагогической науки и современные требования по коммунистическому воспитанию детей и молодежи; советское законодательство по вопросам народного образования, дошкольного воспитания; важнейшие положения законодательства о труде, здравоохранении, браке и семье; правила и нормы по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей; основы организации, управления и экономики народного образования.

Квалификационные требования. Высшее образование, опыт работы воспитателем, воспитателем-методистом и заведующим дошкольным учреждением; стаж педагогической работы для инспектора районного, городского, областного (краевого) отдела народного образования, министерства просвещения автономной республики не менее 5 лет, для инспектора министерства просвещения (народного образования) союзной республики - 7 лет.

 

МЕТОДИСТ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

 

Должностные обязанности. Организует методическую работу в районе, городе, области. Изучает работу дошкольных учреждений в целях дальнейшего совершенствования коммунистического воспитания и успешной подготовки детей к школе. Оказывает методическую помощь воспитателям и руководителям дошкольных учреждений в совершенствовании педагогического процесса, в улучшении качества воспитания и обучения детей, в организации и проведении методической работы. Изучает, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт; разрабатывает рекомендации по внедрению передового педагогического опыта в практику работы дошкольных учреждений. Осуществляет работу по повышению квалификации педагогических кадров. Организует и проводит курсы, семинары, методические объединения для всех категорий дошкольных работников. Готовит и принимает участие в педагогических чтениях, конференциях, совещаниях. Организует и направляет работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей и населения. Принимает участие в проверках дошкольных учреждений. Оснащает методический кабинет необходимыми учебно-наглядными пособиями, методической литературой, инструктивно-методическим материалом. Систематически повышает свой идейно-политический уровень и педагогическую квалификацию.

Должен знать: постановления и решения партии и правительства по вопросам народного образования; приказы, инструкции, распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов народного образования по дошкольному воспитанию; теорию и методику дошкольного воспитания; достижения педагогической и психологической науки и практики в стране и за рубежом; организацию методической работы и порядок повышения квалификации педагогических кадров; основы трудового законодательства; правила и нормы по технике безопасности.

Квалификационные требования. Высшее специальное образование и стаж педагогической работы в дошкольном учреждении не менее 5 лет.

 

ИНСПЕКТОР ШКОЛ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ

 

Должностные обязанности. Осуществляет на основе Постановления Совета Министров СССР от 29 апреля 1968 г. N 289 "О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи" и Положения о школьной инспекции системы Министерства просвещения СССР государственный контроль за выполнением школами и органами народного образования решений партии и правительства, приказов, инструкций и указаний Министерства просвещения СССР, министерств просвещения союзных и автономных республик, органов народного образования краев, областей и городов Москвы и Ленинграда по вопросам НВП учащихся. Изучает работу общеобразовательных школ, органов народного образования, разрабатывает и организует проведение мероприятий по дальнейшему совершенствованию начального военного обучения и военно-патриотического воспитания учащихся. Осуществляет проверку выполнения школами учебных планов, программ и других нормативных документов, определяющих содержание начальной военной подготовки, организацию и методы учебно-воспитательного процесса по НВП. Организует и проверяет своевременное введение начальной военной подготовки во вновь создаваемых средних общеобразовательных школах.

Изучает качественный состав, подбор и расстановку кадров военных руководителей школ, проверяет точное соблюдение трудового законодательства и установленного порядка в вопросах назначения, перевода, освобождения от работы и льгот, предоставленных военным руководителям школ. Проверяет состояние работы по повышению квалификации военруков и оказанию им методической помощи.

Участвует в изучении и внедрении передового опыта лучших школ и военруков, достижений педагогической науки в области начального военного обучения.

Готовит предложения по вопросам улучшения начальной военной подготовки в местные партийные и советские органы, а также другие организации и учреждения, занимающиеся начальной военной подготовкой молодежи.

Осуществляет деловые контакты и взаимодействие при решении вопросов НВП с военными комиссариатами, штабами гражданской обороны, комитетами ДОСААФ и органами здравоохранения.

Ставит в установленном порядке вопрос об освобождении от работы в школе военруков, не соответствующих занимаемой должности, а также вносит предложения о поощрении военруков, руководителей школ и других работников органов народного образования за достижение высоких результатов в начальной военной подготовке учащихся. Осуществляет контроль за соблюдением правил и мер безопасности на уроках начальной военной подготовки.

Систематически повышает свой идейно-политический уровень, педагогическую и военную квалификацию.

Должен знать: постановления и решения партии и правительства по вопросам начальной военной подготовки; постановления, приказы, распоряжения, инструкции и другие нормативные документы вышестоящих органов управления народным образованием по начальному военному обучению; основы педагогической науки и современные требования по обучению и коммунистическому воспитанию молодежи; советское законодательство по народному образованию; важнейшие положения законодательства о труде; правила и нормы безопасности при проведении уроков по начальной военной подготовке.

Квалификационные требования. Высшее или среднее военное образование, опыт службы в Вооруженных Силах СССР не менее 2 лет, опыт работы в школе и органах народного образования.

 

ИНСПЕКТОР ПО ОХРАНЕ ДЕТСТВА РАЙОННОГО

(ГОРОДСКОГО) ОТДЕЛА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Должностные обязанности. Организует выявление детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, лично ведет учет этих детей, принимает меры к временному устройству и сохранности их имущества; производит обследование и избирает педагогически целесообразную форму устройства детей (передача под опеку, на усыновление, помещение в детские учреждения); подбирает опекуна (попечителя) и представляет рай(гор)исполкому материал, акт обследования и заключение; осуществляет систематический контроль за воспитанием и обучением подопечных, выполнением своих обязанностей опекунами и сохранностью имущества опекаемого; оказывает педагогическую помощь, содействие в организации летнего отдыха и трудоустройства подростков; дает опекуну разрешение на совершение от имени подопечного сделок, выходящих за пределы бытовых, на заключение договоров, на отказ от принадлежащих подопечному прав, на раздел и отчуждение имущества, а также готовит материал и заключение на исполком по поводу обмена и закрепления жилплощади и других сделок; ограничивает право одного родителя или опекуна распоряжаться вкладом подопечного; рассматривает жалобы на действия опекуна; возбуждает перед исполкомом вопрос об отстранении опекуна или передает материал прокурору; готовит необходимую документацию для исполкома и определяет ребенка в детский дом; принимает заявление об усыновлении детей; проверяет, отвечают ли кандидаты в усыновители предъявляемым требованиям; выявляет согласие несовершеннолетнего на усыновление; проверяет юридическую обоснованность и педагогическую целесообразность усыновления; осуществляет наблюдение за воспитанием усыновленных; предъявляет иски или дает заключение по вопросу отмены усыновления или признания его недействительным; рассматривает и представляет в исполком документы с заключением об изменении фамилии несовершеннолетнего; устраняет разногласия между родителями по вопросам воспитания детей; принимает меры к обеспечению прав родителя, проживающего отдельно от детей, на общение или ограничение участия в их воспитании; в интересах детей возбуждает в суде дело о лишении родительских прав или об отобрании детей у родителей без лишения родительских прав; дает заключение по этому делу, а также по делам восстановления в родительских правах, возвращения отобранного ребенка и спорам между родителями; принимает участие в судебном рассмотрения споров, связанных с воспитанием детей, а также в исполнении судебных решений по передаче или отобрании детей; рассматривает вопрос о свидании с детьми родителей, лишенных родительских прав; истребует от государственных, общественных организаций и граждан необходимые документы; производит обследование и опрос родителей и граждан по вопросам, связанным с защитой интересов детей; выступает в суде в качестве истца, ответчика или третьего лица; направляет работу школьных, дошкольных и внешкольных учреждений по охране детства, оказывает методическую помощь поселковым и сельским Советам народных депутатов по вопросам опеки; осуществляет методическое руководство и контроль за работой общественных инспекторов; ведет установленную документацию, составляет годовой отчет.

Должен знать: постановления и решения партии и правительства по народному образованию; семейное, гражданское, жилищное, пенсионное законодательство, регламентирующие вопросы охраны детства; приказы и методические указания Министерства просвещения СССР, министерств просвещения (народного образования) союзных республик; постановления органов опеки и попечительства; основы детской психологии, педагогической науки и практики.

Квалификационные требования. Высшее педагогическое или юридическое образование. Стаж педагогической работы не менее 5 лет.

 

ДИРЕКТОР РЕСПУБЛИКАНСКОГО (ЦЕНТРАЛЬНОГО),

КРАЕВОГО, ОБЛАСТНОГО, МЕЖРАЙОННОГО, ОКРУЖНОГО,

ГОРОДСКОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

 

Должностные обязанности. Руководит на основе Положений о республиканском (центральном), краевом, областном, межрайонном, окружном, городском институте усовершенствования учителей деятельностью возглавляемого им учебно-методического учреждения; последовательно проводит в жизнь решения партии и правительства по вопросам народного образования. Обеспечивает проведение учебно-методической работы в республике, крае, области, национальном округе, городе. Организует выполнение институтом народнохозяйственного плана по всем видам повышения квалификации учителей и других работников народного образования. Осуществляет контроль за выполнением учебных планов и программ, качеством работы лекторского состава. Направляет деятельность учебно-методических кабинетов института на достижение высокой эффективности в повышении квалификации учителей и других работников народного образования. Организует изучение, обобщение и внедрение в практику работы школ и других учреждений народного образования передовых методов работы с использованием новейших технических средств обучения и воспитания, научной организации труда и управления педагогическим процессом; обеспечивает проведение педагогических чтений, научно-практических конференций и совещаний по наиболее актуальным вопросам учебно-воспитательной работы, организацию постоянно действующих и других выставок передового педагогического опыта, проведение совместно с НИИ педагогики (школ) и педагогическими учебными заведениями экспериментальной работы по вопросам обучения и воспитания учащихся. Принимает меры по обеспечению института квалифицированными кадрами методистов, заведующих кабинетами и других работников. Проводит работу с участием общественных организаций по воспитанию кадров в духе коммунистического отношения к труду, высоких нравственных качеств, совершенствования профессионального мастерства, строгого соблюдения государственных интересов, трудовой дисциплины; всемерно способствует развитию творческой инициативы работников института. Руководит работой совета института, а также направляет работу издательского совета. Обеспечивает расширение и совершенствование материально-технической базы института. Решает в пределах предоставленных ему прав вопросы деятельности института; поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, заместителю директора и руководителям структурных подразделений института.

Должен знать: постановления и решения партии и правительства по вопросам народного образования; приказы, инструкции, распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов народного образования по вопросам повышения квалификации педагогических работников; достижения педагогической и психологической науки и практики в СССР и за рубежом; содержание, методы, организацию и экономику повышения квалификации; основы трудового законодательства; правила и нормы по охране труда и технике безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет.

 

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

 

Должностные обязанности. Организует текущее и перспективное планирование учебной работы института, обеспечивает выполнение учебных планов и программ, осуществляет руководство по разработке необходимой учебно-методической документации. Осуществляет контроль за качеством лекций и занятий. Организует деятельность учебно-методических кабинетов по изучению, обобщению и внедрению в практику передовых методов учебной работы с использованием новейших технических средств обучения, научной организации труда и управления педагогическим процессом. Руководит повышением квалификации методистов института и работой с лекторским составом института. Возглавляет экспериментальную работу по вопросам обучения и воспитания учащихся, проводимую в школе совместно с НИИ педагогики (школ) и высшими педагогическими учебными заведениями по учебной и методической работе. Подготавливает материалы по учебной и методической работе к заседанию совета института. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации об учебной деятельности института.

Должен знать: постановления и решения партии и правительства по вопросам народного образования; приказы, инструкции, распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов народного образования по вопросам повышения квалификации педагогических кадров; достижения педагогической и психологической науки и практики в СССР и за рубежом; содержание, методы и организацию повышения квалификации; основы трудового законодательства, правила и нормы по охране труда и технике безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет.

 

ЗАВЕДУЮЩИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ

ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

(ЗАВЕДУЮЩИЙ РАЙ(ГОР)МЕТОДКАБИНЕТОМ)

 

Должностные обязанности. Руководит всеми видами деятельности учебно-методического кабинета института усовершенствования учителей (рай(гор)методкабинета). Утверждает график работы методистов. Организует работу совета кабинета и общественных методистов. Обеспечивает своевременную разработку учебных планов и всей необходимой учебно-методической документации по повышению квалификации учителей и других работников народного образования на курсах и семинарах. Осуществляет учет работников народного образования соответствующей территории, повышающих свою квалификацию на курсах и семинарах, в педагогических учебных заведениях. Контролирует комплектование учебных групп курсов и семинаров. Организует работу очно-заочных курсов и методическую помощь слушателям курсов и лицам, повышающим свою квалификацию путем самообразования. Обеспечивает связь кабинета с соответствующими кафедрами педагогических учебных заведений по вопросам повышения квалификации педагогических кадров. Принимает необходимые меры по подбору лекторского состава и организации методической работы с ним. Осуществляет контроль за качеством лекций и занятий, выполнением учебных планов и программ, за использованием передовых методов учебной работы и новейших технических средств обучения, за подготовкой методических материалов. Организует изучение и анализ состояния учебно-воспитательной работы в школах, качества знаний, умений и навыков учащихся по соответствующему предмету; организует изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта через курсовые и семинарские занятия, педагогические чтения и конференции, выставки и печать, смотры школьных учебных и методических кабинетов, методических уголков. Обеспечивает оснащение кабинета необходимым учебным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами, а также выполнение требований охраны труда, сохранность оборудования и учебно-методических материалов, правильное расходование средств, ассигнованных по кабинету на повышение квалификации в соответствии с утвержденной сметой. Организует учет, отчетность и делопроизводство кабинета, представляет руководству института (РОНО) установленную отчетную документацию.

Должен знать: постановления и решения партии и правительства по вопросам народного образования; приказы, инструкции, распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов народного образования по вопросам повышения квалификации педагогических кадров; достижения педагогической и психологической науки и практики в СССР и за рубежом; формы и методы повышения квалификации; порядок разработки учебно-методической документации (учебных планов, программ и т.д.); порядок ведения учета и составления установленной отчетности; порядок оплаты труда лекторского и преподавательского состава; основы трудового законодательства; правила и нормы по охране труда в технике безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет.

 

МЕТОДИСТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ИНСТИТУТА

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ (РАЙ(ГОР)МЕТОДКАБИНЕТА)

 

Должностные обязанности. Осуществляет разработку учебных планов и другой учебно-методической документации по повышению квалификации педагогических работников. Изучает и анализирует состояние методической, учебно-воспитательной работы в районе, области, качество знаний, умений и навыков учащихся, итоги контрольных работ, результаты экзаменов и олимпиад; принимает участие в работе педагогических советов, совещаний, методических объединений и т.д. Оказывает методическую помощь учителям, руководителям школ, руководителям районных и межшкольных методических объединений, работникам рай(гор)оно в организации и проведении методической работы, в совершенствовании педагогического процесса и улучшения качества обучения и воспитания учащихся. Изучает, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт, помогает учителям в обобщении опыта учебно-воспитательной работы, пропагандирует передовой педагогический опыт через печать и радио. Знакомит учителей и других работников народного образования с инструктивно-методическими указаниями и приказами вышестоящих организаций, с новой научной и методической литературой. Оказывает помощь работникам школ и других учреждений народного образования в проведении эксперимента в области обучения и воспитания учащихся. Организует и проводит работу курсов, семинаров и других занятий по повышению квалификации в соответствии с учебным планом, групповые и индивидуальные консультации, читает лекции, рецензирует курсовые работы и рефераты. Выступает с сообщениями и докладами в школах и районах. Подготавливает отчеты и другой справочный материал для руководства института усовершенствования учителей (РОНО).

Должен знать: постановления и решения партии и правительства по вопросам народного образования; приказы, инструкции, распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов народного образования по повышению квалификации педагогических работников, обучению и воспитанию учащихся; теорию и методику соответствующего предмета; советскую педагогику и педагогическую психологию; достижения педагогической и психологической науки и практики в СССР и за рубежом; организацию методической работы и повышения квалификации педагогических кадров; формы и методы обучения и коммунистического воспитания учащихся; основы трудового законодательства; правила и нормы по охране труда и технике безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования