ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

1 издание

Разработано совещанием XI Комиссии с 21 по 28 мая 1979 г. в г. Суздале

Дата вступления в силу: 3 июля 1979 г.

Примечание:

АВТ
Р-107/
1

РЕКОМЕНДАЦИИ
по расчету экономической эффективности
капиталь
ных
вложений в дорожном строительстве

Методы определения эксплуатационных затрат автомобилей

1. Данный раздел содержит принципы и расчетные значения, лежащие в основе оценки эксплуатационных затрат автомобилей.

Капитальные вложения, направленные на улучшение условий движения по дорожной сети, приводят к снижению эксплуатационных затрат автомобилей.

Полученный экономический эффект должен быть учтен при оценке экономической эффективности капитальных вложений в дорожном строительстве

2. Эксплуатационные затраты автомобилей включают в себя:

- переменные затраты, зависящие от пройденного расстояния и условий движения (затраты на горюче-смазочные материалы, шины, содержание и ремонт, амортизацию), стоимость/автом.´км;

- постоянные затраты, не зависящие от величины пробега (накладные расходы, заработная плата водителей и их командировочные расходы), стоимость/автом.´км.

3. При расчете эксплуатационных затрат автомобилей необходимо учитывать влияние следующих факторов:

- структуру движения;

- условия эксплуатации автомобилей, зависящие от типа и технического состояния дорожных покрытий;

- геометрических характеристик дорогирина проезжей части и карманов, радиусы кривых, уклоны, расстояния видимости);

- интенсивности движения и средней скорости движения;

- продолжительности остановок на пересечениях дорог и железнодорожных переездов.

4. При определении эксплуатационных затрат автомобилей, дорожная сеть или дорога разбивается на однородные участки по техническим критериям и средней годовой суточной интенсивности движения.

Общие эксплуатационные затраты автомобилей представляют собой сумму затрат, рассчитанных для каждого участка в отдельности.

5. Годовые эксплуатационные затраты автомобилей для конкретного дорожного участка рассчитываются по формуле

                                         (1)

где:

L - длина дорожного участка в км;

Ni - годовая средняя суточная интенсивность движения автомобилей категории i на уровне расчетного года, (выражается в авт./24 ч)

Кui - средние нормированные переменные затраты (зависящие от пробега) для автомобилей категории «i», установленные для движения по дорогам высшей технической категории с покрытиями хорошего состояния, в условиях равнинного рельефа местности и движения без препятствий, стоимость/автом.´км;

Ci - коэффициент, учитывающий влияние реальных условий движения по соответствующему участку дороги (геометрические характеристики дороги, вид и состояние дороги, средняя скорость движения);

vi - средняя скорость движения автомобилей категории «i» на соответствующем дорожном участке, км/ч;

Кfi - постоянные средние нормированные затраты для автомобилей категории «i», стоимость/авт.´ч;

Кsi - средние затраты, связанные с простоями автомобилей на пересечениях дорог, на ж.д. переездах, на переходах через реки и т.п. для автомобилей категории «i» на соответствующем участке дороги, стоимость/авт.

Расчетные значения в формуле (1) определяются каждой страной в зависимости от характеристик собственного автомобильного парка, специфических эксплуатационных условий и способа учета затрат по перевозкам.

Для обеспечения сопоставимости результатов расчетов эксплуатационных затрат автомобилей при установлении значений расчетных параметров рекомендуется соблюдать следующие требования:

группировка автомобилей производится по категориям и видам на основе переписей движения, однако, не следует допускать большую дифференциацию структуры движения.

Возможно проведение расчетов с использованием общего числа автомобилей (без разбивки по категориям) или понятия «приведенный автомобиль».

Средняя скорость движения vi определяется как средневзвешенная величина для дорожного участка длиной L в зависимости от:

- категории дороги;

- геометрических характеристик дорог;

- типа и состояния дорожного покрытия;

- ограничения скорости при проезде населенных пунктов;

- интенсивности и структуры движения.

Нормированные переменные затраты Кui рассчитываются категориям автомобилей по формуле (2):

                                                              (2)

где:

К1j - нормированные затраты по расходу горючего;

К2j - нормированные затраты по расходу смазочных материалов;

К3j - нормированные затраты по расходу шин;

К4j - нормированные затраты по содержанию и текущим ремонтам автомобилей;

К5j - нормированные затраты по амортизации.

Нормированные переменные затраты определяются как характерные значения для определенной категории автомобиля при помощи одной из нижеуказанных методик:

- как средневзвешенное, с учетом структуры автомобильного парка, нормированных переменных затрат для каждого типа автомобиля, входящего в состав соответствующей категории;

- путем выбора характерного автомобиля (с удельным весом и характеристиками) для соответствующей категории автомобилей и принятием значений нормированных переменных затрат этого автомобиля в качестве средних для всей категории.

Коэффициент Сi должен учитывать основные факторы, приводящие к изменению величины реальных переменных затрат по отношению к нормированным затратам, а именно: геометрические характеристики дороги (кривые, уклоны) и техническое состояние дороги, средняя скорость движения.

Для одной категории автомобилей, данный коэффициент определяется при помощи формулы (3)

C = 1 + q1 + q2 + q3,                                                      (3)

где:

q1 - увеличение реальных переменных расходов по отношению к нормированным расходам, вследствие влияния уклонов дороги;

q2 - то же, вследствие влияния кривых с малыми радиусами;

q3 - то же, вследствие влияния типа и технического состояния дороги.

Коэффициенты q зависят от средней скорости движения. Они определяются при помощи таблиц или графиков, учитывающих структуру и характеристики автомобильного парка каждой страны*).

*) В приложении 1, 2, 3 даются ориентировочные графики для определения коэффициентов.

Для расчета коэффициента по формуле (3) применяются значения средневзвешенных коэффициентов q1, q2 и q3 на данном участке дороги.

Так как влияние реальных условий движения на эксплуатационные переменные затраты автомобилей может быть приравнено увеличению длины дороги, коэффициент С можно считать и коэффициентом преобразования реальной длины дороги L на приведенную длину дороги в хороших (нормальных) условиях движения, которая определяется по формуле (4).

Lv = CL.                                                                  (4)

В случае, когда неизвестны в достаточной мере геометрические и эксплуатационные характеристики дорог или когда желательно упростить расчеты, коэффициенты могут быть определены в зависимости от средних характеристик участков дорог, определяющих техническую категорию дороги, тип и техническое состояние дорожных покрытий, условия рельефа.

Нормированные постоянные затраты Кfi вычисляются по категориям автомобилей по формуле (5):

Кfi = Кci + Кri,                                                            (5).

где:

Кci - часовой заработок водители (включая различные надбавки к зарплате и командировочные затраты);

Кri - нормированные накладные затраты/авт.´ч.

Затраты по простою автомобилей Кsi определяются по категориям автомобилей при помощи формулы (6):

Кsi = ti · Кfi,                                                                    (6)

где:

ti - общее время простоя, связанное с прохождением участка дороги длиной L, для автомобиля категории i.

В случае расчета эксплуатационных затрат автомобилей по исследуемой сети дорог, связанной с капитальными вложениями, или в случае сравнения вариантов различной длины, в затраты по простою автомобилей можно включить и соответствующие затраты по погрузочно-разгрузочным работам.

Примерная диаграмма № 1

Увеличение действительных переменных расходов по отношению к нормированным расходам в зависимости от влияния уклонов дороги и типа автомобилей.

Обозначения:

1. Грузовые автомобили дизельные грузоподъемностью 10 т.

2. Грузовые автомобили на бензине грузоподъемностью 5 т.

3. Легковые автомобили.

Примерная диаграмма № 2

Увеличение действительных переменных расходов по отношению к нормированным расходам в зависимости от влияния кривых малых радиусов.

Примерная диаграмма № 3

Увеличение действительных переменных расходов по отношению к нормированным расходам в зависимости от влияния типа и технического состояния дороги.

Обозначения:

1. Асфальтобетонное или цементобетонное покрытие в хорошем состоянии с неровной поверхностью.

2. Щебеночное покрытие, пропитанное битумом или с поверхностной обработкой.

3. Каменное покрытие в хорошем состоянии.

4. Гравийное покрытие в хорошем состоянии.

5. Гравийное покрытие в среднем состоянии.

6. Гравийное покрытие в плохом состоянии.

7. Грунтовая дорога в среднем состоянии.

Примечание:

Покрытие для сравнения: асфальтобетонное или цементобетонное покрытие в хорошем состоянии с ровной поверхностью, на прямом участке дороги и при нулевом уклоне.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования