Принят

Верховным Советом СССР

19 апреля 1979 г. N 3-X

 

РЕГЛАМЕНТ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

Глава I

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет СССР является высшим органом государственной власти СССР, правомочным решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Верховный Совет СССР состоит из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Порядок деятельности Верховного Совета СССР и его органов определяется настоящим Регламентом и другими законами СССР, издаваемыми на основе Конституции СССР.

 

Статья 2. Деятельность Верховного Совета СССР основывается на коллективном, свободном, деловом обсуждении и решении вопросов, гласности, регулярной отчетности перед Верховным Советом СССР создаваемых им органов, широком привлечении граждан к управлению государственными и общественными делами, постоянном учете общественного мнения.

Постоянный и эффективный характер деятельности Верховного Совета СССР обеспечивается работой его сессий, Президиума Верховного Совета СССР, комиссий Верховного Совета СССР и его палат, депутатов.

 

Статья 3. Осуществление Верховным Советом СССР своих полномочий строится на основе активного участия в его работе каждого депутата Верховного Совета СССР. Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.

Депутату Верховного Совета СССР обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей, установленных Конституцией СССР, Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами СССР.

 

Глава II

 

СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

 

Статья 4. Сессии Верховного Совета СССР созываются Президиумом Верховного Совета СССР два раза в год.

Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета СССР по его инициативе, а также по предложению союзной республики или не менее трети депутатов одной из палат. Предложение о созыве внеочередной сессии представляется в Президиум Верховного Совета СССР с указанием вносимых на ее рассмотрение вопросов.

Вновь избранный Верховный Совет СССР созывается Президиумом Верховного Совета СССР прежнего состава не позже чем через два месяца после выборов.

 

Статья 5. Президиум Верховного Совета СССР заблаговременно сообщает депутатам о времени созыва и месте проведения сессии Верховного Совета СССР, а также о вопросах, вносимых на ее рассмотрение.

Указ Президиума Верховного Совета СССР о созыве сессии Верховного Совета СССР публикуется, как правило, не позже чем за тридцать дней до ее открытия.

Сообщение о вопросах, которые предполагается внести на рассмотрение Верховного Совета СССР, по решению Президиума Верховного Совета СССР может публиковаться для всеобщего сведения.

Сообщение о месте и времени проведения заседаний Совета Союза и Совета Национальностей, а также о месте и времени регистрации депутатов, прибывающих на сессию, публикуется в газете "Известия Советов народных депутатов СССР" и других газетах, передается по телевидению и радио. В случае невозможности прибыть на сессию депутат сообщает об этом в Президиум Верховного Совета СССР.

 

Статья 6. Сессия Верховного Совета СССР состоит из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат или комиссий Верховного Совета СССР. Сессия открывается и закрывается на раздельных или совместных заседаниях палат.

Первая сессия Верховного Совета СССР нового созыва открывается на раздельных заседаниях палат.

 

Статья 7. Для предварительного обсуждения повестки дня сессии, порядка ее работы и других вопросов, связанных с организацией проведения сессии Верховного Совета СССР, в каждой из палат созывается Совет Старейшин.

Совет Старейшин Совета Союза состоит из представителей групп депутатов, избранных по избирательным округам, образованным на территории республик, краев, областей: от каждой группы, объединяющей до 10 депутатов, в состав Совета Старейшин выделяется один представитель, более 10 депутатов - два представителя и более 20 депутатов - три представителя. Если на территории республики, края, области имеется один избирательный округ по выборам в Совет Союза, депутат, избранный по этому округу, входит в состав Совета Старейшин Совета Союза.

Совет Старейшин Совета Национальностей состоит из представителей групп депутатов: по шесть представителей от депутатов, избранных от каждой союзной республики, по два - от депутатов от каждой автономной республики, по одному - от депутатов от каждой автономной области, а также депутатов от автономных округов.

Первое заседание Советов Старейшин палат вновь избранного Верховного Совета СССР созывается и проводится Президиумом Верховного Совета СССР, последующие заседания - председателями палат.

 

Статья 8. Каждая палата Верховного Совета СССР избирает Председателя палаты и четырех его заместителей. Избрание председателей палат и их заместителей производится на первой сессии вновь избранного Верховного Совета СССР на раздельных заседаниях палат.

Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком. Совместные заседания палат Верховного Совета СССР ведут поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей.

На первой сессии вновь избранного Верховного Совета СССР первое заседание в каждой из палат открывает по поручению Совета Старейшин один из старейших депутатов, который ведет заседание до избрания Председателя палаты.

Заместители председателей палат по поручению Председателя соответствующей палаты председательствуют на заседаниях палаты, а в отсутствие Председателя выполняют его функции в порядке очередности.

 

Статья 9. Совет Союза и Совет Национальностей по представлению избираемых ими мандатных комиссий принимают решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

 

Статья 10. Раздельные и совместные заседания Совета Союза и Совета Национальностей проводятся, если на них присутствует большинство от общего числа депутатов соответствующих палат. Перед каждым заседанием производится регистрация депутатов, прибывших на заседание.

 

Статья 11. По всем вопросам, рассматриваемым на раздельных и совместных заседаниях палат, депутат Верховного Совета СССР пользуется правом решающего голоса. Депутат одной палаты может участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях другой палаты.

Депутат Верховного Совета СССР имеет право избирать и быть избранным в органы Верховного Совета СССР и его палат, участвовать в прениях, вносить в устной или письменной форме предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых на сессии вопросов, предложения по персональному составу создаваемых Верховным Советом СССР и его палатами органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых Верховным Советом СССР или палатой, обращаться с запросами, задавать вопросы, давать справки, а также пользуется другими правами в соответствии с Конституцией СССР, настоящим Регламентом и другими законами СССР.

 

Статья 12. Совет Союза и Совет Национальностей, если ими не будет принято иное решение, проводят в течение дня одно заседание: утреннее - с 10 до 14 часов или вечернее - с 15 до 19 часов. Время проведения совместных заседаний Совета Союза и Совета Национальностей определяется палатами по согласованному предложению их председателей.

 

Статья 13. Повестка дня сессии Верховного Совета СССР и порядок работы сессии обсуждаются на первых раздельных или совместном заседаниях палат и утверждаются путем раздельного голосования депутатов каждой из палат.

Депутат Верховного Совета СССР вправе предлагать вопросы для рассмотрения на сессии, вносить предложения по повестке дня и порядку работы сессии. Внесенные депутатами в одной из палат и поддержанные ею предложения, если они не относятся к исключительному ведению данной палаты, передаются Председателем также в другую палату.

 

Статья 14. Время для докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председателями палат по согласованию с докладчиками и содокладчиками.

Заявления о предоставлении слова для выступления в прениях подаются на имя Председателя соответствующей палаты. Для выступления в прениях предоставляется в первый раз до 15 минут, во второй раз - до 5 минут. Для выступления по порядку ведения заседания, по мотивам голосования и для справок предоставляется до 5 минут.

Председательствующий может в необходимых случаях с согласия депутатов продлить время для выступления.

 

Статья 15. Прения прекращаются по решению палат. Перед прекращением прений председательствующий информирует депутатов о числе записавшихся для выступления и выступивших.

После прекращения прений докладчики и содокладчики имеют право выступить с заключительным словом.

 

Статья 16. Заседания палат Верховного Совета СССР являются открытыми.

На заседания приглашаются представители государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов, печати, телевидения, радио, а также иные лица.

По решению палат может быть проведено закрытое заседание.

 

Глава III

 

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

 

Статья 17. В соответствии с Конституцией СССР Президиум Верховного Совета СССР является постоянно действующим органом Верховного Совета СССР, подотчетным ему во всей своей деятельности и осуществляющим в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти СССР в период между его сессиями.

 

Статья 18. Президиум Верховного Совета СССР избирается из числа депутатов на первой сессии вновь избранного Верховного Совета СССР на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей путем общего голосования депутатов обеих палат.

При избрании Президиума Верховного Совета СССР проводится голосование вначале по кандидатуре Председателя Президиума Верховного Совета СССР, затем - по кандидатуре Первого заместителя Председателя Президиума Верховного Совета СССР; после этого проводится голосование по кандидатурам заместителей Председателя, Секретаря Президиума и членов Президиума Верховного Совета СССР - по каждой кандидатуре или в ином порядке по решению Верховного Совета СССР.

 

Статья 19. Заседания Президиума Верховного Совета СССР созывает и ведет Председатель Президиума Верховного Совета СССР.

По поручению Председателя Президиума Верховного Совета СССР вести заседания Президиума может Первый заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР или один из заместителей Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

В заседаниях Президиума Верховного Совета СССР могут участвовать с правом совещательного голоса Председатель Совета Министров СССР, председатели Совета Союза и Совета Национальностей, председатели комиссий Верховного Совета СССР и его палат, Председатель Комитета народного контроля СССР, Председатель Верховного Суда СССР, Генеральный прокурор СССР и по приглашению Президиума Верховного Совета СССР - представители других государственных органов и общественных организаций.

Лицам, входящим в состав Президиума Верховного Совета СССР, а также другим лицам, участвующим в его заседаниях, заблаговременно сообщается о вопросах, которые предполагается рассмотреть на заседании, и предоставляются необходимые материалы.

 

Статья 20. Рассмотрение Президиумом Верховного Совета СССР вопросов, связанных с внесением изменений в действующие законодательные акты СССР, образованием и упразднением министерств СССР и государственных комитетов СССР, толкованием законов СССР, награждением орденами и медалями СССР и присвоением почетных званий СССР, амнистией и помилованием, гражданством СССР, с осуществлением других полномочий Президиума, производится в порядке, определяемом Президиумом Верховного Совета СССР в соответствии с Конституцией СССР, настоящим Регламентом и другими законами СССР.

Решения Президиума Верховного Совета СССР принимаются большинством от общего состава Президиума Верховного Совета СССР.

 

Статья 21. Для подготовки предложений по рассматриваемым вопросам Президиум Верховного Совета СССР образует в случае необходимости постоянные и временные комиссии из своего состава, из числа депутатов Верховного Совета СССР, а также представителей государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов, научных учреждений.

 

Статья 22. Президиум Верховного Совета СССР вносит на утверждение Верховного Совета СССР на его очередной сессии принятые в период между сессиями Верховного Совета СССР указы, которые, согласно Конституции СССР, подлежат представлению на утверждение Верховного Совета СССР.

 

Статья 23. Президиум Верховного Совета СССР в связи с созывом и проведением сессий Верховного Совета СССР:

1) обеспечивает подготовку к рассмотрению Верховным Советом СССР проектов законов и других вопросов, внесенных в Верховный Совет СССР в период между сессиями, организует планирование работы по подготовке проектов законов;

2) предварительно рассматривает предложения о повестке дня и порядке работы сессии Верховного Совета СССР;

3) предоставляет депутатам Верховного Совета СССР проекты законов, постановлений и другие необходимые материалы по вопросам, рассматриваемым на сессии Верховного Совета СССР;

4) обеспечивает опубликование законов и иных актов, принятых Верховным Советом СССР;

5) решает другие вопросы, связанные с созывом и проведением сессий Верховного Совета СССР.

 

Статья 24. Президиум Верховного Совета СССР в связи с координацией деятельности постоянных комиссий палат Верховного Совета СССР:

1) в случае необходимости передает в постоянные комиссии палат для предварительного или дополнительного рассмотрения проекты законов и иных актов Верховного Совета СССР или Президиума Верховного Совета СССР, а также другие вопросы, заслушивает сообщения постоянных комиссий о подготовленных ими заключениях и предложениях;

2) принимает необходимые меры по организации совместной работы постоянных комиссий при подготовке и рассмотрении вопросов, относящихся к ведению нескольких постоянных комиссий;

3) дает поручения и рекомендации постоянным комиссиям палат о разработке проектов законов, по вопросам осуществления контроля за деятельностью государственных органов и организаций, о подготовке других вопросов;

4) рассматривает предложения, внесенные постоянными комиссиями в Президиум Верховного Совета СССР;

5) заслушивает сообщения государственных и общественных органов, учреждений и организаций о результатах рассмотрения рекомендаций постоянных комиссий и принятых по ним мерах;

6) оказывает помощь постоянным комиссиям в организации их работы.

 

Статья 25. Президиум Верховного Совета СССР в целях содействия депутатам Верховного Совета СССР в эффективном осуществлении ими своих полномочий:

1) рассматривает информации депутатов об отчетах перед избирателями, перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими их кандидатами в депутаты, а также предложения, заявления и сообщения депутатов по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимает по ним необходимые меры;

2) дает поручения депутатам о проверке работы государственных органов, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к ведению Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР;

3) осуществляет контроль за рассмотрением и реализацией государственными и общественными органами, должностными лицами предложений и замечаний депутатов, высказанных на сессиях Верховного Совета СССР, а также за выполнением наказов избирателей депутатам по вопросам, относящимся к ведению органов Союза ССР;

4) обеспечивает депутатов официальными изданиями Верховного Совета СССР, необходимыми справочными и другими материалами, информирует депутатов о реализации наказов избирателей, о мерах, принятых по замечаниям и предложениям депутатов, высказанным на сессиях Верховного Совета СССР;

5) оказывает депутатам необходимую помощь и содействует обмену опытом их работы в избирательных округах.

 

Глава IV

 

КОМИССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР И КОМИССИИ ЕГО ПАЛАТ

 

Статья 26. В соответствии с Конституцией СССР Совет Союза и Совет Национальностей избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета СССР, а также для содействия проведению в жизнь законов СССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций. Палаты Верховного Совета СССР могут создавать также совместные комиссии на паритетных началах.

Верховный Совет СССР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.

 

Статья 27. На первой сессии вновь избранного Верховного Совета СССР каждая палата образует Мандатную комиссию, Комиссию законодательных предположений, Комиссию по иностранным делам, Планово-бюджетную комиссию, а также постоянные комиссии по другим вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. Постоянные комиссии палат избираются на срок полномочий Верховного Совета СССР в составе председателя и членов комиссии. Численный состав постоянных комиссий определяют палаты.

В состав постоянных комиссий не могут быть избраны председатели палат, их заместители, а также депутаты, входящие в состав Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, и Генеральный прокурор СССР.

При избрании постоянных комиссий палат голосование проводится в целом по составу комиссии, или по каждой кандидатуре, либо в ином порядке по решению палаты.

В течение срока полномочий Верховного Совета СССР палаты могут образовывать новые постоянные комиссии и вносить изменения в состав комиссий.

 

Статья 28. Решения о создании совместных комиссий палат на паритетных началах и их персональном составе принимаются путем раздельного голосования депутатов Совета Союза и Совета Национальностей.

 

Статья 29. Постоянные комиссии Совета Союза и Совета Национальностей ответственны перед избравшей их палатой и ей подотчетны.

Деятельность постоянных комиссий палат Верховного Совета СССР координируется Президиумом Верховного Совета СССР.

Председатель Совета Союза и Председатель Совета Национальностей, ведая внутренним распорядком палаты, оказывают помощь в организации работы постоянных комиссий соответствующей палаты.

 

Статья 30. Порядок деятельности постоянных комиссий палат определяется в соответствии с Конституцией СССР настоящим Регламентом, Положением о постоянных комиссиях Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР, другими законами СССР.

Порядок деятельности следственных, ревизионных и иных комиссий Верховного Совета СССР определяется Верховным Советом СССР при их образовании.

 

Глава V

 

ОБРАЗОВАНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР - ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР

 

Статья 31. Вопрос об образовании Совета Министров СССР - Правительства СССР - рассматривается Верховным Советом СССР на совместных заседаниях Совета Союза и Совета Национальностей.

 

Статья 32. В соответствии с Конституцией СССР Совет Министров СССР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР на его первой сессии.

Верховный Совет СССР, рассмотрев заявление Совета Министров СССР о сложении полномочий, назначает Председателя Совета Министров СССР и поручает ему представить Верховному Совету СССР предложение о персональном составе Совета Министров СССР. Одновременно Верховный Совет СССР решает вопрос о продолжении выполнения Советом Министров СССР своих обязанностей впредь до образования Верховным Советом СССР нового Совета Министров СССР.

 

Статья 33. Верховный Совет СССР рассматривает представленное Председателем Совета Министров СССР предложение о персональном составе Совета Министров СССР.

По кандидатурам в состав Совета Министров СССР проводится общее голосование депутатов Совета Союза и Совета Национальностей - по каждой кандидатуре, или по всем кандидатурам одновременно, либо в ином порядке по решению Верховного Совета СССР.

По вопросу об образовании Совета Министров СССР Верховный Совет СССР принимает постановление.

Президиум Верховного Совета СССР в период между сессиями Верховного Совета СССР по вопросам освобождения от должности и назначения отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров СССР, издает указы.

 

Глава VI

 

ОБРАЗОВАНИЕ КОМИТЕТА НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ СССР,

ИЗБРАНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР, НАЗНАЧЕНИЕ

ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР

 

Статья 34. Вопросы об образовании Комитета народного контроля СССР, избрании Верховного Суда СССР, назначении Генерального прокурора СССР рассматриваются на первой сессии вновь избранного Верховного Совета СССР на совместных заседаниях Совета Союза и Совета Национальностей.

 

Статья 35. Комитет народного контроля СССР образуется в составе Председателя, первого заместителя Председателя, заместителей Председателя и членов Комитета народного контроля СССР.

По кандидатурам в состав Комитета народного контроля СССР проводится общее голосование депутатов Совета Союза и Совета Национальностей - по каждой кандидатуре, или по всем кандидатурам одновременно, либо в ином порядке по решению Верховного Совета СССР.

 

Статья 36. Верховный Суд СССР избирается в составе Председателя, заместителей Председателя, членов и народных заседателей Верховного Суда СССР.

По кандидатурам в состав Верховного Суда СССР проводится общее голосование депутатов Совета Союза и Совета Национальностей - по каждой кандидатуре, или по всем кандидатурам одновременно, либо в ином порядке по решению Верховного Совета СССР.

По кандидатуре Генерального прокурора СССР проводится общее голосование депутатов Совета Союза и Совета Национальностей.

 

Статья 37. По вопросам образования Комитета народного контроля СССР, избрания Верховного Суда СССР и назначения Генерального прокурора СССР Верховный Совет СССР принимает постановления.

 

Глава VII

 

РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ СССР И ДРУГИХ ВОПРОСОВ

 

Статья 38. Проекты законов СССР и другие вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства вносятся на рассмотрение Верховного Совета СССР органами, организациями и лицами, обладающими в соответствии с Конституцией СССР правом законодательной инициативы.

 

Статья 39. Проекты законов, постановлений и иных актов, вносимые на рассмотрение Верховного Совета СССР, представляются вместе с необходимыми обоснованиями в Президиум Верховного Совета СССР, а во время сессий могут представляться также председателям Совета Союза и Совета Национальностей. В случае представления проекта в одну из палат ее Председатель передает текст проекта и в другую палату.

 

Статья 40. Верховный Совет СССР, каждая из его палат, а в период между сессиями Президиум Верховного Совета СССР могут передать проект закона либо иной вопрос, внесенный в Верховный Совет СССР, для предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько комиссий.

Комиссии дают свое заключение по проекту закона или иному вопросу Верховному Совету СССР, соответствующей палате, Президиуму Верховного Совета СССР.

Верховный Совет СССР, а в период между сессиями Президиум Верховного Совета СССР могут запросить по проекту закона или иному вопросу мнение Совета Министров СССР, соответствующих государственных и общественных органов и организаций Союза ССР и союзных республик.

 

Статья 41. Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета СССР либо Президиума Верховного Совета СССР, принятым по их инициативе или по предложению союзной республики, могут быть вынесены на всенародное обсуждение. Проекты законов и соответствующие материалы по другим вопросам при вынесении их на всенародное обсуждение публикуются в газете "Известия Советов народных депутатов СССР", иных центральных газетах, в республиканской, а в случае необходимости - и в местной печати.

Президиум Верховного Совета СССР может также по своей инициативе либо по предложению постоянных комиссий Совета Союза и Совета Национальностей или органов, организаций и лиц, вносящих законопроект, принять решение об опубликовании проекта закона в специализированных периодических изданиях для обсуждения общественностью.

Поступившие в ходе обсуждения предложения граждан, трудовых коллективов, учреждений и организаций по проектам законов и другим вопросам рассматриваются и обобщаются в порядке, определяемом Верховным Советом СССР или его Президиумом, и докладываются Верховному Совету СССР при рассмотрении на сессии проекта закона либо иного вопроса.

 

Статья 42. Обсуждение законопроектов и других вопросов, внесенных на рассмотрение Верховного Совета СССР, производится по решению Совета Союза и Совета Национальностей на их раздельных или совместных заседаниях, кроме случаев, когда в соответствии с Конституцией СССР и настоящим Регламентом вопрос должен рассматриваться на совместных заседаниях палат.

 

Статья 43. Орган или организация, внесшие законопроект или другой вопрос на рассмотрение Верховного Совета СССР, назначают докладчика. Постоянные комиссии палат и комиссии Верховного Совета СССР могут выделять содокладчиков по вопросам, рассматриваемым на сессии. О докладчиках и содокладчиках сообщается в Президиум Верховного Совета СССР, а во время сессии - председателям соответствующих палат.

 

Статья 44. Порядок обсуждения проекта закона или иного вопроса определяется палатами. Совет Союза и Совет Национальностей, исходя из характера законопроекта, могут принять решение о проведении вначале общего, а затем постатейного обсуждения проекта закона. Постатейное обсуждение проводится после принятия решения об одобрении основных положений законопроекта, если не будет принято иное предложение.

 

Статья 45. Поправки к проекту закона или иного акта могут быть внесены депутатами в устной или письменной форме. Поправки, внесенные в письменной форме, председательствующий доводит до сведения депутатов. По просьбе депутата ему предоставляется слово для обоснования внесенной им поправки.

Поправки к проектам законов и иных актов ставятся на голосование. По решению Верховного Совета СССР или палаты поправки могут быть переданы для подготовки предложений по ним в соответствующие комиссии. Предложения комиссий ставятся на голосование в палатах. По требованию депутата внесенные им поправки, предварительно рассмотренные в соответствующей комиссии, также должны быть поставлены на голосование.

 

Статья 46. Предложения и замечания, кроме поправок к проектам законов или иных актов, высказанные на сессии Верховного Совета СССР депутатами, а также содержащиеся в заключениях постоянных комиссий, если они не получили разрешения на сессии, направляются Президиумом Верховного Совета СССР соответствующим государственным и общественным органам, которые о результатах их рассмотрения и принятых мерах сообщают в установленный срок депутату, постоянной комиссии, а также Президиуму Верховного Совета СССР.

 

Статья 47. Текст проекта закона или другого акта, обсуждаемого на сессии, а также заключения комиссий по проекту заблаговременно предоставляются депутатам. Если проект акта, не имеющего общенормативного характера, не был вручен депутатам, он оглашается перед голосованием.

По решению палаты голосование проекта закона или иного акта может проводиться в целом или вначале постатейно, по разделам, по главам, а затем в целом.

 

Статья 48. В соответствии с Конституцией СССР закон СССР считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета СССР за него проголосовало большинство от общего числа депутатов палаты. Закон о внесении изменения в Конституцию СССР считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета СССР за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты.

Постановления и иные акты Верховного Совета СССР принимаются большинством от общего числа депутатов Верховного Совета СССР.

 

Статья 49. По решению Верховного Совета СССР проекты законов СССР и другие наиболее важные вопросы государственной жизни могут быть поставлены на всенародное голосование (референдум). О проведении референдума Верховный Совет СССР принимает постановление.

 

Статья 50. В соответствии с Конституцией СССР в случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вопрос вторично рассматривается Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании. Если и в этом случае согласие не будет достигнуто, вопрос переносится на обсуждение следующей сессии Верховного Совета СССР или передается им на всенародное голосование (референдум).

 

Глава VIII

 

РАССМОТРЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЛАНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СССР, ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА СССР

И ОТЧЕТОВ ОБ ИХ ВЫПОЛНЕНИИ

 

Статья 51. Государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР и отчеты об их выполнении, а также проекты соответствующих законов и постановлений вносятся в Верховный Совет СССР Советом Министров СССР не позднее чем за месяц до рассмотрения их на сессии Верховного Совета СССР.

Государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР и отчеты об их выполнении передаются Президиумом Верховного Совета СССР для предварительного рассмотрения и подготовки заключений по ним Планово-бюджетным и другим постоянным комиссиям палат.

 

Статья 52. Верховный Совет СССР рассматривает государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР, отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета по докладам Совета Министров СССР, заключениям и содокладам Планово-бюджетных и других постоянных комиссий палат. Материалы о плане, бюджете и отчетах об их выполнении, а также соответствующие заключения постоянных комиссий заблаговременно вручаются депутатам.

 

Статья 53. Государственные планы экономического и социального развития СССР и государственный бюджет СССР утверждаются законами СССР.

Закон о государственном бюджете СССР ставится на голосование после утверждения Верховным Советом СССР общей суммы доходов и общей суммы расходов государственного бюджета СССР, если палатами не будет принято иное решение.

По отчетам о выполнении государственных планов экономического и социального развития СССР и исполнении государственного бюджета СССР Верховный Совет СССР принимает постановления.

 

Глава IX

 

РАССМОТРЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

 

Статья 54. Верховный Совет СССР и Президиум Верховного Совета СССР осуществляют внешнеполитическую деятельность и международные связи путем:

рассмотрения вопросов внешней политики на сессиях Верховного Совета СССР и заседаниях Президиума Верховного Совета СССР по докладам и сообщениям Совета Министров СССР, Комиссий по иностранным делам Совета Союза и Совета Национальностей, других государственных органов, общественных организаций об их деятельности в области международных отношений, а также делегаций Верховного Совета СССР о визитах в зарубежные страны или участии в международных конференциях;

заключения международных договоров СССР;

проведения переговоров Председателя Президиума Верховного Совета СССР с главами иностранных государств;

обмена делегациями между Верховным Советом СССР и парламентами зарубежных стран, между Президиумом Верховного Совета СССР и соответствующими органами иностранных государств;

обмена делегациями комиссий Верховного Совета СССР и его палат с аналогичными органами парламентов иностранных государств, а также в иных формах.

 

Статья 55. Порядок деятельности Президиума Верховного Совета СССР, связанной с заключением и денонсацией международных договоров СССР, определяется Законом СССР о порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР.

 

Статья 56. Назначение и отзыв дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях, принятие верительных и отзывных грамот аккредитованных при Президиуме Верховного Совета СССР дипломатических представителей иностранных государств производятся Президиумом Верховного Совета СССР в определяемом им порядке.

 

Статья 57. Верховный Совет СССР или его Президиум определяют состав направляемых ими в зарубежные страны делегаций, заслушивают их отчеты и сообщения и принимают соответствующие постановления.

 

Статья 58. Верховный Совет СССР и его Президиум оказывают содействие Парламентской группе СССР в ее деятельности.

 

Глава X

 

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЕРХОВНЫМ СОВЕТОМ СССР КОНТРОЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

 

Статья 59. Верховный Совет СССР непосредственно и через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением и проведением в жизнь государственными и общественными организациями Конституции СССР, законов СССР и иных решений Верховного Совета СССР, за выполнением государственных планов экономического и социального развития и государственного бюджета СССР, за деятельностью всех подотчетных Верховному Совету СССР государственных органов.

 

Статья 60. В соответствии с Конституцией СССР Совет Министров СССР регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом СССР.

В период между сессиями Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР может заслушивать доклады Совета Министров СССР по вопросам его работы.

Верховный Совет СССР, а в период между сессиями Президиум Верховного Совета СССР могут также заслушивать отчеты министров, председателей государственных комитетов СССР, других членов Совета Министров СССР.

 

Статья 61. Комитет народного контроля СССР не реже одного раза за период полномочий представляет отчет о своей деятельности Верховному Совету СССР, систематически докладывает о ней Президиуму Верховного Совета СССР и в установленном законом порядке - Совету Министров СССР.

 

Статья 62. Верховный Суд СССР и Генеральный прокурор СССР не реже одного раза за период полномочий представляют отчеты о своей деятельности Верховному Совету СССР и систематически докладывают о ней Президиуму Верховного Совета СССР.

 

Статья 63. Запрос к Совету Министров СССР, к министрам и руководителям других органов, образуемых Верховным Советом СССР, может быть внесен депутатом в письменной или устной форме.

Запрос, внесенный в одной из палат, доводится до сведения другой палаты. Запрос, внесенный в письменной форме, оглашается председательствующим на заседании.

Председательствующий на заседании незамедлительно доводит запрос до сведения Председателя Совета Министров СССР, министра или руководителя другого органа, к которому запрос обращен. Совет Министров СССР или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать не более чем в трехдневный срок устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета СССР.

Ответ на запрос заслушивается на совместном заседании палат и может быть поставлен на обсуждение. По ответу на запрос Верховный Совет СССР принимает постановление.

Запросы, внесенные постоянными комиссиями, рассматриваются в порядке, установленном настоящей статьей.

 

Статья 64. Президиум Верховного Совета СССР рассматривает вопросы о соблюдении Конституции СССР государственными и общественными организациями, должностными лицами по собственной инициативе, по представлениям Совета Министров СССР, высших органов государственной власти союзных республик, комиссий Верховного Совета СССР и комиссий его палат, депутатов Верховного Совета СССР, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, общественных организаций в лице их общесоюзных органов.

В случае выявления расхождения Конституции или закона союзной республики с Конституцией или законом СССР Президиум Верховного Совета СССР ставит перед Президиумом Верховного Совета союзной республики вопрос о приведении Конституции или закона союзной республики в соответствие с Конституцией или законом СССР, издавая при необходимости указ по данному вопросу.

Об отмене постановления или распоряжения Совета Министров СССР или Совета Министров союзной республики в случае несоответствия их закону Президиум Верховного Совета СССР издает указ.

 

Статья 65. Постоянные комиссии палат, участвуя в осуществлении контроля за проведением в жизнь законов СССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, за деятельностью государственных органов и организаций, разрабатывают предложения и принимают рекомендации, подлежащие обязательному рассмотрению соответствующими государственными и общественными органами, учреждениями и организациями.

 

Глава XI

 

ОПУБЛИКОВАНИЕ АКТОВ, ИЗДАНИЕ СТЕНОГРАФИЧЕСКИХ ОТЧЕТОВ

И ДРУГИХ ДОКУМЕНТОВ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

 

Статья 66. Законы СССР, постановления и иные акты Верховного Совета СССР, указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР не позднее семидневного срока после их принятия публикуются на языках союзных республик за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета СССР.

Законы СССР, постановления и иные акты Верховного Совета СССР подлежат опубликованию в "Ведомостях Верховного Совета СССР" и в газете "Известия Советов народных депутатов СССР", а указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР, имеющие общее значение, - в "Ведомостях Верховного Совета СССР". Акты Президиума Верховного Совета СССР, требующие широкого и немедленного обнародования, публикуются также в газете "Известия Советов народных депутатов СССР". Акты Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР могут быть обнародованы также иными средствами массовой информации.

Постановления Совета Союза и постановления Совета Национальностей публикуются в "Ведомостях Верховного Совета СССР" и при необходимости - в других изданиях.

 

Статья 67. Протоколы раздельных и совместных заседаний палат Верховного Совета СССР подписываются соответственно председательствующими на заседаниях.

Протоколы Президиума Верховного Совета СССР подписываются Председателем Президиума Верховного Совета СССР и Секретарем Президиума либо председательствовавшим на заседании Первым заместителем Председателя или Заместителем Председателя Президиума и Секретарем Президиума Верховного Совета СССР.

Подлинный текст закона, указа, иного акта Верховного Совета СССР или его Президиума подписывается Председателем и Секретарем Президиума Верховного Совета СССР.

Каждый акт, принятый Верховным Советом СССР или его Президиумом, заносится в Государственную книгу регистрации актов Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР с присвоением порядкового номера.

 

Статья 68. В ходе сессии Верховного Совета СССР депутатам предоставляются бюллетени со стенографической записью каждого раздельного и совместного заседания палат.

Информационные сообщения о заседаниях Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР публикуются для всеобщего сведения.

Стенографические отчеты сессий Верховного Совета СССР издаются на языках союзных республик.

 

Глава XII

 

АППАРАТ И СМЕТА РАСХОДОВ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

 

Статья 69. Обслуживание деятельности Верховного Совета СССР и его Президиума, комиссий Верховного Совета СССР и комиссий его палат обеспечивается аппаратом Президиума Верховного Совета СССР. Положение об аппарате, его структура и штаты утверждаются Президиумом Верховного Совета СССР.

 

Статья 70. Смета расходов, связанных с деятельностью Верховного Совета СССР и его органов, утверждается Президиумом Верховного Совета СССР.

 

Председатель Президиума

Верховного Совета СССР

Л.БРЕЖНЕВ

 

Секретарь Президиума

Верховного Совета СССР

М.ГЕОРГАДЗЕ

Москва, Кремль

19 апреля 1979 года

N 3-X

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования