II СЪЕЗД СОВЕТОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 февраля 1924 года

 

О МЕРОПРИЯТИЯХ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

Заслушав доклад Народного Комиссариата Финансов Союза Советских Социалистических Республик, II Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

 

I

 

1. В виду того, что финансовое положение Союза Советских Социалистических Республик находится сейчас более чем когда бы то ни было в исключительной зависимости от роста и укрепления народного хозяйства Союза, признать возможным и необходимым всеми средствами финансовой политики способствовать максимально быстрому развитию производительных сил и оживлению товарооборота страны.

2. Такими средствам финансовой политики являются: денежная реформа, дальнейшая реформа налогового дела, реальный государственный и местный бюджет и посильность их для нынешнего состояния народного хозяйства, а также резкое увеличение доходов неналогового характера.

3. Дальнейшая налоговая реформа, связанная с количественным уменьшением, но с качественным улучшением налогов и налогового аппарата, должна быть построена: а) на всемерном развитии подоходно-поимущественного налога и полном выявлении его классового значения как регулятора накопления; б) на реорганизации единого сельско-хозяйственного налога на началах, указанных в настоящем Постановлении; в) на сокращении числа местных налогов; г) на постепенно проводимой дифференциации акцизных ставок применительно к качеству, дороговизне и продажной цене подакцизных продуктов; д) на улучшении исчислений прямых налогов и е) на усилении обложения непроизводительного потребления.

 

II

 

4. Придавая особенно важное значение подоходно-поимущественному налогу, Съезд поручает Народному Комиссариату Финансов Союза Советских Социалистических Республик на ближайшей сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик сделать доклад о последней кампании по проведению этого налога и представить проект необходимых поправок и изменений к закону о подоходно-поимущественном налоге.

 

III

 

5. Опыт последней кампании по проведению единого сельско-хозяйственного налога и анализ ее результатов говорят о необходимости реорганизовать единый сельско-хозяйственный налог на следующих основаниях:

а) налог должен быть прогрессивным с максимальным приближением его к подоходному и с освобождением от него бедноты;

б) налог должен исчисляться в золотых рублях, а не в натуральных единицах;

в) крестьянское прямое обложение как государственное, так и губернско-волостное (районное) в 1924 - 1925 годах должно быть организовано как единое в смысле одновременности установления окладов и одного окладного листа;

г) ставки налогов должны быть установлены не общие для всего Союза, а различные для разных районов применительно к их экономической мощности, типам крестьянского хозяйства, обеспеченности районов путями сообщения, наличию рынка сбыта и т.д.;

д) налог должен быть построен как налог на совокупность доходов крестьянского хозяйства, а не только с земледелия, как это имеет место сейчас.

6. В этих целях поручить Народному Комиссариату Финансов немедленно приступить к разработке конкретного проекта декрета о едином сельско-хозяйственном налоге на 1924 - 1925 годы, представив его на утверждение Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

Для того, чтобы налоговая система соответствовала разнородности крестьянского хозяйства отдельных районов, поручить Президиуму Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик в кратчайший срок рассмотреть вопрос относительно возможности изменения в 1924 - 1925 годах системы обложения, внеся его на утверждение Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

 

IV

 

7. В области государственного и местного бюджета необходимо добиваться сведения их к таким размерам, которые обеспечивали бы полную реальность их исполнения и одновременно не задерживали бы восстановления народного хозяйства, крайне остро нуждающегося в накоплении капиталов.

Съезд поручает Совету Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и советам народных комиссаров союзных республик продолжать борьбу по разгрузке государственного и местных бюджетов от всяких расходов, не имеющих значения первоочередной необходимости, а также расходов, вытекающих из неправильной и неэкономной постановки работы отдельных учреждений и предприятий.

 

V

 

8. В области увеличения доходов неналогового характера необходимо обратить самое серьезное внимание на максимально быстрый учет доходных возможностей республик в целях их всемерного использования; в частности, признать самой ударной областью работы в этом направлении возможно более быструю и правильную постановку лесного хозяйства, а также самое срочное рассмотрение балансов 1922 - 1923 годов всех промышленных, торговых и сельско-хозяйственных предприятий, переведенных на начала коммерческого расчета, в целях извлечения определенной части прибыли этих предприятий в доход общегосударственного или местного бюджета.

 

VI

 

9. Съезд считает, что выясняющееся на основе проекта Народного Комиссариата Финансов увеличение государственного бюджета на 1924 - 1925 годы в сравнении с истекшим годом является предельным и дает даже несколько больший рост, чем предполагаемое увеличение общественной продукции. Поэтому Съезд предлагает Совету Народных Комиссаров и Центральному Исполнительному Комитету Союза Советских Социалистических Республик принять к категорическому руководству и исполнению утвержденное 3-й сессией Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик положение, согласно которому часть бюджетного дефицита, которая не может быть покрыта нормальными налогово-доходными поступлениями и кредитными операциями, не может превышать в текущем бюджетном году 180000000 рублей или 15000000 рублей в месяц.

Съезд поручает Народному Комиссариату Финансов Союза Советских Социалистических Республик продолжать свою работу по точному разграничению и установлению бюджетных прав Союза и отдельных союзных республик, внеся соответствующий проект на следующую сессию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

Одновременно Съездом поручается Президиуму Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик создать специальную комиссию по рассмотрению вопроса о бюджетных правах Союза и республик и поручается Народному Комиссариату Финансов предварительно внести свои проекты на рассмотрение комиссии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

Съезд поручает Совету Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик в срочном порядке приступить к рассмотрению бюджета и представить таковой на утверждение Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

 

VII

 

10. В отношении местного бюджета Съезд считает необходимым:

а) более интенсивное использование всех неналоговых доходов от всех имуществ и предприятий, что имеет не только фискальное, но и огромное организующее хозяйственное значение, ибо эта работа местных советов и исполнительных комитетов должна сыграть роль важнейшего отправного пункта в деле оздоровления всей нашей системы хозяйства по отношению к тем предприятиям и имуществам, которые принадлежат Советской Власти;

б) в этих целях ускорить разграничение имуществ общесоюзного, республиканского и местного значения на основе постановления 3-й сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и закона об имущественных правах местных советов. Работа по разграничению имуществ между отдельными бюджетными единицами должна быть закончена не позже 1-го апреля 1924 года.

Одновременно в законодательном порядке должен быть урегулирован вопрос по организации в доходной части местных бюджетов, нарушаемый несвоевременным внесением общесоюзными, республиканскими и местными торговыми и промышленными предприятиями и заведениями установленных в пользу местных бюджетов отчислений и надбавок;

в) в целях устранения резкой неравномерности в уровне удовлетворения насущных нужд местного населения различных районов и особенно окраин углубить начатую Народным Комиссариатом Финансов работу по пересмотру системы налогово-доходных отчислений местам на основе учета советами народных комиссаров союзных республик культурно-экономических особенностей, мощности местных бюджетов отдельных губерний, автономных областей и республик; поручить Президиуму Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик обсудить и подготовить к ближайшей сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик вопрос о практических мероприятиях по улучшению материального положения отдельных республик и областей.

 

VIII

 

11. Важнейшей очередной хозяйственной задачей Съезд Советов считает упорядочение денежного обращения, для чего необходимо в кратчайший срок закончить денежную реформу, правильно начатую введением червонца взамен падающего денежного знака, и ввести в обращение устойчивые казначейские билеты.

Съезд предлагает Центральному Исполнительному Комитету Союза Советских Социалистических Республик принять все необходимые меры к возможно более безболезненному проведению важнейшего для Союза дела денежной реформы и обязывает все государственные учреждения и предприятия оказывать Народному Комиссариату Финансов максимальное содействие в этом деле.

 

IX

 

12. Наряду с проведением денежной реформы Съезд поручает Народному Комиссариату Финансов принять все необходимые меры к дальнейшему развитию и укреплению существующей сети кредитных учреждений, к возможно более быстрому удешевлению кредита, а также внимательно наблюдать за тем, чтобы политика кредитных учреждений всемерно способствовала установлению более правильного и нормального соотношения между ценами на сельско-хозяйственные и промышленные товары и была бы связана с общехозяйственным планом Союза.

 

X

 

13. Все эти мероприятия финансового характера должны способствовать внесению в народное хозяйство Союза Советских Социалистических Республик необходимых элементов устойчивого и планомерного развития и могут оказать особенно крупное продолжительное влияние на расширение товарооборота страны и дальнейшее развитие товарности сельского хозяйства.

Но одновременно Съезд подчеркивает, что для того, чтобы эти мероприятия дали весь необходимый положительный народно-хозяйственный результат, необходимо вместе с тем принять самые энергичные решительные меры в отношении оздоровления постановки дела во всех государственных, торговых, промышленных и сельско-хозяйственных предприятиях в смысле понижения издержек производства и высоких накладных расходов как промышленности, так и торговли, в особенности при заготовке хлеба, и в смысле установления правильного и необходимого соотношения цен на промышленные и сельско-хозяйственные продукты.

14. Съезд предлагает Центральному Исполнительному Комитету и Совету Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик обратить исключительное внимание на возможно более быстрое и положительное решение этих вопросов, которые совместно с финансовыми мероприятиями, одобряемыми Съездом, могут и должны оказать громаднейшее влияние на восстановление всего народного хозяйства Союза, на улучшение материального положения десятков миллионов рабочих и крестьян и еще более укрепят в обстановке ослабевающего буржуазного мира Советское Рабоче-Крестьянское Государство.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования