Утверждено

Приказом Министерства

социального обеспечения РСФСР

от 6 апреля 1979 г. N 35

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДЕТСКОМ ДОМЕ - ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ

ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР

 

I. Общие положения

 

1. Детский дом - интернат для умственно отсталых детей <*> является медико - социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально - трудовой адаптации. В детском доме - интернате может быть организовано отделение или группа с дневным или шестидневным режимом содержания.

--------------------------------

<*> В дальнейшем именуется детский дом - интернат.

 

2. Детский дом - интернат создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Совета Министров АССР, исполкома краевого, областного, а в Москве и Ленинграде - городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством социального обеспечения РСФСР.

3. Детский дом - интернат осуществляет свою деятельность под руководством вышестоящей организации по подчиненности и исполнительного комитета Совета народных депутатов.

4. Министерство социального обеспечения автономной республики, отдел социального обеспечения исполкома краевого, областного, районного (городского) Совета народных депутатов осуществляет координацию деятельности детских домов - интернатов, находящихся соответственно на территории республики, края, области, города.

5. Детский дом - интернат именуется по названию городского, районного, сельского (поселкового) Совета, на территории которого он расположен. При наличии в одном населенном пункте двух и более детских домов - интернатов может быть присвоен порядковый номер. Наименование ему присваивается областным, краевым отделом социального обеспечения или министерством социального обеспечения АССР.

6. Детский дом - интернат организует в специально построенном или приспособленном здании с необходимыми помещениями, которые должны соответствовать санитарно - гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности и располагать всеми видами коммунального благоустройства для проживания воспитанников.

7. В детском доме - интернате для осуществления трудового обучения воспитанников создаются лечебно - производственные (трудовые) мастерские, а в детском доме - интернате, расположенном в сельской местности, кроме того, - подсобное сельское хозяйство.

Примечание. Лечебно - производственные (трудовые) мастерские и подсобные сельские хозяйства создаются при детских домах - интернатах для глубоко умственно отсталых детей, способных к обучению по специальным программам и методикам.

 

Лечебно - производственные (трудовые) мастерские и подсобные сельские хозяйства осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них, утвержденными Министерством социального обеспечения РСФСР.

В целях укрепления материальной базы лечебно - производственных (трудовых) мастерских в детском доме - интернате могут создаваться цехи и участки в качестве структурных подразделений предприятий, деятельность которых регламентируется соответствующим положением.

8. Контроль за качеством медицинского обслуживания воспитанников, проживающих в детском доме - интернате, соблюдением санитарно - противоэпидемического режима и оказанием специализированной медицинской помощи осуществляют органы здравоохранения в установленном порядке.

9. Детский дом - интернат состоит на бюджете автономной республики, края, области, города (республиканского подчинения) и имеет годовую смету расходов, утверждаемую Министерством социального обеспечения АССР, краевым, областным, городским (республиканского подчинения) отделом социального обеспечения, пользуется правами юридического лица, имеет печать и штамп со своим наименованием, а также штатное расписание, утверждаемое в установленном порядке.

Детский дом - интернат может иметь специальные средства от лечебно - производственных мастерских, подсобного сельского хозяйства и других доходов, которые расходуются на улучшение питания, бытового и культурного обслуживания, расширение лечебно - производственных мастерских, подсобного сельского хозяйства, а также на поощрение воспитанников.

10. В своей деятельности детский дом - интернат руководствуется действующим законодательством Союза ССР и РСФСР, постановлениями и распоряжениями Правительства СССР и Правительства РСФСР, приказами, инструктивными письмами и постановлениями коллегии Министерства социального обеспечения РСФСР, министерства социального обеспечения АССР, краевого, областного, Московского и Ленинградского городских отделов социального обеспечения, другими нормативными актами, а также настоящим Положением.

 

II. Задачи и функции детского дома - интерната

 

11. Основными задачами детского дома - интерната являются:

11.1. Материально - бытовое обеспечение воспитанников, создание для них благоприятных условий жизни, организации ухода (надзора) и оказание им медицинской помощи.

11.2. Осуществление мероприятий, направленных на социально - трудовую адаптацию воспитанников.

12. В соответствии с основными задачами детский дом - интернат осуществляет:

12.1. Прием детей и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива.

12.2. Бытовое обслуживание воспитанников, предоставление им, согласно утвержденным нормам, благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви.

12.3. Организацию рационального питания с учетом возраста и состояния здоровья.

12.4. Диспансеризацию, лечение, организацию консультативной помощи специалистов, а также госпитализацию больных с участием лечебно - профилактических учреждений.

12.5. Проведение санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

12.6. Обеспечение нуждающихся воспитанников слуховыми аппаратами, очками, протезно - ортопедическими изделиями, а также немоторными средствами передвижения.

12.7. Трудовое обучение умственно отсталых детей в объеме учебных программ, планов, разработанных Министерством социального обеспечения РСФСР.

12.8. Мероприятия по повышению качества обслуживания, содержания и ухода, внедрению в практику передовых форм работы и методов обслуживания воспитанников.

12.9. Совершенствование организации труда персонала и повышение его квалификации.

12.10. Широкое использование шефской помощи предприятий (учреждений) в улучшении эксплуатации жилого фонда, объектов культурно - бытового назначения и благоустройства, а также проведении культурно - воспитательной работы.

13. Финансово - хозяйственная деятельность детского дома - интерната осуществляется в соответствии с утвержденным планом и сметой расходов.

В этих целях администрация детского дома - интерната организует:

13.1. Обеспечение детского дома - интерната материалами, оборудованием, инвентарем, топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, бельем, школьно - письменными принадлежностями, наглядными пособиями, игрушками и их рациональное использование.

13.2. Рациональное и экономное расходование государственных средств, выделяемых на содержание детского дома - интерната, и обеспечение сохранности товарно - материальных ценностей.

13.3. Соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности.

13.4. Реконструкцию, а также своевременный капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений, коммуникаций.

13.5. Рациональное использование основных фондов и бесперебойную работу всех вспомогательных служб.

13.6. Устройство детских площадок для игр и т.д.

13.7. Благоустройство и озеленение территории детского дома - интерната.

13.8. списание имущества, пришедшего в негодность, в соответствии с Инструкцией по учету белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви в учреждениях и организациях системы Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденной Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 13 июня 1975 г. N 73.

13.9. Ведение бухгалтерского, оперативного и статистического учета, составление отчетности по утвержденным формам и представление ее в установленные сроки соответствующим органам.

14. Администрация детского дома - интерната выполняет обязанности опекуна и попечителей в отношении воспитанников, проживающих в интернате и нуждающихся в опеке и попечительстве.

Для охраны имущественных интересов воспитанников (получение пенсии, управление имуществом и т.п.) в необходимых случаях может быть назначен опекун над имуществом.

 

III. Условия приема, содержания и выписки воспитанников

 

15. В детский дом - интернат принимаются дети в возрасте от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития.

16. Приему подлежат умственно отсталые дети, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи в соответствии с Инструкцией "О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома - интернаты", утвержденной Министерством здравоохранения СССР и согласованной с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам 5 - 7 сентября 1978 г. N 06-14/12/2495-МК (приложение N 1) <*>, независимо от наличия родственников, обязанных по закону их содержать.

Дети инвалидов и участников Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников Отечественной войны, дети - сироты, дети одиноких и многодетных матерей принимаются в детский дом - интернат в первоочередном порядке.

17. Прием в детский дом - интернат производится по путевке Министерства социального обеспечения автономной республики, краевого, областного, Московского, Ленинградского городских отделов социального обеспечения, которая выдается на основании заявления о приеме в детский дом - интернат (приложение N 2) <*> с указанными в нем документами.

--------------------------------

<*> Приложения не приводятся.

 

18. Для лучшей организации ухода, медицинского обслуживания, осуществления мероприятий по социально - трудовой адаптации и проведения учебно - воспитательной работы воспитанники размещаются по комнатам с учетом заболевания, возраста и распределения по учебным группам.

19. Временное выбытие воспитанников из детского дома - интерната разрешается на срок не более одного месяца.

Разрешение о временном выбытии воспитанников может быть дано при наличии заключения врача, письменного заявления родителей или обязательства родственников об обеспечении ухода за ними.

Расходы, связанные с поездкой к родителям или родственникам, детским домом - интернатом не возмещаются.

20. Воспитанники, достигшие 18-летнего возраста, овладевшие трудовыми навыками и могущие по заключению ВТЭК работать на предприятиях, в сельском хозяйстве, при наличии родителей, выписываются к ним, и им районными, городскими отделами социального обеспечения оказывается помощь в трудоустройстве. Воспитанники, не имеющие родителей, трудоустраиваются министерствами социального обеспечения АССР, краевыми, областными, а в Москве и Ленинграде - городскими отделами социального обеспечения.

21. На воспитанников, выписываемых из детского дома - интерната с последующим трудовым устройством, директор детского дома - интерната оформляет и направляет в районный, городской отдел социального обеспечения по месту жительства родителей или районный, городской отдел социального обеспечения, который будет осуществлять трудовое устройство, следующие документы:

справку о сроке пребывания в детском доме - интернате и приобретенных трудовых навыках;

справку ВТЭК о группе инвалидности;

свидетельство о рождении и паспорт.

22. Воспитанники, достигшие 18-летнего возраста и неспособные к труду, в соответствии с заключением специализированной ВТЭК и решением педагогического совета переводятся в психоневрологические интернаты.

При этом детский дом - интернат высылает в психоневрологический интернат на указанных воспитанников их личные дела.

 

IV. Организация учебно - воспитательной работы в детском

доме - интернате (для детей, способных к обучению

по специальным программам и методикам)

 

23. В детском доме - интернате осуществляется учебно - воспитательный процесс, предусматривающий привитие воспитанникам навыков самообслуживания, трудовых навыков, обучение элементарной грамоте, счету, развитие у детей простейших представлений и понятий.

24. Воспитание и обучение в детском доме - интернате осуществляется по специальному учебному плану в соответствии с программой по воспитанию и обучению умственно отсталых детей в детских домах - интернатах Министерства социального обеспечения РСФСР.

25. Все воспитанники, находящиеся в детском доме - интернате, распределяются по воспитательным группам в соответствии с их возрастом, физическим и интеллектуальным развитием и учетом возможности овладения трудовыми навыками.

26. Воспитанники детского дома - интерната распределяются по группам с наполняемостью 15 - 18 человек:

26.1. Дошкольная группа - от 4 до 8 лет.

26.2. Подготовительная группа к трудовому обучению - от 8 до 12 лет.

26.3. Группы трудового обучения от 12 до 18 лет (в том числе подростковая - от 16 до 18 лет).

26.4. Диагностическая группа - от 4 до 18 лет.

Примечание. Диагностическая группа создается с целью выяснения степени умственной отсталости, возможности трудового обучения и уточнения методов коррекционно - воспитательной работы с воспитанниками.

 

27. Воспитание и обучение детей осуществляется воспитателями и инструкторами по труду в процессе обучения трудовой деятельности, проведения коллективных мероприятий, а также на занятиях по общеобразовательным предметам.

28. Учебные занятия в детском доме - интернате проводятся в соответствии со сроками, утвержденными Министерством просвещения СССР для общеобразовательных школ (начало учебного года, каникулы, четверть и окончание учебного года). Руководителям детских домов - интернатов, расположенных в сельской местности, где воспитанники обучаются сельскохозяйственному труду, предоставляется право по согласованию с областными, краевыми отделами и министерствами социального обеспечения АССР изменять эти сроки в зависимости от климатических условий.

 

V. Педагогический совет

 

29. Для обсуждения и решения основных вопросов учебно - воспитательной работы и трудового обучения воспитанников в детском доме - интернате создается педагогический совет.

Педагогический совет утверждает план работы на год и созывается не менее 4 раз в учебном году.

В состав педагогического совета входят директор детского дома - интерната (председатель совета), заместитель директора по учебно - воспитательной работе, заведующий медицинской частью (отделением), заместитель заведующего по медицинской части, старший воспитатель, воспитатели, врачи, заместитель директора по административно - хозяйственной части, логопеды, массовик - культорганизатор, мастер учебно - производственных мастерских, инструкторы по труду, заведующий подсобным хозяйством.

30. Педагогический совет рассматривает:

30.1. Мероприятия по выполнению директив Партии и Правительства, приказов и постановлений вышестоящих органов социального обеспечения.

30.2. Планы работы детского дома - интерната.

30.3. Итоги работы детского дома - интерната за каждую учебную четверть, а также планы проведения оздоровительной работы, праздников и т.п.

30.4. Комплектование отделений и воспитательных групп детского дома - интерната.

30.5. Обмен опытом воспитателей и других работников детского дома - интерната в целях введения в практику лучших методов работы.

30.6. Мероприятия по улучшению трудового и производственного обучения.

30.7. Состояние физического воспитания детей, мероприятия по охране их здоровья, создание санитарно - гигиенических условий обучения, труда и отдыха воспитанников, состояние техники безопасности.

30.8. Вопросы организации и состояния методической работы в детском доме - интернате, результаты проведения методических совещаний, семинаров и медико - педагогических конференций.

30.9. Мероприятия по внедрению в детском доме - интернате научной организации труда, новые эффективные методы обслуживания умственно отсталых детей.

31. Члены педагогического совета имеют право вносить по своей инициативе на рассмотрение совета вопросы, связанные с учебно - воспитательной работой.

32. По вопросам, обсуждаемым на заседаниях педагогического совета, выносятся решения с указанием сроков и лиц, ответственных за их исполнение.

33. Решение педагогического совета принимается большинством голосов присутствующих членов совета и оформляется протоколом.

34. Для ведения дел педагогического совета из числа его членов ежегодно избирается секретарь, который ведет протоколы заседаний, хранит документацию о работе совета, подготавливает материалы о работе совета за отчетный период.

35. Председатель педагогического совета организует систематическую проверку исполнения принимаемых решений совета и информирует совет об итогах проверки.

 

VI. Руководство детским домом - интернатом

 

36. Детский дом - интернат возглавляет директор, который назначается и освобождается от должности министерством социального обеспечения АССР, краевым, областным, Московским и Ленинградским городскими отделами социального обеспечения из лиц, имеющих высшее педагогическое или медицинское образование.

37. Директор организует всю работу детского дома - интерната и несет полную ответственность за его состояние и деятельность.

38. Директор без доверенности действует от имени детского дома - интерната, представляет его во всех учреждениях и организациях, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом и средствами детского дома - интерната, заключает договоры, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает в государственном банке текущие счета детского дома - интерната.

В пределах своей компетенции директор издает приказы по детскому дому - интернату, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников детского дома - интерната.

39. Директор обеспечивает подбор и правильную расстановку педагогических, медицинских и других кадров в соответствии с Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 31.03.78 N 29 "О номенклатуре должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием в системе Министерства социального обеспечения РСФСР", осуществляет руководство работой педагогического и медицинского персонала, повышение их квалификации, а также принимает участие в комплектовании детского дома - интерната воспитанниками и отвечает за выполнение учебно - воспитательного плана.

40. Директор детского дома - интерната по согласованию с местным комитетом профсоюза производит в установленном порядке премирование работников за достижение лучших результатов в работе.

Премирование руководящих работников детского дома - интерната (директора, его заместителей, главного бухгалтера, старшего бухгалтера на правах главного бухгалтера) производится вышестоящим органом социального обеспечения по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза. Премирование указанных работников при наличии фактов нарушения финансово - бюджетной дисциплины не производится.

41. Администрация детского дома - интерната совместно с местным комитетом профсоюза организует социалистическое соревнование работников, подводит итоги и определяет победителей.

42. Администрация детского дома - интерната совместно с местным комитетом профсоюза:

42.1. Устанавливает правила внутреннего трудового распорядка в соответствии с Типовыми правилами.

42.2. Распределяет жилую площадь в домах учреждения, а также жилую площадь, предоставляемую в распоряжение учреждения в других домах.

43. Проверка работы и ревизия финансово - хозяйственной деятельности детского дома - интерната производится вышестоящей и другими организациями в установленном порядке.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования