СССР

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГЛАВТРАНСПРОЕКТ

СОЮЗДОРПРОЕКТ

ОТЧЕТ

по теме: ИП-86/87-05.03.

«Методы технико-экономического обоснования
проектных решений автомобильных дорог»

Нормативы и показатели для технико-экономического
проектирования автомобильных дорог

Директор института                                        В.Ф. Рогожев

Главный инженер института                         В.Р. Силков

Руководитель темы                                         С.А. Беляков

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Отчет по теме: ИП-86/87-05.03 «Методы технико-экономического обоснования проектных решений автомобильных дорог», составлен в соответствии с техническим заданием, согласованным Союздорнии 15.10.87.

Целью работы является разработка нормативов и показателей для технико-экономического проектирования автомобильных дорог.

При разработке нормативов и показателей использовались данные из статистического ежегодника «Народное хозяйство СССР», нормативно-методической и технической литературы по вопросам проектирования автомобильных дорог и эксплуатации автотранспорта.

Настоящими нормативами и показателями рекомендуется пользоваться при разработке схем развития сети, ТЭО и ТЭР строительства (реконструкции) автомобильных дорог.

Сборник составлен сотрудниками отдела ТЭО: главным инженером проекта Корнюховым В.Т., руководителем бригады Лучшевым А.А. и главным специалистом Беляковым С.А.

НОРМАТИВЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Таблица 1

Некоторые статистические показатели народного хозяйства и транспорта СССР

Показатели

Единица измерения

Годы

1960

1965

1970

1975

1980

1985

1

2

3

4

5

6

7

8

Численность населения

млн. чел.

212,6

229

241,7

253,3

264,5

278,8

Валовой общественный продукт

млрд. руб.

329,4

447,0

635,1

862,6

1078,5

1383,6

Выпуск автомобилей

тыс. шт.

523,6

616,3

916,1

1963,9

2199,3

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

грузовые

- ² -

362

379,6

524,5

695,8

787,0

 

легковые

- ² -

138,8

201,2

344,2

1201,2

1327

 

автобусы

- ² -

22,8

35,5

47,4

66,9

85,3

 

Протяженность автомобильных дорог народного хозяйства

тыс. км

1365,6

1364

1363,9

1275,5

1341,3

1549,3

Протяженность автомобильных дорог общего пользования

- ² -

1052,3

1069,9

1106,1

1022,0

1001,3

971,5

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

твердым покрытием

- ² -

258,4

359,9

489,0

617,9

723,5

822,3

из них с усовершенствованным

тыс. км

73,4

131

205

290

369

459

Грузооборот

млрд. ткм

98,5

143,1

220,8

337,9

432,1

476,4

Пассажирооборот

млрд. пасс. км

61

120,5

202,5

303,6

389,8

446,6

Примечание. Пассажирооборот относится к автобусам общего пользования.

Статистические показатели следует использовать для анализа соответствия выпуска автомобилей и грузооборота протяжению сети и прогнозных расчетов при разработке схем развития сети автомобильных дорог региона.

Таблица 2

ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПО НАСЕЛЕННЫМ ПУНКТАМ СССР в 1985 г.

Виды перевозок

по СССР

в том числе

по городам

по поселкам городского типа

по сельским населенным пунктам

областного и республиканского подчинения

районного подчинения

Перевезено грузов - всего, млрд. т.

25,9

17,8

2

0,9

5,2

в том числе:

 

 

 

 

 

промышленных

8,8

7,9

0,7

0,2

-

сельскохозяйственных

3,4

-

-

-

3,4

транспорта и связи

6,3

5

0,6

0,4

0,3

строительства

4,7

2,7

0,5

0,2

1,3

торговых и прочих

2,7

2,2

0,2

0,1

0,2

Перевезено пассажиров - всего, млрд. пасс.

47,0

39,5

3,7

1,6

2,2

в том числе:

 

 

 

 

 

внутригородские перевозки

32,8

29,2

2,4

1,2

-

пригородные перевозки

12,1

8,4

1,1

0,4

2,2

междугородные перевозки

2,1

1,9

0,2

-

-

В таблице учтены грузовые перевозки автомобильным транспортом народного хозяйства и пассажирские перевозки автобусами общего пользования.

Таблица 3

ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕВОЗИМОСТИ ГРУЗОВ ПО ОТРАСЛЯМ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Отрасли народного хозяйства

Единица измерения

В целом по СССР

Города

Поселки городского типа

Сельские населенные пункты

областного и республиканского подчинения

районного подчинения

Промышленность

т/тыс. руб.

16,3

16,7

14,9

10,3

-

Сельское хозяйство

- ² -

26,1

-

-

-

26,1

Строительство

- ² -

44,9

45,6

50,0

66,7

38,1

Торговля и прочие

- ² -

10,6

9,8

13,0

25,0

12,5

в среднем

- ² -

12,3

17,8

19,5

21,0

27,0

Промышленность

т/чел.

46

80

48

25

-

Сельское хозяйство

- ² -

13

-

-

-

36,0

Строительство

- ² -

28

33,5

35

33

17,0

Торговля и прочие

- ² -

13

19

12,7

17

3,0

Всего:

- ² -

100

132,5

95,7

75,0

56,0

В таблице приводятся показатели, характеризующие перевозки грузов автомобильным транспортом народного хозяйства за 1985 год в расчете на тыс. руб. валового общественного продукта и на 1 человека в год.

Таблица 4

Ориентировочные показатели объемов грузовых перевозок внутригородским и внешним автомобильным транспортом по территории регионального (областного) города-центра

Численность населения города, тыс. чел.

Годовой объем перевозок автотранспортом, млн. т

Годовой пробег автомобилей, млн. км

внутригородским

внешним

внутригородским

внешним

2000

60 - 90

40 - 5

600 - 900

800 - 100

1000

30 - 45

20 - 2,5

250 - 350

270 - 60

500

12 - 20

9 - 1

70 - 130

90 - 10

250

5 - 9

3,5 - 0,5

25 - 45

30 - 4

100

2 - 3

1,5 - 0,1

8 - 15

8 - 1

50

0,8 - 1,4

0,7 - 0,1

2,4 - 4

3,5 - 0,5

Таблица 5

Нормативы для определения объемов перевозок автомобильным транспортом по видам грузов

№ пп

Виды грузов

Единица измерения

Нормативы перевозок

отчетный год

перспектива

1,

Промышленные

тыс. т

1 млн. руб. товарной продукции

17 - 18

15 - 16

2.

Строительные:

 

 

 

 

- промышленное строительство

тыс. т

100 тыс. руб. СМР

4,5

4,2

 

- строительный мусор

- ² -

2 - 2,5

2 - 1,8

 

- гражданское строительство

тыс. т

1 тыс. кв. м жилой площади

5

4,7

 

- культурно-бытовые учреждения

тыс. т

100 тыс. руб. СМР

4

3,7

 

- коммунальное строительство

- ² -

5

4,7

 

- ремонтные работы

- ² -

4

3,8

3.

Потребительские

т/чел.

1,5

3,2

Таблица 6

Укрупненные показатели расхода строительных материалов, конструкций и деталей по промышленному и жилищному строительству на 1 млн. руб. СМР

Наименование конструкций и материалов

Единица измерения

Отрасли промышленности

Жилищное строительство

энергетика

машиностроение

лесная и деревообраб.

легкая

пищевая

Металл

т

790

820

370

560

500

290

Сборный железобетон

тыс. м3

1,48

1,89

1,5

2

2,8

2,72

Сборный бетон

м3

290

670

320

830

530

690

Монолитный бетон и железобетон

м3

4100

3290

2460

2000

2800

810

Раствор

тыс. м3

0,25

1,1

0,7

0,7

1,28

1,43

Кирпич

тыс. шт.

120

1010

650

640

1170

350

Щебень и гравий

тыс. м3

7,5

6,3

5,1

6,2

5,7

4,8

Лес и пиломатериалы

тыс. м3

0,9

0,48

1,1

0,6

0,5

1,1

Известь и гипс

т

30

60

100

120

220

190

Песок

тыс. м3

5,7

5,8

5,5

5,4

5,8

-

Таблица 7

Нормативы определения объемов грузовых перевозок для жилищного строительства

(тыс. т/1000 м2 жил. пл.)

Этажность строений

Норматив

1. Деревянные дома

1,9

2. Каменные дома:

 

2-этажные

6,3

3-этажные

5,6

4     - ² -

5,3

5     - ² -

4,9

3. Крупнопанельные дома

 

3 - 5 этажей

4

12 - 15 этажей

4,2

Таблица 8

Объемный вес основных грузов, перевозимых автомобильным транспортом

Наименование груза

Вид упаковки

Объемный вес, т/м3

Арбузы, дыни

навалом

0,6

Бензин, дизельное топливо

бочки

0,5

Бревна

 

0,85

Брусья деревянные

 

0,6

Бумага

рулоны

0,5

Бутылки

ящики

0,4

Вещи домашние

 

0,25

Галантерея

ящики

0,5

Глина

навалом

1,7

Гравий

- ² -

1,7

Гранит

 

2,7

Железо, металл

 

4,0

Коровы, лошади

 

0,35

Телята, свиньи

 

0,15

Земля

навалом

1,5

Известняк

- ² -

2,0

Булыжник

- ² -

1,8

Картофель

- ² -

0,7

Комбикорм

мешки

0,5

Асбест

- ² -

0,48

Блоки известково-песчаные

 

1,5

Стекловата

тюки

0,15

Алебастр

бочки

1,15

Скобяные изделия

ящики

0,8

Кирпич красный

 

1,75

Кирпич пустотелый

 

1,3

Кирпич силикатный

 

1,65

Краски

бочки

0,6

Линолеум

рулоны

0,75

Обои

- ² -

0,6

Паркет

пачки

0,3

Песок речной сухой

навалом

1,65

Радиаторы отопления

 

0,56

Рубероид, толь

рулоны

0,6

Стекло оконное

ящики

0,65

Товарный раствор, бетон

 

2,0

Железобетон

блоки

2,5

Таблица 9

Рациональные нормы потребления и обеспеченности на душу населения в год

Наименование продуктов и предметов потребления

Единица измерения

Нормы

Мясо и мясопродукты

кг

78

Молоко и молочные продукты

²

405

Рыба и рыбопродукты

²

18,2

Картофель

²

110

Фрукты и ягоды

²

91

Хлебные продукты

²

115

Ткани

м2

51

Трикотаж

шт.

13,4

Обувь

пар

3,7

Радиотехника

штук/100 семей

160

Телевизоры

- ² -

130

Холодильники

- ² -

112

Стиральные машины

- ² -

85

Швейные машины

- ² -

82

Таблица 10

ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕВОЗИМОСТИ ПАССАЖИРОВ ПО ВИДАМ СООБЩЕНИЙ

Виды сообщений

Единица измерения

В целом по СССР

Города

Поселки городского типа

Сельские населенные пункты

областного и республиканского подчинения

районного подчинения

Внутригородское

пасс./чел

123

212

109

100

-

Пригородное

- ² -

33

44

34

25

17

Междугородное

- ² -

9

15

9

-

-

Всего

- ² -

165

271

152

125

17

В таблице приводятся показатели, характеризующие перевозки пассажиров автобусами общего пользования за 1985 год в расчете на 1 человека в год.

При расчете объемов грузовых и пассажирских перевозок может использоваться показатель, выражающий их взаимосвязь, т.е. отношение числа пассажиров, перевезенных автобусами общего пользования, к объему грузов, перевезенных автомобильным транспортом народного хозяйства (пасс/т). Этот показатель равен: в целом по СССР - 1,6, для городов областного подчинения - 2,1, городов районного подчинения - 1,6, поселков городского типа - 1,7 и сельских населенных пунктов - 0,3.

Таблица 11

ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕВОЗИМОСТИ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ ПО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ЕДИНИЦАМ, КОЛХОЗАМ И СОВХОЗАМ

Виды перевозок

Единица измерения

Область

Район

Сельсоветы

Совхозы

Колхозы

Перевезено грузов

тыс. т

20900

1700

130

140

80

Перевезено пассажиров

тыс. пасс

346000

500

38

36

30

Перевезено грузов

т

чел.

100

56

56

72

42

Перевезено пассажиров

пасс.

чел.

165

17

17

18

15

Объемы перевозок грузов приводятся для автомобильного транспорта, народного хозяйства, пассажиров - для автобусов общего пользования.

Таблица 12

КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЙ НА 1 ЖИТЕЛЯ В ГОД

Население города, тыс. чел.

50

100

250

500

1000

2500

Количество передвижений

950

1000

1050

1100

1200

1250

Таблица 13

Транспортная подвижность на 1 жителя в год

Численность населения города, тыс. чел.

Транспортная подвижность, поездок на 1 жителя в год

10-летняя перспектива

20-летняя перспектива

1000 - 2000

520 - 630

580 - 690

500 - 1000

450 - 610

520 - 670

250 - 500

400 - 500

460 - 650

100 - 250

325 - 525

380 - 580

50 - 100

240 - 450

300 - 510

Таблица 14

Уровень автомобилизации (в целом по СССР) легковых автомобилей на 1000 жителей

Принадлежность легковых автомобилей

1966 - 1970

1971 - 1975

1976 - 1980

1981 - 1985

1986 - 1990

1991 - 1995

1996 - 2000

2001 - 2005

Индивидуальные

4

16

31

45

57

68

81

96

Ведомственные

1

3

4

4

4

4

4

4

Такси

0,3

1

1,4

1,5

1,5

1,5

1,7

2

Итого

4,3

20

36,4

50,5

62,5

73,5

86,7

102

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

в городах

8

24

44

59

71

81

92

109

на селе

3

12

21

35

48

61

75

95


Таблица 15

Количество поездок жителей города-центра и его внешней зоны во внегородском сообщении

Численность населения города-центра, тыс. чел.

Современные показатели

Перспективные показатели

Количество поездок жителей города-центра во внешнюю зону и обратно в год

Количество поездок жителей внешней зоны в город-центр и обратно в год

Количество поездок жителей города-центра во внешнюю зону и обратно в год

Количество поездок жителей внешней зоны в город-центр и обратно в год

 

Всего

в т.ч. в %

Всего

в т.ч. в %

Всего

в т.ч. в %

Всего

в т.ч. в %

трудовые, деловые

культурно-бытовые и рекреационные

трудовые, деловые

культурно-бытовые и рекреационные

трудовые, деловые

культурно-бытовые и рекреационные

трудовые, деловые

культурно-бытовые и рекреационные

более 1000

30 - 40

15 - 25

85 - 80

40 - 80

45 - 60

55 - 40

60 - 70

15 - 20

80 - 85

60 - 100

40 - 50

60 - 50

500 - 1000

25 - 30

15 - 25

85 - 75

15 - 30

40 - 50

60 - 50

40 - 50

15 - 20

80 - 85

30 - 50

35 - 45

65 - 55

100 - 500

20 - 25

15 - 25

85 - 75

5 - 15

30 - 40

70 - 60

30 - 40

15 - 20

80 - 85

20 - 30

25 - 35

75 - 65

20 - 100

15 - 20

20 - 25

80 - 75

5 - 10

25 - 35

75 - 65

25 - 35

15 - 25

85 - 75

15 - 20

25 - 30

75 - 70


Таблица 16

Средние показатели стоимости строительства 1 км автомобильных дорог

Категория

I

II

III

IV

V

Число полос движения

6

4

2

2

2

1

Стоимость строительства, тыс. руб.

1800

1350

650

350

200

100

В таблице приводятся стоимости строительства автомобильных дорог различных категорий в первой категории рельефа. Значение показателей не включают затраты на строительство титульных мостов и сложных пересечений в разных уровнях.

Для определения стоимости строительства в пересеченном рельефе показатели таблицы следует увеличить в 1,25 - 1,3 раза, в горном рельефе - в 1,8 - 2,4 раза.

Средние стоимости строительства участков дорог, расположенных в пределах пригородных зон городов с населением до 600 тыс. человек следует увеличивать в 1,2 раза, 0,5 - 1 млн. человек - в 1,4 раза, 1 - 2 млн. человек - в 1,8 раза.

Показатели таблицы 16 нельзя использовать для определения стоимости строительства автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты, сплошной заболоченности и пустынь.

Таблица 17

Средние стоимости строительства мостов длиной более 100 м

(тысяч рублей/кв. м)

Наибольший судоходный пролет, м

20

30

40

60

80

100

Стоимость 1 м2

0,5

0,56

0,64

0,77

0,95

1,20

Стоимость строительства моста в зависимости от сложности регуляционных сооружений может быть увеличена в 1,2 - 1,3 раза.

Ориентировочную стоимость деревянных мостов можно принимать в размере 100 руб/м2, а наплавных - 1100 руб./пог. м.

Таблица 18

Средние стоимости строительства пересечения в разных уровнях по типу «клеверный лист»

(тысяч рублей)

Категория основной дороги

Категория пересекаемой дороги

I

II

III

I

4000

2900

2300

II

2900

1700

1600

III

2300

1600

1250

Стоимость строительства развязок типа «неполный клеверный лист» и «труба» составляют соответственно 0,6 - 0,7 и 0,4 - 0,5 от стоимости пересечений по типу «полный клеверный лист».

Таблица 19

Средние показатели стоимости реконструкции автомобильных дорог

(тысяч рублей)

Категории дорог до реконструкции

Категории дорог после реконструкции

I

II

III

IV

I

1150

700

350

170

IV

900

550

240

-

III

700

320

-

-

II

600

-

-

-

В таблице приводятся стоимости реконструкции автомобильных дорог различных категорий в равнинной местности. Для определения стоимости реконструкции в пересеченной и горной местностях показатели таблицы следует увеличивать соответственно в 1,15 и 1,8 раза.

Таблица 20

Удельные капитальные вложения в подвижной состав и предприятия автомобильного транспорта (тысяч рублей на 1 автомобиль)

Типы автомобилей

Приобретение автомобилей

Предприятия автомобильного транспорта

Всего

Грузоподъемность

Грузовые:

 

 

 

 

до 2-х тонн

2,8

3,0

5,8

 

2,1 - 5 тонн

4,5

5,0

9,5

 

5,1 - 8 тонн

10,0

8,0

18,0

 

8,1 - 12 тонн

14,0

10,0

24,0

 

свыше 12 тонн

16,0

12,0

28,0

Вместимость

Автобусы:

 

 

 

 

малые

3,5

6,0

9,5

 

средние

8,0

12,0

20,0

 

большие

15,0

18,0

33,0

Принадлежность

Легковые:

 

 

 

 

такси

4,0

8,0

12,0

 

ведомственные

4,0

9,0

13,0

 

индивидуальные

3,0

-

3,0

Пояснения к таблице 21

Капитальные вложения в подвижной состав автомобильного транспорта определяются по формуле:

, где

a - коэффициент ежегодного прироста интенсивности движения автомобилей,

Ко - капитальные вложения в подвижной состав и производственную базу автомобильного транспорта в отчетном году,

t - срок суммирования затрат - 35 лет,

tсл - срок службы автомобиля, лет,

Енп - норматив приведения разновременных затрат.

Обозначив:

получим, что Еа зависит от эффективности ежегодного прироста интенсивности движения автомобилей и срока службы автомобилей. Формулу для расчета капитальных вложений в автомобильный транспорт можно представить в виде Кавт. = Ко × Еа. Значение показателя Еа для различных a и tсл. приводится в таблице 21:

Таблица 21

tсл. - срок службы автомобиля

a - коэффициент ежегодного прироста интенсивности движения

0

0,01

0,02

0,03

0,04

0,05

0,06

0,07

0,08

0,09

0,10

0,11

0,12

3

4,5

5

5,8

6,8

7,7

9

10,4

12,2

13,6

16,2

19,5

22,6

26,2

5

2,9

3,2

3,8

4,4

5,0

5,8

6,7

7,9

8,8

10,5

12,6

14,6

16,9

7

2,2

2,5

2,9

3,3

3,8

4,5

5,1

6,0

6,7

8,1

9,6

11,2

13,0

9

1,9

2,0

2,4

2,8

3,2

3,7

4,3

5,0

5,6

6,7

8,0

9,3

10,8

11

1,6

1,8

2,1

2,5

2,8

3,3

3,8

4,4

4,9

5,9

7,0

8,2

9,5

Расчеты следует вести отдельно для грузовых автомобилей, легковых автомобилей и автобусов, имеющих различные величины ежегодного прироста интенсивности движения и срока службы подвижного состава.

Таблица 22

Средние значения цен на основные виды грузов, перевозимых по автомобильным дорогам

Наименование грузов

Цена, руб./т

Пиломатериалы

80

Прочие лесные грузы

35

Цемент

16

Кирпич строительный

9

Камень строительный

2

Строительные изделия

40

Стекло листовое

500

Изделия из стекла

1500

Трубы чугунные

203

Шины, резинотехнические и асбестовые изделия

200

Нефтепродукты

200

Мотоциклы, велосипеды, культ- и спорттовары

3650

Предметы радиотехники

10000

Швейные машины

5000

Ткани шерстяные и шелковые

20000

Ткани хлопчатобумажные

8000

Мебель

1000

Продукция полиграфической промышленности

800

Зерновые

200

Мука ржаная и пшеничная

300

Макаронные изделия

500

Мясо сырое, мясные продукты

2000

Масло растительное

1400

Кондитерские изделия

2000

Прочие продукты пищевой промышленности

2500

Ликеро-водочные изделия

15000

Вино

5000

Пиво, безалкогольные напитки

400

Пояснения к таблице 23

Текущие затраты расчетного года определяются по формуле:

, где

b - коэффициент ежегодного прироста текущих затрат,

То - текущие затраты отчетного года,

t - срок суммирования затрат - 35 лет,

Енп - норматив приведения разновременных затрат.

Обозначим:

Отметим, что этот показатель зависит только от коэффициента ежегодного прироста текущих затрат b. Таким образом, формулу текущих затрат расчетного года можно представить в виде:

Тр = То × Ет.

Таблица 23

Величина Ет в зависимости от процента ежегодного прироста приводится в таблице:

b

0

0,01

0,02

0,03

0,04

0,05

0,06

0,07

0,08

0,09

0,1

0,11

0,12

Ет

1,0

1,1

1,3

1,5

1,7

2,0

2,3

2,7

3,0

3,6

4,3

5,0

5,8

При определении текущих затрат расчетного года по предложенной формуле Тр = То × Ет отпадает необходимость в определении расчетного года эксплуатации. В случае, если необходимо установить расчетный год, то используется зависимость:

где Ет и b известны.

Таблица 24

Расчетная интенсивность движения автомобилей

Категория дороги

Число полос движения

Расчетная интенсивность движения, авт./сутки

Итого

Грузовые

Легковые

Автобусы

1

2

3

4

5

6

I

8

свыше 40000

свыше 16000

свыше 22000

свыше 2000

I

6

20000 - 40000

8000 - 16000

11000 - 22000

1000 - 2000

I

4

7000 - 20000

3100 - 8000

3500 - 11000

400 - 1000

II

2

3000 - 7000

1500 - 3100

1350 - 3500

150 - 400

III

2

1000 - 3000

550 - 1500

400 - 1350

50 - 150

IV

2

100 - 1000

60 - 150

35 - 400

5 - 50

V

1

менее 100

менее 60

менее 35

менее 5

Расчетная интенсивность движения представляет собой интенсивность движения автомобилей, которая соответствует экономически целесообразному уровню загрузки дороги движением и используется для назначения категории дороги и числа полос движения.

Расчетная интенсивность движения для назначения категорий дорог совпадает со среднегодовой суточной интенсивностью движения при условиях:

- число дней работы дороги - 365;

- состав движения: грузовые автомобили - 45 %, автобусы - 5 % и легковые - 50 %;

- коэффициент сезонной неравномерности - 1,0;

- количество автомобилей, проходящих в максимальный час - 10 %;

- местность проложения трассы - равнинная;

- расстояние между пересечениями - не менее 5 км.

В этом случае в качестве расчетной можно принимать среднегодовую суточную интенсивность движения последнего года перспективного периода. Отклонение от этих показателей вызывает необходимость определения расчетной интенсивности движения по формуле:

Np = Ncc × K1 × K2 × K3.

Коэффициенты К1, К2, К3 учитывают влияние состава потока и средней грузоподъемности автомобилей, сезонной и часовой неравномерности движения, рельефа местности и расстояния между пересечениями.

Значение коэффициентов приводится в таблицах 25, 26, 27.

Таблица 25

Коэффициент К1, учитывающий состав движения и среднюю грузоподъемность автомобилей

Средняя грузоподъемность грузового автомобиля, т

Доля грузовых автомобилей, %%

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

до 2

0,63

0,66

0,69

0,72

0,75

0,78

0,81

0,84

0,88

0,91

0,94

2 - 5

0,63

0,67

0,71

0,76

0,8

0,84

0,89

0,93

0,98

1,02

1,06

5 - 8

0,63

0,70

0,76

0,85

0,90

1,0

1,08

1,15

1,23

1,3

1,38

8 - 12

0,63

0,75

0,88

1,0

1,13

1,25

1,38

1,5

1,63

1,75

1,88

свыше 12

0,63

0,84

1,06

1,28

1,5

1,72

1,94

2,16

2,38

2,59

2,81

Таблица 26

Коэффициент К2, учитывающий сезонную и часовую неравномерности движения

Месячная неравномерность движения

Количество автомобилей, проходящих в максимальный час суток, %%

6

8

10

12

14

16

18 и свыше

1

0,8

0,9

1,0

1,1

1,2

1,3

1,4

1,2

0,9

1,0

1,1

1,2

1,3

1,4

1,5

1,4

1,0

1,1

1,2

1,3

1,4

1,5

1,6

1,6

1,1

1,2

1,3

1,4

1,5

1,6

1,7

1,8

1,2

1,3

1,4

1,5

1,6

1,7

1,8

2 и выше

1,3

1,4

1,5

1,6

1,7

1,8

1,9

Таблица 27

Коэффициент К3, учитывающий рельеф местности и расстояние между пересечениями дорог

Расстояние между пересечением и примыканием дорог, км

Рельеф местности

Равнинный

Пересеченный

Горный

До 1

1,15

1,2

1,25

1 - 3

1,1

1,15

1,2

3 - 5

1,05

1,1

1,15

Свыше 5

1,0

1,05

1,1

Таблица 28

Грузо-пассажиронапряженность по категориям дорог на перспективу

Категория дороги

Число полос движения

Грузонапряженность млн. т км/км в год

Пассажиронапряженность, млн. пасс. км/км в год

Итого

Легковые

Автобусы

I

8

cвыше 19,2

свыше 26,2

свыше 13,2

свыше 13,0

I

6

9,6 - 19,2

13,2 - 26,2

6,6 - 13,2

6,5 - 13

I

4

3,7 - 9,6

4,7 - 13,2

2,1 - 6,6

2,6 - 6,5

II

2

1,4 - 3,7

1,7 - 4,7

0,8 - 2,1

0,9 - 2,6

III

2

0,4 - 1,4

0,5 - 1,7

0,2 - 0,8

0,3 - 0,9

IV

2

0,04 - 0,4

0,05 - 0,5

0,02 - 0,2

0,03 - 0,3

V

1

менее 0,04

менее 0,05

менее 0,02

менее 0,03

Таблица 29

Перспективный состав движения на сети дорог

(в процентах)

Категория дорог

Административная подчиненность дорог

Общегосударственного значения

Республиканского значения

Областного и местного значения

Состав движения

грузовые

легковые

автобусы

грузовые

легковые

автобусы

грузовые

легковые

автобусы

I

40

50

10

 

 

 

 

 

 

II

45

48

7

50

44

6

 

 

 

III

50

45

5

55

40

5

60

35

5

IV

 

 

 

58

37

4

63

33

4

V

 

 

 

 

 

 

65

31

4

Таблица 30

Размеры ежегодного прироста интенсивности движения на сети дорог

(в процентах)

Районы

Начального освоения

Слаборазвитые

Высокоразвитые

Административная подчиненность дорог

Общегосударственного значения

5 - 6

4 - 5

3 - 4

Республиканского значения

6 - 7

5 - 6

4 - 5

Областного и местного значения

7 - 8

6 - 7

5 - 6

Таблица 31

Распределение объема перевозок, грузо-пассажирооборота и транспортной работы автомобилей

(1985 г.; в процентах)

Типы автомобилей

Всего

В пределах городов

На сети дорог

Объем перевозок

Грузопассажирооборот

Транспортная работа

Объем перевозок

Грузопассажирооборот

Транспортная работа

Объем перевозок

Грузопассажирооборот

Транспортная работа

Грузовые

100

100

100

70

21

30

30

79

70

Пассажирские

100

100

100

86

67

66

14

37

34

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

легковые

20

32

80

17

20

53

3

12

27

автобусы

80

68

20

69

43

13

11

25

7

Таблица 32

Распределение состава движения по типам автомобилей

процентах)

Состав движения

Всего

В пределах городов

На сети дорог

 

 

1985 г.

 

Грузовые

51

32

68

Легковые

40

58

23

Автобусы

9

10

9

Итого

100

100

100

 

 

Перспектива

 

Грузовые

40

28

50

Легковые

51

62

48

Автобусы

9

10

7

Итого

100

100

100

Таблица 33

Насыщенность автомобильного парка на 1000 жителей на перспективу

Виды автомобилей

Насыщенность автомобилями, ед./тыс. жит.

Годовой пробег, тыс. км

Легковые автомобили

150

11 - 17

в том числе:

 

 

такси

4 - 6

60 - 80

ведомственные

3 - 4

20 - 35

индивидуальные

140 - 143

10 - 15

Грузовые автомобили

15 - 20

50 - 60

Таблица 34

Коэффициенты увеличения интенсивности движения автомобилей

Ежегодный прирост, %

Коэффициент увеличения интенсивности движения через t лет

5 лет

10 лет

15 лет

20 лет

1

1,05

1,10

1,16

1,22

2

1,10

1,22

1,35

1,49

3

1,16

1,34

1,56

1,80

4

1,22

1,48

1,80

2,19

5

1,28

1,63

2,08

2,65

6

1,34

1,79

2,40

3,21

7

1,40

1,97

2,76

3,87

8

1,47

2,16

3,17

4,66

9

1,53

2,37

3,64

5,60

10

1,61

2,59

4,18

6,73

11

1,69

2,84

4,79

8,06

12

1,76

3,11

5,47

9,65

В таблице приводится коэффициенты увеличения интенсивности движения в зависимости от процента ежегодного прироста при возрастании интенсивности движения по формуле:

Nt = No(1 + a)t,

Nt - интенсивность движения в t год,

No - интенсивность движения в отчетном году,

a - ежегодный прирост.

Пояснения к таблицам 35, 36, 37, 38.

Установление среднегодовой суточной интенсивности движения автомобилей по данным выборочного контрольного учета движения

При проведении экономических изысканий на стадии разработки технико-экономического обоснования возникает необходимость проведения контрольного учета движения для установления фактической среднегодовой суточной интенсивности движения автомобилей. Проведение круглосуточного учета движения связано со значительными трудовыми и материальными затратами. С достаточной степенью точности можно ограничиться проведением выборочного учета движения в течение нескольких часов. Интенсивность движения автомобилей по дороге подвержена колебаниям по часам суток, дням недели и месяцам года. Для перехода от интенсивности движения, выявленной при проведении учета, к среднегодовой суточной, следует использовать закономерности изменения интенсивности движения во времени. Расчет среднегодовой суточной интенсивности движения производится по формуле:

Ncc = Nt,T × Kt,T × Kн × Kг, где

Ncc - среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут.;

Nt,T - количество автомобилей, зафиксированных при проведении контрольного учета в течение T часов начиная с t часа суток;

Kt,T - коэффициент перехода к суточной интенсивности движения;

Kн - коэффициент перехода к средненедельной суточной интенсивности движения;

Kг - коэффициент перехода к среднегодовой суточной интенсивности движения.

Значения коэффициентов Kt,T; Kн; Kг приведены в таблицах 35, 36, 37, 38.

Таблица 35

Коэффициент перехода к средненедельной суточной интенсивности движения

Административное значение дорог

Дни проведения учета движения

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Общегосударственного и республиканского значения

1,06

0,96

0,88

0,84

0,93

1,14

1,35

Областного и местного значения

1,25

0,89

0,8

0,8

0,89

1,26

1,62

Таблица 36

Коэффициент перехода к среднегодовой суточной интенсивности движения

Административное значение дорог

Месяцы проведения учета движения

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Общегосударственного и республиканского значения

1,67

1,61

1,43

1,22

0,98

0,79

0,69

0,68

0,72

0,87

1,16

1,56

Областного и местного значения

1,92

1,82

1,64

1,41

1,16

0,91

0,7

0,6

0,56

0,71

1,32

1,82

Таблица 37

Коэффициент перехода к суточной интенсивности движения на автомобильных дорогах общегосударственного и республиканского значения

Время начала проведения учета движения, час.

Продолжительность проведения учета движения, час.

1

1

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

8

13,33

6,06

3,85

2,84

2,31

1,97

1,73

1,53

1,38

1,26

9

11,11

5,41

3,61

2,8

2,31

1,99

1,73

1,53

1,4

-

10

10,53

5,35

3,74

2,93

2,42

2,05

1,78

1,6

-

-

11

10,86

5,88

4,06

3,14

2,55

2,14

1,88

-

-

-

12

12,5

6,49

4,42

3,33

2,67

2,3

-

-

-

-

13

13,51

6,84

4,55

3,4

2,78

-

-

-

-

-

14

13,89

6,84

4,55

3,51

-

-

-

-

-

-

15

13,51

6,76

4,69

-

-

-

-

-

-

-

16

13,51

7,19

-

-

-

-

-

-

-

-

17

15,38

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Таблица 38

Коэффициент перехода к суточной интенсивности движения на автомобильных дорогах областного и местного значения

Время начала проведения учета движения, час.

Продолжительность проведения учета движения, час.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8

18,18

7,14

3,97

2,63

1,97

1,6

1,38

1,23

1,14

1,1

9

11,76

5,08

3,08

2,21

1,75

1,49

1,32

1,22

1,16

 

10

8,93

4,17

2,72

2,06

1,7

1,49

1,36

1,29

-

-

11

7,81

3,91

2,67

2,11

1,79

1,61

1,51

-

-

-

12

7,81

4,07

2,8

2,27

1,98

1,83

-

-

-

-

13

8,47

4,57

3,29

2,73

2,46

-

-

-

-

-

14

9,9

5,38

4,03

3,46

-

-

-

-

-

-

15

11,76

6,8

5,32

-

-

-

-

-

-

-

16

16,13

9,71

-

-

-

-

-

-

-

-

17

24,39

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Таблица 39

Пропускная способность автомобильных дорог при различном составе движения

Расчетная скорость дороги, км/час

Пропускная способность одной полосы движения, авт./час

100 % легковых автомобилей

50 % грузовых и 50 % легковых автомобилей

100 % грузовых автомобилей

Число полос движения

Число полос движения

Число полос движения

4

3

2

4

3

2

4

3

2

150

2000

1340

1100

1200

870

750

600

500

430

120

1900

1200

1000

1120

780

660

540

460

380

100

1700

1120

920

1050

720

600

500

420

350

80

1460

960

820

930

640

540

440

380

320

60

1140

820

700

750

560

480

380

330

300

Таблица 40

Скорость потока автомобилей при различном составе движения

Расчетная скорость дороги, км/час

Максимальная скорость потока автомобилей, км/час

100 % легковых автомобилей

50 % грузовых и 50 % легковых автомобилей

100 % грузовых автомобилей

4

3

2

4

3

2

4

3

2

150

100

67

55

80

58

50

60

50

43

120

95

60

50

75

52

44

54

46

38

100

85

56

46

70

48

40

50

42

35

80

73

48

41

62

43

36

44

38

32

60

57

41

35

50

37

32

38

33

30

Максимальная безопасная скорость потока автомобилей определена при экономически целесообразном уровне загрузке дороги движением.

Таблица 41

Скорость потока автомобилей для различных категорий дорог

Категория дороги

Расчетная скорость, км/час

Скорость потока автомобилей, км/час

грузовых

легковых

автобусов

средняя

I

150

60

100

80

80

II

120

38

50

40

44

III

100

35

46

37

40

IV

80

32

41

34

36

V

60

24

31

28

27

Скорости потока автомобилей указаны для экономически целесообразного уровня загрузки дорог движением применительно к составу потока, приведенному в таблице 29.

Таблица 42

Технико-эксплуатационные показатели работы автомобильного транспорта

Категория дороги

Грузовые автомобили

Легковые автомобили

Автобусы

q

b

g

К

П

q

b

g

К

П

q

b

g

К

П

I

6,8

0,65

0,93

0,80

1200

4

0,6

0,9

0,76

600

40

0,92

0,65

0,75

6500

II

6,2

0,62

0,90

0,75

950

4

0,57

0,9

0,75

560

35

0,9

0,67

0,78

6000

III

5,8

0,60

0,87

0,70

770

4

0,55

0,9

0,73

530

30

0,9

0,70

0 81

5600

IV

5,4

0,55

0,83

0,65

580

4

0,52

0,9

0,72

490

25

0,9

0,72

0,85

5000

V

5,0

0,5

0,80

0,60

440

4

0,50

0,9

0,7

460

20

0,9

0,75

0,9

4400

Условные обозначения:

Д - число дней в году - 365;

q - средняя грузоподъемность (т), вместимость (пасс.);

b - коэффициент использования пробега;

g - коэффициент использования грузоподъемности, вместимости;

К - коэффициент, учитывающий специальные автомобили;

П - производительность автомобиля на 1 км пробега (т, пасс.) в год:

П = Д × q × b × g × K.

Таблица 43

Экономические показатели работы автомобилей

№№ пп

Показатели

Единица измерения

Типы автомобилей

Грузовые

Легковые

Автобусы

1

Расход топлива на 100 км пробега

л

22

8,5

35

2

Расход топлива:

 

 

 

 

на 1 ткм (1 пасс. км)

- ² -

0,06

0,045

0,018

 

на 1 тчас (1 пасс. час)

- ² -

3,6

4,5

1,4

 

на 1 авт. км

- ² -

0,22

0,085

0,36

 

на 1 авт. час

- ² -

13,2

8,5

28,0

3

Себестоимость:

 

 

 

 

 

1 ткм (1 пасс. км)

коп.

4,4

2,0

1,1

 

1 тчас (1 пасс. час)

- ² -

264

200

88

 

1 авт. км

- ² -

18,0

4,2

26,4

 

1 авт. час

- ² -

1080

420

2110

4

Скорость потока автомобилей

км/час

60

100

80

5

Производительность автомобиля на 1 км пробега

т (пасс.)

4,1

2,1

24

Показателя рассчитаны для дорог I категории в равнинной местности при экономически целесообразном уровне загрусти дорог движением.

Таблица 44

Себестоимость перевозок в зависимости от грузоподъемности автомобиля

Показатели

Единица измерения

Грузоподъемность автомобиля, т

До 2

2,1 - 5

5,1 - 8

8,1 - 12

свыше 12

Переменные расходы

коп./авт. км

5

9

13,2

19

25

Постоянные расходы

коп./авт. час

163

217

288

348

440

Скорость потока

км/час

65

62

60

58

55

Производительность автомобиля на 1 км пробега

т

0,6

1,8

4,1

6,3

8,9

Себестоимость перевозок

коп./ткм

12,5

6,9

4,4

4,0

3,7

- ² -

коп./авт. км

7,5

12,5

18

25

33

- ² -

коп./авт. час

480

770

1080

1450

1810

Значения показателей рассчитаны для I категории дороги при экономически целесообразном уровне загрузки дороги движением.

Таблица 45

Себестоимость автомобильных перевозок в зависимости от уровня загрузки дороги движением (коп.вт. км)

Расчетная скорость дороги, км/час

Число полос движения

Уровни загрузки дороги

0,1

0,3

0,5

0,7

0,9

1

150

4

8

5,2

4,2

4,9

8

10,8

120

4

9

6,3

4,8

5,8

9

12

120

2

11,5

7,8

6,0

7,2

11,5

16

100

2

13,5

9,8

7,0

8,7

13,5

18

80

2

17

11,5

8,0

10,3

17,0

21

60

1

20

13,4

10,0

12,8

20

25

Стоимости перевозок указаны для легковых автомобилей.

Зависимость себестоимости от числа полос движения и уровней загрузки дороги движением построена для легкового автомобиля при расчетной скорости дороги 150 км/час. При переходе к смешанному потоку себестоимость пробега автомобиля корректируется с учетом коэффициента перехода по таблице 46.

Таблица 46

Коэффициенты перехода от потока легковых автомобилей к смешанному для расчета геометрических параметров дороги и себестоимости пробега автомобилей

Типы автомобилей

Для расчета геометрических параметров дорог (пропускной способности)

Для расчета себестоимости пробега автомобилей

1

2

3

Легковые

1,0

1,0

Грузовые, в том числе:

 

 

до 2-х тонн

1,5

1,6

2,1 - 5 тонн

2,0

2,4

5,1 - 8 тонн

2,5

3,1

8,1 - 12 тонн

3,0

3,6

свыше 12 тонн

3,5

4,0

Автобусы

3,5

4,0

Значение коэффициентов перехода приводится для равнинной местности, для пересеченной и горной местности значение коэффициентов следует увеличивать в 1,2 раза.

Таблица 47

Относительная зависимость себестоимости перевозок от средней дальности ездки

Типы автомобилей

Средняя дальность ездки, км

До 10

10 - 20

20 - 60

50 - 100

свыше 100

Грузовые

1,7

1,3

1

0,8

0,7

Легковые

1,3

1,2

1

0,98

0,9

Автобусы

1,4

1.2

1

0,85

0,8

Таблице 48

Относительная зависимость себестоимости автомобильных перевозок от высоты над уровнем моря

Типы автомобилей

Высота над уровнем моря, м

0 - 500

500 - 1000

1000 - 2000

2000 - 3000

Грузовые

1

1,05

1,16

1,25

Легковые

1

1,02

1,1

1,15

Автобусы

1

1,04

1,13

1,20

Таблица 49

Примерное соотношение затрат на развитие сети автомобильных дорог

(в процентах)

 

Всего

в том числе

строительство и реконструкция

эксплуатация

из них

капитальный ремонт

средний ремонт

текущий ремонт и содержание

Затраты на развитие сети автомобильных дорог

100

43

57

37

9

11

Таблица 50

Дорожно-эксплуатационные затраты

Категория дороги

Срок службы дороги, лет

Межремонтные сроки, лет

Стоимость строительства дороги тыс. руб./км

Затраты на проведение одного ремонта

 

капитальный ремонт

средний ремонт

капитального

среднего

 

I

60

30

10

1100

162

21

 

II

45

18

6

650

97

12

 

III

30

15

5

350

75

10

 

IV

24

12

4

200

53

8

 

V

20

10

3

80

20

3

 

Таблица 51

Удельные дорожно-эксплуатационные затраты

Категория дороги

Ежегодные затраты, тыс. руб./км

реновация

капитальный ремонт

средний ремонт

текущий ремонт и содержание

Итого

I

18,3

5,4

2,1

2,2

28,0

II

14,4

5,3

2

2,0

23,7

III

11,7

5,0

2

1,5

20,2

IV

8,3

4,4

1,9

1,0

15,6

V

4,0

2,0

1,0

0,5

7,5

Таблица 52

Себестоимость перевозок по категориям дорог

Категория дороги

Себестоимость пробега, коп./авт. км

Себестоимость перевозок, коп./т км (коп. пасс. км)

Грузовые

Легковые

Автобусы

Средняя

Грузовые

Легковые

Автобусы

1

2

3

4

5

6

7

8

Транспортная составляющая

I

18

4,2

26,4

11,9

4,4

2,0

1,1

II

23,4

6,0

29,0

15,4

6,7

3,0

1,4

III

25,2

7,0

31,7

17,3

8,4

3,5

1,7

IV

27,0

8,0

34,3

20,1

10,8

4,3

2,1

V

32,0

10,0

37,0

25,4

16,0

5,6

2,8

Дорожная составляющая

I

0,8

0,3

1,1

0,6

0,2

0,1

0,1

II

1,9

0,6

2,2

1,3

0,5

0,3

0,1

III

3,7

1,5

4,6

2,8

1,2

0,8

0,2

IV

8,9

4,0

10,1

7,1

3,6

2,1

0,6

V

24,7

12,4

30,9

21,0

12,4

6,9

2,4

Полная себестоимость

I

18,8

4,5

27,5

12,5

4,6

2,1

1,2

II

25,3

6,6

31,2

18,3

7,2

3,3

1,5

III

28,9

8,5

36,3

23,9

9,6

4,3

1,9

IV

35,9

12,0

44,4

34,3

14,4

6,4

2,7

V

56,7

22,4

67,9

46,4

28,4

12,5

5,2

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования