Утвержден

Постановлением

Госстандарта России

от 10 сентября 1996 г. N 567

 

Дата введения -

1 января 1997 года

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СНЕГОХОДЫ

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

SNOWMOBILES. SAFETY REQUIREMENTS

 

ГОСТ Р 50944-96

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

1. Разработан Акционерным обществом "Рыбинские моторы", ВНИИНМАШ и государственным предприятием "Буран".

Внесен АО "Рыбинские моторы".

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 10 сентября 1996 г. N 567.

3. Введен впервые.

 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Настоящий стандарт устанавливает требования к снегоходам и прицепам к ним, направленные на обеспечение безопасности для жизни, здоровья или имущества граждан и охраны окружающей среды.

Стандарт не распространяется на снегоходы грузоподъемностью (включая массу водителя) более 1000 кг и спортивные.

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

Все требования стандарта являются обязательными.

 

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и руководящие документы:

Абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст

Абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст

Абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст

Абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст

Абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст

Абзац исключен. - Изменение N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст

ГОСТ 2023.1-88 (МЭК 809-85). Лампы для дорожных транспортных средств. Требования к размерам, электрическим и световым параметрам

Абзац исключен. - Изменение N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст

Абзац исключен. - Изменение N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст

Абзац исключен. - Изменение N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст

ГОСТ 5727-88. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 8769-75. Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости

Абзац исключен. - Изменение N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст

ГОСТ 12969-67. Таблички для машин и приборов. Технические требования

ГОСТ 12971-67. Таблички круглые для машин и приборов. Размеры

ГОСТ 14332-78. Поливинилхлорид суспензионный. Технические условия

Абзац исключен. - Изменение N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст

Абзац исключен. - Изменение N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст

Абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст

Абзац исключен. - Изменение N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст

ГОСТ 21015-88. Места крепления ремней безопасности легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 21480-76. Система "Человек - машина". Мнемосхемы. Общие эргономические требования

ГОСТ 21753-76. Система "Человек - машина". Рычаги управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 21829-76. Система "Человек - машина". Кодирование зрительной информации. Общие технические требования

ГОСТ 24350-88. Органы управления ножные легковых автомобилей. Расположение. Общие технические требования и методы испытаний

Абзац исключен. - Изменение N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст

Абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст

ОСТ 37.001.017-70. Органы управления легковых автомобилей. Безопасность конструкции и расположение. Технические требования

Абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст

ОСТ 37.001.439-86. Автомобили легковые. Технические требования и методы испытаний в части ударно-прочностных свойств кузова при опрокидывании

ГОСТ Р 12.4.026-2001. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

(абзац введен Изменением N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст)

ГОСТ Р 41.3-99 (Правила ЕЭК ООН N 3). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения светоотражающих приспособлений для механических транспортных средств и их прицепов

(абзац введен Изменением N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст)

ГОСТ Р 41.5-99 (Правила ЕЭК ООН N 5). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автомобильных ламп-фар ("sealed-beam" - SB) с европейскими асимметричными огнями ближнего света и (или) дальнего света

(абзац введен Изменением N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст)

ГОСТ Р 41.6-99 (Правила ЕЭК ООН N 6). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения указателей поворота механических транспортных средств и их прицепов

(абзац введен Изменением N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст)

    ГОСТ   Р  41.20-99  (Правила  ЕЭК  ООН  N  20).  Единообразные

предписания, касающиеся официального утверждения автомобильных фар

с  асимметричными  огнями  ближнего  света и (или) дальнего света,

предназначенных    для   использования   с   галогенными   лампами

накаливания (лампа Н )

                    4

(абзац введен Изменением N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст)

ГОСТ Р 41.38-99 (Правила ЕЭК ООН N 38). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения задних противотуманных огней механических транспортных средств и их прицепов

(абзац введен Изменением N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст)

ГОСТ Р 41.60-2001 (Правила ЕЭК ООН N 60). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухколесных мотоциклов и мопедов в отношении органов управления, приводимых в действие водителем, включая обозначение органов управления, контрольных приборов и индикаторов

(абзац введен Изменением N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст)

ГОСТ Р 52230-2004. Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия.

(абзац введен Изменением N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст)

 

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

3.1. Снегоходы - внедорожные механические транспортные средства, обеспечивающие передвижение людей и перевозку грузов по снежному бездорожью.

(п. 3.1 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

3.2. Эластичная окантовка - элемент конструкции снегохода, закрывающий открытые торцы стекол.

3.3. Вариатор - механизм для бесступенчатого регулирования скоростного режима снегохода.

3.4. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст.

 

 

4. КЛАССИФИКАЦИЯ

 

4.1. Классификация снегоходов и прицепов к ним приведена в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Катего-
рия    

Наименование 
транспортного 
средства   

Тип транспортного  
средства       

Тип движителя

S1     

Снегоход       

Лыжно-гусеничное (гусе-
ничное) с двигателем   

Гусеничный  

S2     

Снегоход на ши-
нах низкого    
давления       

Колесное (лыжно-колес- 
ное) с двигателем      

Колесный    

S3     

Аэросани       

Лыжное с двигателем    

Воздушно-   
винтовой    

S4     

Прочие         
снегоходы      

Роторно-винтовые с     
двигателем             
Катково-гусеничные с   
двигателем             
Другие с двигателем    

Роторно-    
винтовой    
Катково-    
гусеничный  
Другие      

SO1    

Прицепы        
грузовые       

Лыжное (колесное) без  
двигателя              

-           

SO2    

Прицепы        
пассажирские   

Лыжное (колесное) без  
двигателя              

-           

SO3    

Прицепы        
специальные    
(снегоочистите-
ли, уплотнители
и др.)         

Лыжное (колесное) без  
двигателя              

-           

 

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

5.1. Общие требования

 

5.1.1. Снегоходы должны быть работоспособны при температуре окружающего воздуха от 278 К (5 °С) до 233 К (-40 °С).

(п. 5.1.1 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

5.1.2. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст.

5.1.3. Исключен. - Изменение N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст.

5.1.4. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст.

5.1.5. Снегоходы, а также рама и двигатель должны иметь индивидуальные номера, присваиваемые заводом-изготовителем, с указанием этих номеров в паспорте изделия.

Маркировку снегоходов следует выполнять на табличках из металла по ГОСТ 12969 и ГОСТ 12971.

Маркировку рамы и двигателя следует выполнять на необрабатываемых поверхностях способами, исключающими их уничтожение и подделку (литьем, ударным или другим способом).

5.1.6. Снегоходы должны иметь предупреждающие надписи: на кожухе вариатора - "Запрещена работа двигателя со снятым кожухом", на капоте или приборном щитке или другом видном месте - "Перед пуском двигателя проверьте плавность перемещения рычага управления дроссельной заслонкой".

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

Надписи должны быть четкими, нестираемыми и расположены на видных местах.

5.1.7. Движущиеся, вращающиеся части или части, имеющие температуру выше 70 °С, в том числе выхлопная труба и глушитель, должны иметь защитные ограждения, если во время движения, посадки и высадки возможно касание о них водителя или пассажиров.

Вариаторы снегоходов должны иметь дополнительные металлические ограждения со стороны водителя и пассажиров.

5.1.8. Движители снегоходов категорий S1, S2 и S4 должны иметь ограждения, защищающие водителя и пассажиров от касания при движении.

При наличии кабины допускается ограждения не устанавливать, если кабина перекрывает движитель не менее 80% его ширины и обеспечивает защиту водителя и пассажиров при движении.

5.1.9. На снегоходах должны быть предусмотрены брызговики, крылья или иные элементы конструкции, защищающие водителя, пассажиров и груз от снега.

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

5.1.10. Винт снегоходов категории S3 должен быть огражден со всех сторон: по периметру вращения винта - сплошное ограждение, спереди и сзади - решетчатое, исключающее проникание руки через решетку.

5.1.11. Винт, применяемый для снегоходов категории S3, должен быть сертифицирован по требованиям безопасности.

5.1.12. Конструкция подножек снегоходов должна препятствовать соскальзыванию ног.

5.1.13. Для доступа водителя и пассажиров в кабину снегоходы должны быть оборудованы ступенями (лестницами) при обязательном наличии поручней, если расстояние по высоте от плоскости опорной поверхности подножки (порога дверного проема) до плоскости нижней поверхности движителя превышает 400 мм.

Допускается использовать в качестве промежуточных подножек конструктивные элементы снегоходов.

5.1.14. Снегоходы, предназначенные для перевозки пассажиров, должны иметь спинки или уступы на сиденьях и рукоятки или ремни для поддержки пассажиров при движении.

5.1.15. Остроконечные или острые части лыж, имеющие функциональное назначение, должны располагаться так, чтобы они были безопасны для водителя и пассажиров.

Радиус скругления острых углов наружных выступов снегоходов, рулевого управления, рычагов управления и включателей должен быть не менее 1,0 мм.

(п. 5.1.15 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

5.1.16. Снегоходы должны быть оборудованы передним буфером и задним защитным устройством.

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

5.1.17. Снегоходы должны иметь защитные ограждения (ветровые стекла, капот, панели) для защиты водителя и пассажиров от встречного потока воздуха.

5.1.18. Ветровые стекла снегоходов, не оборудованных кабиной, должны быть с эластичной окантовкой по периметру стекла.

Материал эластичных окантовок по ГОСТ 14332. Допускается применять другие марки материала с аналогичными свойствами и назначением.

Стекла снегоходов, оборудованных кабиной, следует изготавливать в соответствии с ГОСТ 5727.

5.1.19. Кабины снегоходов должны обеспечивать сохранение объема ограничения деформации (зоны безопасности) в случае опрокидывания.

Деформация должна быть не более 130 мм. Требования к условиям проведения испытаний по ОСТ 37.001.439.

5.1.20. Габаритные размеры снегоходов не должны быть более 2,5 м по ширине и 4 м - по высоте.

Допускается увеличение ширины до 3,1 м с выполнением по окраске требований ГОСТ Р 12.4.026, а в технических условиях и в руководстве по эксплуатации должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие безопасность передвижения по дорогам.

(в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст)

5.1.21. Абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст.

Абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст:

а) абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст;

б) абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст;

в) абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст.

Абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст:

Ограждение воздушного винта снегоходов категории S3 должно быть окрашено в оранжевый или желтый цвет, контрастный по отношению к окраске снегохода, с чередующимися черными полосами по ГОСТ Р 12.4.026.

(в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст)

Концы винта должны быть окрашены люминесцирующей краской красного или оранжевого цвета.

5.1.22. Снегоходы, оборудованные кабиной, должны иметь места крепления для расположения огнетушителя и аптечки первой медицинской помощи.

Расположение устройств крепления или расположения огнетушителя должно обеспечивать свободный доступ к нему в случае возникновения пожара.

5.1.23. Снегоходы, оборудованные кабиной, должны иметь места крепления ремней безопасности по ГОСТ 21015.

5.1.24. Тягово-сцепные устройства снегоходов должны соответствовать следующим требованиям:

а) обеспечивать надежную сцепку, исключающую возможность саморасцепления (поезда) во время движения;

б) замок тягового крюка должен иметь не менее двух предохранителей, действующих независимо друг от друга, и хотя бы один из которых не должен находиться под действием сил, появляющихся в тяговом крюке во время движения;

в) обеспечивать возможность отклонения продольной оси дышла от оси тягового крюка в вертикальной и горизонтальной плоскостях на угол не менее 60°.

5.1.25. На снегоходах, предназначенных для работы в составе поезда, должно быть предусмотрено крепление предохранительных тросов (цепей) прицепа.

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

Предохранительные тросы (цепи) не должны крепиться к тяговому крюку снегохода или деталям его крепления.

5.1.26. Снегоходы должны быть оснащены противоугонным устройством механического или электрического типа, действующим на один или несколько из нижеуказанных сборочных единиц:

а) рулевое управление;

б) коробку передач;

в) устройство, предотвращающее пуск двигателя;

г) устройство, предотвращающее вращение движителя;

д) систему зажигания или электрооборудования.

5.1.27. Конструкция капота и поднимаемых ограждений должна исключать возможность их самопроизвольного опускания и открывания.

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

5.1.28. Аккумуляторные батареи должны быть размещены таким образом, чтобы исключить попадание на батареи токопроводящих и (или) горючих материалов, а также паров электролита в кабину.

(п. 5.1.28 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

5.1.29. Металлические поверхности ручек руля, с которыми человек находится в постоянном контакте, должны быть покрыты термоизолирующим материалом.

(п. 5.1.29 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

5.1.30. Расположение заправочных горловин топливных баков должно быть таким, чтобы при заправке исключалось попадание топлива на части снегохода, способные его воспламенить.

5.1.31. Высота расположения заправочных горловин и аккумуляторных батарей должна быть не более 1400 мм от опорной поверхности.

5.1.32. Конструкция системы питания, смазки и охлаждения должна исключать каплепадение топлива, масла и охлаждающей жидкости.

Допускается каплепадение из дренажных трубок (отверстий) в предназначенные для этого емкости.

5.1.33. Выпускная система двигателя должна обеспечивать гашение искр до выхода отработавших газов в атмосферу.

Струя отработавших газов не должна быть направлена на водителя, пассажиров или горючие материалы.

В местах соединений прорыв газов и искр не допускается.

5.1.34. Снегоходы должны иметь устройства или места для строповки.

Схема строповки должна быть указана в эксплуатационной документации на снегоход.

Детали и сборочные единицы снегохода массой 80 кг и более, подлежащие перемещению в процессе сборки и разборки, должны быть приспособлены для строповки.

(п. 5.1.34 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

 

5.2. Органы управления и приборы

 

5.2.1. Комплект и расположение органов управления для различных снегоходов устанавливается в зависимости от их конструкции и принципа управления.

5.2.2. Расположение органов управления снегоходов с рулем мотоциклетного типа (далее - руль) должно соответствовать рисунку 1 (не приводится).

Допускается:

а) переключатели света фар и кнопку останова двигателя размещать на приборном щитке;

б) рычаг управления стояночным тормозом размещать на левой стороне руля, если он совмещен с рабочим тормозом;

в) звуковой сигнал нажимного действия размещать на капоте или приборном щитке, но обязательно слева от оси руля;

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

г) рычаг переключения передач размещать с правой стороны от оси руля.

(пп. "г" введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

5.2.3. Расположение органов управления снегоходов с рулем, имеющих коробку передач и сцепление, - по ГОСТ Р 41.60.

(в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст)

5.2.4. Органы управления, установленные на руле, должны быть удобны для использования в любом рабочем положении без отрыва рук водителя от рукояток руля.

5.2.5. Руль снегоходов должен отвечать следующим требованиям:

    ширина, мм                                           550...800

    труба (наружный диаметр х толщина стенки),           22 х 2

    мм, не менее

    абзац    исключен.    -   Изменение N 1,  утв.  Постановлением

Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст.

5.2.6. Снегоходы должны иметь ограничители поворота руля (рулевого колеса).

5.2.7. Люфт руля (рулевого колеса) не должен превышать 15°.

5.2.8. Расположение органов управления снегоходов, имеющих автомобильную компоновку, должно быть с учетом требований ГОСТ 24350, ОСТ 37.001.017 и РД 37.001.039 [1].

5.2.9. Расположение органов управления снегоходов, имеющих рычажное управление поворотом, должно быть с учетом требований ГОСТ 24350, ГОСТ 21753, ОСТ 37.001.017 и РД 37.001.039 [1].

5.2.10. Форма и размеры приводных элементов органов управления должны обеспечивать надежный захват их руками и предотвращать соскальзывание ног.

5.2.11. Построение мнемосхем - по ГОСТ 21480.

5.2.12. Органы управления и (или) их положение, при необходимости, должны быть обозначены надписями или символами, расположенными на элементах конструкции в непосредственной близости от органа управления или на их приводных элементах.

5.2.13. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст.

5.2.14. Органы управления и приборы внутреннего оборудования, используемые или регулируемые в процессе управления снегоходом, должны быть расположены в "зоне удобного пользования" по ОСТ 37.001.017.

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

5.2.15. Травмобезопасность внутреннего оборудования снегоходов, имеющих автомобильную компоновку должна соответствовать требованиям ОСТ 37.001.017.

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

5.2.16. Конструкция снегоходов должна исключать возможность самопроизвольного включения и выключения передач и приводов рабочих органов.

5.2.17. Конструкция приводов должна обеспечивать самовозврат органов управления подачи топлива основных дозирующих систем.

Не допускается устанавливать на снегоходах с рулем вращающуюся рукоятку управления подачи топлива основной дозирующей системы.

5.2.18. Усилия на органах управления не должны превышать значений, приведенных в таблице 2.

 

Таблица 2

 

┌──────────────────────────────────────────────────────┬─────────┐

              Наименование параметра                  │ Значение│

                                                      │усилия, Н│

├──────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤

│Усилие на педали тормоза                              │500     

│Усилие на рычаге тормоза, приводимом в действие рукой │400     

│Усилие на рычаге тормоза, приводимом в действие       │200     

│кистью руки                                                   

│Усилие на руле при движении                           │200     

│Усилие на рулевом колесе при движении                 │200     

│Усилие на рычагах управления трансмиссией             │200     

│Усилие на рычаге переключения передач                 │120     

│Усилие на педали сцепления                            │400     

│Усилие на рычаге сцепления                            │200     

│Усилие на рычаге управления дросселем (рейкой насоса) │40      

│Усилие на педали управления дросселем (рейкой насоса) │100     

│Исключено. - Изменение N 1, утв. Постановлением  Госстандарта РФ│

│от 03.03.2000 N 51-ст                                         

└──────────────────────────────────────────────────────┴─────────┘

 

5.2.19. Снегоходы должны быть оборудованы устройствами для экстренного останова двигателя в следующих ситуациях:

а) неисправности системы управления подачи топлива основных дозирующих систем;

б) внезапное покидание водителем снегохода.

Кнопка экстренного останова двигателя должна быть красного цвета и иметь фиксацию.

(п. 5.2.19 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

5.2.20. Снегоходы должны быть оборудованы указателем уровня топлива.

5.2.21. Снегоходы должны быть оборудованы внешними световыми приборами по ГОСТ 8769.

Требования к внешним световым приборам по ГОСТ Р 41.5, ГОСТ Р 41.20, ГОСТ 2023.1, ГОСТ Р 41.3 и ГОСТ Р 41.6, ГОСТ Р 41.38.

(в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст)

На снегоходах категории S3 габаритные фонари (огни) должны быть расположены на наружном ограждении винта.

Допускается на снегоходах, не оборудованных кабиной:

а) не устанавливать указатели поворотов;

б) не устанавливать стояночные огни при условии установки боковых световозвращателей;

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

в) устанавливать одну фару и один задний фонарь при обеспечении размера не более 600 мм от наружного края габаритного огня до плоскости бокового габарита снегохода.

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

5.2.22. Снегоходы категории S3 и снегоходы, габаритные размеры которых превышают установленные в 5.1.20, должны иметь в верхней точке мигающий или непрерывный световой сигнал оранжевого или желтого цвета.

5.2.23. Снегоходы должны иметь звуковой сигнал. Уровень звука сигнала должен быть не менее чем на 8 дБА выше уровня внешнего шума снегохода на расстоянии 1 м.

Допускается на снегоходах категории S1 звуковой сигнал не устанавливать.

 

5.3. Тормозные системы

 

5.3.1. Снегоходы должны иметь рабочую и стояночную тормозные системы.

5.3.2. Рабочая тормозная система должна обеспечивать:

а) тормозной путь снегохода при постоянной скорости 30 км/ч в момент начала торможения не более 13 м или блокировку трансмиссии при нажатии на рычаг управления тормозом с усилием, не более, по 5.2.18;

б) непрямолинейность (отклонение от оси движения) в процессе торможения не более 1 м.

(п. 5.3.2 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

5.3.3. Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижность снегохода на уклоне не менее 15° в течение 2 мин.

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

5.3.4. Снегоходы категорий S1, S2, S4 должны иметь стояночный тормоз фрикционного типа с механическим устройством фиксации и неотключаемым приводом на движитель.

Снегоходы категории S3 могут иметь стояночный тормоз иного типа.

Допускается совмещение стояночного тормоза с рабочим.

5.3.5. Все детали привода тормозных систем должны выдерживать статические нагрузки, возникающие от приложения к педали тормоза усилия 1000 Н, к рычагу ручного привода тормоза, приводимого в действие рукой, - 800 Н, к рычагу ручного привода тормоза, приводимого в действие кистью руки, - 400 Н.

 

5.4. Требования к обзорности

 

5.4.1. Исключен. - Изменение N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст.

5.4.2. Снегоходы должны быть оборудованы зеркалом заднего вида с регулировкой его положения и обеспечением надежного крепления и фиксации в выбранном положении.

Допускается на снегоходах категории S1 зеркало заднего вида не устанавливать.

 

5.5. Безопасность эксплуатации

 

5.5.1. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст.

5.5.2. Предельная температура надежного пуска двигателя с применением средств облегчения запуска должна быть не выше минус 40 °С.

В эксплуатационной документации должны быть рекомендации по вспомогательным приемам и процедурам, облегчающим пуск двигателя при низких температурах.

Система пуска двигателя должна приводиться в действие с места водителя (за исключением системы предпускового подогрева) и должна быть пожаробезопасной.

Абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст.

Двигатели должны иметь систему аварийного пуска, которая должна обеспечить пуск при выходе из строя основной системы (основных систем).

5.5.3. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст.

5.5.4. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст.

5.5.5. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст.

5.5.6. Параметры плавности хода снегоходов (вибрации в вертикальном и горизонтальном направлениях на сиденье) и вибрации на подножках (полах) и органах управления (руле, рулевом колесе, рычагах поворота) устанавливают в технических условиях на снегоходы конкретных моделей.

5.5.7. Внешний уровень шума снегоходов не должен превышать 86 дБА.

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

5.5.8. Внутренний уровень шума снегоходов, оборудованных кабиной, не должен превышать 86 дБА.

5.5.9. Содержание окиси углерода в отработавших газах при минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала двигателя не должно превышать 4,5% (в объемных долях).

5.5.10. Для снегоходов, оборудованных кабиной, содержание окиси углерода на месте водителя и пассажиров не должно превышать 20 мг/куб. м.

 

5.6. Требования к прицепам

 

5.6.1. Прицепы следует изготавливать в соответствии с требованиями 5.1.1, 5.1.15.

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

5.6.2. Прицепы должны иметь индивидуальные номера, присваиваемые заводом-изготовителем, с указанием этих номеров в паспорте изделия.

Маркировку номеров следует выполнять на необрабатываемых поверхностях способами, исключающими их уничтожение, подделку (литьем, ударным и другим способом).

5.6.3. Тягово-сцепные устройства прицепов должны соответствовать следующим требованиям:

а) 5.1.24а, 5.1.24в;

б) обеспечивать вращение сцепной петли вокруг своей продольной оси;

в) сцепная петля должна иметь амортизационно-поглощающее устройство, действующее вдоль ее продольной оси.

5.6.4. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст.

5.6.5. Прицепы должны быть оборудованы предохранительными тросами (цепями).

В случае аварийного обрыва (поломки) тягово-сцепного устройства предохранительные тросы (цепи) не должны допускать касания сцепной петли дышла поверхности горизонтального участка дороги и должны обеспечивать управление прицепом.

5.6.6. Прицепы должны иметь заднее защитное устройство.

Допускается прицепы не оборудовать задним защитным устройством, если элементы их рамы или кузова выполняют функции этого устройства.

5.6.7. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст.

5.6.8. Полную массу прицепа устанавливает завод-изготовитель прицепов в технических условиях и указывает в эксплуатационной документации.

5.6.9. Прицепы категории SO1 должны соответствовать следующим требованиям:

5.6.9.1. Платформа прицепа должна:

а) иметь по периметру бортики или ограждения;

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

б) иметь устройства для крепления груза.

5.6.9.2. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст.

5.6.9.3. Прицепы должны иметь боковые и задние световозвращатели по ГОСТ Р 41.3.

(в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст)

5.6.10. Прицепы категории SO2 должны соответствовать:

5.6.10.1. Требованиям 5.1.12, 5.1.13, 5.1.17, 5.1.18, 5.1.23, 5.1.28, 5.1.29, 5.5.8, 5.5.10.

5.6.10.2. Кабины прицепов (в том числе с открывающимся или съемным верхом) должны быть оборудованы системой ограждающих защитных элементов, включающей силовые конструктивные элементы (раму ветрового стекла, стойки, дуги безопасности и т.п.).

Защитные элементы должны поддерживать крышу и служить ограничителями ее деформации при опрокидывании.

Абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст.

5.6.10.3. Салоны прицепов должны быть оборудованы:

а) сиденьями со спинками;

б) упорами для ног пассажиров;

в) рукоятками для каждого пассажира.

5.6.10.4. Внутреннее оборудование прицепа должно быть травмобезопасным по ОСТ 37.001.017.

5.6.10.5. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст.

5.6.10.6. Параметры плавности хода прицепов полной массы (вибрации в вертикальном и горизонтальном направлениях на сиденье) устанавливают в технических условиях на прицепы конкретных моделей.

(п. 5.6.10.6 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

5.6.10.7. Прицепы должны иметь боковые и задние световозвращатели и сигналы торможения по ГОСТ 8769.

Требования к внешним световым приборам по ГОСТ 2023.1, ГОСТ Р 41.3, ГОСТ Р 41.6, ГОСТ Р 41.38.

(абзац введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст, в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.09.2007 N 239-ст)

На прицепах, тягачом которых являются снегоходы категории S1 без кабин, допускается:

(абзац введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

а) не устанавливать указатели поворотов;

(абзац введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

б) устанавливать один задний габаритный огонь при габаритной ширине не более 1,5 м.

(абзац введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

5.6.10.8. Прицепы должны быть укомплектованы штепсельными розетками, комплектом проводов для подсоединения к электрооборудованию снегохода и инструкцией о порядке выполнения этих работ.

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2000 N 51-ст)

 

 

 

 

 

Приложение А

(справочное)

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

[1] РД 37.001.039-86     Размещение органов  ручного  управления и

                         средств отображения информации в легковых

                         автомобилях. Эргономические требования.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования