Утвержден и введен в действие

Приказом Ростехрегулирования

от 5 июня 2008 г. N 117-ст

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

 

ШАРНИРЫ РАВНЫХ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ

 

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

 

Vehicles. Constant angular velocity universal joints.

General technical requirements and test methods

 

ГОСТ Р 52924-2008

 

Группа Д25

 

ОКС 43.040.50;

ОКП 45 0000

 

Дата введения

1 января 2009 года

 

Предисловие

 

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

 

Сведения о стандарте

 

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ").

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт".

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 июня 2008 г. N 117-ст.

4. Введен впервые.

 

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт распространяется на шарниры равных угловых скоростей (далее - шарниры) для трансмиссий автомобильных транспортных средств (далее - АТС) и устанавливает типы и основные параметры шарниров, технические требования к ним и методы испытаний.

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.051-81. Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм

ГОСТ 9.014-78. Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 2789-73. Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3. Типы, основные параметры

 

3.1. Типы и основные параметры шарниров должны соответствовать требованиям, приведенным на рисунках 1 - 6 и в таблицах 1, 2.

 

 

Рисунок 1

 

 

Рисунок 2

 

 

Рисунок 3

 

 

Рисунок 4

 

 

Рисунок 5

 

 

Рисунок 6

 

Таблица 1

 

Шарниры, применяемые в приводе колес жестких

ведущих мостов полноприводных автомобилей

 

┌─────────┬───────────┬───────┬────────────────┬──────────┬───────┬───────┐

   Тип   Статический│Макси-  Максимальный  Расстояние│Мини-  │ Номер │

         контрольный│мальный│диаметр вращения│  между   мальный│рисунка

         │ крутящий  │угол в │  шарнира (при  │наружными │диаметр│      

           момент,  шарнире│нулевом значении│торцами L,│вала         

            Н x м            угла) D, мм       мм    │d , мм │      

                                                     │ 1           

├─────────┼───────────┼───────┼────────────────┼──────────┼───────┼───────┤

│Шариковый│    2800     42°         96           96    │ 19,844│   1  

│Дисковый │   12300     33°        122          166    │ 55,0     2  

            39000     33°        140          192    │ 62,0     2  

└─────────┴───────────┴───────┴────────────────┴──────────┴───────┴───────┘

 

Таблица 2

 

Шарниры, применяемые в приводе колес

шарнирных ведущих мостов

 

┌───────────────────┬───────────┬────────┬────────────┬───────────┬───────┐

        Тип        Статический│Макси-    Наружный  │Минимальный│ Номер │

                   контрольный│мальный  диаметр     диаметр  │рисунка│

                   │ крутящий  │угол    │ шарнира повала d , мм│      

                     момент,  │шарнира │ корпусу D, │      1          

                      Н x м                мм                      

├───────┬───────────┼───────────┼────────┼────────────┼───────────┼───────┤

Жесткий│Шариковый     1200      42°        70         19        3  

                     2450      45°        83         23        3  

                     2450      42°        81         23        3  

                     2450      42°        91         23        3  

                     2550      47°        90         26        3  

                     4800      42°        96         30        3  

├───────┼───────────┼───────────┼────────┼────────────┼───────────┼───────┤

Универ-│Шариковый     1600      18°        69         19        4  

│сальный│              2450    │18° <*> │     82         23        4  

                     2450    │18° <*> │     89         23        4  

                     2550    │22° <*> │    100         26        5  

       ├───────────┼───────────┼────────┼────────────┼───────────┼───────┤

       │Роликовый     2450    │25° <*> │     87         23        6  

       трехшиповый                                                

       │"трипод"                                                   

├───────┴───────────┴───────────┴────────┴────────────┴───────────┴───────┤

    <*> При любых осевых перемещениях в шарнире.                        

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

3.2. К основным параметрам шарниров относятся:

- крутящий момент, соответствующий пределу прочности шарнира;

- максимальный угол в шарнире;

- максимальный диаметр вращения шарнира (при нулевом значении угла в шарнире) - в жестких ведущих мостах; наружный диаметр шарнира по корпусу - в шарнирных ведущих мостах;

- минимальный диаметр вала.

 

4. Технические требования

 

4.1. Шарниры изготавливают в соответствии с конструкторской документацией (далее - КД), разработанной с учетом требований настоящего стандарта и других действующих стандартов, регламентирующих параметры шлицевых соединений и элементов подшипниковых узлов (шариков, роликов).

Комплектность поставки шарниров устанавливают в сопроводительных документах на поставку.

4.2. Детали шарниров изготавливают из конструкционных сталей, обеспечивающих повышенную твердость поверхностного слоя.

4.3. Твердость контактирующих рабочих поверхностей деталей шарниров после окончательной обработки должна быть не менее , твердость поверхности шлиц хвостовиков шарниров и валов - не менее .

4.4. Эффективная глубина закаленного поверхностного слоя на контактирующих рабочих поверхностях деталей шарниров после окончательной обработки должна быть не менее 0,8 мм.

4.5. Шероховатость поверхностей трения в зоне контакта в продольном направлении должна быть не более значений  - для жестких шарниров и  - для универсальных шарниров.

4.6. Разноразмерность тел качения (шариков, роликов) в шарнирах должна быть не более 5 мкм.

4.7. В шарнирах жесткого типа не допускаются осевые зазоры, а в универсальных - окружные зазоры.

4.8. Максимальные углы в шарнирах должны быть не менее, а максимальные диаметры вращения шарниров в жестких ведущих мостах и максимальные диаметры корпусов шарниров в шарнирных ведущих мостах - не более значений, приведенных в таблицах 1 и 2.

4.9. Для смазывания шарниров применяют консистентную смазку, не требующую замены в течение всего срока службы изделия.

4.10. Конструкция шарниров должна обеспечивать отсутствие утечки смазки и попадания пыли и влаги в полость трения.

4.11. Статическую прочность шарниров оценивают по результатам испытаний при приложении крутящих моментов, указанных в таблицах 1 и 2.

4.12. Шарниры должны быть испытаны на циклическую прочность. Такие испытания проводят при новом проектировании, при внесении изменений в конструкцию шарниров и технологический процесс их изготовления.

 

5. Методы контроля (испытаний)

 

5.1. Для проверки шарниров на соответствие требованиям настоящего стандарта они должны быть приняты службой технического контроля (далее - СТК) согласно технологическому процессу и подвергнуты периодическим испытаниям.

5.2. Объем и методы приемки шарниров СТК должны быть установлены в технической документации (далее - ТД). Положительные результаты приемки удостоверяют клеймом СТК.

5.3. Периодическим испытаниям на соответствие требованиям настоящего стандарта подвергают не менее трех шарниров не реже одного раза в год в следующем объеме.

5.3.1. Внешним осмотром проверяют правильность сборки и комплектность поставки.

5.3.2. Контроль линейных и угловых размеров осуществляют путем измерений с предельно допустимыми погрешностями, установленными ГОСТ 8.051.

5.3.3. Контроль твердости поверхностного слоя и его толщины проводят по [1] - [5].

5.3.4. Шероховатость поверхностей определяют с помощью профилометра по ГОСТ 2789.

5.3.5. Плавность работы шарнира оценивают моментом сопротивления угловому перемещению с точностью 2,5% от максимального значения.

5.3.6. Контроль осевого зазора в жестких шарнирах и окружного зазора в универсальных шарнирах проводят при отсутствии в шарнирах смазки.

5.3.7. Герметичность шарнира оценивают на специальном стенде путем вращения при максимальном угле между его ведущим и ведомым звеньями. Выброс смазки и вакуумирование чехлов не допускается.

5.3.8. Статическую прочность шарниров проверяют на крутильной машине при приложении крутящего момента в соответствии с 4.11 с точностью 2,5% от его значения. Угол в шарнире при испытаниях должен составлять (10 +/- 0,5) град.

Шарнир считается выдержавшим испытания на статическую прочность, если его элементы не получают остаточных деформаций и отсутствуют их поломки.

5.4. Циклическую прочность шарнира проверяют на специальном стенде и оценивают числом циклов. Крутящий момент и число циклов устанавливает предприятие-разработчик в КД с учетом технических характеристик АТС, для которых они предназначены.

5.5. Результаты испытаний оформляют протоколом, форма которого приведена в Приложении А.

 

6. Маркировка

 

6.1. Шарниры маркируют, обеспечивая их идентификацию. Содержание маркировки, метод и место нанесения на изделие устанавливают в соответствии с [6].

Если нанести маркировку непосредственно на шарнир невозможно, ее наносят на бирку или тару (упаковку).

Содержание маркировки, метод и место нанесения на изделие устанавливают в конструкторской документации предприятия-разработчика.

 

7. Упаковка

 

7.1. Упаковка шарниров должна обеспечивать их сохранность от механических повреждений, воздействия атмосферных осадков и загрязнений. Вид упаковки, а также возможность ее отсутствия указывают в документах на поставку шарниров.

 

8. Транспортирование и хранение

 

8.1. Шарниры перевозят любым видом транспорта, обеспечивающим их сохранность от механических повреждений, воздействия атмосферных осадков и загрязнений. Группа условий транспортирования - 6 (ОЖ2), хранения - 3 (Ж3) по ГОСТ 15150.

Допускается по согласованию между предприятием-изготовителем и предприятием-потребителем применять другие условия транспортирования и хранения по ГОСТ 15150.

8.2. Все незащищенные антикоррозионным покрытием наружные металлические поверхности шарниров следует законсервировать по ГОСТ 9.014 на срок, оговоренный в документах на поставку.

 

9. Гарантии изготовителя

 

9.1. Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие шарниров требованиям настоящего стандарта при соблюдении установленных предприятием правил эксплуатации, транспортирования и хранения.

9.2. Гарантийный срок эксплуатации и гарантийная наработка шарниров, поставляемых в качестве комплектующих изделий, должны быть не менее гарантийного срока и гарантийной наработки АТС, для которых они предназначены.

9.3. Гарантийный срок эксплуатации и гарантийную наработку шарниров исчисляют в соответствии с гарантийными обязательствами на АТС, а поставляемых в качестве запасных частей - с момента установки их на АТС.

9.4. Гарантийный срок хранения шарниров - не более 12 мес.

Гарантийный срок хранения шарниров исчисляют с даты их отгрузки потребителю.

 

 

 

 

 

Приложение А

(рекомендуемое)

 

ФОРМА ПРОТОКОЛА ИСПЫТАНИЙ

 

                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                           Руководитель испытательного

                                                  подразделения

 

                                      ________________  ___________________

                                       личная подпись    инициалы, фамилия

 

                                           ___________________________

                                                      дата

 

                       ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ N ________

 

1. Идентификационные данные испытуемого изделия ___________________________

 

2.  Цель   испытаний:   Определение   соответствия   шарниров   требованиям

технических и нормативных документов (ТД, ГОСТ Р 52924-2008).

 

3.  Метод   испытаний:   Метод   испытаний  изложен  в  ГОСТ  Р  52924-2008

"Автомобильные  транспортные  средства.  Шарниры  равных угловых скоростей.

Общие технические требования и методы испытаний".

 

4. Результаты испытаний

 

┌───────────────────────┬─────────────────────────┬───────────────────────┐

       Параметр               Требование               Результат      

├───────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────┤

                                                                      

├───────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────┤

                                                                      

├───────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────┤

                                                                      

├───────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────┤

                                                                      

├───────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────┤

                                                                      

└───────────────────────┴─────────────────────────┴───────────────────────┘

 

5. Заключение

Испытуемое изделие соответствует (не соответствует) требованиям технических

и нормативных документов.

 

__________________________   ____________________   _______________________

   должность испытателя         личная подпись         инициалы, фамилия

 

                                                           ________________

                                                                 дата

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

[1] ОСТ 37.001.056-74. Методы измерения цементованного слоя деталей

[2] ОСТ 37.001.057-74. Методы измерения нитроцементованного слоя деталей

[3] ОСТ 37.001.058-74. Методы измерения толщины цианированного слоя деталей

[4] ОСТ 37.001.059-74. Методы измерения толщины азотированного слоя деталей

[5] ОСТ 37.001.060-74. Методы измерения толщины слоя поверхностной закалки деталей

[6] ОСТ 37.001.269-96. Транспортные средства. Маркировка.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования