Министерство лесной, целлюлозно-бумажной Государственный проектный институт Гипролестранс ОБЩЕСОЮЗНЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Утверждены
приказом Согласованы
ГКНТ (письмо от 13 февраля 1986 г. № 45-242) ЛЕНИНГРАД 1986 "Общесоюзные нормы технологического проектирования лесозаготовительных предприятий" разработаны институтом Гипролестранс Минлесбумпрома СССР. Книга состоит из двух частей: часть I. Нормы. часть II. Технико-экономические показатели. Нормы разработаны на основе последних достижений науки и техники в лесозаготовительной отрасли с учетом применения наиболее производительных машин и механизмов, выпускаемых отечественной промышленностью. Редколлегия: Ю.С. Комаров (председатель), В.К. Сербский, Г.И. Крестин, В.Д. Локоть (руководитель темы), Н.Ф. Корнейчук, О.И. Робуш, В.И. Циндюк, И.Ю. Обермейстер, В.В. Неудов Часть I. Нормы
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Нормы предназначены для проектирования новых, реконструкции и технического перевооружения действующих лесозаготовительных предприятий с расчетной мощностью по вывозке древесины 200, 400, 600, 800 и 1000 тыс.м3. При промежуточных значениях мощности предприятий показатели Норм принимаются по интерполяции. Для значений мощности до 200 тыс.м3 и от 1001 до 1200 тыс.м3 показатели определяются экстраполяцией. При проектировании предприятий необходимо предусматривать постоянное их действие и неистощительное пользование лесосырьевыми базами. 1.2. Нормы предназначены для проектирования предприятий в равнинной, пересеченной и холмистой местностях.
1.3. В Нормах приведены показатели по цехам и производствам для переработки низкокачественной древесины и отходов лесозаготовок, обеспечивавшие проектирование лесозаготовительных предприятий по безотходной технологии. Число смен на трелевке леса при использовании тракторов с тросовой оснасткой определяется в зависимости от природно-климатических факторов, организации работ и окончательно устанавливается заданием на проектирование предприятия по согласованию с утверждавшей его организацией. Погрузка лесоматериалов в железнодорожные вагоны производится 365 дней в году. Расчетная продолжительность погрузки за подачу - 4 часа. 1.5. При проектировании предприятия с целью использования преимуществ зимней вывозки и обеспечения равномерной в течение года работы нижнего лесосклада предусматривается создание в зимний период запаса древесины на межсезонном складе. Месторасположение нижнего лесосклада должно быть согласовано с органами рыбоохраны. Создание запаса обеспечивается за счет организации в зимний период лесосечных работ и вывозки леса по скользящему графику. 1.6. Расчетный годовой фонд времени одного рабочего (в часах) принимается: для всех районов Советского Союза, кроме районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, - 1756; для местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, - 1674; для районов Крайнего Севера - 1633. 1.7. Годовой эффективный фонд времени работы оборудования (в часах при двухсменном режиме принимается по табл. 1. Таблица 1
Примечание. Эффективный годовой фонд времени работы трелевочных тракторов, подборщиков сучьев, рубительных и погрузочно-транспортных машин при односменном режиме принимается (в часах): для районов с обычными условиями труда - 1440 для местностей, приравненных к районам Крайнего Севера - 1400 для районов Крайнего Севера - 1330. 1.8. Эффективный годовой фонд времени работы лесовозных автопоездов (в часах) для условий средней лесной полосы европейской части СССР при равномерной вывозке леса в течение года по дорогам с гравийным покрытием приведен в табл. 2. Эффективный годовой фонд времени тепловозов на всех видах работ - 3130 ч. Таблица 2
Примечания: 1. Годовой фонд времени исчислен при двухсменном режиме работы автопоездов и пятидневной рабочей неделе. 2. Продолжительность нормируемых перерывов в работе автопоезда без учета времени нахождения в ремонте принята 147 дней, в том числе: праздничные и выходные дни - 112; затраты времени на перевозку в ремонт и ожидание ремонта - 4; перерывы в работе, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями - 26; непредвиденные перерывы в работе - 5. 3. При увеличении или уменьшении количества дней работы автопоезда за счет выходных дней или по метеорологическим условиям к значениям фонда времени, приведенным в табл. 2, вводится коэффициент К: где m - количество дней, на которое увеличивается (+) или уменьшается (-) принятый в табл. 2 фонд времени работы автопоезда; а - удельный вес времени работы транспорта в году по сезонам или периодам года, в которых намечается изменение количества рабочих дней. 2. ЛЕСОСЕЧНЫЕ РАБОТЫ2.1. Организация труда2.1.1. Основной производственной единицей на мастерском участке принята укрупненная комплексная бригада на базе двух трелевочных (валочно-трелевочных, валочно-пакетирующих) механизмов. В зависимости от местных условий укрупненная комплексная бригада может комплектоваться на базе трех и более механизмов. При наличии условий, ограничивающих применение укрупненных комплексных бригад (разрозненные лесосеки на небольших площадях, пересеченный рельеф, выборочные рубки), принимается малая комплексная бригада (малое звено), работающая на базе одного трелевочного механизма. 2.1.2. Валка леса и обрезка сучьев бензиномоторными пилами производится в дневную смену. 2.1.3. При значительной заболоченности лесных массивов, их островном расположении и большой удаленности от лесовозных дорог, а также от центральных поселков (проезд рабочих более полутора часов в один конец), лесосечные работы организуются вахтовым методом. 2.1.4. В состав коллектива вахтового участка, кроме рабочих, занятых на основных, подготовительных и вспомогательных работах, и мастера лесозаготовок, включаются десятник, повар, помощник повара, медицинский работник, уборщицы. Для технического руководства мастерским участком, работающим в две смены, дополнительно назначаются мастер лесозаготовок (сменный мастер) и десятник. 2.1.5. Хранение хлыстов, заготовленных в летний период года, осуществляется в соответствии с ГОСТ 9014.0-75 "Лесоматериалы круглые. Хранение. Общие требования", а также ГОСТ 9014.2-79 "Лесоматериалы круглые. Хранение, защита влагозащитными и влагозащитно-антисептическими покрытиями". 2.1.6. Нормы выработки при постепенных и выборочных рубках снижаются до 20%. 2.1.7. При производстве щепы из лесосечных отходов применяется бригадная форма организации труда. Бригада обслуживает одну систему машин и входит в состав мастерского участка основного лесозаготовительного производства. Несколько бригад могут организовать самостоятельный мастерский участок. 2.1.8. Лесосечные работы не должны производиться в запретных лесных водоохранных полосах, которые необходимо предусматривать при проектировании лесозаготовительных предприятий и размер которых устанавливается на основании нормативных документов в зависимости от рыбохозяйственного значения водотоков. При очистке мест рубок отходы древесины не должны попадать в поверхностные водотоки. 2.2. Машины и механизмы для лесосечных работ и их производительность за один час работы общего времениТаблица 3
Примечания: 1. Показатели производительности на валке и трелевке в низкобонитетных насаждениях принимаются со снижением не 15%. 2. При погрузке леса на сцепы УЖД производительность челюстных лесопогрузчиков, обслуживаемых двумя рабочими, снижается на 20%. 3. Производительность трелевочного механизма при трелевке деревьев (хлыстов) с подсортировкой снижается на 10%. 2.3. Системы машин для комплексной механизации лесосечных работТаблица 4
2.4. Состав мастерского участкаТаблица 5
Примечания: 1. В состав мастерского участка, кроме ведущих трелевочных, валочно-трелевочных и валочно-пакетирующих машин, включаются сучкорезные машины и челюстные лесопогрузчики. В зависимости от конкретных условий эти машины могут входить и в состав бригады. 2. В схемах 1, 2, 3, 6, 7, 8 в состав бригады включаются бензиномоторные пилы на валке, в схемах 1, 6 - на обрезке сучьев. 3. Количество машин и механизмов (в работе) и численный состав бригады определяются по табл. 3 в соответствии с производительностью машин и механизмов. 2.5. Комплексная выработка (в м3/ч)Таблица 6
Примечание. В скобках указана комплексная выработка на основных работах. 2.6. Трудовые затраты (в чел.-ч на 1000 м3 объема производства)Таблица 7
Примечание. В скобках указаны трудозатраты на основные работы. 2.7. Подготовительно-вспомогательные работы2.7.1. Трудовые затраты на подготовительно-вспомогательные работы определяются по табл. 7 как разница между общими трудозатратами и трудозатратами на основные работы. 2.7.2. Потребность в машино-часах, необходимых для выполнения подготовительно-вспомогательных работ, определяется из расчета на 1000 м3 заготовленного леса. Для устройства погрузочных пунктов и перебазировок принимается 3 машино-часа работы тракторов тягового класса 3 и 4 и 2 машино-часа работы бензопилы. 2.7.3. Затраты машино-часов на уборку опасных деревьев и расчистку снега перед механизированной валкой принимаются по табл. 8. Таблица 8
2.7.4. Машино-часы для очистки лесосек определяются исходя из производительности подборщика сучьев, приведенной в табл. 3. 2.7.5. При осуществлении технического обслуживания и ремонта оборудования должны соблюдаться "Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами". 2.8. Состав малой комплексной бригады и комплексная выработка при прямой вывозке древесины гусеничными тракторами тягового класса 3 и 42.8.1. Состав малой комплексной бригады принимается по табл. 9. Таблица 9
2.8.2. Комплексная выработка за 1 час работы общего времени, м3, принимается по табл. 10. Таблица 10
Примечание. В числителе представлены показатели комплексной выработки при вывозке древесины гусеничными тракторами тягового класса 3, в знаменателе - тягового класса 4. 2.9. Использование лесосечных отходов2.9.1. Количество отходов определяется по данным "Методических указаний по определению объемов древесных отходов" (М.: ВНИПИЭИлеспром, 1984). 2.9.2. Состав бригады по производству щепы из лесосечных отходов представлен в табл. 11. Таблица 11
Примечание. Выработка на бригаду устанавливается по производительности основного механизма системы - рубительной машины (см. табл. 3). 2.10. Списочное количество машин и оборудования2.10.1. Списочное количество лесосечных машин определяется исходя из годового эффективного фонда времени их работы (см. табл. 1). 2.10.2. Потребность в переносных моторных инструментах приведена в табл. 12. Потребность в бензиномоторных пилах для выполнения подготовительных, вспомогательных, строительных и хозяйственных работ принимается в размере 30% от их общего количества. Таблица 12
2.10.3. Потребность во вспомогательном оборудовании приведена в табл. 13. Таблица 13
2.10.4. При компактном размещении зимних лесосек (расстояние переезда тракторов не превышает 3 км) и работе мастерского участка в данном месте не менее одного сезона следует предусматривать в лесу теплые стоянки для тракторов. 2.10.5. Кроме перечисленного оборудования, мастерские участки оснащаются за счет средств от основной деятельности технологической оснасткой, противопожарным оборудованием, инструментом, инвентарем в измерительными приборами в соответствии с действующим "Табелем оснащения машинами и оборудованием комплексных бригад и мастерских участков па лесосечных работах". 2.10.6. При определении списочного количества трелевочных тракторов и подборщиков сучьев на подготовительно-вспомогательных работах используются исходные данные, приведенные в подразделе 2.7. 2.11. Штат инженерно-технического персонала при бесцеховой структуре управления леспромхозаТаблица 14
Примечание. Количество мастеров и десятников принято из расчета односменной работы мастерского участка при среднем объеме хлыста 0,40-0,49 м3. При других объемах хлыста количество мастеров и десятников определяется по числу мастерских участков с учетом сменности работы. 2.12. Расход топливно-смазочных материалов (в кг/ч)Таблица 15
2.13. Уровень механизации трудаТаблица 16
2.14 Уровень машинизацииТаблица 17
3. ЛЕСОВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ И ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ЛЕСОСЫРЬЕВЫХ БАЗАХ3.1. Общие положения3.1.1. При проектировании лесозаготовительных предприятий необходимо руководствоваться: "Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" (ст. 44); "Лесным кодексом РСФСР" (ст. 103); "Правилами отпуска древесины на корню в лесах СССР" (п. 16); "Правилами пожарной безопасности в лесах СССР", утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 18 июня 1971 г. № 395 с последующими дополнениями согласно постановлениям СМ СССР от 15 июля 1977 г. № 654, от 28 января 1983 г. № 98, от 28 июня 1985 г. № 594; "Санитарными правилами в лесах СССР"; "Правилами закрепления лесосырьевых баз и ведения лесного хозяйства в них"; постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1984 г. № 890 "Об улучшении использования лесосырьевых ресурсов"; "Положением об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР". 3.1.2. Годовая потребность в механизмах для проведения лесовосстановительных работ (табл. 18) и трудозатраты на заготовку и переработку шишек хвойных пород (табл. 19) определены по "Типовым нормам выработки на лесокультурные, лесозащитные и противопожарные работы, выполняемые механизированным и конно-ручным способами". 3.2. Средства механизации для проведения лесовосстановительных работ в зоне хвойных лесовТаблица 18
3.3. Трудовые затраты на заготовку и переработку шишек хвойных породТаблица 19
3.4. Первоначальная густота культур3.4.1. Первоначальная густота культур определяется биологическими свойствами главной породы, лесорастительными условиями и особенностями посадочного материала. 3.4.2. При посадке стандартного посадочного материала первоначальная густота культур (в тыс.шт. на 1 га) принимается по регионам следующей: таежная зона европейской части РСМР - 3,0 - 6,0 Урал - 3,5 - 7,0 Западная Сибирь - 3,2 - 6,6 Восточная Сибирь - 2,5 - 10,0 Дальний Восток - 3,3 - 7,7. Максимальная густота культур принимается для сухих условий произрастания (лишайниковые, вересковые и подобные им типы леса), минимальная - для мокрых (долгомошники, сфагновые, травяно-болотные и подобные им типы леса). При посадке саженцев высотой 0,3 - 0,5 м число посадочных мест снижается до 2,5 - 3 тыс. шт. на 1 га. На захрущеванных площадях густота культур увеличивается до 12 - 15 тыс. шт. на 1 га. В подзоне северной тайги таежной зоны европейской части РСФСР густота посадки сосны и ели снижается на 10 - 16%. 3.4.3. Количество посадочные мест для конкретных участков определяется по региональным руководствам по проведению лесовосстановительных работ в государственном лесном фонде и технологическим картам. 3.5. Норма высева семян при строчно-луночном посеве с размещением посевных мест через 0,70 - 0,75 м и при посеве непрерывной строчкойТаблица 20
Примечание. Норма высева дана для семян первого масса сортности. При использовании семян второго и третьего класса сортности расход семян увеличивается соответственно на 25 и 50%. 3.6. Штат работников лесного хозяйства3.6.1. В леспромхозах в зависимости от объема лесовосстановительных работ вводятся следующие должности работников лесного хозяйства: до 1 тыс.га - инженер по лесным культурам (при совмещении с другой работой), св. 1 до 4 тыс.га - инженер по лесным культурам, св. 4 до 8 тыс.га - ст. инженер по лесным культурам, св. 8 тыс.га - ст. инженер и инженер по лесным культурам. 3.6.2. Для осуществления технического руководства производством лесных культур дополнительно может вводиться должность мастера лесных культур из расчета один на лесопункт (при наличии не менее 100 га посева или посадки леса). 3.6.3. Должность инженера по лесосечному фонду в штаты работников лесного хозяйства не включается, так как предусматривается в штате производственного отдела леспромхоза. 3.7. Требования к размещению техники3.7.1. Для хранения лесохозяйственных машин и механизмов предусматривается строительство закрытых навесов. 3.7.2. Строительство стационарной шишкосушилки со складом для шишек и семян, а также приобретение передвижных шишкосушилок подлежат согласованию с органами лесного хозяйства. 3.7.3. Противопожарная техника (мотопомпы, цистерны, автомашины, тракторы и т.п.) должна размещаться в здании пожарного депо. 3.7.4. Тракторы и автомашины, приобретаемые для лесовосстановительных работ, должны находиться в гараже предприятия. 3.8. Противопожарные мероприятия3.8.1. При проектировании противопожарных мероприятий территория лесосырьевой базы разделяется на 2 района: район наземной охраны и тушения пожаров в сочетании с авиационным обслуживанием. Сюда относятся лесные массивы, расположенные от лесовозных дорог на расстоянии, обеспечивающем доставку рабочих к месту пожара в течение одного часа; район авиационной охраны, обнаружения и тушения пожаров. Сюда относится вся остальная территория сырьевой базы. В зоне наземной охраны противопожарные мероприятия подразделяются на 4 группы: предупредительные мероприятия: привлечение к работе по противопожарной пропаганде лекторов, местной печати, радио, телевидения и т.д., устройство агитационных витрин; отведение специальных мест для курения, запрещение посещения лесов в пожароопасный период; ограничительные мероприятия: создание минерализованных полос шириной 4 м вдоль дорог, хвойных молодняков, лесных культур, населенных пунктов, домов отдыха, пионерлагерей и т.п.; очистка насаждений, прилегающих к минерализованным полосам, от захламленности и сухих сучьев на 20 м вглубь леса с каждой стороны; организация дозорно-сторожевой службы и связи: создание в центральном поселке лесозаготовительного предприятия метеорологического поста с типовым набором оборудования; строительство наблюдательных пунктов (пожарная вышка или мачта из расчета один пункт на 30 тыс. га), наблюдение с которых ведется силами временных сторожей весь пожароопасный период; организация патрулирования на пожарных мотоциклах основных дорог; обеспечение наблюдательных пунктов, мастерских участков и каждого десятого лесовозного автомобиля переносными радиостанциями, а пожарного депо центрального поселка - стационарной рацией; мероприятия по борьбе с лесными пожарами: организация пунктов сосредоточения пожарного оборудования и средств пожаротушения в центральном поселке (при пожарном депо), противопожарных пунктов при лесопунктах, пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря на лесосеках; строительство пожарных водоемов; строительство вертолетных площадок в районах авиационной охраны из расчета одна площадка на 20 тыс.га (с учетом использования естественных пустырей, прогалин, сенокосов и др.); подготовка кадров авиапожарных команд из числа, рабочих лесозаготовительного предприятия; организация добровольных пожарных дружин. 3.8.2. Нормативы на противопожарные и прочие лесохозяйственные работы приведены в табл. 21. Таблица 21
3.8.3. Оборудование противопожарных пунктов принимается по табл. 22. Нормы утверждены Гослесхозом СССР и МВД СССР в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 968 г. № 409. Таблица 22
Примечания: 1. Пожарное оборудование и средства пожаротушения, обозначенные под № 1 - 6, 11 - 16, должны находиться в пунктах сосредоточения постоянно, а указанные под № 7 - 10 закрепляются на пожароопасный сезон (штат пожарной охраны предприятия в этот период увеличивается за счет шоферов, трактористов и мотористов). 2. Автомашины и тракторы для перевозки цистерн, а также бортовые автомашины оборудуются для установки навесных насосов. 3. При протяжении лесовозных дорог более 50 км (включая лесовозные усы) количество съемных цистерн для лесопунктов увеличивается из расчета одна цистерна на каждые 50 км дороги. 3.8.4. В леспромхозах на базе УЖД организуются пожарные поезда из расчета один поезд на 100 км железнодорожного пути или одна дрезина на 50 км пути. В пожароопасный сезон в пунктах базирования пожарных поездов должно быть организовано дежурство паровозов (мотовозов, дрезин). Оснащение поездов для тушения лесных пожаров принимается по табл. 23. Таблица 23
4. СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ ЛЕСААвтомобильный транспорт4.1. Выбор лесовозного автопоезда для вывозки хлыстов и деревьев4.1.1. Выбор автопоезда производят на основе технико-экономического сопоставления вариантов вывозки древесины из сырьевой базы различными автопоездами. Эффективность вариантов определяют по приведенным затратам. Технико-экономическому сравнению вариантов предшествует предварительный отбор двух-трех автопоездов, наиболее соответствующих условиям эксплуатации (средний объем хлыста, рельеф местности, почвенно-грунтовые условия и т.д.). 4.1.2. Для предварительно отобранных автопоездов определяют коэффициент использования номинальной грузоподъемности (Кг): где Qпол - полезная нагрузка на автопоезд, м3; Fo - площадь поперечного сечения по конику автомобиля, м2; q - объем древесины, размещаемый в 1 м2 поперечного сечения коника при заданном среднем объеме хлыста Vхл (определяется по формуле: q=4,2+3Vхл), м3. При Кг<1 площадь поперечного сечения коника можно увеличить за счет размера балки коника или за счет удлинения его стоек. Увеличение размера балки коника связано с увеличением габаритной ширины автопоезда, что вызывает уширение проезжей части дороги. Если в проекте предусматриваются мероприятия, позволяющие увеличить высоту погрузки автопоезда против указанной в прим. 5 к табл. 24, то увеличение площади поперечного сечения коника производят за счет удлинения стоек. Увеличение ширины и высоты стоек коника подлежит согласованию с заводами-изготовителями транспортных средств и органами ГАИ МВД СССР. Если уширение коников или наращивание стоек не предусматривается, полезная нагрузка на автопоезд принимается с коэффициентом Кг. 4.1.3. Перевозка хлыстов или деревьев по автомобильным дорогам общего пользования может производиться только при согласовании с ГАИ МВД СССР. 4.1.4. Краткая техническая характеристика и условия применения лесоавтопоездов-хлыстовозов приведены в табл. 24. Таблица 24
Примечания: 1. Для автопоездов № 5 и 6 в числителе приведены показатели, при погрузке в лесу челюстными погрузчиками, в знаменателе - при самопогрузке гпдроманипуляторами, установленными на автопоезде. 2. Для перспективного двухкомплектного автопоезда № 9 в числителе приведены показатели при максимальном подъеме в грузовом направлении 30%0, в знаменателе - 60%0. 3. Полезную нагрузку на автопоезд при вывозке деревьев принимают с коэффициентами, учитывающими тип насаждений: елово-пихтовые - 0,8; смешанные - 0,85; сосновые и мягколиственные - 0,9. 4. Полезная нагрузка на автопоезд определена для хлыстов с объемным весом 800 кг/м3. При другом объемном весе полезная нагрузка на автопоезд определяется делением его грузоподъемности на объемный вес перевозимой древесины, значения которого следует принимать, кг/м3: для дуба и граба - 1030; клена, ясеня, бука, ильма - 960; лиственницы - 980; березы - 950; кедра и пихты - 870, сосны - 850, ольхи - 800, ели - 750, тополя - 650. 5. Высота стоек коника принята исходя из максимально допустимой высоты верхних концов стоек от поверхности дороги (3,5 м) в целях возможности использования на погрузке хлыстов серийных погрузчиков, обеспечивающих подъем пакета хлыстов от опорной поверхности на 3,8 м. 6. Перевозка хлыстов и деревьев по дорогам общего пользования автопоездами, габаритная ширина которых по конику превышает 2,5 м, а общая длина 20 м, может производиться только после согласования с органами дорожно-эксплуатационной службы и ГАИ. 7. При больших расстояниях вывозки против указанных в графе 15 необходимо переходить на работу транспорта по принципу "тяговых плеч". 8. Расстояния вывозки приняты при выполнении автопоездом одного рейса за смену. 9. Цифры в графе "Схема автопоезда" означают колесную формулу: первая цифра - общее число колес автопоезда, вторая - число ведущих колес. 4.2. Выбор лесовозного автопоезда для вывозки сортиментов, коротья и щепы4.2.1. Состав и параметры автопоездов (табл. 25) уточняются в зависимости от конкретных возможностей комплектования автопоезда или переоборудования автомобилей и прицепов. 4.2.2. Рекомендуемые автопоезда могут эксплуатироваться на дорогах общего пользования, поскольку их габариты соответствуют требованиям ГОСТ 9314-59 и "Правилам дорожного движения". Лесоавтопоезд-сортиментовоз с прицепом (10´4) и нагрузкой на ось 5,5 - 6 т (группа Б) может использоваться на всех автомобильных дорогах общей сети СССР. Остальные автопоезда предназначены для работы только на дорогах, проезжая часть которых рассчитана на пропуск автомобилей группы А. 4.2.3. Максимальный объем древесины (Vmax), который может быть уложен на автопоезд, определяют по формуле: где b - расстояние между стойками, м; h - полезная высота стоек, м; l - длина перевозимых сортиментов, м; n - число уложенных по длине платформы пакетов с учетом зазора между пакетами 0,3 - 0,5 м, шт.; К - коэффициент, учитывающий плотность укладки сортиментов, равный 0,7 - при погрузке в разнокомелицу; 0,5 - при погрузке без соблюдения порядка укладки. 4.2.4. Краткая техническая характеристика и условия применения автопоездов для вывозки сортиментов, коротья и щепы приведены в табл. 25.
Примечания: 1.В числителе приведены показатели при погрузке в лесу челюстными погрузчиками, в знаменателе - при самопогрузке гидроманипуляторами, установленными на автопоезде. 2. Контейнерные лесоавтопоезда применяются со сменными контейнерами (3 шт. на комплект). 3. Автопоезд № 10 применяется со сменными полуприцепами (2 шт. на автомобиль). 4. См. примечания 4 и 8 к табл. 24. 4.3. Часовая производительность автопоезда4.3.1. Часовую производительность автопоезда определяют по формуле: где 492 - продолжительность смены, мин; К1 - подготовительно-заключительное время на смену, равное 20 мин; Qпол - полезная нагрузка на автопоезд, м3; К2 - коэффициент, учитывающий потери рабочего времени, равный 0,9; , , - протяжение участков дороги (магистралей, веток, усов или участков с двух- или однополосным движением, с различным покрытием и т.п.), км; J1, J2, J3 - среднетехнические скорости движения по тем же участкам (принимаются по табл. 26), км/ч; Т2, Т3 - время пребывания автопоезда на погрузочном пункте и нижнем лесоскладе (принимается по табл. 27), мин. Таблица 26
Примечания: 1.К усовершенствованным типам покрытий отнесены цементно-бетонные, асфальтобетонные с поверхностной обработкой и сплошные ледяные; к переходным - копейные из железобетонных плит, щебеночные, гравийные, грунтощебеночные из оптимальных естественных смесей и снежные. 2. На магистралях с однополосным движением скорости движения принимают с понижающими коэффициентами: для усовершенствованных и переходных покрытий - 0,9; для грунтогравийных и деревогрунтовых - 0,8; на ветках - 0,7. Скорость движения на усах - 12 км/ч. Таблица 27
Примечания: 1. Грузоподъемность кранов на нижнем лесоскладе должна быть не меньше полезной нагрузки на автопоезд с целью разгрузки его в один прием. При разгрузке в несколько приемов время каждого принимается равным 6,5 мин. 2. В случае применения на погрузочно-разгрузочных операциях механизмов, не приведенных в таблице, затраты времени определяются расчетом. 3. Время на погрузку щеповозов при отсутствии сменных полуприцепов рассчитывает в зависимости от производительности погрузочных механизмов, которая принимается, м3/ч: для транспортеров - 25, для автопогрузчиков с ковшовым захватом и пневмопогрузчиков - 50. 4. Время на разгрузку щеповоза (10´4) - 25 мин. 4.3.2. Часовая производительность лесоавтопоездов при различных средних расстояниях вывозки (табл. 28 - 47) исчислена на основании следующих исходных данных: объемный вес древесины - 800 кг/м3; состав лесовозных дорог, принятый для определения времени хода при вывозке с лесосеки: магистраль - 80% от расстояния вывозки, ветка - 20% от расстояния вывозки, усы - 2 км, независимо от расстояния вывозки. При перевозке с промежуточных лесоскладов время хода определено из условия движения автопоезда по двухполосной магистрали; при перевозке хлыстов и сортиментов по магистралям или грузосборочным дорогам погрузка леса на автопоезда на промежуточных лесоскладах предусмотрена козловыми кранами; погрузка хлыстов и сортиментов на лесосеке производится челюстными погрузчиками, разгрузка - кранами в один прием; при вывозке щепы предусмотрены перецепка полуприцепа в пункте погрузки и саморазгрузка в пункте выгрузки, при вывозке коротья - смена контейнеров. 4.3.3. Производительность лесоавтопоездов на вывозке деревьев следует принимать по табл. 28 - 37 с коэффициентами: для елово-пихтовых насаждений - 0,80, для смешанных - 0,85, для сосновых и мягколиственных - 0,90. 4.3.4. Производительность лесоавтопоездов на вывозке сортиментов, коротья и щепы с промежуточных лесоскладов по однополосной магистрали принимается с коэффициентом 0,94. 4.3.5. При существенном отклонении полезной нагрузки на автопоезд, скорости движения, времени на погрузочно-разгрузочные работы или расстояния вывозки от показателей, представленных в таблицах, производительность автопоезда рассчитывают по формуле, приведенной в п. 4.3.1, с учетом конкретных условий проектирования. Таблица 28 Лесоавтопоезд-хлыстовоз (10´6) с полезной нагрузкой 15 м3 на вывозке хлыстов с лесосек при погрузке челюстными погрузчиками
Примечание. Для автопоезда, оборудованного гидроманипулятором, с полезной нагрузкой 13 м3 при самопогрузке производительность следует принимать с коэффициентом 0,87. Таблица 29 Лесоавтопоезд-хлыстовоз (10´6) с полезной нагрузкой 18,7 м3 на вывозке хлыстов с лесосек
Таблица 30 Лесоавтопоезд-хлыстовоз (10´6) с полезной нагрузкой 18,7 м3 на вывозке хлыстов с лесосек при погрузке челюстными погрузчиками
Примечание. Для автопоезда, оборудованного гидроманипулятором, с полезной нагрузкой 16,8 м3 при самопогрузке производительность следует принимать с коэффициентом 0,9. Таблица 31 Лесоавтопоезд-хлыстовоз (10´6) с полезной нагрузкой 28,6 м3 на вывозке хлыстов с лесосек
Таблица 32 Лесоавтопоезд-хлыстовоз (10´6) с полезной нагрузкой 31,2 м3
Таблица 33 Лесоавтопоезд-хлыстовоз (10´6) с полезной нагрузкой 31,9 м3 в числителе - на вывозке хлыстов с лесосек, в знаменателе - на перевозке хлыстов с промежуточного лесосклада по магистрали
Таблица 34 Лесоавтопоезд-хлыстовоз (10´6) с полезной нагрузкой 38,1 м3 в числителе - на вывозке хлыстов с лесосек, в знаменателе - на перевозке хлыстов с промежуточного лесосклада по магистрали
|