СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 апреля 1979 г. N 380

 

О ПОВЫШЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И СОХРАННОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

 

Совет Министров СССР отмечает, что многие министерства и ведомства - грузоотправители и грузополучатели, а также Советы Министров союзных республик не приняли всех необходимых мер к улучшению использования и сокращению простоев вагонов на железнодорожных подъездных путях подведомственных предприятий, организаций и строек, в морских и речных портах и на строящихся железнодорожных линиях, как это предусматривалось Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 января 1977 г. N 49 "О мерах по развитию железнодорожного транспорта в 1976 - 1980 годах".

Допускаются повреждения большого количества вагонов при погрузке, разгрузке и производстве маневровых работ, неполная разгрузка вагонов и очистка их от остатков перевозимых грузов.

В результате несоблюдения установленных норм простоя (оборота) вагонов на железнодорожных подъездных путях промышленных предприятий, организаций и строек, неравномерности предъявления грузов к перевозкам погрузочные ресурсы железных дорог сокращаются более чем на 1,4 млн. вагонов в год, что отрицательно сказывается на удовлетворении потребностей народного хозяйства в перевозках грузов.

Транспортными министерствами, а также министерствами и ведомствами - грузоотправителями и грузополучателями слабо распространяется одобренный ЦК КПСС опыт работы ленинградского и одесского транспортных узлов по трудовому содружеству коллективов моряков, железнодорожников, автомобилистов и речников, Электростальского предприятия промышленного железнодорожного транспорта, промышленных и железнодорожных предприятий Челябинской области по сокращению простоев вагонов под грузовыми операциями и обеспечению их сохранности.

В целях повышения материальной ответственности грузоотправителей, грузополучателей, портов, пристаней, железных дорог, предприятий и организаций, осуществляющих строительство железнодорожных линий, за использование и сохранность железнодорожного подвижного состава и за обеспечение вагонами перевозок грузов, предусмотренных планом, а также сокращения простоя вагонов под грузовыми операциями Совет Министров СССР постановляет:

1. Обязать министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик осуществить в 1979 - 1980 годах мероприятия по снижению простоя (оборота) вагонов на железнодорожных станциях, железнодорожных подъездных путях подведомственных предприятий, организаций и строек до установленных норм, по обеспечению ритмичного предъявления грузов к перевозке, равномерной подачи вагонов под погрузку и ритмичного выполнения погрузочных и разгрузочных работ в течение суток и всех дней недели, а также принять необходимые меры к устранению повреждений вагонов при погрузке, разгрузке и производстве маневровых работ.

2. Министерству путей сообщения, Министерству морского флота, министерствам и ведомствам - грузоотправителям и грузополучателям, Советам Министров союзных республик обеспечить широкое распространение передового опыта работы ленинградского и одесского транспортных узлов, Электростальского предприятия промышленного железнодорожного транспорта, промышленных и железнодорожных предприятий Челябинской области, с тем чтобы на этой основе добиться значительного улучшения использования транспортных средств для более полного удовлетворения потребностей народного хозяйства в перевозках грузов.

3. Внести в Устав железных дорог Союза ССР, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. N 270 (СП СССР, 1964, N 5, ст. 36; 1969, N 18, ст. 105; 1972, N 19, ст. 98; 1974, N 17, ст. 99; 1976, N 9, ст. 42; 1978, N 19, ст. 115), следующие изменения и дополнения:

а) статью 50 после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:

"За задержку свыше 15 минут по вине железной дороги подачи вагонов под погрузку и выгрузку против сроков, предусмотренных договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или договором на подачу и уборку вагонов, железная дорога уплачивает грузоотправителю или грузополучателю штраф в размере 60 копеек за вагон в час, но не более чем за 6 часов.

Задержка свыше 15 минут принимается за полный час";

б) статью 92 после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:

"За задержку свыше 15 минут по вине железной дороги уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки на железнодорожных подъездных путях в случае, когда подача и уборка вагонов производятся локомотивом железной дороги, или приема вагонов с железнодорожных подъездных путей железная дорога уплачивает грузоотправителю, грузополучателю или владельцу железнодорожного подъездного пути штраф в размере, предусмотренном статьей 156. Этот штраф начисляется за все время задержки с момента истечения срока на уборку вагонов, предусмотренного договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или договором на подачу и уборку вагонов";

в) абзац шестой статьи 118 изложить в следующей редакции:

"За задержку вагонов под погрузкой и выгрузкой свыше сроков, установленных узловым соглашением, а также за задержку приема груженых вагонов, прибывших на станцию перевалки, пароходство, порт, пристань уплачивают штраф. При задержке обыкновенных вагонов (крытых вагонов, полувагонов, платформ) взыскивается штраф в размере 40 копеек за вагон в час; при задержке цистерн, цементовозов, транспортеров, бункерных полувагонов и других специальных вагонов (кроме рефрижераторных) размер штрафа увеличивается в два раза, при задержке рефрижераторных вагонов - в три раза";

г) статью 153 изложить в следующей редакции:

"153. За просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает грузополучателю штраф, если не докажет, что просрочка произошла не по ее вине.

Штраф за просрочку в доставке груза уплачивается в следующих размерах:

15 процентов провозной платы - при просрочке не свыше одной десятой срока доставки;

30 процентов провозной платы - при просрочке более одной десятой, но не свыше двух десятых срока доставки;

45 процентов провозной платы - при просрочке более двух десятых, но не свыше трех десятых срока доставки;

60 процентов провозной платы - при просрочке более трех десятых, но не свыше четырех десятых срока доставки;

75 процентов провозной платы - при просрочке более четырех десятых срока доставки.

Если срок доставки груза не превышает 5 суток, железная дорога уплачивает грузополучателю штраф в размерах:

15 процентов провозной платы - за просрочку на 1 сутки;

30 процентов провозной платы - за просрочку на 2 суток;

45 процентов провозной платы - за просрочку на 3 суток;

60 процентов провозной платы - за просрочку на 4 суток;

75 процентов провозной платы - за просрочку на 5 суток.

В таких же размерах взыскивается с железной дороги штраф за просрочку в доставке порожних вагонов, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям или арендованных ими";

д) статью 156 изложить в следующей редакции:

"156. За задержку свыше установленных сроков вагонов, поданных под погрузку, выгрузку или перегрузку средствами грузоотправителя, грузополучателя (простой вагонов), с грузоотправителя или с грузополучателя взыскивается штраф.

При простое обыкновенных вагонов (крытых вагонов, полувагонов, платформ) штраф взыскивается в следующих размерах:

60 копеек за вагон в час - при простое от 1 до 6 часов;

1 рубля 20 копеек за вагон в час - при простое от 7 до 12 часов;

1 рубля 80 копеек за вагон в час - при простое от 13 до 18 часов;

3 рублей за вагон в час - при простое свыше 18 часов.

Простой до 15 минут в расчет не принимается, простой 15 минут и более принимается за полный час.

При простое цистерн, цементовозов, транспортеров, бункерных полувагонов и других специальных вагонов (кроме рефрижераторных) размер штрафа увеличивается в два раза, при простое рефрижераторных вагонов - в три раза.

В тех же размерах взыскивается штраф за простой вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного подъездного пути.

При простое на путях железных дорог вагонов, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям или арендованных ими, штраф за простой взыскивается в размере 50 процентов.

При задержке свыше установленных сроков под погрузкой, выгрузкой или перегрузкой части вагонов рефрижераторного поезда или рефрижераторной секции штраф за простой взыскивается с грузоотправителя, грузополучателя как за вагоны, задержанные под погрузкой, выгрузкой или перегрузкой, так и за вагоны поезда или секции, простаивающие в ожидании окончания грузовых операций.

При перевозке грузов по железнодорожным линиям узкой колеи размер штрафа за простой вагонов устанавливается Министерством путей сообщения по согласованию с Государственным комитетом СССР по ценам.

Штраф за простой вагонов взыскивается независимо от штрафа за невыполнение плана перевозок грузов";

е) статью 161 изложить в следующей редакции:

"161. Подача под погрузку неочищенного подвижного состава допускается только с согласия грузоотправителя, порта, пристани. В этом случае железная дорога уплачивает штраф в размере 15 рублей за обыкновенный вагон и 30 рублей за специальный вагон в пользу грузоотправителя, порта, пристани, которые обязаны очистить и загрузить эти вагоны. На очистку вагонов грузоотправителю, порту, пристани предоставляется необходимое время, определяемое соглашением начальника станции с грузоотправителем, портом, пристанью.

В случае сдачи после выгрузки (слива) неочищенного подвижного состава грузополучатель, порт, пристань уплачивают в пользу железной дороги штраф в тех же размерах";

ж) статью 162 изложить в следующей редакции:

"162. За повреждение вагонов или контейнеров на железнодорожном подъездном пути, в порту, на пристани, строящейся железнодорожной линии и при погрузке или выгрузке средствами грузоотправителя или грузополучателя на станции, за повреждение или утрату предоставленных железной дорогой съемных перевозочных приспособлений (поддонов, стропов, стяжек, хлебных щитов, печей и др.) грузоотправитель, грузополучатель, порт, пристань, а также предприятие, организация, осуществляющие строительство железнодорожной линии, уплачивают железной дороге штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных (утраченных) частей вагона или контейнера или съемных приспособлений по расценочной ведомости, утверждаемой Министерством путей сообщения.

Грузоотправитель, грузополучатель, а также предприятие, организация, осуществляющие строительство железнодорожной линии, обязаны также возместить железной дороге убытки, понесенные железной дорогой вследствие повреждения подвижного состава, перегруза, неправильной погрузки, упаковки или неправильного крепления груза";

з) абзац первый статьи 163 заменить абзацами следующего содержания:

"163. При самовольном занятии железной дорогой вагонов и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям или учреждениям или арендованных ими, железная дорога уплачивает им штраф в размере 50 рублей за вагон и 25 рублей за контейнер в сутки.

При повреждении железной дорогой подвижного состава и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям или учреждениям или арендованных ими, железная дорога обязана их отремонтировать и уплатить владельцу подвижного состава и контейнеров штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных (утраченных) частей подвижного состава или контейнеров, а также возместить убытки, понесенные им вследствие повреждения подвижного состава и контейнеров, перегруза, неправильной погрузки, упаковки или неправильного крепления груза";

и) дополнить Устав статьями 118.1, 155.1, 156.1 и 156.2 следующего содержания:

"118.1. При перегрузке грузов, в том числе импортных, из судна непосредственно в вагон за простой стоящего у причала судна из-за неподачи по вине железной дороги вагонов в количестве, указанном в суточной заявке порта (пристани), согласованной в порядке, предусмотренном узловым соглашением, а также из-за неподачи их в сроки, установленные в этом соглашении, железная дорога уплачивает порту (пристани) штраф. За простой самоходного судна взыскивается штраф в размере 40 копеек в сутки и за простой несамоходного судна - 20 копеек в сутки за каждую тонну не перегруженного из судна груза; за простой рефрижераторного судна размер штрафа увеличивается в два раза.

Количество тонн груза, не перегруженного из судна в течение данных суток, определяется путем умножения статической нагрузки вагона на количество неподанных или несвоевременно поданных вагонов";

"155.1. За использование без разрешения железной дороги грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути вагонов и контейнеров общесетевого парка для своих внутренних перевозок они уплачивают железной дороге штраф в размере 50 рублей за вагон и 25 рублей за контейнер в сутки. Указанный штраф взыскивается независимо от штрафа за простой вагонов и задержку контейнеров";

"156.1. В случае, если подача грузоотправителю по его заявке порожних специальных вагонов для погрузки грузов, предусмотренных планом и заявкой, задерживается по причинам, зависящим от грузоотправителя, с него взыскивается за все время задержки вагонов на станции погрузки штраф в размере, предусмотренном статьей 156. Если грузоотправитель уведомит станцию об отказе использовать эти вагоны, указанный штраф начисляется до момента получения станцией такого уведомления.

При отказе грузоотправителя от загрузки прибывших в соответствии с его заявкой на станцию погрузки порожних специальных вагонов и невозможности использования их в течение отчетных суток на данной станции другими грузоотправителями железной дорогой взыскивается с него кроме штрафа за невыполнение плана перевозок грузов плата за пробег этих нагонов от станции, с которой они были направлены, до станции погрузки, но не более чем за 300 километров.

Размер платы за пробег таких вагонов предусматривается в тарифах на грузовые перевозки.

156.2. За задержку вагонов на строящихся железнодорожных линиях сверх установленных норм рабочего парка, а также за задержку вагонов на станциях, к которым примыкают эти линии, если задержка вызвана неприемом вагонов предприятием, организацией, осуществляющими строительство железнодорожной линии, это предприятие, организация уплачивает железной дороге штраф в следующих размерах:

30 копеек в час - за обыкновенный вагон;

60 копеек в час - за специальный вагон (кроме рефрижераторного);

90 копеек в час - за рефрижераторный вагон";

к) в статье 160 слова: "предусмотренных статьями 51, 156, 157, 159, 159.1" заменить словами: "предусмотренных статьями 51, 155.1, 156, 156.1, 156.2, 157, 159, 159.1".

4. Внести в Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. N 1801, следующие изменения и дополнения:

а) абзац пятый статьи 173 (в редакции Постановления Совета Министров СССР от 27 января 1977 г. N 78 - СП СССР, 1977, N 7, ст. 40) изложить в следующей редакции:

"За задержку вагонов под погрузкой и выгрузкой свыше сроков, установленных узловым соглашением, а также за задержку приема груженых вагонов, прибывших на станцию перевалки, пароходство, порт, пристань уплачивают штраф. При задержке обыкновенных вагонов (крытых вагонов, полувагонов, платформ) взыскивается штраф в размере 40 копеек за вагон в час; при задержке цистерн, цементовозов, транспортеров, бункерных полувагонов и других специальных вагонов (кроме рефрижераторных) размер штрафа увеличивается в два раза, при задержке рефрижераторных вагонов - в три раза";

б) дополнить Устав статьей 173.1 следующего содержания:

"173.1. При перегрузке грузов, в том числе импортных, из судна непосредственно в вагон за простой стоящего у причала судна из-за неподачи по вине железной дороги вагонов в количестве, указанном в суточной заявке порта (пристани), согласованной в порядке, предусмотренном узловым соглашением, а также из-за неподачи их в сроки, установленные в этом соглашении, железная дорога уплачивает порту (пристани) штраф. За простой самоходного судна взыскивается штраф в размере 40 копеек в сутки и за простой несамоходного судна - 20 копеек в сутки за каждую тонну не перегруженного из судна груза; за простой рефрижераторного судна размер штрафа увеличивается в два раза.

Количество тонн груза, не перегруженного из судна в течение данных суток, определяется путем умножения статической нагрузки вагона на количество неподанных или несвоевременно поданных вагонов".

5. В целях повышения материальной ответственности грузоотправителей за использование грузоподъемности (вместимости) железнодорожного подвижного состава установить, что возмещение грузополучателем или сбытовой организацией грузоотправителю сумм провозных платежей производится с учетом корректировки этих сумм в зависимости от выполнения грузоотправителем технических норм загрузки вагонов (контейнеров). При отсутствии таких норм указанные суммы корректируются в зависимости от фактического использования грузоподъемности или вместимости вагона (контейнера).

Государственному комитету СССР по ценам разработать с участием Госснаба СССР, Государственного арбитража при Совете Министров СССР и Министерства путей сообщения и утвердить порядок корректировки сумм провозных платежей в соответствии с настоящим пунктом.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования