Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 10 мая 2007 г. N 323

Об утверждении и введении в действие Положения о надзоре за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

Во исполнение пункта 3 распоряжения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 ноября 2005 г. N 77-р "Об организации надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 15 июня 2007 г. прилагаемое Положение о надзоре за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (РД 07-09-2007).

2. Признать утратившим силу с 15 июня 2007 г. распоряжение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 ноября 2005 г. N 77-р "Об организации надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов".

 

Руководитель                                       К.Б. Пуликовский

 

Руководящие документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

"Положение о надзоре за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"

РД 07-09-2007

Введено в действие с 15 июня 2007 г.

Зарегистрировано в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору 11 мая 2007 г.

Регистрационный номер N 429

 

I. Общие положения

II. Надзор за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

III. Сбор и анализ информации для осуществлени надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

IV. Организация и проведение инспекций

V. Применение законодательно установленных санкций при выявлении нарушений установленного порядка функционирования системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

VI. Учет и анализ результатов надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

Приложение Термины и их определения

 

I. Общие положения

1. Положение о надзоре за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - Положение) разработано в соответствии:

с Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";

Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401;

Правилами организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 г. N 1298;

Положением о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденным Министерством Российской Федерации по атомной энергии 11 октября 1999 г.

В Положении учтены нормы и рекомендации, изложенные в одобренном 8 сентября 2003 г. Советом управляющих МАГАТЭ Кодексе поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников.

2. Положение определяет цель организуемого и осуществляемого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба) и ее территориальными органами государственного надзора (далее - надзор) за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, основные принципы надзора, а также требования к организации и осуществлению надзора, учету и анализу его результатов, применению санкций при выявлении нарушений установленного порядка функционирования системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

3. Настоящее Положение распространяет свое действие на Службу и ее территориальные органы и обязательны для исполнения работниками, на которых возлагаются организация и осуществление надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

4. В Положении используются термины и их определения, установленные в Положении о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации (см. п. 1 настоящего Положения), а также термины и их определения, приведенные в приложении.

II. Надзор за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

5. Надзор за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов осуществляется с целью выявления и предотвращения нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, причин этих нарушений, факторов, препятствующих осуществлению государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, предотвращения неконтролируемого распространения и использования радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

6. Надзор за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов включает в себя:

- получение и анализ информации по вопросам функционирования системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

- проверку выполнения требований к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

- проверку выполнения условий действия лицензий на деятельность в области использования атомной энергии и условий действия разрешений Службы на право ведения работ по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

- проверку наличия радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Российской Федерации путем проведения инспекций;

- оценку соответствия состояния системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов установленным требованиям;

- принятие мер при выявлении нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и в функционировании системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

7. Для достижения цели надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Служба в пределах своих полномочий:

- получает и анализирует информацию по вопросам функционирования системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и ее составных частей от организаций, осуществляющих деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; информация может быть также получена от компетентных органов и сообщений в источниках массовой информации или иных средствах информации (при условии, что достоверность упомянутых публикаций и сообщений подтверждена компетентными органами);

- организует и проводит инспекции состояния государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, анализирует и обобщает результаты инспекций;

- принимает меры, направленные на устранение организациями и должностными лицами выявленных нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и причин этих нарушений;

- предоставляет информацию о результатах надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов органам государственной власти Российской Федерации.

8. В основу организации надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов положены следующие принципы:

- независимость Службы при выполнении своих функций от других государственных органов, а также от организаций, деятельность которых связана с использованием атомной энергии или содействует ее использованию;

- разграничение ответственности сторон, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии и государственный надзор за безопасностью ее использования:

- открытость надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (обеспечение доступности информации о системе и о надзоре за ней, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну);

- дифференцированный подход к выбору объемов и форм надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

- взаимодействие Службы с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, с Российской академией наук, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- своевременность, обоснованность и полнота использования мер воздействия, направленных на устранение нарушений.

9. Осуществление надзора не должно необоснованно ограничивать деятельность организаций, осуществляющих обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, и иных организаций по осуществлению учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

10. Надзор за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов осуществляется путем проверки выполнения требований к их учету и контролю организациями, осуществляющими обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, информационно-аналитическими организациями, центрами сбора, обработки и передачи информации по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, деятельность которых регламентируется нормативными актами, обеспечивающими функционирование системы.

Надзор за информационно-аналитическими организациями, центрами сбора, обработки и передачи информации по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов осуществляется территориальными органами Службы, в установленных границах надзорной и разрешительной (лицензионной) деятельности которых расположены эти организации.

III. Сбор и анализ информации для осуществлени надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

11. Служба создает и ведет базы данных, необходимые для осуществления надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

12. Доступ должностных лиц и работников Службы к информации организаций, к информации, содержащейся в федеральной автоматизированной информационной системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, в информационно-аналитических организациях и центрах сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на федеральном, ведомственном и региональном уровне, осуществляется в соответствии с порядком, установленным для этих организаций.

Доступ должностных лиц и работников Службы к материалам, составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

13. Информация, получаемая Службой в ходе осуществления надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, используется исключительно с целью, изложенной в пункте 5 настоящего Положения, с соблюдением предусмотренных законодательством Российской Федерации требований по защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также прав на интеллектуальную собственность.

IV. Организация и проведение инспекций

14. Состояние учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, имеющих лицензии на право осуществления определенного вида (видов) деятельности в области использования атомной энергии, проверяется, как правило, в процессе комплексных, целевых и оперативных инспекций, проводимых в порядке надзора за ядерной и радиационной безопасностью объектов использования атомной энергии.

Состояние учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в вышеуказанных организациях может также проверяться посредством специально предусматриваемых целевых инспекций, проводимых работниками Службы, специализирующимися на осуществлении надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов или на осуществлении надзора за радиационной безопасностью на ядерно-опасных и радиационно опасных объектах (в последнем случае - при условии предварительного обучения работников по вопросам, являющимся предметами проверки).

15. Упомянутые в п. 14 Положения инспекции могут быть плановыми и внеплановыми.

Инспектируемая организация должна быть уведомлена:

- о плановой инспекции - не позднее, чем за 15 дней до ее начала;

- о внеплановой инспекции - непосредственно перед ее началом.

16. Внеплановые инспекции могут проводиться в связи с выявленными фактами утраты, хищения, недостачи (излишка), несанкционированного использования радиоактивных веществ и/или радиоактивных отходов, нарушений в их учете и контроле, а также в других случаях по решению руководства Службы или ее территориального органа.

17. Наряду с инспекциями, проводимыми в организациях, имеющих соответствующие лицензии Службы, в отношении организаций, представивших заявления о выдаче им лицензий на право осуществления в вышеуказанной области определенного вида (видов) деятельности, предусматривается также специальный вид инспекции, имеющей целью в процессе определения способности организации реализовать в установленном порядке заявленный вид (виды) деятельности оценить ее фактические возможности в части выполнения установленных требований к обеспечению правильности и надежности учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (инспекция в процессе рассмотрения заявления организации о выдаче ей лицензии).

Инспекции указанного выше вида должны проводиться должностными лицами и работниками Службы, имеющими надлежащую профессиональную подготовку в сфере надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

18. Проверка состояния учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов проводится за всю инспектируемую организацию (во всех ее подразделениях, где осуществляются соответствующие учет и контроль) и осуществляется с частотой:

- в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами и специальных пунктах хранения радиоактивных отходов - не реже одного раза в год;

- в иных организациях, осуществляющих обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами - не реже одного раза в два года.

Инспекции должны проводиться с учетом особенностей технологического цикла инспектируемой организации и необходимости проведения измерений при проверке наличия радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

19. Каждая инспекция должна включать в себя следующие этапы:

- подготовка к проведению инспекции и организация инспекции;

- проведение инспекции;

- оформление результатов инспекции.

20. Инспекция должна включать проверку одного или нескольких из перечисленных ниже вопросов:

- наличие в организации федеральных норм и правил и руководящих документов для осуществления деятельности с соблюдением требований к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

- соответствие ведомственных и региональных нормативных документов по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов федеральным нормам и правилам;

- соответствие организационно-распорядительных документов организации требованиям к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

- выполнение требований к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

- выполнение условий действия лицензий Службы;

- выполнение ранее вынесенных постановлений о наложении административных взысканий и выданных предписаний Службы и ее территориальных органов;

- проведение расследований нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (при необходимости с непосредственным участием);

- наличие радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в местах их нахождения, в том числе с использованием технических средств;

- выполнение условий действия разрешений Службы, выдаваемых руководящему персоналу объектов использования атомной энергии, обеспечивающему учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

- наличие системы профессиональной подготовки персонала, осуществляющего деятельность по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Конкретное содержание проверок устанавливается программой инспекции, утверждаемой в установленном Службой порядке.

21. Работники Службы в ходе проведения инспекций могут при необходимости запрашивать и получать дополнительные документы и материалы, необходимые для реализации целей инспекций, а также получать объяснения должностных лиц и работников инспектируемой организации по вопросам, непосредственно связанным с целями инспекции.

22. При осуществлении надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов по решению руководства Службы или ее территориальных органов могут применяться технические средства. Применение технических средств согласовывается с инспектируемой организацией в части безопасности их использования.

Использование технических средств при проведении инспекций должно осуществляться специально обученными для этих целей должностными лицами и работниками Службы при соблюдении требований техники безопасности, радиационной безопасности и мер по защите информации о радиоактивных веществах и радиоактивных отходах.

Территориальные органы и организации Службы должны поддерживать работоспособность принадлежащих им технических средств, а также обеспечивать своевременную поверку средств измерений, входящих в состав этих технических средств.

При проведении инспекции допускается использование технических средств инспектируемой организации, в том числе применяемых персоналом этой организации.

23. О результатах инспекции составляется акт, первый экземпляр которого после подписания его инспектировавшими лицами передается руководителю инспектируемой организации.

V. Применение законодательно установленных санкций при выявлении нарушений установленного порядка функционирования системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

24. При выявлении нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов должностные лица и работники Службы в пределах предоставленных им полномочий:

- прекращают действие разрешений Службы на право ведения работ в области использования атомной энергии, выдаваемых должностным лицам организаций, осуществляющих обращение с радиоактивными веществами и радиоактивным отходами, отвечающим за организацию и обеспечение учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

- устанавливают по основаниям и в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, временный запрет деятельности на срок до 5 суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, где осуществляется обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;

- выдают руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, могущих привести к радиационной аварии или утрате радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

- привлекают к административной ответственности организации, должностных лиц и граждан в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- направляют правоохранительным органам материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, требований федеральных норм и правил и условий действия лицензий, если нарушения содержат признаки преступлений согласно уголовному законодательству Российской Федерации.

VI. Учет и анализ результатов надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

25. Учет и анализ результатов надзора осуществляется:

- должностными лицами и работниками подразделения территориального органа Службы, осуществляющего надзор за учетом и контролем радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в поднадзорных организациях;

- подразделением территориального органа Службы, ответственным за осуществление надзора за учетом и контролем радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

- территориальным органом Службы;

- подразделением центрального аппарата Службы, выполняющим функции организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

26. Анализ производится на основе:

- актов о результатах проведенных инспекций;

- предписаний об устранении выявленных нарушений;

- информации о состоянии учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;

- отчетных документов органов управления, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на федеральном, ведомственном и региональном уровнях, информационно-аналитических центров сбора, обработки и передачи информации и организаций, осуществляющих обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, получаемых по запросам Службы;

- отчетов организаций о выполнении постановлений Службы и предписаний ее должностных лиц;

- информации о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

По результатам анализа надзора готовится заключение о состоянии системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

27. Заключение о состоянии системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов готовится территориальными органами и в целом Службой в сроки, предусмотренные для подготовки годового отчета и полугодовой справки о состоянии регулирующей деятельности и безопасности на поднадзорных объектах.

28. Заключение о состоянии системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов формируется по результатам анализа:

- организации деятельности органов управления на региональном, ведомственном и федеральном уровнях и обеспеченности необходимыми людскими, материальными и финансовыми ресурсами;

- наличия и организации деятельности (функционирования) информационно- аналитических организаций, центров сбора и обработки информации на региональном, ведомственном и федеральном уровнях и обеспеченности необходимыми людскими, материальными и финансовыми ресурсами;

- своевременности представления организациями информации о наличии и перемещении радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

- результатов выполнения задач, возложенных на органы управления и информационно-аналитические организации, центры сбора и обработки информации на региональном, ведомственном и федеральном уровнях с учетом выполнения их организациями, осуществляющими обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами:

а) требований к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

б) требований к обеспечению сохранности радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в процессе обращения с ними;

в) своевременности и необходимости мер при выявлении случаев утраты, хищения, несанкционированного использования, при обнаружении недостачи (излишка) радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

29. Учету и хранению в соответствии с установленными сроками в Службе подлежат:

- копии актов о результатах проведенных инспекций;

- копии предписаний об устранении выявленных нарушений;

- копии актов о результатах расследования случаев утраты, хищения, недостачи (излишка), несанкционированного использования радиоактивных веществ и/или радиоактивных отходов;

- отчетные документы организаций, получаемые по запросам Службы;

- отчеты организаций о выполнении постановлений Службы и предписаний ее должностных лиц и работников;

- информация о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

- заключения о состоянии системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Приложение

Термины и их определения

Требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - совокупность требований по вопросам учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, устанавливаемых нормативными правовыми актами, федеральными и ведомственными нормами и правилами и нормативными документами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Нарушение в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - недостача или излишек, несанкционированное использование и/или незаконное перемещение радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, в том числе через таможенную границу Российской Федерации, ошибки в учетных или отчетных документах, повреждения, отказы средств контроля доступа к радиоактивным веществам и радиоактивным отходам, нарушения порядка производства, использования и передач радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

Инспекция состояния учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - инспекция) - форма надзора, осуществляемого Службой, включающая проверку выполнения требований к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, условий действия лицензий, а также постановлений Службы и предписаний ее должностных лиц;

Целевая инспекция - инспекция, которая предусматривает проверку состояния государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации в целом или по отдельным вопросам и проводится инспектором или группой инспекторов Службы и привлекаемых, при необходимости, по согласованию специалистов других организаций по программе, утвержденной в установленном Службой порядке;

Оперативная инспекция - инспекция, которая предусматривает проверку состояния государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов по отдельным вопросам в организациях, в подразделениях и на рабочих местах организаций. Проводится инспектором или группой инспекторов по плану или решению руководителя структурного подразделения Службы или его территориального органа;

Комплексная инспекция - инспекция, которая предусматривает проверку деятельности организации по всему (или большей части) комплексу вопросов обеспечения безопасности, находящихся в компетенции Службы, включая проверку состояния государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Проводится комиссией в соответствии с программой комплексной инспекции. Состав комиссии и программа комплексной инспекции утверждаются в установленном Службой порядке;

Технические средства - средства измерений количества и состава радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, средства контроля доступа к радиоактивным веществам и радиоактивным отходам, используемые при учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и надзоре за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования