Правительство Москвы

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

МГСН 4.05-95

ТСН 31-305-96

г. Москвы

(зарегистрирован 1996-03-20)

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ. 1

Утверждены.. 2

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.. 2

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ.. 2

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 2

4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ.. 3

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ... 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 13

Ориентировочный расчет числа мест в процедурных кабинетах различных типов. 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 13

Ориентировочные состав и площади помещений учебно-профессиональной подготовки. 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 15

Ориентировочные состав и площади помещений культурно-массового обслуживания. 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 16

Ориентировочные состав и площади помещений медицинского обслуживания в школах-интернатах на 140-160 мест. 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 17

Ориентировочные состав и площади помещений столовой и производственных помещений кухни в школах-интернатах на 140-160 мест. 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. 18

Ориентировочные состав и площади помещений административно-бытового обслуживания. 18

 

Правительство Москвы

Московские городские строительные нормы

МГСН 4.05-95

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд. арх. Тхор Э.А., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.).

При участии МГЦ Госсанэпиднадзора (санитарные врачи Пронина Л.И., Добышев К.А.).

2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой, МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения.

3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Архитектурно-техническим управлением Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.).

4. СОГЛАСОВАНЫ: УГПС ГУВД г. Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора, Департаментом образования г. Москвы.

5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением первого заместителя премьера правительства Москвы от 30 ноября 1995 г. № 1143-РЗП.

Внесены

Москомархитектурой, МНИИП объектов культуры и отдыха, спорта и здравоохранения

Утверждены

Правительством Москвы распоряжением от 09.12.94

№ 2388-РЗП

Срок
введения в действие
с 1 января 1995 г.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Дата введения 1996-01-01

1.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 (см. раздел 2) для г. Москвы и Лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП) как дополнение и уточнение к федеративным нормативным документам в строительстве, в т.ч. по проектированию общественных зданий и среды жизнедеятельности инвалидов, действующим на территории г. Москвы и ЛПЗП, и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих школ-интернатов для детей-инвалидов.

1.2. Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию школ-интернатов для детей инвалидов.

1.3. Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения.

Пункты настоящих норм, отмеченные знаком « * », являются обязательными.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1. СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».

2.2. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения».

2.3. СНиП 2.01.02-85 «Противопожарные нормы».

2.4. СНиП 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений».

2.5. ВСН 62-91 «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения».

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Рекомендуемая номенклатура типов школ-интернатов для детей и подростков с недостатками физического и умственного развития и уровень обеспечиваемого воспитанникам образования приводятся в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Рекомендуемые номенклатура типов школ-интернатов, контингент воспитанников и уровень даваемого образования

№№

Назначение школы-интерната

Уровень даваемого образования

1.

Для умственно отсталых детей

Неполное среднее

2.

Для слепых и слабовидящих детей

Полное среднее

3.

Для глухих и слабослышащих детей

Полное среднее

4.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Полное среднее

5.

Для детей больных сколиозом

Полное среднее

6.

Для детей с недостатками речи

Неполное среднее

3.2. В школах-интернатах для инвалидов, как правило, содержатся дети школьного возраста: в учреждениях, обеспечивающих неполное среднее образование (девятилетнее) - 7-16 лет; полное среднее (одиннадцатилетнее) - 7-19 лет.

Примечания:

1. С учетом недостатков физического и умственного развития сроки обучения и возраст детей и подростков, пребывавших в школах-интернатах, могут быть увеличены и в соответствии с заданием на проектирование в состав школ-интернатов для инвалидов могут быть включены дошкольные отделения для детей 3-7 лет.

2. В школах-интернатах для умственно отсталых детей могут быть организованы группы-классы, в которых детям-инвалидам 2-19 лет обеспечивается только начальное образование.

3.3. Школы-интернаты, как правило, обеспечивают круглосуточное пятидневное пребывание воспитанников. В некоторых случаях в интересах детей допускается только дневное пребывание воспитанников. При наличии сирот, школы-интернаты обеспечивают им круглогодичное пребывание в учреждении, включая выходные дни и школьные каникулы.

*3.4 Школы-интернаты для детей с недостатками физического или умственного развития должны обеспечивать воспитанникам следующие виды обслуживания:

- проживание;

- питание;

- санитарно-гигиеническое обслуживание;

- воспитание, обучение;

- культурно-массовое обслуживание;

- медицинское обслуживание (включая физическую реабилитацию);

- социальную адаптацию, профессиональную подготовку (в зависимости от индивидуальных возможностей); административно-бытовое обслуживание.

*3.5. Все типы школ-интернатов, за исключение школ для слепых и слабовидящих детей, должны быть рассчитаны на пребывание инвалидов-колясочников. Ориентировочное расчетное число колясочников в школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата следует принимать 20-30% от вместимости, в остальных типах учреждений - 2-3% от вместимости.

Примечание:

Школы-интернаты, так же как и все остальные учреждения, должны быть рассчитаны на посетителей-инвалидов, пользующихся колясками

3.6. Количество этажей в зданиях, как правило, следует принимать не более трех. В случае, если в состав школ-интернатов входит дошкольное отделение, его следует располагать не выше второго этажа.

Примечание:

На затесненных территориях в школах-интернатах для умственно отсталых детей, для глухих и слабослышащих, для детей больных сколиозом, для детей с недостатками речи число этажей может быть увеличено до четырех при условии устройства противодымной защиты путей эвакуации, устройства в здании автоматического пожаротушения и по согласованию в каждом конкретном случае с органами Госпожнадзора.

3.7. При числе этажей более двух школы-интернаты должны быть оборудованы лифтами по расчету. В двухэтажных зданиях школ-интернатов для детей с поражением опорно-двигательного аппарата наличие лифтов обязательно; в остальных типах школ-интернатов - наличие лифтов определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование. В школах-интернатах для детей и подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата кроме лифтов следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1:10 с ограждающими конструкциями со всех сторон, имеющими предел огнестойкости не менее 2-х часов.

Ширина лестничных маршей и пандусов в школах-интернатах для детей-инвалидов должна быть не менее 1,8 м.

3.8. Вместимость школ-интернатов, состав и площади их помещений должны в каждом конкретном случае определяться заданием на проектирование.

При общей вместимости более 160 мест учреждение должно состоять из отдельных блоков (отделений), включающих, кроме помещений проживания, помещения питания, а также учебного и первичного медицинского обслуживания.

Актовый и спортивный залы, а также бассейн следует предусматривать общими на все учреждение.

3.9. Необходимость мероприятий гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

*3.10. Во всех помещениях необходимо предусмотреть устройства и приспособления для облегчения физических усилий детей с ограниченными двигательными функциями, в том числе передвигающихся на колясках.

*3.11. В учреждениях для детей с нарушениями зрения следует предусматривать предупреждающую информацию о приближении к препятствиям изменением качества поверхностного слоя покрытия дорожек, рельефными полосами, защитными ограждениями и др. для облегчения ориентации детей в пространстве.

*3.12. Высоту помещений, требования к инженерному оборудованию и другие общие требования, в том числе и противопожарные, следует принимать в соответствии с нормами проектирования «Общественные здания и сооружения», «Противопожарные нормы», «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения», а также другими нормативными документами, действующими в г. Москве.

4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ

4.1. Площадь участка следует принимать, как правило, из расчета 140-160 кв. м на 1 место при вместимости до 160 мест и 120-140 кв. м на 1 место при вместимости свыше 160 мест.

Примечание:

На затесненных территориях площадь участка может быть сокращена на 15-20 %.

*4.2. В составе территории должны быть предусмотрены следующие функциональные зоны:

а) зона проживания и обучения детей с расположенными в ней игровыми площадками, теневыми навесами, спортивными площадками;

б) зона обслуживания, в которой размещаются площадка при кухне с мусоросборником и пожарным постом;

в) зона изолятора, приемного и карантинного отделений;

г) зона огорода, ягодника, живого уголка;

д) хозяйственная зона. в которой в зависимости от конкретных условий располагаются гараж, котельная, прачечная, складские помещения, мастерские, овощехранилище и т.д.

Примечание:

На затесненных территориях для размещения хозяйственных, инженерных и подсобных помещений рекомендуется использовать подземное пространство, в том числе под зданиями школ-интернатов, при условии выполнения требований действующих нормативных документов.

4.3. Площадь игровых площадок принимается 6-8 кв. м на одного ребенка из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и 40-50% детей школьного возраста. Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров. Теневые навесы площадью 2 кв. м на 1 место должны примыкать к игровым площадкам и быть рассчитаны на проведение игр, в плохую погоду, а также на возможность проведения устных уроков для дошкольников и младших школьников. Теневые навесы должны иметь дощатый пол, должны быть закрыты с трех сторон и ориентированы на солнечную сторону. Возможно блокирование игровых площадок и теневых навесов, относящихся к одной жилой секции (п. 5.6).

4.4. На игровых площадках рекомендуется предусматривать следующее оборудование:

- для детей дошкольного и младшего школьного возраста - качели, качалки, грибки, домики, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столами для игр с песком, а также площадка для развития всех основных видов движения (для лазания, скатывания, пролезания), скамейки для отдыха;

- для детей среднего и старшего школьного возраста - беседки и скамейки для отдыха и чтения, столы для игр.

Примечания:

1. Набор оборудования следует уточнять в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

2. К песочных дворикам должен быть подведен летний водопровод для мойки игрушек после игр.

4.5. На территории школ-интернатов, за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, необходимо предусматривать физкультурную и спортивные площадки для игр в настольный теннис, волейбол, бадминтон, футбол и т.п. Эти площадки должны располагаться вблизи игровых площадок для детей среднего и старшего школьного возраста.

Размеры спортивных площадок рекомендуется принимать: для настольного тенниса - 2,8 ´ 1,5 м; для волейбола – 9 ´ 18 м; для футбола – 40 ´ 60 м; для бадминтона - 13,5 ´ 6 м; для физической культуры - 80-100 кв. м. Набор площадок и их размер определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

4.6. Огород-ягодник и площадку для живого уголка следует устраивать общими для всех групп детей из расчета: огород-ягодник - 0,4 - 0,6 кв. м на одного ребенка, площадка для живого уголка - 0,2  -0,4 кв. м. на одного ребенка.

4.7. Озеленение участка включает групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, декоративные растения, цветники и газоны. Площадь зеленых насаждений следует принимать из расчета не менее 40% площади участка.

4.8. Вопросы размещения школ-интернатов для детей-инвалидов в системе застройки населенных пунктов, удаления от промышленных объектов, транспортных магистралей и т.п., а также вопросы природоохранных мероприятий, следует решать в соответствии с градостроительными требованиями нормативных документов, действующих на территории г. Москвы и ЛПЗП.

*4.9 Территория школ-интернатов должна быть огорожена, на участок должно быть предусмотрено не менее двух въездов с устройством дорог с твердым покрытием из расчетной нагрузки от пожарных машин - 20 тонн на ось. Один из въездов должен быть хозяйственным. К зданию должны быть предусмотрены подъезды с двух противоположных сторон.

При въезде на территорию следует предусматривать проходную.

*4.10. Изолятор (приемно-карантинное отделение) должен иметь подъездные пути, обеспечивающие возможность проезда пожарных машин и специального транспорта для эвакуации заболевших детей.

*4.11. Норма расхода воды при наружном пожаротушении должна приниматься не менее 100 л/с при одновременном расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды населения. Радиус обслуживания пожарных гидрантов не должен превышать 150 м. На стенах зданий и сооружений следует предусматривать установку светоуказателей пожарных гидрантов.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ

*5.1. В состав школ-интернатов входят следующие основные группы помещений:

- помещения проживания детей;

- помещения учебно-профессиональной подготовки;

- помещения обслуживания (включающие помещения культурно-массового, медицинского, административно-бытового обслуживания, помещения, обеспечивающие питание детей и персонала);

- изолятор, приемно-карантинное отделение;

- хозяйственные сооружения.

*5.2. Помещения проживания детей, помещения учебно-профессиональной подготовки и помещения обслуживания следует размещать в отдельных корпусах или блоках, либо непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединенных отапливаемыми переходами. При этом, в случае непосредственного примыкания, между блоками должны предусматриваться противопожарные стены 1-го типа.

Изолятор, совмещенный с приемно-карантинным отделением, допускается располагать или в отдельном корпусе, или в изолированном блоке, примыкающем к корпусу помещений обслуживания, с отдельным входом. Хозяйственные сооружения (котельная, гараж, прачечная и др.) должны располагаться в отдельном корпусе или блоке, размещаемом в специальной зоне с отдельным въездом.

Независимо от вместимости учреждений, помещения административно-бытового обслуживания, изолятор, хозяйственные сооружения предусматриваются общими для всего учреждения.

*5.3. Здания школ-интернатов следует проектировать не ниже II степени огнестойкости.

*5.4. Помещения проживания следует проектировать в виде изолированных групп жилых помещений двух основных типов:

- для детей-дошкольников - по типу детского сада, когда раздевальная, групповая, спальня и туалет образуют единый блок связанных друг с другом помещений;

- для детей школьного возраста - по типу коридорной системы, когда спальни с другими помещениями жилой ячейки связаны через коридор (систему коридоров).

Примечание:

Принципы проектирования жилых помещений для групп детей младшего школьного возраста могут приниматься как по типу 1 (детского сада), так и по типу 2 (коридорной системы).

*5.5. Численность детей должна составлять:

- в дошкольных группах 6-8 человек;

- в группах-классах детей школьного возраста: для глухих детей - 8 чел., для слабослышащих, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - 10 чел., для больных сколиозом - 10-12 чел., в остальных типах учреждений - 8-10 чел.

Примечания:

1. Формирование и комплектование ячеек следует осуществлять в соответствии с организацией учебных классов (групп) с учетом количества, возраста, уровня подготовки, характера заболевания ребенка.

2. Численность групп детей с физическими недостатками и умственной отсталостью (спецгруппы) может составлять 4-6 человек.

*5.6. Жилые помещения могут образовывать секции: для дошкольников - на 2-4 группы; для школьников - на 4-8 групп-классов.

В каждую секцию для дошкольников следует предусматривать отдельный вход.

Входы в помещения жилых групп для детей школьного возраста могут быть предусмотрены или через отдельный вестибюль для каждой секции, или через главный вестибюль.

Примечание:

Возможен вариант, когда в жилые группы для детей младшего школьного возраста входы предусматриваются через отдельные вестибюли для каждой секции, а для среднего и старшего школьного возраста - через главный вестибюль.

5.7. Входы в помещения жилых групп всех типов должны организовываться через раздевальные. В секциях для дошкольников раздевальные должны входить в состав помещений каждой жилой группы на 6-8 человек. Допускается организация общей раздевальной на 2 жилых группы для дошкольников.

В случае, если входы в группы жилых помещений для детей школьного возраста предусматриваются для секции или учреждения через общий вестибюль, раздевальные должны быть предусмотрены при нем, они располагаются в открытых помещениях, выделенных оборудованием. Допускается предусматривать общие раздевальные на 2-4 группы.

В составе оборудования раздевальных, необходимо предусматривать сушильные шкафы для одежды и обуви с водяным подогревом и вытяжкой, а также секционные шкафы для хранения детской одежды и обуви.

5.8. В школах-интернатах для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата все спальные комнаты должны быть рассчитаны на проживание вместе с другими одного инвалида-колясочника. В остальных типах школ-интернатов (за исключением учреждений для слепых и слабовидящих детей) - 10-15% спальных комнат для каждой возрастной группы.

5.9. Санитарные узлы в жилых группах, проектируемых по принципу детского сада, размещаются в помещении, смежном с групповой.

Санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе могут предусматриваться или при каждой спальной комнате, или общими в коридоре. Выбор варианта определяется заданием на проектирование.

Размещение, состав помещений и санитарного оборудования санитарных узлов в различных типах жилых помещений рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 5.1.

Таблица 5.1.

Рекомендуемое размещение санитарных узлов для детей,
состав помещений и оборудования

№№

п/п

Тип помещений проживания

Расположение санитарного узла

Тип санитарного узла

Состав санитарного оборудования

1.

Жилая группа помещений по типу детского сада

В составе помещений групповой ячейки

Общая туалетная

- два унитаза в кабинках, огороженных экранами

- один душевой рожок с поддоном

- три умывальника

- две ногомойки

2.

Жилая группа помещений по типу коридорной системы

1. Санитарные узлы для мальчиков и девочек, общие на секцию, располагаются в коридоре

1. Уборные для мальчиков и девочек

2. Кабины для личной гигиены для девочек

3. Умывальные для мальчиков и девочек

4. Душевые кабины с раздевальными

На каждые 15-20 мест:

- по два унитаза для мальчиков и для девочек
- писсуар в уборной для мальчиков

- умывальник бидэ

- по три умывальника

- по две ногомойки

- по 2-3 душевые кабины по одному рожку

 

 

2. Санитарный узел размещается при каждой спальне на 3-4 места

Совмещенный санитарный узел

- душ

-унитаз

- умывальник

Примечания:

1. Все помещения санитарных узлов долгий иметь в полу трап для слива воды.

2. В умывальных, туалетных, в совмещенных санитарных узлах должны предусматриваться полотенцесушители.

3. Планировка и оборудование санитарных узлов (за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей) должны предусматривать возможность пользования инвалидами-колясочниками.

5.10. В школах-интернатах питание организуется, как правило:

- для детей дошкольного возраста на площади групповой комнаты (по типу детского сада);

- для детей школьного возраста в общих столовых на секцию или на все учреждение.

Для дошкольников допускается предусматривать в составе секций (см. п. 5.6) специальные столовые с буфетной на 2-4 группы. При этом в составе помещений детских групп буфетную предусматривать не следует. Вариант организации питания определяется заданием на проектирование.

*5.11. Организация учебного процесса в школах-интернатах и соответствующий состав, площадь и размещение учебных помещений определяется заданием на проектирование.

Рекомендуемые варианты организации и размещения учебных помещений приводятся в табл. 5.2.

Таблица 5.2

Рекомендуемые варианты размещения учебных помещений и рекомендуемое их применение

Варианты размещения

Принципы размещения учебных помещений

Рекомендуемое применение

1.

В составе детских групп, проектируемых по принципу детского сада, предусматривается учебно-игровая комната.

Для дошкольников школ-интернатов всех типов; для детей младшего школьного возраста школ-интернатов всех типов.

2.

В составе жилых помещений предусматриваются учебно-игровые комнаты, служащие также помещениями для приготовления уроков и игр; специализированные кабинеты по отдельным предметам располагаются в общем блоке учебно-производственных помещений.

Для детей младшего и среднего школьного возраста школ-интернатов всех типов; для детей старшего школьного возраста в школах-интернатах для умственно отсталых детей, для слепых и слабовидящих, для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

3.

Все учебные помещения располагаются в блоке учебно-производственных помещений, а в составе жилых помещений предусматриваются игровые комнаты.

Для детей среднего и старшего школьного возраста школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей, для детей с недостатками речи и для детей, больных сколиозом.

5.12. Состав и площадь жилых помещений, проектируемых по типу дошкольных учреждений, рекомендуется принимать не менее указанных в табл. 5.3, а в проектируемых по типу коридорной системы - табл. 5.4.

Таблица 5.3

Рекомендуемые состав и площади помещений проживания, проектируемых по типу дошкольных учреждений

№№ п/п

Наименование помещений

Площадь помещений, кв. м

Примечания

на 1 место

Всего

На группу

1.

Раздевальная

-

14-16

 

2.

Групповая

 

 

 

 

- в школах-интернатах для детей больных сколиозом

4,2

-

 

 

- в школах-интернатах остальных типов

3,6

-

 

3.

Спальная

3,6

-

Может представлять собой единое помещение или состоять из двух помещений - для мальчиков и девочек

4.

Туалетная

-

16

 

5.

Буфетная

-

5-6

Не предусматривается, если в составе секции есть общая столовая с буфетной

6.

Комната индивидуальной работы

-

12-14

В учреждениях для глухих и слабослышащих

7.

Кабинет логопеда

-

18-20

В учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата

8.

Кладовая

-

6-8

 

9.

Санитарный узел персонала с душевой и умывальником

-

5

 

10.

Комната хранения уборочного инвентаря

-

4

 

Общие на секцию

11.

Гостиная

-

30-36

 

12.

Столовая

2,3

-

По заданию на проектирование

13.

Буфетная

-

14-16

-«-

14.

Зал универсального назначения

-

54-72

 

15.

Кладовая инвентаря при зале

-

14-16

 

16.

Кабинет врача

-

16-18

 

17.

Комната дежурных воспитателей с санитарным узлом

-

20

В санитарном узле предусмотреть душ, унитаз, умывальник

18.

Кабинет тифлопедагога

-

14-17

В учреждениях для слепых и слабовидящих

19.

Кабинет логопеда

-

16-18

В учреждениях для умственно отсталых детей , для слепых детей и детей, больных сколиозом

20.

Бытовая комната

-

10-14

 

21.

Кладовая чистого белья

-

8-10

 

22.

Помещение хранения колясок

-

10

В школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата

Таблица 5.4

Рекомендуемые состав и площади помещений проживания, проектируемых по типу коридорной системы

№№

п/п

Наименование помещений

Площадь помещений, кв. м

Примечания

на 1 место

Всего

На группу

1.

Спальные комнаты на 3-4 места:

 

 

 

 

- не рассчитанные на пребывание инвалида-колясочника;

5

-

 

 

- рассчитанные на пребывание одного из детей инвалида-колясочника

6

-

 

2.

Учебно-игровая комната, комната приготовления уроков:

 

 

 

 

- в школах-интернатах для детей больных сколиозом;

5,2

-

 

 

- в школах-интернатах остальных типов

4,2

-

Предусмотреть зону психологической разгрузки

3.

Инвентарная

-

6-8

 

4.

Санитарные узлы:

 

 

 

 

- при каждой спальной комнате

-

6

 

 

- общие на группу

Проектируются в соответствии с данными табл. 3.1

 

На секцию

5.

Столовая

2,3

-

В случаях, когда питание предусматривается в секциях жилых помещений

6.

Буфетная

-

14-16

-«-

7.

Гостиная

-

34-36

 

8.

Комната воспитателей с санитарным узлом

-

20

В санитарном узле предусматриваются душ, унитаз, умывальник

9.

Раздевальная с сушильным шкафом

1,4

-

В случаях, когда входы в жилые группы предусматривается не через главный вестибюль

10.

Комната индивидуальной работы

-

12-14

В учреждениях для глухих и слабослышащих детей, одна на 2-3 группы-класса

11.

Бытовая комната

-

14-16

 

12.

Кладовая чистого белья

-

6-8

 

13.

Санитарный узел персонала с душевой и умывальником

-

5

 

14.

Комната хранения уборочного инвентаря

-

4

 

15.

Помещение хранения колясок

-

10-12

В школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата

*5.13. В классах и учебно-игровых комнатах всех учреждений, за исключением предназначенных для детей, больных сколиозом, следует предусматривать зону психологической разгрузки из расчета 10-15% от общей площади класса, в которой следует располагать кушетку, кресло, шведскую стенку. Зону психологической разгрузки следует отгораживать мебелью или экраном.

*5.14. Планировка и оборудование классов, классов игровых, учебных комнат, кабинетов учебной подготовки, учебно-производственных мастерских должны быть рассчитаны на возможность пребывания в них детей, передвигающихся на колясках (кроме школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей).

*5.15 Планировка учебных помещений для детей, больных сколиозом, должна быть рассчитана на то, что во время учебного процесса дети должны находиться в лежачем положении.

*5.16. В учреждениях для глухих и слабослышащих детей при классных и учебно-игровых помещениях следует предусматривать комнаты индивидуальной работы площадью 12-14 кв. м, одна комната на 2-3 класса.

В отделениях для дошкольников такие комнаты следует предусматривать в составе каждой детской группы.

*5.17. В составе помещений учебно-профессиональной подготовки школ-интернатов всех типов, кроме предназначенных для детей с тяжелыми нарушениями речи и глухих детей, следует включать лингафонные кабинеты с подсобными помещениями из расчета 1 кабинет на 6-8 мест на каждые 70-80 детей. Площадь лингафонных кабинетов следует принимать в учреждениях для детей, больных сколиозом, 6,0-6,2 кв. м на одном место, в остальных типах учреждений - 4,66-4,8 кв. м на 1 место; площадь подсобных помещений 14-16 кв. м.

*5.18. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей в составе помещений учебно-профессиональной подготовки следует предусматривать кабинет тифлографики площадью 54 кв. м с подсобным помещением площадью 18 кв. м, а также кабинет социальной адаптации, представляющий собой одно-двухкомнатную квартиру с кухней, санитарным узлом, кладовой.

5.19. Кабинеты физики, химии, географии, математики, истории, литературы и русского языка, обучения машинописи следует предусматривать только для детей среднего и старшего школьного возраста из расчета на 1 место:

- в учреждениях для детей, больных сколиозом - 6,0-6,2 кв. м в кабинетах физики, химии, обучения машинописи и 5,2-5,4 кв. м. - в остальных кабинетах;

- в учреждениях других типов - 4,6-5,0 кв. м в кабинетах физики, химии, машинописи; 4,2-4,4 кв. м в остальных кабинетах.

При кабинетах следует размещать лаборантские или кладовые площадью 14-18 кв. м.

Примечания:

1. Кабинеты физики и химии в учреждениях малой вместимости могут быть совмещены в одном помещении.

2. Специальные кабинеты - географии, математики, истории, литературы и русского языка, не требующие стационарного оборудования, допускается не предусматривать, а занятия по этим предметам проводить в учебно-игровых комнатах, расположенных в составе жилых секций, или классах в составе блока учебно-производственных помещений.

3. Согласно заданию на проектирование в составе помещений может быть предусмотрен кабинет черчения 36-54 кв. м с подсобным помещением 14-16 кв. м.

*5.20. При помещениях учебно-профессиональной подготовки, расположенных в едином блоке, следует предусматривать рекреационные помещения из расчета 1,2-1,4 кв. м. на одно место в классе или кабинете.

*5.21. В школах-интернатах для инвалидов необходимо предусматривать:

- кабинет биологии - живой уголок 60-70 кв. м с лаборантской 18 кв. м;

- компьютерный класс 54-72 кв. м с кладовой 18 кв. м;

- кулинарный класс 32-36 кв. м с комнатой приема гостей 32-36 кв. м и кладовой 16-18 кв. м;

- комнату музыкальных занятий 36-54 кв. м с кладовой инструментов 18 кв. м;

- класс рисования - изостудию 50-54 кв. м с кладовой 18 кв. м (за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей);

- библиотеку с книгохранилищем и читальным залом: 300 кв. м в учреждениях для слепых детей, 120 кв. м в учреждениях остальных типов для детей с нормальных интеллектом и 80 кв. м для детей с недостатками умственного развития;

- методический кабинет 36-40 кв. м;

- кабинет заместителя директора по педагогической части 16-18 кв. м;

- кабинет заведующего учебной частью 16-18 кв. м;

- учительскую комнату 36-40 кв. м, которую можно совмещать с комнатой мастеров.

Примечание:

Если классные помещения размещены в разных блоках здания, то вместо одной учительской комнаты необходимо предусматривать учительские комнаты площадью 18-24 кв. м в составе помещений каждого блока.

5.22. В школах-интернатах рекомендуется предусматривать учебно-производственные мастерские площадью из расчета на 1 место:

- в швейной, электромонтажной, обувной, мастерской ручных ремесел, механической сборки, ремонта аппаратуры и бытовой техники - 4,0-4,5 кв. м;

- картонажно-переплетной, столярной, ткацкой, токарно-фрезерной, гончарной - 5-6 кв. м.

При учебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.

Число мест в помещениях учебно-производственных мастерских следует принимать 6-8; специализацию мастерских и их количество следует определять заданием на проектирование в зависимости от конкретных условий: назначения, вместимости учреждения, местных традиций, наличия специалистов, возможностей дальнейшего трудоустройства и т.п.

5.23. В школах-интернатах допускается предусматривать специальный класс для подготовки среднего медицинского и воспитательного персонала площадью 36-кв. м с кладовой учебных пособий.

5.24. В составе учреждений рекомендуется предусматривать бассейны и спортивные залы со следующими размерами:

- спортивный зал 12 ´ 24 кв. м;

- бассейн с ванной 5 ´ 10 или 6 ´ 12 м глубиной 0,8 до 1,1 м.

Примечания:

1. Спортивные залы должны быть оборудованы в расчете на возможность использования для занятий лечебной физкультурой.

2. Состав и площади спортивных помещений определяются заданием на проектирование, при этом допускается проектировать бассейны с большими размерами ванн и залы большей площади.

*5.25. В школах-интернатах следует проектировать актовые залы и кружковые помещения:

- актовые залы должны быть предусмотрены на 120 % (в расчете на персонал и гостей) детей школьного возраста из расчета не менее 1,8 кв. м на одно место в зале в школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 1,2 кв. м - для остальных типов; при этом должны быть предусмотрены места для инвалидов-колясочников из расчета 15-20 % в школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 2-3 % - для остальных типов (кроме учреждений для детей больных сколиозом, а также слепых детей);

- в состав помещений при актовом зале входят: эстрада площадью не менее 54 кв. м, кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом (по заданию), фойе (используемое как зал для танцев и игр) из расчета не менее 1,2 кв. м на 1 место в зале, помещение для артистов (30-35 кв. м) с санитарным узлом (3-4 кв. м), помещение пожарного поста (15-16 кв. м), студия кабельного телевидения (18-20 кв. м), фильмовидеотека (16-18 кв. м), кладовая аппаратуры (10-12 кв. м). кладовая мебели и реквизита (20-24 кв. м);

- рекомендуется проектировать следующие кружковые помещения:

- кукольного театра, лепки, макрамэ, вязания и вышивки и др. с кладовыми для хранения материалов и готовых изделий;

- танцевальная студия (54-72 кв. м) с раздевальной (14-18 кв. м) и санитарным узлом;

- театральный кружок (30-36 кв. м) с кладовой (16-18 кв. м);

- шахматный кружок (24-36 кв. м) с кладовой (8-10 кв. м).

Примечания:

1. В школах-интернатах большей вместимости актовые залы допускается рассчитывать на 60 % детей школьного возраста.

2. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих кружок кукольного театра не предусматривается.

3. Состав и площади помещений культурно-массового обслуживания определяются заданием на проектирование.

5.26. В школах-интернатах допускается предусматривать игровые автоматы, размещаемые или в вестибюле или в специальном зале.

5.27. В школах-интернатах, за исключением предназначенных для детей с недостатками умственного развития, рекомендуется предусматривать блок бани сухого жара (сауну) с подсобными помещениями. При проектировании помещений данного типа необходимо руководствоваться требованиями СНиП «Общественные здания и сооружения».

5.28. Состав медицинских помещений следует предусматривать в каждом конкретном случае согласно заданию на проектирование.

5.29. В школах-интернатах всех типов, за исключением учреждений для глухих и слабослышащих детей, необходимо предусматривать кабинеты логопеда площадью 18-20 кв. м:

- для школьников - в учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата - 1 кабинет на 30-40 детей; в остальных типах - 1 кабинет на учреждение;

- для дошкольников - 1 кабинет на группу (8-10 мест) в учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата и 1 кабинет на секцию - в учреждениях других типов.

*5.30. В состав помещений медицинского обслуживания школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, следует включать: кабинет офтальмолога площадью 75-80 кв. м длиной не менее 25 м; кабинет развития остаточного зрения 36-42 кв. м с подсобным помещением 16-18 кв. м; зал для развития пространственной ориентаций 54-72 кв. м с кладовой 8-10 кв. м.

*5.31. В школах-интернатах для детей больных сколиозом и заболеваниями опорно-двигательного аппарат необходимо предусматривать гипсовальную, мастерскую для изготовления корсетов, а также кабинеты озокерито-парафинолечения и горячих укутываний с подсобными помещениями; кроме того, в школах-интернатах для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата - кабинет электрогрязелечения.

5.32. Ориентировочное число мест в процедурных кабинетах следует принимать согласно данным приложения 1.

5.33. Площадь кабинетов следует принимать из расчета на одно процедурное место: в ингаляториях 4-5 кв. м, в кабинетах подводного массажа - 18-20 кв. м, индивидуального массажа - 16-18 кв. м, в кабинетах остальных типов - 7-8 кв. м (на одну ванну или кушетку).

5.34. В состав медицинских помещений школ-интернатов всех типов должны входить кабинеты: педиатра - 15-16 кв. м, консультативного приема с темной комнатой (для возможности работы офтальмолога) - 20+8 кв. м, стоматолога 16-18 кв. м, психоневролога - 14-16 кв. м, гинеколога (уролога) - 20-22 кв. м, гидропатии - 28-30 кв. м с раздевальной 14-16 кв. м, механотерапии - 36-72 кв. м, психологической разгрузки - 18-24 кв. м, помещения процедурной - 18-20 кв. м, стерилизационной автоклавной, аптечной комнаты, кабинет медицинской сестры - 14 кв. м.

Примечания:

1. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей, где предусматривается отдельный кабинет офтальмолога, при кабинете консультативного приема темную комнату предусматривать не следует.

2. В составе медицинских помещений в соответствии с заданием на проектирование допускается предусматривать кабинет функциональной диагностики 24-26 кв. м с подсобным помещением 8-10 кв. м.

3. Набор оборудования в кабинетах механотерапии определяется заданием на проектирование, в учреждениях для умственно отсталых детей кабинеты механотерапии не предусматриваются.

5.35. Производственные помещения кухни во всех типах школ-интернатов следует рассчитывать на работу на сырье. Кроме питания детей, должно обеспечиваться питание персонала. Для всех типов учреждений питание детей организуется в одну смену.

5.36. В случае, если питание детей предусматривается в общей столовой при помещениях кухни, площадь обеденного зала принимается из расчета не менее 2,3 кв. м на одно место в учреждениях для детей с поражением опорно-двигательного аппарата и 1,6 кв. м на 1 место - в учреждениях остальных типов; при зале предусматривается умывальная из расчета 3 кв. м (1 умывальник) на каждые 18-20 мест, раздаточная 18-24 кв. м, сервизная-хлеборезка 6-8 кв. м, а также моечная столовой посуды: 16-18 кв. м при ручной мойке и не менее 30 кв. м в расчете на механизированную мойку.

5.37. Для питания персонала предусматривается обеденный зал самообслуживания (или буфет) из расчета на 1,8 кв. м на 1 место. Его следует располагать в составе помещений кухни или администрации, недалеко от входа. Вместимость обеденного зала (или буфета) следует рассчитывать исходя из общего числа персонала, числа питающихся, продолжительности обеденного времени, пропускной способности места; при зале следует предусматривать подсобное помещение (буфетную), предназначенное для раздачи пищи, хранения и мойки посуды.

*5.38. Изолятор следует проектировать вместимостью из расчета 3-4 % от числа мест для детей школьного возраста и 5-6 % от числа мест для детей дошкольного возраста. Он должен включать мельцеровские боксы и служить одновременно приемным и карантинным отделением. При этом любой из мельцеровских боксов, представляющих собой одно-двухместные палаты с полным санитарным узлом (унитаз, умывальник, ванная) и выходом на участок через тамбур, может служить приемно-смотровым боксом.

*5.39. Мельцеровские боксы должны соединяться с помещениями изолятора через переходные тамбур шлюзы. Между боксами и коридором следует предусматривать глухое (не открывающееся) окно, которое служит для наблюдения персонала за детьми.

5.40. В случае, когда изолятор размещается в отдельном блоке, он может быть полностью изолированным, или связанным через специальный тамбур-шлюз с остальными помещениями, кроме спальных. В тамбур шлюзе, следует размещать умывальник и вешалку для смены халатов; кроме того должна быть обеспечена подача наружного воздуха при пожаре.

Изолятор свыше 10 мест рекомендуется размещать в отдельно стоящем корпусе.

Примечание:

Размещение изолятора, а также состав и площади помещений (включая соотношение одноместных и двухместных мельцеровских боксов) устанавливается в задании на проектирование.

5.41. В помещения изолятора, включающие комнату персонала, процедурную, инвентарную, буфетную, санитарную комнату, кабинет врача или медицинской сестры, а в изоляторах свыше 10 мест, кроме того, помещения хранения аппаратуры (для физиотерапевтических процедур), необходимо предусматривать самостоятельный вход.

5.42. Площадь мельцеровского бокса вместе с тамбур шлюзом и санитарным узлом следует принимать не менее 24 кв. м - в боксах на 1 место и 30 кв. м - в боксах на 2 места.

5.43. При наружных входах в мельцеровские боксы следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1: 8.

5.44. Состав и площади помещений изолятора рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 5.5.

Таблица 5.5

Рекомендуемый состав и площади помещений изолятора

№ пп

Наименование

Площади помещений, кв. м

Примечания

В изоляторе

до 10 мест

свыше 10 мест

1

Мельцеровский бокс на 1 место

24

24

Число боксов определяется расчетом

2

Мельцеровский бокс на 2 места

30

30

-«-

3

Санитарная комната

6

6

 

4

Процедурная

18

18

 

5

Кабинет врача, медицинской сестры

14

14

 

6

Комната персонала с раздевальной и душем

10

12

 

7

Буфетная

8

12

 

8

Комната хранения переносной аппаратуры

-

12

 

9

Инвентарная

8

12

 

10

Уборная с умывальником в шлюзе

3

3

Располагается рядом с комнатой персонала

5.45. Помещения медицинского обслуживания и изолятора следует проектировать с учетом действующих нормативных документов по проектированию больниц и поликлиник.

5.46. В составе помещений школ-интернатов всех типов рекомендуется предусматривать компьютерный центр персональных компьютеров (36-40 кв. м) с архивом (16-18 кв. м).

5.47. Освещение вторым светом допускается в помещениях туалетной и раздевальных дошкольных групп, комнатах персонала, комнате гигиены девочек, санитарной комнате и буфетной изолятора, моечной кухонной посуды. Допускается не предусматривать естественного освещения в буфетных, кладовых, инвентарных, уборных и душевых персонала, уборных и душевых при бассейне и спортзале, комнатах хранения предметов уборки, хранения переносной аппаратуры изолятора, санитарных узлах при спальных комнатах.

*5.48. Ширину дверей следует принимать не менее 1 м; ширину коридоров в жилых, медицинских, приемных помещениях, столовых для детей, помещениях учебно-профессиональной подготовки, культурно-спортивного обслуживания следует принимать не менее 1,8 м, в остальных случаях - не менее 1,4 м.

5.49. Для эвакуации при пожаре в двух трехэтажных зданиях рекомендуется использовать тобогганы (открытые наклонные желоба для спуска под тяжестью собственного тела), которые могут быть стационарными, откидными, сборными.

5.50. В зданиях высотой 2 и более этажей следует проектировать открытые лоджии глубиной не менее 2-х м и шириной не менее 6 м (не менее одной лоджии на 1-2 жилые секции), рассматривая их как противопожарные отсеки для отстоя людей при пожаре. Простенки должны быть шириной не менее 1,6 м. В двух трехэтажных зданиях в ограждения лоджий рекомендуется монтировать откидные тобогганы.

*5.51. В целях противопожарной безопасности из каждой жилой группы должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов. В зданиях не выше трех этажей второй эвакуационный выход можно предусматривать через наружную лестницу (или пандус), а также через лоджию-отстойник, оборудованную откидным тобогганом.

*5.52. На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение.

*5.53. В зданиях школ-интернатов для детей-инвалидов должна быть предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация. Перечень помещений, в которых необходимо предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию, следует предусматривать в соответствии с «Противопожарными требованиями к проектированию и оборудованию домов-интернатов» (по аналогам Домов-интернатов для обучаемых детей-инвалидов).

5.54. Если эвакуация при пожаре рассчитана на сборные тобогганы, в школах-интернатах вне основного здания необходимо предусматривать отапливаемое помещение площадью 8-10 кв. м для их хранения, обеспеченное первичными средствами пожаротушения.

5.55. Хозяйственные сооружения - котельная, дезкамера, гараж, прачечная (или постирочная), ремонтные мастерские, склады, холодильники, тепличные хозяйства и прочее - проектируются в зависимости от местных условий в соответствии с заданием на проектирование. Их мощность, состав и площадь помещений определяются расчетами и техническими условиями на инженерное обеспечение объекта, а также требованиями действующих Строительных норм и правил.

5.56. При разработке Программ и Заданий на проектирование школ-интернатов для определения состава и площади помещений рекомендуется пользоваться справочными Приложениями 1-6.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(справочное)

Ориентировочный расчет числа мест в процедурных кабинетах различных типов

№ пп

Вид процедуры

Расчетное число детей в учреждениях на одно процедурное место

Для умственно отсталых детей и детей с недостатками речи

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и больных сколиозом

Для слепых и глухих детей

1

Электролечение

-

30 - 40

30 - 40

2

Светолечение

75 - 80

75 - 80

75 - 80

3

Водолечение

40 - 50

40 - 50

40 - 50

4

Подводный массаж

-

100 - 160

-

5

Ингаляторий

30 - 40

30 - 40

30 - 40

6

Массаж:

 

 

 

 

- в отдельном кабинете

-

100 - 120

-

 

- в общем зале

75 - 80

50 - 60

75 - 80

7

Электросон

75 - 100

75 - 100

50 - 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(справочное)

Ориентировочные состав и площади помещений учебно-профессиональной подготовки

пп

Наименование помещений

Площадь помещений, кв. м

Примечания

На 1 место

Всего

Для детей, больных сколиозом

Для детей с другими видами заболеваний

Для детей, больных сколиозом

Для детей с другими видами заболеваний

1

Классы

5,2

4,2

-

-

Количество классов определяется заданием на проектирование в зависимости от принятого варианта размещения учебных помещений (см. табл. 3.2)

2

Кабинет физики

6

4,6

-

-

 

3

Кабинет химии

6

4,6

-

-

 

4

Кабинет математики

5,2

4,2

-

-

Согласно заданию на проектирование специальный кабинет допускается не предусматривать, а занятия по предмету проводить в классе

5

Кабинет истории

5,2

4,2

-

-

-«-

6

Кабинет географии

5,2

4,2

-

-

-«-

7

Кабинет русского языка и литературы

5,2

4,2

-

-

-«-

8

Лингафонный кабинет

6

4,6

-

-

Число кабинетов

 

- подсобное помещение

-

-

14

14

определяется заданием на проектирование (см. п. 3.17)

9

Кабинет черчения

-

-

54

36

По заданию на проектирование

10

Кабинет биологии-живой уголок

-

-

72

72

 

11

Лаборантские

-

-

18

18

При кабинетах физики, химии, биологии

12

Кладовые

-

-

14

14

При остальных кабинетах

13

Комнаты индивидуальной работы

-

-

-

12

В учреждениях для глухих детей: 1 комната на 2-3 класса или кабинета

14

Кабинеты тифлографики с подсобным помещением

-

-

-

54 + 18

В учреждениях для слепых и слабовидящих детей

15

Кабинет социальной адаптации в виде квартиры

-

-

-

50 + 70

 

16

Класс машинописи

- подсобное помещение

6

-

4,5

-

-

18

-

18

 

17

Класс рисования-изостудия

- кладовая

-

-

-

-

54

18

54

18

За исключением учреждений для слепых и слабовидящих детей

18

Компьютерный класс

- подсобное помещение

6

-

4,5

-

-

18

-

18

 

19

Комната музыкальных занятий с кладовой инструментов

-

-

54 + 18

54 + 18

За исключением учреждений для глухих

20

Кулинарный класс с комнатой приема гостей и кладовой

-

-

80

80

 

21

Рекреационные помещения

1,2

1,2

-

-

Из расчета числа мест в классах и кабинетах

22

Кинофотолаборатория с помещением для обработки пленки

-

-

24 + 10

21 + 10

За исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей

23

Кабинет заместителя директора по педагогической части

-

-

18

18

 

24

Библиотека с книгохранилищем и читальным залом:

 

 

 

 

 

 

- для слепых и слабовидящих детей

-

-

-

300

 

 

- для детей с недостатками умственного развития

-

-

-

60

 

 

- для детей с другими видами заболеваний

-

-

120

120

 

25

Методический кабинет

-

-

36

36

 

26

Кабинет заведующего учебной частью

-

-

18

18

 

27

Комната учителей, мастеров

-

-

54

54

В зависимости от планировочного решения может быть предусмотрено 2-3 комнаты площадью 18-24 кв. м

28

Кладовая мебели, инвентаря

-

-

24

24

 

29

Санитарные узлы для мальчиков и девочек

4

4

По расчету

Распределить поэтажно

30

Учебно-производственные мастерские
с инвентарными и подсобными помещениями:

 

 

 

 

 

 

- швейная

-

-

-

36 + 12 + 10

Если учебно-производственные

 

- картонажно-переплетная

-

-

-

72 + 18 + 10

мастерские рассчитаны на детей,

 

- столярная

-

-

-

54 + 18 + 10

больных сколиозом, то площадь

 

- ткацкая

-

-

-

54 + 18 + 10

производственного зала следует

 

- механической сборки

-

-

-

36 + 18

увеличить на 15 - 20 %

 

- электромонтажная

-

-

-

36 + 18

 

 

- токарно-фрезерная

-

-

-

72 + 18

 

 

- гончарная

-

-

-

54 + 18 + 10

 

 

- обувная

-

-

-

36 + 12 + 10

 

 

- ручных ремесел (вязания, лозоплетения и пр.)

-

-

-

36 + 12 + 10

 

 

- ремонт аппаратуры и бытовой техники

-

-

-

36 + 18 + 10

 

31

Класс подготовки персонала с кладовой учебных пособий

-

-

36 + 10

36 + 10

 

32

Комната хранения предметов уборки

-

-

4 ´ 3

4 ´3

Распределить поэтажно

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(справочное)

Ориентировочные состав и площади помещений культурно-массового обслуживания

№№

пп

Наименование помещений

Площадь помещений, кв. м

Примечания

на 1 место

Всего

1

Актовый зал:

 

 

На 120 % детей

 

- для детей с поражением опорно-двигательного аппарата

1,8

 

школьного возраста

 

- для остальных детей

1,2

 

 

2

Эстрада при зале

 

54

 

3

Кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом

 

36

 

4

Фойе

1,2
на 1 место в зале

 

Используется как зал для танцев и игр

5

Помещение для артистов

 

15 ´ 2

 

6

Санитарный узел с умывальником в шлюзе

 

3

 

7

Фильмовидеотека

 

18

 

8

Помещение пожарного поста

 

15

 

9

Студия кабельного телевидения

 

18

 

10

Кладовая мебели и реквизита

 

24

 

11

Кладовая аппаратуры

 

10

 

12

Музей

 

54

 

13

Комната художника

 

12

 

14

Кружковые помещения:

 

 

 

 

- кружок кукольного театра с подсобным помещением

 

54 + 18

Для слепых детей не предусматривается

 

- театральный кружок с кладовой

 

30 + 16

 

 

- танцевальная студия с помещением для переодевания и санитарным узлом

 

72 + 18 + 3

 

 

- кружок лепки с кладовыми инвентаря и готовых изделий

 

36 + 8 + 10

 

 

- кружок вязания, вышивки, макраме

 

36 + 10

 

 

- шахматно-шашечный кружок с кладовой

 

36 + 10

 

15

Зал игровых автоматов с подсобным помещением

 

54 + 12

Для слепых детей не предусматривается

16

Инвентарные

 

36

-«-

17

Санитарные узлы с умывальниками в шлюзе

 

18 ´ 2

 

18

Уборные персонала

 

3 ´ 2

 

19

Кабины личной гигиены

 

4 ´ 2

Разместить при женских уборных

20

Спортивный зал 12 ´ 24 м

 

288

Используется также для занятий ЛФК

21

Хранение спортивного инвентаря

 

16

 

22

Раздевальные для девочек и мальчиков с душевыми и санитарными узлами

 

 

 

 

- для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

 

42 ´ 2

По два душевых рожка и одному унитазу на каждую раздевальную

 

- для остальных детей

 

36 ´ 2

-«-

23

Комната инструктора-методиста

 

12

 

24

Лечебно-оздоровительный бассейн с ванной 6´12,5

 

160

На 10 - 12 детей из расчета 6-7 кв. м на место

25

Комната методиста с санитарным узлом

 

10 + 4

В состав санитарного узла входят унитаз, душ, умывальник

26

Раздевальная с душевой и санитарным узлом

 

36

 

27

Помещения уборочного инвентаря

 

6

 

28

Узел управления

 

6

Должны располагаться смежно и иметь выход на обходную дорожку

29

Лаборатория анализа воды

 

8

 

30

Комната медсестры

 

10

 

31

Кладовая спортивного инвентаря

 

8

 

32

Блок бани сухого жара:

 

 

Может располагаться в составе помещений медицинского обслуживания;

в учреждениях для детей с недостатками умственного развития не предусматривается

 

- камера сухого жара;

 

 

 

- предбанник с душем;

 

 

 

- уборная с умывальником в шлюзе;

 

3

 

- раздевальная;

 

10

 

- комната отдыха;

 

12

 

- кладовая инвентаря

 

4

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

(справочное)

Ориентировочные состав и площади помещений медицинского обслуживания в школах-интернатах на 140-160 мест

пп

Наименование помещений

Площадь помещений, кв. м

Для умственно отсталых детей

Для слепых и слабовидящих детей

Для глухих и слабослышащих детей

Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Для детей, больных сколиозом

Для детей с недостатками речи

1

Кабинет заместителя директора по медицинской работе

18

18

18

18

18

18

2

Кабинет педиатра

15

15

15

15

15

15

3

Кабинет консультативного приема с темной комнатой

20 + 8

20

20 + 8

20 + 8

20 + 8

20 + 8

4

Кабинет медицинской сестры

14

14

14

14

14

14

5

Процедурная

18

18

18

18

18

18

6

Аптечная комната

10 + 4

10 + 6

10 + 4

10 + 6

10 + 6

10 + 6

7

Стерилизационно-автоклавная:

 

 

 

 

 

 

 

- помещение приема и подготовки материалов с моечной

10

10

10

10

10

10

 

- стерилизационная

12

12

12

12

12

12

 

- хранение и выдача стерильных материалов

6

6

6

6

6

6

8

Стоматологический кабинет

16

16

16

16

16

16

9

Кабинет психоневролога

15

15

15

15

15

15

10

Кабинет логопеда

18

18

18

18 ´ 4

18

18 ´ 4

11

Кабинет гинеколога, уролога

12 + 18

12 + 18

12 + 18

12 + 18

12 + 18

12 + 18

12

Кабинет офтальмолога

-

80

-

-

-

-

13

Кабинет развития остаточного зрения с подсобным помещением

-

36 + 16

-

-

-

-

14

Зал для развития пространственной ориентации с кладовой

-

60 + 10

-

-

-

-

15

Кабинет массажа

18

18

18

24

24

18

16

Кабинет индивидуального массажа

-

-

-

18 ´ 2

18 ´ 2

-

17

Ингаляторий со стерилизационной

24

24

24

24

24

24

18

Кабинет гидропатии

28

28

28

28

28

28

19

Раздевальная

14

14

14

14

14

14

20

Водолечение:

 

 

 

 

 

 

 

- ванный зал

18

18

18

30

30

18

 

- раздевальная

14

14

14

18

14

14

 

- кабинет подводного массажа

-

-

-

18

18

-

21

Кабинет светолечения

12

12

12

12

12

12

22

Кабинет электролечения

-

-

-

24

24

-

23

Подсобная комната

-

-

-

10

10

-

24

Аминозиновый кабинет с подсобным помещением

-

-

-

18 + 6

-

-

25

Кабинет озокерито-парафинолечения с подсобным помещением

-

-

-

18 + 10

18 + 10

-

26

Кабинет горячего укутывания с подсобным помещением

-

-

-

18 + 10

18+10

-

27

Кабинет электрогрязелечения с грязевой кухней и подсобным помещением

-

-

-

36 + 10 + 16

-

-

 

- раздевальная с душевой кабиной

-

-

-

12

-

-

28

Гипсовальная с подсобным помещением

-

-

-

20 + 12

20 + 12

-

29

Кабинет механотерапии

-

54

54

72

72

54

30

Кабинет электросна

18

18

18

18

18

18

31

Кабинет оксигенотерапии

14

14

14

14

14

14

32

Кабинет психолога (социолога) с подсобным помещением

16 + 10

16 + 10

16 + 10

16 + 10

16 + 10

16 + 10

33

Кабинет психологической разгрузки

-

18

18

18

18

18

34

Инвентарная

24

24

24

24

24

24

35

Комната персонала

12

12

12

12

12

12

36

Санитарные узлы для мальчиков и девочек с умывальниками в шлюзе

16 ´ 2

16 ´ 2

16 ´ 2

16 ´ 2

16 ´ 2

16 ´ 2

37

Комната хранения предметов уборки

4 ´ 2

4 ´ 2

4 ´ 2

4 ´ 2

4 ´ 2

4 ´ 2

38

Санузлы персонала с умывальниками в шлюзе

3

3

3

3

3

3

Примечание:

В школах-интернатах для детей больных сколиозом и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в соответствии с заданием на проектирование может быть предусмотрена мастерская для изготовления корсетов, которую можно располагать в составе помещений административно-бытового или хозяйственного обслуживания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

(справочное)

Ориентировочные состав и площади помещений столовой и производственных помещений кухни в школах-интернатах на 140 - 160 мест

пп

Наименование помещений

Площадь помещений, кв. м

Примечания

1

Обеденный зал:

 

 

 

- для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

2,4 кв. м на 1 место

 

 

- для детей с другими видами заболеваний

1,6 кв. м на 1 место

 

2

Умывальные

3 кв. м (1 умывальник) на каждые 18 - 20 мест

 

3

Раздаточная

24

 

4

Сервизная

8

 

5

Моечная столовой посуды

30 - 36

 

6

Горячий цех

70

 

7

Хлеборезка, хранение хлеба

8

 

8

Моечная кухонной посуды

10

 

9

Холодный цех

14

 

10

Цех мучных изделий

14

 

11

Мясорыбный цех

24

 

12

Овощной цех

18

 

13

Комната заведующего производством

8

 

14

Кладовая суточного запаса продуктов

10

 

15

Кладовая сухих продуктов

14

 

16

Охлаждаемые камеры:

 

 

 

- продуктов

- отходов

32

4

Не менее двух камер с непосредственным выходом наружу

17

Помещение первичной обработки овощей

16

 

18

Загрузочная, кладовая тары

18

 

19

Кладовая белья:

 

 

 

- чистого

- грязного

8

6

 

20

Кладовая и моечная тары

16

 

21

Комната персонала с душевой и санитарным узлом

24

 

22

Комната кладовщика

6

 

23

Кладовая овощей

16

 

24

Комната хранения предметов уборки

4

 

25

Раздаточная

20

Для дошкольного отделения

26

Столовая (буфет) персонала с подсобным помещением

18 + 8

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

(справочное)

Ориентировочные состав и площади помещений административно-бытового обслуживания

№№

пп

Наименование помещений

Площадь помещений, кв. м

Примечания

1

Вестибюль с гардеробом

90

Если входы в жилые помещения предусмотрены через общий вестибюль, его площадь увеличивается за счет раздевальной для детей, из расчета 1,2 кв. м на 1 место

2

Санитарные узлы мужские и женские с умывальником в шлюзе

5 ´ 2

 

3

Санитарный узел для инвалидов-колясочников

4

 

4

Помещение дежурного

10

 

5

Помещение для колясок

12

В учреждениях для детей с поражением опорно-двигательного аппарата в случаях, когда входы в жилые помещения предусматриваются через вестибюль

6

Парикмахерские с подсобным помещением

16 + 8

 

7

Кабинет директора

24

 

8

Канцелярия-приемная

14

 

9

Кабинет заместителя директора по хозяйственной части

14

 

10

Помещение дежурного персонала технического обслуживания

14

 

11

Бухгалтерия с кассой

18 + 4

 

12

Комната отдыха персонала

36

 

13

Комната сестры-хозяйки

12 + 8

 

14

Кладовая грязного белья

16

 

15

Кладовая чистого белья с прачечной

20

 

16

Компьютерный центр с архивом

36+16

 

17

Гардероб персонала с душевой и санитарным узлом

36

Может располагаться в подвале

18

Кладовые, инвентарные

40

-«-

19

Помещение ремонта электроаппаратуры с подсобным помещением

14 + 6

 

20

Комната хранения предметов уборки

4 ´ 2

 

21

Постирочная с помещением для разборки белья и кладовой

10 + 22 + 8

В случае, если в составе помещений хозяйственного обслуживания прачечной не предусмотрено

22

Дезкамера

по расчету

Может располагаться в подвале или в хозяйственной зоне прачечной

23

Мастерская по изготовлению корсетов

по заданию на проектирование

В школах-интернатах для детей, больных сколиозом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, может располагаться в составе помещений хозяйственного обслуживания

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования