Утвержден

Приказом Федерального

агентства по техническому

регулированию и метрологии

от 27 декабря 2007 г. N 517-ст

 

Дата введения -

1 июля 2008 года

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГЛОБАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА

 

АППАРАТУРА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НАВИГАЦИОННАЯ ГРАЖДАНСКОГО

НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ, РАЗГОННЫХ БЛОКОВ

И КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

GLOBAL NAVIGATION SATELLITE SYSTEM.

CIVIL NAVIGATION RECEIVER EQUIPMENT FOR LAUNCHERS,

SPACE TUGS AND SPACE VEHICLES. TECHNICAL REQUIREMENTS

 

ГОСТ Р 52864-2007

 

Предисловие

 

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

 

Сведения о стандарте

 

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения" совместно с Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр современных навигационных технологий "Интернавигация".

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация".

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 517-ст.

4. Введен впервые.

 

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт распространяется на навигационную аппаратуру потребителей гражданского назначения (далее - НАП), предназначенную для установки на ракетах-носителях (далее - РН), разгонных блоках (далее - РБ) и космических аппаратах (далее - КА).

Стандарт устанавливает технические требования к НАП, предназначенной для измерения первичных радионавигационных параметров и определения координат местоположения и вектора скорости РН, РБ и КА по сигналам канала стандартной точности созвездия навигационных космических аппаратов (далее - НКА) глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) и глобальной системы позиционирования (GPS) в непрерывном навигационном поле на высотах над поверхностью Земли до 2000 км для системы ГЛОНАСС и до 3000 км - для системы GPS, а также в дискретном навигационном поле на высотах от 2000 и 3000 км для систем ГЛОНАСС и GPS соответственно до высоты 40000 км над поверхностью Земли.

Структура сигналов ГЛОНАСС определена в Интерфейсном контрольном документе на систему ГЛОНАСС [1], а структура сигналов GPS - в Интерфейсном контрольном документе на систему GPS [2].

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.018-93. Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования

ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 4401-81. Атмосфера стандартная. Параметры

ГОСТ 21552-84. Средства вычислительной техники. Общие технические требования, приемка, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 23216-78. Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3. Термины, определения и сокращения

 

3.1. В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1. Разгонный блок: составная часть системы средств выведения космических аппаратов на орбиту Земли, обеспечивающая перемещение полезных грузов с орбиты на орбиту или направление их на отлетные и межпланетные траектории.

3.1.2. Ракета-носитель: средство выведения космических аппаратов на заданные орбиты космического пространства, предназначенное для доставки полезных грузов.

3.1.3. Космический аппарат: орбитальное средство, на борту которого размещается полезный груз, предназначенный для выполнения различных целевых задач.

3.1.4. Созвездие навигационных космических аппаратов: навигационные космические аппараты, находящиеся в зоне радиовидимости потребителей ГЛОНАСС.

3.1.5. Общеземная система координат: прямоугольная система координат, центр которой совпадает с центром массы Земли, с осью X, лежащей в плоскости экватора и направленной в сторону Гринвичского меридиана, осью Z, направленной к Северному полюсу, и осью Y, дополняющей систему до правой системы координат.

3.1.6. Порт: входное/выходное устройство приемника.

3.1.7. Электромагнитная совместимость: способность технических средств функционировать с заданным качеством в конкретной электромагнитной обстановке, не создавая недопустимых электромагнитных полей, воздействующих на другие технические средства и биологические объекты.

3.1.8. Диапазон частот L: диапазон частот L1 = 1,6 ГГц, L2 = 1,2 ГГц, L3 = 1,1 ГГц.

3.2. В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

WGS - Всемирная геодезическая система;

ГЛОНАСС - Глобальная навигационная спутниковая система России;

GPS - Глобальная система позиционирования;

КА - космический аппарат;

МШУ - малошумящий усилитель;

НАП - навигационная аппаратура потребителей;

НКА - навигационный космический аппарат;

ПЗ - параметры Земли;

РБ - разгонный блок;

РН - ракета-носитель;

ЦВМ - цифровая вычислительная машина;

ЭМС - электромагнитная совместимость.

 

4. Технические требования

 

4.1. Настоящий стандарт устанавливает технические требования к НАП гражданского назначения в части измерения первичных навигационных параметров и определения координат местоположения и вектора скорости РН, РБ и КА и не распространяется на другие возможности НАП. Дополнительные возможности НАП, связанные с вычислительными функциями и передачей входных или выходных данных, не должны ухудшать основные характеристики НАП.

4.1.1. НАП для измерения первичных навигационных параметров и определения координат местоположения и вектора скорости РН, РБ и КА должна автономно принимать и обрабатывать сигналы ГЛОНАСС или GPS, или совместно сигналы ГЛОНАСС и GPS, передаваемые с НКА, а именно:

- формировать управляемую по сигналам бортовой ЦВМ РН, РБ или КА шкалу времени и передавать физический сигнал секундной метки, соответствующий шкале времени UTC (SU);

- измерять и передавать в бортовую ЦВМ РН, РБ или КА радионавигационные параметры, осуществляя при этом их привязку к шкале времени UTC (SU). Использование других шкал времени является дополнительной функцией НАП и должно быть согласовано с заказчиком;

- выделять из принятого навигационного сигнала и выдавать в бортовую ЦВМ РН, РБ или КА кадры навигационного сообщения НКА ГЛОНАСС/GPS.

Набор параметров, передаваемых в ЦВМ РН, РБ или КА, должен быть установлен по согласованию изготовителя с заказчиком.

4.1.2. Расчет координат местоположения РН, РБ и КА проводят в общеземных системах координат WGS-84 или ПЗ-90.02. По согласованию между изготовителем и заказчиком допускается использовать другую систему координат.

4.1.3. В НАП должен быть предусмотрен, по крайней мере, один выходной порт для передачи информации в другие устройства, входящие в состав РН, РБ и КА.

4.2 НАП, как правило, должна включать в себя следующие основные функциональные блоки:

- антенно-фидерное(ые) устройство(а) для приема сигналов ГЛОНАСС/GPS;

- МШУ (один или несколько);

- приемник(и) сигналов ГЛОНАСС/GPS;

- процессор(ы);

- бортовую кабельную сеть.

Допускается объединять один или несколько из перечисленных выше функциональных блоков в один функциональный блок.

4.3. В комплект поставки НАП должны входить:

- НАП;

- контрольно-проверочная аппаратура, предназначенная для предполетных испытаний НАП (число комплектов контрольно-проверочной аппаратуры устанавливает заказчик);

- эксплуатационная документация.

4.4. Испытания НАП проводят с помощью специальной аппаратуры, моделирующей изменения параметров входного сигнала в соответствии с динамикой полета изделия.

4.5. НАП должна работать в следующих режимах:

- штатном;

- режиме самопроверки НАП с выдачей результатов проверки.

4.6. В каждом из режимов работы НАП должна выдавать информацию с признаками достоверности или недостоверности.

4.7. Чувствительность и динамический диапазон

НАП должна обеспечивать поиск, прием и обработку сигналов ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS с заданными характеристиками при изменении мощности сигнала на входе антенн в диапазоне от минус 170 до минус 140 дБВт.

4.8. НАП должна соответствовать требованиям ЭМС объекта.

4.9. Показатели надежности НАП должны соответствовать показателям надежности объекта и требованиям ГОСТ 27.002.

4.10. НАП должна быть устойчивой к воздействию следующих внешних факторов:

- стандартной атмосферы по ГОСТ 4401;

- потока техногенных и микрометеорных частиц;

- атомарному кислороду;

- синусоидальной вибрации;

- широкополосной случайной вибрации;

- ударных нагрузок;

- виброудара;

- линейных ускорений по трем осям;

- акустических шумов;

- естественной и искусственной радиации;

- статическому электричеству по ГОСТ 12.1.018.

Конкретные нормы каждого воздействия должны быть установлены по согласованию между изготовителем и заказчиком.

4.11. НАП должна соответствовать требованиям настоящего стандарта после транспортирования в составе объекта или упакованной в транспортную тару следующими видами транспорта:

- воздушным - самолетом на расстояние до 10000 км с любой скоростью полета в негерметичной кабине с тремя взлетами-посадками и вертолетом на расстояние до 300 км;

- железнодорожным - без ограничения дальности со скоростью, допускаемой на железнодорожном транспорте;

- автомобильным - на расстояние до 1000 км.

4.12. Упаковка и маркировка НАП должны соответствовать требованиям ГОСТ 21552 и ГОСТ 23216.

4.13. НАП выполняет измерение первичных радионавигационных параметров в непрерывном навигационном поле в диапазоне высот от 0 до 2000 км для системы ГЛОНАСС и от 0 до 3000 км - для системы GPS, а также в прерывистом навигационном поле в диапазоне высот от 2000 до 40000 км над поверхностью Земли для системы ГЛОНАСС и от 3000 до 40000 км - для системы GPS.

4.14. НАП должна обеспечивать возможность приема хотя бы одного из следующих сигналов системы ГЛОНАСС:

- L1 стандартной точности;

- L2 стандартной точности;

- L3 стандартной точности,

а также сигнала стандартной точности L1 С/А системы GPS.

 

Библиография

 

[1] Глобальная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС. Интерфейсный контрольный документ - Редакция 5.0. М.: КНИЦ, 2002

[2] Интерфейсный контрольный документ глобальной системы позиционирования. (Interface Control Document: NAVSTAR GPS Space Segment/Navigation User Interfaces (ICD-GPS-200). - Rockwell Int. Corp., 1997)

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования