НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЮСТИЦИИ РСФСР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 1918 года

 

О ЛИШЕНИИ СВОБОДЫ, КАК О МЕРЕ НАКАЗАНИЯ,

И О ПОРЯДКЕ ОТБЫВАНИЯ ТАКОВОГО (ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ)

 

1. Уставы о содержащихся под стражею и о ссыльных (том. XIV Св. Зак.) считаются потерявшими силу.

2. Деление мест заключения на разряды по тяжести наказания в приговорах Судов отменяется, и в последних указывается только лишение свободы на определенный срок, обязательно связанное с принудительною работою.

Примечание. Под лишение свободы подходит и присуждение судом к кратковременным (до 3 месяцев) принудительным общественным работам без заключения под стражу на время, свободное от работы.

 

3. Места лишения свободы делятся на мужские и женские, а по их назначению на:

1) Общие места заключения (тюрьмы);

2) Реформатории и земледельческие колонии, как учреждения воспитательно-карательные, в особенности для молодых преступников;

3) Испытательные заведения для лиц, по отношению к которым имеются основания для послаблений режима или для досрочного освобождения;

4) Карательно-лечебные заведения для помещения арестантов с заметно выраженными психическими дефектами, дегенератов и т.п.;

5) Тюремные больницы.

Примечание. Сверх этих мест лишения свободы существуют арестные помещения для кратковременного содержания задержанных милицией и числящихся за Местными Народными Судами (до суда) и для арестантов, подлежащих пересылке.

Эти арестные дома находятся в ведении Народного Комиссариата по Внутренним Делам или муниципальных и земских отделов местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов.

 

4. Устройство и содержание всех мест лишения свободы, перечисленных в предыдущей статье, относится на счет средств Российской Социалистической Федеральной Советской Республики.

5. На покрытие этих расходов с отбывающих наказания и задержанных по подозрению в совершении преступлений или проступков взыскивается соответствующая доля расходов по раскладке, причем с трудоспособных эта сумма удерживается из причитающейся им платы за работы; расходы же по содержанию по стражею к труду неспособных, но имеющих собственные средства, взыскиваются с их имущества в доход казны по предписанию заведывающего соответственным местом лишения свободы.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РУКОВОДСТВА ПРИМЕНЕНИЕМ НАКАЗАНИЙ

 

6. Главное заведывание делом применения уголовных наказаний принадлежит Народному Комиссариату Юстиции и входящему в этот Комиссариат Карательному Отделу, заменившему Главное Управление местами заключения.

Этому же Отделу подчинены и все чины конвойной стражи.

7. Карательный Отдел Народного Комиссариата Юстиции находится в непосредственном заведывании Народного Комиссара Юстиции или Члена Коллегии сего Комиссариата и состоит из следующих постоянных Отделений и Совещаний:

 

1-е Отделение - По выработке воспитательно-трудовых

методов и карательных мер

 

Разработка выработанных 1-м Совещанием (по пенитенциарным вопросам) методов воспитания применительно к жизни и существующим условиям. Типы тюрем и других мест заключения для отбывающих наказание (реформатории, земледельческие колонии). Постановка работ вне стен тюрьмы. Принципы оплаты труда заключенных. Применение различных видов тюремного заключения и работ к отдельным категориям преступников. Принципы применения различного режима в связи с результатами действия исправительных мер.

Профессиональное обучение. Общее образование и воспитание. Снабжение учебными пособиями. Создание кадра учителей для мест заключения. Организация курсов для работников в тюремном деле.

Карательные меры по отношению к отбывающим наказание, нарушающим порядок жизни, уклоняющимся от работ, трудно поддающимся исправлению, уклоняющимся от занятий в школах и т.д.

Изоляция признанных неподдающимися воздействию в общих тюрьмах; ее организация.

Режим подследственных; применение к ним общих трудовых начал; меры по отношению к уклоняющимся от работ.

Досрочное освобождение, основания к нему и способы применения.

 

2-е Отделение - Распределительное

 

Разработка получаемых из мест заключения материалов о заключенных по вопросам, подлежащим ведению 1-го Отделения.

Применение общих положений о распределении заключенных сообразно с родом и размером наказания; преподание соответствующих указаний на местах. Разработка вопросов о территориальном распределении отдельных типов мест заключения.

Содействие местным органам в подыскании и привлечении соответствующего административного и педагогического персонала. Наблюдение за порядком содержания и режимом заключенных. Рассмотрение поступающих заявлений и жалоб.

 

3-е Отделение - Техническое

 

Вопросы устройства и оборудования мастерских при местах заключения.

Снабжение инвентарем, инструментами и материалами.

Техническое инструктирование.

 

4-е Отделение - Сельскохозяйственное

 

Организация земледельческих колоний. Инструктирование. Помощь местным органам в подыскании специалистов. Снабжение инвентарем и материалами. Создание колоний - земледельческих школ для определенных категорий, отбывающих наказание.

 

5-е Отделение - Врачебно-Санитарное

 

Заведывание в контакте с Народным Комиссариатом Здравоохранения медико-санитарным делом в местах лишения свободы.

Постановка врачебно-санитарного дела на местах; оценка помещений с санитарно-технической точки зрения.

Устройство больниц и амбулаторий для заключенных и пересыльных.

Организация предохранительных прививок.

Снабжение медикаментами и другими медицинскими материалами и инструментами мест заключения.

Выработка оснований для распределения заключенных по категориям по состоянию здоровья на предмет привлечения их к работам.

Нормы питания здоровых и больных заключенных.

Наблюдение над обработкой статистических материалов по вопросам врачебно-санитарным.

 

6-е Отделение - Снабжения

 

Вопросы продовольствия и снабжения одеждою заключенных и пересылаемых, а равно и надзора.

Снабжение надзора оружием и постовыми принадлежностями.

 

7-е Отделение - Строительное

 

Вопросы постройки, ремонта, найма и оборудования помещений для мест заключения, отопления, освещения и содержания в чистоте помещений.

 

8-е Отделение - Конвойное

 

Постановка конвойного дела в центре и на местах. Составление нормальных договоров с конвоирами. Подыскание командного состава. Определение пунктов нахождения конвойных команд и способов обслуживания соответствующих районов (маршруты, планы перевозки арестованных).

Выработка инструкции для конвойной стражи.

Хозяйственные вопросы: помещения, продовольствие, снабжение, лечение.

Меры к сокращению расходов на содержание конвойной стражи.

Контроль на местах. Расследование заявлений и жалоб.

Вопросы реорганизации конвойного дела.

 

9-е Отделение - Помощи отбывшим наказание

 

Организация надзора и попечения за отбывшими наказание. Выдача пособий. Образование патронатов при местных Советах. Субсидии.

Организация съездов представителей патронатов. Собирание и разработка материалов, получаемых с мест, относительно судьбы отбывших наказание.

8. Для обеспечения планомерной деятельности Отделений при Отделе образуются особые Совещания под председательством заведывающего Отделом:

а) Совещание по пенитенциарным вопросам теоретического характера (в составе заведывающих 1-м, 2-м, 5-м и 9-м Отделениями, их помощников и сведущих лиц, как из Отдела, так и посторонних).

б) Совещание по вопросам практического применения воспитательно-трудовых мер в организации работ (в составе заведывающих 1-м, 2-м, 3-м, 4-м и 5-м Отделениями, их помощников и сведущих лиц).

в) Совещание по вопросам административно-хозяйственным (в составе заведывающих 3-м, 5-м, 6-м и 7-м Отделениями и сведущих лиц).

9. Центральный Карательный Отдел осуществляет свою власть через местные Комиссариаты Юстиции или Судебные Отделы Губернских Советов, в состав которых входят заведывающие местными Карательными Отделами.

Примечание. В отношении избранного местным Советом заведывающего Карательным Отделом Народному Комиссариату Юстиции принадлежит право отвода на общем основании.

 

10. Местный Карательный Отдел, под непосредственным наблюдением местного Комиссара Юстиции или Судебного Отдела, распоряжается всеми местами лишения свободы и всеми принудительными работами в пределах губернии, подчиняясь в этом отношении всем законам и распоряжениям Центрального Карательного Отдела и его непосредственному контролю. Местные Карательные Отделы строятся по плану Центрального и должны включать специалистов-педагогов (или психиатров) для рациональной постановки распределения арестованных, инженеров или техников - для заведывания работами, агрономов - для устройства земледельческих колоний, и врачей; эти лица под председательством заведывающего Карательным Отделом образуют Совещания для обсуждения постановки тюремного дела, на каковые Совещания должны приглашаться и другие сведущие лица из служащих и извне.

11. Места лишения свободы находятся в непосредственном управлении заведывающих (директоров, начальников), при которых состоят Коллегии в составе: заведывающего, его помощников и лиц педагогического, врачебного и инструкторского персонала, по определению местного Комиссариата Юстиции, в следующих общих пределах:

Места заключения нормального типа (т.-е. рассчитанные для значительного количества заключенных) должны иметь следующий административный персонал:

начальник (заведывающий) - функции хозяйственно-административные;

один или два помощника - функции хозяйственно-административные;

заведывающий работами с соответствующим штатом инструкторов по специальностям;

заведывающий воспитательной частью - распределяет заключенных по категориям и группам; при нем штат воспитателей для отдельных групп;

заведывающий учебной частью и учителя;

врач.

Вопросы общего характера решаются коллегиально заведывающими отдельными отраслями под председательством начальника места заключения, на котором остается общая ответственность за постановку дела.

Примечание. Центральному Карательному Отделу принадлежит право взять в свое непосредственное заведывание те или иные места лишения свободы, как в отдельности, так и в целой местности.

 

12. Состав Центрального Карательного Отдела избирается Коллегией Народного Комиссариата Юстиции. Члены местных Карательных Отделов, а равно и заведывающие местами лишения свободы и принудительными общественными работами и служащие при них избираются и отзываются, или утверждаются и увольняются Губернским Комиссариатом Юстиции по представлению заведывающего местным Карательным Отделом.

13. Заведывающие Отделами, а равно и местами лишения свободы или принудительными общественными работами отвечают за ход работ в заведываемых ими учреждениях.

14. Вознаграждение всех лиц, находящихся на службе по Карательному Отделу, как в центре, так и на местах, производится на основании положения о штатах Советских работников.

 

ПОРЯДОК ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ АРЕСТОВАННЫХ

 

15. Лица, подлежащие лишению свободы, поступают в место заключения при копии приговора судебной или постановления следственной власти о лишении свободы, причем имена и фамилии их немедленно записываются в особый реестр и заносятся на особые регистрационные карточки в двух экземплярах, из коих один экземпляр остается на месте до исполнения наказания или освобождения осужденного или подследственного или перевода его в другое место заключения, а другой экземпляр отсылается в местный Карательный Отдел, который, в свою очередь, записав эти сведения в свой алфавитный реестр, немедленно препровождает карточку в Карательный Отдел Народного Комиссариата Юстиции.

16. Лишенные свободы по суду отправляются сначала в общую тюрьму, где они помещаются во временное отделение впредь до постановления Комиссии по распределению вновь поступивших арестованных по разрядам лишения свободы.

17. Указанные в п. 16 распределительные Комиссии образуются из заведывающего местным Карательным Отделом или его заместителя (или особого председателя, избираемого местными Советами по соглашению с заведывающим Карательным Отделом), заведывающих местами лишения свободы и сведущих лиц по приглашению и определению местного Карательного Отдела.

18. Определение рода работ или освобождение от работ для лиц, о степени трудоспособности коих возбуждается сомнение, производится по выслушании заключения врача и заведывающего работами.

19. Лица, признанные врачом больными, отправляются в тюремную больницу.

20. Комиссии принадлежит право представить Народному Суду или, если арестованный состоит под предварительным следствием, то Следственной Комиссии, либо о досрочном условном освобождении от наказания, либо об освобождении под залог, поручительство или с отобранием подписки о явке на суд по вызову.

 

ПОРЯДОК СОДЕРЖАНИЯ ЛИШЕННЫХ СВОБОДЫ

 

21. Лишенные свободы, способные к труду, обязательно привлекаются к физическому труду, по распределению заведывающих местами заключения и принудительными общественными работами с участием Комиссии, предусмотренной ст. 17.

22. Заключенным за их счет отпускается казенная одежда; оставление арестованного в месте лишения свободы в собственной одежде зависит от заведывающего местом лишения свободы и может допускаться только для подследственных. Плата за пользование одеждой вычитается из заработной или, в случае нетрудоспособности, взыскивается с имущества лишенного свободы после вынесения ему окончательного обвинительного приговора.

23. Содержащиеся под стражей не отпускаются из помещений, кроме как на работы или прочие занятия и прогулки. Отпуск разрешается для лиц, осужденных на срок не свыше одного года; в случае смерти отца, матери, супруга или ребенка или иного близкого родственника, или по иному серьезному поводу, на время не свыше двух недель - под поручительство или без такового - по представлению заведывающего местом заключения, Местным Народным Судом или соответствующей Следственной Комиссией, если лицо находится под следствием.

24. Внутренний распорядок мест заключения, впредь до особого о том распоряжения, устанавливается местными Карательными Отделами с применением тех правил "общей тюремной инструкции", кои не отменены революцией и не противоречат изложенным в настоящей Инструкции положениям.

25. Общие работы и прогулки, а равно свидания по отношению к подследственным допускаются на общем основании, если подлежащая следственная или судебная власть не обозначила в своем постановлении о безусловной изоляции заключенного.

26. Продовольствие лишенным свободы отпускается согласно обще-российской сметы; приношения в место лишения свободы извне допускаются лишь по особому постановлению Комиссии, предусмотренной ст. 17, и не в личное распоряжение, а в общий котел.

27. Вознаграждение за труд отбывающих наказание производится по ставкам профессиональных союзов соответственных местностей.

Распределение по категориям и установление сдельных расценок зависит от заведывающего работами и инструкторов с участием представителей самих заключенных, привлекаемых по усмотрению инструкторов.

Каждый заключенный имеет в конторе свой лицевой счет и книжку, в которой в доход помещается его заработок и в расход - стоимость содержания (соответственно установленным для разных местностей средним нормам) и расходы, производимые заключенным из его средств (если таковые установленным для него режимом допускаются), в частности, расходы на переписку, табак и проч.

Больным, не имеющим средств, во время болезни в их лицевом счете запись ни в кредите, ни в дебете не производится.

Временно, впредь до выработки норм стоимости содержания заключенных, работающим списывается на их счет 1/3 заработка.

Прежде существовавшие различные нормы отчисления в пользу заключенных в зависимости от рода наказания настоящим отменяются.

 

МЕРЫ РЕПРЕССИИ К ЗАКЛЮЧЕННЫМ

 

28. Репрессии применяются к нарушающим порядок и дисциплину и к нежелающим работать без основательных причин.

К первым применяются: 1) более суровый режим (лишение свиданий, переписки и проч.), 2) меры изоляции (одиночное заключение, карцер до 14 дней) и 3) в исключительных случаях, при частых рецедивах недопустимого поведения, перевод в специальные тюрьмы (изоляторы) (прим. 1-е).

Ко вторым применяются следующие меры в случае отказа от работ: 1) в их лицевой счет (см. ст. 27) вписывается расход на содержание неукоснительно в полном размере, причем заключенному ставится на вид, что, пока сальдо счета не будет в его пользу, он не может выйти из тюрьмы, хотя бы и отбыл назначенный судом срок, 2) если это не помогает, он переводится на уменьшенный продовольственный по сравнению с другими паек, как не работающий, и, наконец, 3) отправляется в изолятор (особую тюрьму), как неисправимый (примечание 2-е).

Примечание 1-е. Меры, указанные в п. п. 1 и 2, применяются заведывающим местом заключения; перевод в специальную тюрьму - Комиссией, предусмотренной п. 17.

Примечание 2-е. Меры, указанные в п. п. 1 и 2, применяются заведывающим местом заключения с согласия распределительной Комиссии. Удлинение срока лишения свободы свыше 1-го месяца производится утверждением Местного Народного Суда по представлению Комиссии.

 

29. По окончании срока заключения от распределительной Комиссии зависит относительно лиц, причисляемых ею к типу хулиганов, погромщиков или упорных рецедивистов, представлять в местный Революционный Трибунал для рассмотрения вопроса об их дальнейшей изоляции.

 

КОНВОЙ

 

30. Впредь до реорганизации, общий порядок организации конвойной стражи, установленный Приказом N 24 Народного Комиссариата по Военным Делам, остается за следующими изменениями:

Мелкие конвойные команды в уездных городах должны быть упразднены. Команды остаются лишь при более крупных местах заключения, причем по требованию с мест командируются для сопровождения пересылаемых. Начальники команд находятся в постоянном контакте с администрацией мест заключения и участвуют в заседаниях Коллегии с правом совещательного голоса.

Технические руководящие указания преподаются Конвойным Отделением Центрального Карательного Отдела.

 

О ЗАКРЫТИИ ТЮРЕМ

 

31. Мелкие тюрьма, как непригодные ни с воспитательно-трудовой стороны, ни со стороны экономии средств, по возможности ликвидируются. Все отбывающие наказание пересылаются в более крупные места заключения. Подследственные, не очень опасные, содержатся до суда в арестных домах; опасные - пересылаются на время до суда в соседние тюрьмы, откуда доставляются для допроса конвоем (или же, в особых случаях, допрашиваются следователями по месту их заключения).

Настоящая Инструкция вступает в силу со дня ее подписания и публикуется в Собрании Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства и журнале Народного Комиссариата Юстиции - "Пролетарская Революция и Право".

 

Народный Комиссар Юстиции

П.СТУЧКА

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования